Почему нужно смотреть фильмы о людях с инвалидностью



Не так часто мы видим на широких экранах социальное кино. Между тем такие фильмы способны научить и детей, и взрослых таким важным качествам, как любовь, преданность, сопереживание, честность, вера в себя, целеустремленность. Доказательство тому – десятки кинолент, отобранных для показа на Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который недавно прошел в Москве. Эти истории предлагают зрителям честный, открытый, душевный разговор на очень непростые темы.

Фильм "Меня зовут Петя"

Кадр из фильма «Меня зовут Петя»

Эти фильмы могут менять жизнь человека, его отношение к другим и, может быть, даже окружение. Хотя мы и говорим, что фестиваль посвящен фильмам о людях с инвалидностью, на самом деле он просто о людях – об их непохожих судьбах, взаимоотношениях, переживаниях и, конечно, о любви, 

– говорит Денис Роза, директор кинофестиваля и руководитель РООИ «Перспектива» и фонда «Лучшие друзья». 

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов, возглавлявший жюри на одном из прошлых фестивалей, не раз высказывал мнение, что эти картины можно и нужно судить по критериям искусства, а не с точки зрения «медицинского подхода» и описания диагнозов: 

Это разнообразные темы, самобытный богатый материал, и общество должно знать, что существует часть жизни, о которой не принято говорить, и о том, что понятие нормы бывает растяжимым.

Многие истории, рассказанные кинематографистами, красной нитью объединяет тема независимости, самостоятельного выбора, свободного бытия, «полета над обстоятельствами», какими бы эти обстоятельства ни были. Человек с инвалидностью волен делать то же самое, что и все остальные люди: выбирать любимую профессию и водить машину, заниматься спортом и посещать кафе, любить, путешествовать, танцевать. Но признать за ним это право лишь промежуточная ступень общественного развития. Общество должно стремиться к идеальной вершине, где никто не замечает различий.

«А зачем мне это смотреть? И так жизнь тяжелая», – скажет иной зритель. Существует представление, что фильмы о людях с инвалидностью – беспросветные, печальные, с плохим концом. Но это всего лишь стереотип. Судите сами.

Картины на стекле

...Больничные боксы за стеклянными перегородками, искусственный воздух, металлический голос дежурной медсестры – тусклая реальность, в которой вдруг происходит нечто мистическое: внезапно гаснет свет. Оказывается, это балуется от скуки маленький мальчик по имени Петя, детдомовец с синдромом Дауна, которого «забыли» в больнице на два месяца. Мама, попавшая с двумя дочерями в инфекционное отделение, обнаруживает, что брошенный мальчик рисует цветными мелками на стекле поразительно яркие картины – деревья, цветы, солнце... Разве можно оставить в одиночестве крошечного волшебника, создающего такой удивительный мир? И она начинает рисовать вместе с ним. Но наутро не обнаруживает Петю в палате: он исчез в неизвестном направлении. А картину смыли...

И все-таки в финале фильма «Меня зовут Петя» брезжит слабый отсвет надежды: мама твердо решает найти малыша. История реального мальчика, которого и в жизни зовут Петя, легла в основу дипломной работы выпускницы режиссерского факультета ВГИК Дарьи Биневской. К счастью, теперь мальчик живет в приемной семье, и ему уже никто не запрещает рисовать. Дарья рассказала, что Петя оказался смышленым ребенком и прекрасно понял, что от него требуется:

Он работал на площадке даже лучше профессиональных артистов. Детей нужно знакомить со сверстниками с инвалидностью, они бывают уникальны, талантливы, и, общаясь с ними, можно понять все разнообразие мира. 

Неслучайно фильм получил награду в номинации «Лучший фильм о детях с инвалидностью».

Фильм "Меня зовут Петя"

Кадр из фильма «Меня зовут Петя»

Детский лагерь как колыбель революции

Многие из фильмов, не вошедшие в детскую программу фестиваля, тем не менее будут интересны не только взрослым, но и подросткам. Например, документальная лента «Особый лагерь: революция инвалидности», рассказывающая об истории движения за права людей с инвалидностью в США. Обычная лагерная смена для подростков превратилась в колыбель борьбы против сегрегации в обществе, «специальных» школ, родительской гиперопеки, отсутствия безбарьерной среды в городах. Начало 70-х годов прошлого века в США – бурлящее время антивоенных протестов, рок-н-ролла и хиппи, воздух, пропитанный свободой. Юные участники «Особого лагеря» решают: а чем мы хуже сверстников?

Наверное, зарождающееся движение засохло бы на корню, если бы не харизматичная девушка Джуди Хьюманн, сочинившая 504-ю поправку к закону, регламентирующую права и свободы людей с инвалидностью. Эту поправку отвергает правительство, считая, что пандусы и специальные лифты слишком дорого стоят, а пользоваться ими будут всего несколько человек. «Инвалидов у нас нет» – знакомая фраза, не правда ли?

Через несколько лет подросшие участники «Особого лагеря» идут с маршем на Вашингтон и устраивают забастовку в здании министерства здравоохранения. Они живут в коридорах, спят на полу, притом что многие из них на колясках или передвигаются с трудом. Противостояние длится 11 дней – до тех пор, пока министр не удостаивает забастовщиков внимания. Но обещать – не значит выполнить. Для безоговорочной победы потребовалось еще несколько лет.

Спустя годы Джуди Хьюманн, советник по правам людей с инвалидностью в департаменте США, находит затертую пленку о жизни в «Особом лагере». Вместе с постаревшими друзьями она посещает место, где когда-то был лагерь. Только его уже нет: вместо него лишь пустая земля да котлованы, вырытые бульдозерами. 

Мы учились выбирать, потому что кто-то всегда выбирал за нас. А теперь, пользуясь пандусами и подъемниками, мы думаем, что сделали больше, чем могли... 

– говорят герои фильма.

Фильм «Особый лагерь: революция инвалидности»

Кадр из фильма «Особый лагерь: революция инвалидности»

Непохожие и непобедимые

На протяжении всего кинофестиваля пронзительно, в полный голос звучит женская тема. Зачастую женщины, попав в жестокие обстоятельства, оказываются сильнее и выносливее мужчин. Как, например, Ольга Бунина, героиня фильма Александра Зиненко «Непобедимая», 15-кратная чемпионка мира по арм-рестлингу, самая сильная женщина на планете. В страшной аварии она потеряла любимого человека, утратила способность ходить самостоятельно. Но выстояла и стала не только отличной спортсменкой, но и матерью нескольких приемных детей. Теперь она работает инструктором в спортзале своего уральского села. И никогда не плачет, несмотря на то, что здоровье все чаще дает сбой. Она должна выстоять и сохранить мир и спокойствие в большой непростой семье...

Фильм «Непобедимая»

Кадр из фильма «Непобедимая»

Другой фильм на «женскую» тему – «Я – Ирина». Это небольшая короткометражка журналиста Татьяны Ротарь об Ирине Поволоцкой, актрисе, в один миг потерявшей зрение и слух. Преодолеть жестокую депрессию, отчаяние и нежелание жить героине помог мир театра: в свой спектакль ее и еще нескольких актеров с инвалидностью пригласил Евгений Миронов.

Фильм «Я – Ирина»

Кадр из фильма «Я – Ирина»

Недаром «Кино без барьеров» называют мостом не только между людьми с инвалидностью и без, но и между разными странами и культурами. Много ли мы знаем об Исландии? Фильм «Видеть невидимое» (Кристьян Кристьянссон, Бьярни Людвиксдоттир) рассказывает нам о 17 женщинах этой страны, по-северному неспешном и уютном стиле их жизни. Их всех объединяет проблема: расстройство аутистического спектра (РАС). У девочек редко диагностируют РАС, иногда этот диагноз не ставят даже взрослым женщинам, потому что они лучше умеют скрывать свои особенности, мимикрировать под мейнстрим жизненного уклада. Они прекрасно образованны, имеют дипломы и даже ученые степени, стильно одеты и причесаны. Но за внешним благополучием кроется невозможность общения с соседями и сослуживцами, болезненные конфликты и разрывы с мужьями, желание затаиться в раковине одиночества. Они не всегда подозревают о своем диагнозе и не получают необходимой помощи.

Одна из героинь рассказывает нам горькую историю о школьной травле, о том, как приглянувшийся ей парень отвез ее на лифте на вершину башни и оставил там в одиночестве. С тех пор она стала бояться людей. «Чтобы просто появиться перед вами, нам нужна неземная смелость», – признается другая героиня. Люди с РАС не всегда различают полутона, насмешки, двойные смыслы в человеческой речи. Нередко они становятся жертвами мошенников, насильников, попадают в сети наркоторговцев, и это сигнал для школьных учителей и родителей присмотреться к ребенку, непохожему на других, и вовремя защитить от предубеждений и отторжения окружающих.

Фильм «Видеть невидимое»

Кадр из фильма «Видеть невидимое»

Допеть песню до конца

Есть фильмы, которые, независимо от жанра, можно объединить в условную группу «истории мечты». Они о том, как герои ломают преграды и срывают джекпот, даже когда окружающие в один голос твердят им: ты слаб, ты не сможешь. Американский «Арахисовый сокол» (Тайлер Нильсон, Майкл Шварц) и чешская документальная картина «Две дороги» как раз такого рода. В первой не только герой, но и актер Зак Готтзаген прошел испытания на пути к выбранному призванию: он первый профессиональный актер с синдромом Дауна, причем учившийся в актерской школе. Это веселая, авантюрная история с невероятными приключениями, где все трюки исполняет сам Зак. И заканчивается она достойно: парень добивается цели, становится рестлером и побеждает борца-суперзвезду.

Фильм «Арахисовый сокол»

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Но если «Арахисовый сокол» типично голливудская продукция, то «Две дороги» (Радован Сибрт) – невыдуманный путевой дневник о том, как колесит по дорогам Чехии рок-группа «Тап-Тап», где все участники с тяжелыми формами инвалидности. Отважные музыканты не боятся ни физических неудобств, ни усталости, ни равнодушия публики. Томас, парень с аутизмом, – единственный участник, который может ходить, зато не в силах допеть свою песню до конца из-за страха и нервных срывов. Сколько раз обещали его выгнать из группы, но всегда принимали обратно – ведь песня-то хорошая! Наконец подросток исполняет свой номер без запинки и в награду слышит аплодисменты. «Две дороги» признаны самым жизнеутверждающим фильмом фестиваля...

Фильм «Две дороги»

Кадр из фильма «Две дороги»

Пронзительность и искренность – вот что отличает большинство фильмов фестиваля “Кино без барьеров”. Это человеческие истории о том, что радость жизни можно находить в разных ситуациях, 

– убежден Владимир Котт, председатель жюри, продюсер, сценарист и режиссер.

Конечно, выдержать целиком всю фестивальную программу в течение четырех дней невероятно трудно: фильмы требуют сосредоточенного погружения в непростые темы, вызывают глубокое сопереживание и даже шок. Но иначе где еще можно посмотреть социальное кино, в последнее время почти полностью исчезнувшее из кинопроката и с экранов телевидения? «Кино без барьеров» дает нам такую возможность, круто меняя наше сознание.

Источник фото: kinofest.org

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)