Профилактика правонарушений несовершеннолетних начинается в семье

2020-08-18T15:43:58.747Z
4 0

В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой. О том, кто находится в зоне риска, что могут сделать родители, чтобы уберечь ребенка и какие организации работают в этом направлении, читайте в нашей статье. 

Кто в зоне риска

Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ, дети и подростки совершают 3,9% преступлений от общего объема правонарушений. В 2019 году их количество в сравнении с 2018-м сократилось на 4,6% (с 43 553 до 41 548). И все же уровень подростковой преступности остается высоким.

Действующее законодательство предоставило детям права, которые они могут реализовать, начиная с 10 лет, а в 14 подростки уже могут быть привлечены к уголовной ответственности. 

В зоне риска находятся дети:

  • ранее совершившие преступления;
  • из неблагополучных семей;
  • попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые);
  • попавшие в запрещенные группировки и объединения;
  • мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками);
  • не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до занятия проституцией и убийства).

Поведение подростков, отличное от нормы, может иметь несколько форм:

  1. Неодобряемое: шалости, озорство, упрямство, непослушание.
  2. Порицаемое: редкое нарушение дисциплины, периодические драки, грубость и ложь. Вызывает осуждение родителей, учителей.
  3. Девиантное: лицемерие, лживость, эгоизм, агрессивное поведение, воровство и т. д.
  4. Предпреступное: зачатки деструктивного и криминального поведения (хулиганство, вымогательство, злостное нарушение дисциплины, увлечение алкоголем).
  5. Преступное: правонарушения и преступления.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.

Что еще можно посоветовать родителям, которые хотят уберечь ребенка:

  1. Максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
  2. Быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
  3. Ставить на первое место детей, а не карьеру.
  4. С раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
  5. Знать круг общения ребенка.

Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Какие органы занимаются профилактикой

ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет деятельность компетентных органов в профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков, которая прежде всего предупреждает безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений.

Безнадзорный ребенок — это ребенок, чьи родители или законные представители ненадлежащим образом его воспитывают и не ведут надзор за его поведением. Беспризорный ребенок — несовершеннолетний, не имеющий места жительства и пребывания.

Профилактика преступлений/правонарушений, а также безнадзорности/беспризорности детей заключается в реализации социальных, педагогических, правовых мер, направленных на снижение количества преступлений среди детей.

Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются:

  • комиссия ПДН;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы соцзащиты населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.);
  • ОВД;
  • органы здравоохранения;
  • органы по контролю над оборотом наркотиков;
  • органы по делам молодежи;
  • службы занятости.

Работа указанных органов по профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке.

Меры профилактики преступлений — это:

  1. Изучение условий проживания и воспитания ребенка и своевременное выявление вредного влияния на несовершеннолетнего со стороны членов его семьи.
  2. Ликвидация источников негативного воздействия на ребенка.
  3. Корректирующее влияние на ребенка с опасным и асоциальным поведением.

Основные задачи мер профилактики:

  • предупреждение правонарушений/преступлений детьми, выявление обстоятельств и способствующих этому причин;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • социальная и педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • выявление и пресечение преступных ситуаций, в которых могут оказаться дети.

Профилактические мероприятия

Каждая из перечисленных выше организаций может создавать обособленные подразделения для выполнения функций по профилактике детских правонарушений несовершеннолетних. Кроме установленных законом способов и методов предупреждения детской преступности, эти организации могут прорабатывать и собственные программы.

Главную роль в профилактике преступлений играет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Она проводит комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и интересов несовершеннолетних, выявляет и устраняет причины и условия для безнадзорности и беспризорности, правонарушений и противозаконных действий детей и подростков.

КДНиЗП — это специализированный госорган, обеспечивающий исправление ребенка в случаях и в порядке в соответствии с законами РФ. Так, комиссия по делам несовершеннолетних при освобождении подростка от уголовной ответственности может применять принудительные меры воспитательного характера (предупреждение; передача под надзор родителей или официальных представителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и т. д.).

Образовательные учреждения (школы, техникумы) составляют план мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков, в который входят:

  1. Выявление подростков в трудной жизненной ситуации и склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, а также тех, кто входит в неформальные молодежные организации; составление базы с именами детей, находящихся в зоне риска.
  2. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение проблемных детей.
  3. Психологическая помощь подросткам.
  4. Привлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к общественной работе и занятиям в кружках и секциях.
  5. Проведение творческих конкурсов, спортивных соревнований.
  6. Профориентационная работа: тестирование, беседы с представителями разных учебных учреждений.
  7. Работа с семьями, где воспитывают опекаемых детей (организация бесплатного питания; оформление льготных проездных; помощь в оформлении пособий; организация летнего отдыха; контроль досуга).

Органы и учреждения культуры, спорта и туризма привлекают трудных подростков к занятиям в художественных, технических, спортивных клубах, кружках и секциях; приобщают детей к культурным ценностям (для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проводят льготные или бесплатные экскурсии и организуют другие мероприятия). Также учреждения культуры проводят с несовершеннолетними правонарушителями спортивные и культурные мероприятия в стенах спецучреждений.

Уголовно-исполнительные инспекции работают с подразделениями по делам несовершеннолетних, регулярно обмениваясь данными.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, зачисляют сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в военные части (с согласия самого ребенка и органов опеки).

Общественные объединения организуют социальные проекты, такие как телефон доверия. Обратившись по нему, подростки, не нашедшие поддержки и понимания в семье и среди сверстников, получают профессиональные советы психологов. 


Читайте также
Комментарии (0)
2020-08-18T15:43:58.747Z
4 0

Профилактика правонарушений несовершеннолетних начинается в семье


В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой. О том, кто находится в зоне риска, что могут сделать родители, чтобы уберечь ребенка и какие организации работают в этом направлении, читайте в нашей статье. 

Кто в зоне риска

Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ, дети и подростки совершают 3,9% преступлений от общего объема правонарушений. В 2019 году их количество в сравнении с 2018-м сократилось на 4,6% (с 43 553 до 41 548). И все же уровень подростковой преступности остается высоким.

Действующее законодательство предоставило детям права, которые они могут реализовать, начиная с 10 лет, а в 14 подростки уже могут быть привлечены к уголовной ответственности. 

В зоне риска находятся дети:

  • ранее совершившие преступления;
  • из неблагополучных семей;
  • попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые);
  • попавшие в запрещенные группировки и объединения;
  • мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками);
  • не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до занятия проституцией и убийства).

Поведение подростков, отличное от нормы, может иметь несколько форм:

  1. Неодобряемое: шалости, озорство, упрямство, непослушание.
  2. Порицаемое: редкое нарушение дисциплины, периодические драки, грубость и ложь. Вызывает осуждение родителей, учителей.
  3. Девиантное: лицемерие, лживость, эгоизм, агрессивное поведение, воровство и т. д.
  4. Предпреступное: зачатки деструктивного и криминального поведения (хулиганство, вымогательство, злостное нарушение дисциплины, увлечение алкоголем).
  5. Преступное: правонарушения и преступления.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.

Что еще можно посоветовать родителям, которые хотят уберечь ребенка:

  1. Максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
  2. Быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
  3. Ставить на первое место детей, а не карьеру.
  4. С раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
  5. Знать круг общения ребенка.

Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Какие органы занимаются профилактикой

ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет деятельность компетентных органов в профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков, которая прежде всего предупреждает безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений.

Безнадзорный ребенок — это ребенок, чьи родители или законные представители ненадлежащим образом его воспитывают и не ведут надзор за его поведением. Беспризорный ребенок — несовершеннолетний, не имеющий места жительства и пребывания.

Профилактика преступлений/правонарушений, а также безнадзорности/беспризорности детей заключается в реализации социальных, педагогических, правовых мер, направленных на снижение количества преступлений среди детей.

Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются:

  • комиссия ПДН;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы соцзащиты населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.);
  • ОВД;
  • органы здравоохранения;
  • органы по контролю над оборотом наркотиков;
  • органы по делам молодежи;
  • службы занятости.

Работа указанных органов по профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке.

Меры профилактики преступлений — это:

  1. Изучение условий проживания и воспитания ребенка и своевременное выявление вредного влияния на несовершеннолетнего со стороны членов его семьи.
  2. Ликвидация источников негативного воздействия на ребенка.
  3. Корректирующее влияние на ребенка с опасным и асоциальным поведением.

Основные задачи мер профилактики:

  • предупреждение правонарушений/преступлений детьми, выявление обстоятельств и способствующих этому причин;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • социальная и педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • выявление и пресечение преступных ситуаций, в которых могут оказаться дети.

Профилактические мероприятия

Каждая из перечисленных выше организаций может создавать обособленные подразделения для выполнения функций по профилактике детских правонарушений несовершеннолетних. Кроме установленных законом способов и методов предупреждения детской преступности, эти организации могут прорабатывать и собственные программы.

Главную роль в профилактике преступлений играет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Она проводит комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и интересов несовершеннолетних, выявляет и устраняет причины и условия для безнадзорности и беспризорности, правонарушений и противозаконных действий детей и подростков.

КДНиЗП — это специализированный госорган, обеспечивающий исправление ребенка в случаях и в порядке в соответствии с законами РФ. Так, комиссия по делам несовершеннолетних при освобождении подростка от уголовной ответственности может применять принудительные меры воспитательного характера (предупреждение; передача под надзор родителей или официальных представителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и т. д.).

Образовательные учреждения (школы, техникумы) составляют план мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков, в который входят:

  1. Выявление подростков в трудной жизненной ситуации и склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, а также тех, кто входит в неформальные молодежные организации; составление базы с именами детей, находящихся в зоне риска.
  2. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение проблемных детей.
  3. Психологическая помощь подросткам.
  4. Привлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к общественной работе и занятиям в кружках и секциях.
  5. Проведение творческих конкурсов, спортивных соревнований.
  6. Профориентационная работа: тестирование, беседы с представителями разных учебных учреждений.
  7. Работа с семьями, где воспитывают опекаемых детей (организация бесплатного питания; оформление льготных проездных; помощь в оформлении пособий; организация летнего отдыха; контроль досуга).

Органы и учреждения культуры, спорта и туризма привлекают трудных подростков к занятиям в художественных, технических, спортивных клубах, кружках и секциях; приобщают детей к культурным ценностям (для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проводят льготные или бесплатные экскурсии и организуют другие мероприятия). Также учреждения культуры проводят с несовершеннолетними правонарушителями спортивные и культурные мероприятия в стенах спецучреждений.

Уголовно-исполнительные инспекции работают с подразделениями по делам несовершеннолетних, регулярно обмениваясь данными.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, зачисляют сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в военные части (с согласия самого ребенка и органов опеки).

Общественные объединения организуют социальные проекты, такие как телефон доверия. Обратившись по нему, подростки, не нашедшие поддержки и понимания в семье и среди сверстников, получают профессиональные советы психологов. 

Читайте также
Комментарии (0)