Как будут преподавать основы религии и светской этики. Мнение экспертов

2019-04-08T11:22:33.681Z
4 1

В разработке критериев преподавания школьникам основ религиозных культур и светской этики примут участие 8 округов страны.

18 марта в РИА состоялся круглый стол, на котором специалисты обсудили планы по усовершенствованию преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Планируется, что в разработке критериев преподавания в школах этого предмета примут участие учителя со всей страны.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) был включен в российскую школьную программу 1 апреля 2010 года и преподавался в 19 регионах страны. В остальных регионах его стали преподавать с 1 сентября 2012 года. Однако специалисты по сей день обсуждают, как сделать курс более эффективным, и рассказывают о том, зачем же ОРКСЭ нужен школьникам.

Предмет включает шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Ученики изучают любой из этих модулей по выбору.

Курс ОРКСЭ ставит перед собой несколько основных задач. Во-первых, познакомить учеников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики. Во-вторых, дать подросткам представление о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества. В-третьих, научить школьников общаться в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.   

Вопреки распространенному мнению, преподают курс не представители церкви, а светские педагоги. Их задача – рассказать о конфессиях, а не обратить детей в ту или иную религию. Несмотря на то, что дети выбирают определенный модуль, они все равно получают общее представления об остальных конфессиях. На последних уроках учащиеся готовят творческие работы по итогам изучения модуля.  

Мы видим, что на международной арене происходят различные события, связанные с ксенофобией и агрессией. Если бы между представителями религиозных организаций происходили диалоги, а детям рассказывали о различиях и сходствах конфессий, о том, почему религия должна нести в общество мир и согласие, то таких случаев бы не было. Этот курс должен передавать накопленный столетиями опыт. Это приведет к гармонизации межрелигиозных отношений в нашей стране, а также правильной работе государства с обществом и религиозными организациями, чтобы в России не было конфликтов на этой почве.

Андрей Третьяков, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления внутренней политики Администрации Президента РФ 

Это очень тонкая сфера, требующая скрупулезного регулирования в мелочах, хирургически тонкого подхода. Именно поэтому над этим трудится не только профильный департамент, но и мы, юристы, которые будем работать с нормой, все «упаковывать» и утверждать.

Светлана Нуждина, директор правового департамента Министерства просвещения России

Учебники

В 2010 году, когда только был запущен экспериментальный курс ОРКСЭ, появились первые учебные пособия по каждому из модулей. Однако каждый из них подвергся критике со стороны сотрудников Института философии РАН и экспертов Московского бюро по правам человека. Работа над пособиями ведется до сих пор. Каждый ученик, в зависимости от своего выбора, получает одно из шести учебных пособий. Каждое из них состоит из четырех блоков, связанных общими методологическими принципами.

У нас есть еще проблема. Когда мы работаем с конфессиональными площадками, они внутри себя не могут прийти к пониманию, какой именно учебник они готовы нам предложить. Это связано с тем, что они сами ведут дискуссию относительно учебных пособий. 

Светлана Нуждина, директор правового департамента Министерства просвещения России

Кадры

В 2012 году курс ОРКСЭ перестал быть экспериментальным и пришел во все российские школы. Сразу возникла проблема: у преподавателей почти не было работы. В 4-м классе под этот курс отведено всего 34 часа за весь учебный год. Возникла необходимость в более содержательной подготовке, чтобы помимо ОРКСЭ специалисты преподавали историю, литературу, МХК, изобразительное искусство, музыку и так далее. По словам специалистов, в нескольких педвузах уже появилась специальность бакалавра теологии.

Должны быть большие программы, связанные с повышением эффективности деятельности учителей по этим курсам. С другой стороны, у нас есть выпускники кафедр теологии. Но теолог без педагогического образования вряд ли сможет адекватно воспроизвести в четвертом классе те или иные ценности, которые он получил в рамках своей моноподготовки. Мы надеемся, что будут увеличиваться в объеме программы, связанные с повышением религиоведческой грамотности педагогов.

Павел Костылев, старший преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Поскольку курс ОРКСЭ проводят в 4-м классе, преподают его учителя начальной школы. После проведения курса в четвертом классе учитель берет первый и несколько лет не возвращается к модулю. Эксперты называют это «эффект спящего учителя». По их словам, в Москве в этом году свыше 5 000 педагогов прошли курсы повышения квалификации. Многие с опаской подходят к повторному преподаванию курса ОРКСЭ, утверждая, что потеряли навыки. 

В Москве создана ассоциация учителей православной культуры, в которую привлекаются педагоги, не преподающие конфессиональный модуль в конкретный год (в данном случае православную культуру). Педагогов стараются привлечь к участию в мероприятиях, которые связаны с российской историей, культурой и религией. Ассоциация предлагает методические услуги, помощь, консультации, семинары для учителей, желающих сохранить полученные знания и не растерять навыки. 

Ассоциация предлагает московским учителям пройти добровольную общественную аттестацию в рамках основ православной культуры. Процесс стартовал в декабре, учителя поначалу единично проходили аттестацию, теперь же формируются в группы по округам. 

Учитель, проходя аттестацию, защищает свою практику преподавания. В Москве существует Московская электронная школа, где педагог может загрузить как атомарный контент, так и целый сценарий уроков. Он представляет все успешные наработки и проекты, которые реализовал в своих классах. Также он имеет возможность ответить на базовые вопросы. Потом он получает комментарии представителей конфессий о том, компетентно ли он понимает, что такое религиозная культура и как ее можно адаптировано и понятно преподать учащимся четвертых классов, чтобы не перегрузить их или не дать информацию искаженно. 

Иеромонах Онисим, председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии

Концепцию обсудят федеральные округа

По словам экспертов, в этом году в концептуальной разработке критериев эффективности ОРКСЭ и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) будет участвовать 8 федеральных округов. Обсуждения начнутся 10 апреля в санкт-петербургском Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. Позже к дискуссии присоединятся Пермь, Челябинск, Благовещенск, Кызыл, Омск, Симферополь и Дербент.

В конце года мы вновь проведем итоговую конференцию специалистов. По результатам годовой работы в регионах мы сможем собрать опыт лучших практик, лучшего информационного учебно-методического сопровождения этих курсов. И, надеемся, сможем подготовить рекомендации для превращения ОДНКНР в осмысленный, целостный, завершенный курс или систему курсов, которые смогут эффективно продолжать ту работу, которая была во многом заложена в результате реализации ОРКСЭ.

Павел Костылев, старший преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Читайте также
Комментарии (1)

Как будут преподавать основы религии и светской этики. Мнение экспертов

4 1

2019-04-08T11:22:33.681Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

В разработке критериев преподавания школьникам основ религиозных культур и светской этики примут участие 8 округов страны.

18 марта в РИА состоялся круглый стол, на котором специалисты обсудили планы по усовершенствованию преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Планируется, что в разработке критериев преподавания в школах этого предмета примут участие учителя со всей страны.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) был включен в российскую школьную программу 1 апреля 2010 года и преподавался в 19 регионах страны. В остальных регионах его стали преподавать с 1 сентября 2012 года. Однако специалисты по сей день обсуждают, как сделать курс более эффективным, и рассказывают о том, зачем же ОРКСЭ нужен школьникам.

Предмет включает шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Ученики изучают любой из этих модулей по выбору.

Курс ОРКСЭ ставит перед собой несколько основных задач. Во-первых, познакомить учеников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики. Во-вторых, дать подросткам представление о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества. В-третьих, научить школьников общаться в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.   

Вопреки распространенному мнению, преподают курс не представители церкви, а светские педагоги. Их задача – рассказать о конфессиях, а не обратить детей в ту или иную религию. Несмотря на то, что дети выбирают определенный модуль, они все равно получают общее представления об остальных конфессиях. На последних уроках учащиеся готовят творческие работы по итогам изучения модуля.  

Мы видим, что на международной арене происходят различные события, связанные с ксенофобией и агрессией. Если бы между представителями религиозных организаций происходили диалоги, а детям рассказывали о различиях и сходствах конфессий, о том, почему религия должна нести в общество мир и согласие, то таких случаев бы не было. Этот курс должен передавать накопленный столетиями опыт. Это приведет к гармонизации межрелигиозных отношений в нашей стране, а также правильной работе государства с обществом и религиозными организациями, чтобы в России не было конфликтов на этой почве.

Андрей Третьяков, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления внутренней политики Администрации Президента РФ 

Это очень тонкая сфера, требующая скрупулезного регулирования в мелочах, хирургически тонкого подхода. Именно поэтому над этим трудится не только профильный департамент, но и мы, юристы, которые будем работать с нормой, все «упаковывать» и утверждать.

Светлана Нуждина, директор правового департамента Министерства просвещения России

Учебники

В 2010 году, когда только был запущен экспериментальный курс ОРКСЭ, появились первые учебные пособия по каждому из модулей. Однако каждый из них подвергся критике со стороны сотрудников Института философии РАН и экспертов Московского бюро по правам человека. Работа над пособиями ведется до сих пор. Каждый ученик, в зависимости от своего выбора, получает одно из шести учебных пособий. Каждое из них состоит из четырех блоков, связанных общими методологическими принципами.

У нас есть еще проблема. Когда мы работаем с конфессиональными площадками, они внутри себя не могут прийти к пониманию, какой именно учебник они готовы нам предложить. Это связано с тем, что они сами ведут дискуссию относительно учебных пособий. 

Светлана Нуждина, директор правового департамента Министерства просвещения России

Кадры

В 2012 году курс ОРКСЭ перестал быть экспериментальным и пришел во все российские школы. Сразу возникла проблема: у преподавателей почти не было работы. В 4-м классе под этот курс отведено всего 34 часа за весь учебный год. Возникла необходимость в более содержательной подготовке, чтобы помимо ОРКСЭ специалисты преподавали историю, литературу, МХК, изобразительное искусство, музыку и так далее. По словам специалистов, в нескольких педвузах уже появилась специальность бакалавра теологии.

Должны быть большие программы, связанные с повышением эффективности деятельности учителей по этим курсам. С другой стороны, у нас есть выпускники кафедр теологии. Но теолог без педагогического образования вряд ли сможет адекватно воспроизвести в четвертом классе те или иные ценности, которые он получил в рамках своей моноподготовки. Мы надеемся, что будут увеличиваться в объеме программы, связанные с повышением религиоведческой грамотности педагогов.

Павел Костылев, старший преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Поскольку курс ОРКСЭ проводят в 4-м классе, преподают его учителя начальной школы. После проведения курса в четвертом классе учитель берет первый и несколько лет не возвращается к модулю. Эксперты называют это «эффект спящего учителя». По их словам, в Москве в этом году свыше 5 000 педагогов прошли курсы повышения квалификации. Многие с опаской подходят к повторному преподаванию курса ОРКСЭ, утверждая, что потеряли навыки. 

В Москве создана ассоциация учителей православной культуры, в которую привлекаются педагоги, не преподающие конфессиональный модуль в конкретный год (в данном случае православную культуру). Педагогов стараются привлечь к участию в мероприятиях, которые связаны с российской историей, культурой и религией. Ассоциация предлагает методические услуги, помощь, консультации, семинары для учителей, желающих сохранить полученные знания и не растерять навыки. 

Ассоциация предлагает московским учителям пройти добровольную общественную аттестацию в рамках основ православной культуры. Процесс стартовал в декабре, учителя поначалу единично проходили аттестацию, теперь же формируются в группы по округам. 

Учитель, проходя аттестацию, защищает свою практику преподавания. В Москве существует Московская электронная школа, где педагог может загрузить как атомарный контент, так и целый сценарий уроков. Он представляет все успешные наработки и проекты, которые реализовал в своих классах. Также он имеет возможность ответить на базовые вопросы. Потом он получает комментарии представителей конфессий о том, компетентно ли он понимает, что такое религиозная культура и как ее можно адаптировано и понятно преподать учащимся четвертых классов, чтобы не перегрузить их или не дать информацию искаженно. 

Иеромонах Онисим, председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии

Концепцию обсудят федеральные округа

По словам экспертов, в этом году в концептуальной разработке критериев эффективности ОРКСЭ и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) будет участвовать 8 федеральных округов. Обсуждения начнутся 10 апреля в санкт-петербургском Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. Позже к дискуссии присоединятся Пермь, Челябинск, Благовещенск, Кызыл, Омск, Симферополь и Дербент.

В конце года мы вновь проведем итоговую конференцию специалистов. По результатам годовой работы в регионах мы сможем собрать опыт лучших практик, лучшего информационного учебно-методического сопровождения этих курсов. И, надеемся, сможем подготовить рекомендации для превращения ОДНКНР в осмысленный, целостный, завершенный курс или систему курсов, которые смогут эффективно продолжать ту работу, которая была во многом заложена в результате реализации ОРКСЭ.

Павел Костылев, старший преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Читайте также
Комментарии (1)