Современные тимуровцы. Организация волонтерского движение в школе

2018-10-11T11:03:00.000Z
536 0

Как организовать и какую работу дать детям. Рассказывает педагог.

Привычные формы воспитательной работы – классный час, беседа, тематический вечер, игра и прочие – пользуются у наших педагогов заслуженной популярностью. Однако иногда более эффективными могут оказаться новые, нестандартные варианты. Один из них – волонтерство. Добровольческая деятельность имеет более чем тысячелетнюю историю, однако после того, как ушли в прошлое гайдаровские тимуровцы, в российских школах волонтерство так и не стало общепринятой практикой. Но сострадание, взаимопомощь и ответственное отношению к всему, что нас окружает, остаются актуальными во все времена. Кстати, 2018 год объявлен в России годом добровольца. Прекрасный повод дать детям возможность попробовать себя в этом качестве.

Что такое волонтерство?

Волонтерство в самом широком понимании включает любую добровольную и безвозмездную общественно-значимую деятельность. При этом от того, что обычно называют собственно общественной деятельностью, волонтерская отличается своей ориентацией на помощь остронуждающимся. Социальное волонтерство, подразумевающее помощь бездомным людям и животным, пожилым или тяжелобольным людям, инвалидам, воспитанникам детских домов, а также тем, кто пострадал в результате социальных или природных катаклизмов, безусловно, является самым популярным. Но есть и другие варианты. Это также довольно распространенное экологическое волонтерство (забота об окружающей среде), культурно-просветительское (сохранение культурного наследия) и даже арт-волонтерство, объединяющее людей творческих профессий, и так далее. 

Волонтер не получает за свой труд денежного вознаграждения, но приобретает нечто иное: в первую очередь – нравственное удовлетворение от своей работы, а также возможность реализовать творческий потенциал и лидерские качества, завести новые знакомства, получить новые знания и навыки.

Воспитание и развитие

Организация волонтерского движения с участием школьников будет преследовать те же цели, что и более традиционные формы воспитательной работы. В первую очередь это формирование определенного мировоззрения. Опыт бескорыстной помощи другим, тем, кто в этом нуждается позволяет осознать ценность доброты, милосердия и участия. Способствует волонтерская деятельность и развитию активной жизненной позиции, умения брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Кроме того, участвуя в различных волонтерских проектах, школьники могут приобрести множество полезных навыков (как исключительно практических, так и, например, коммуникативные. Будем помнить, наконец, и о таких вещах, как профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Волонтерская деятельность может быть не связана напрямую с проблемами экологии или ЗОЖ, однако она по умолчанию располагает к бережному отношению не только к другим людям или животным, но и к природе, а также к собственному физическому и психоэмоциональному состоянию. 

Эффективность волонтерства как формы воспитательной работы трудно отрицать, но, чтобы достичь перечисленных выше целей, нужно соблюсти ряд условий.

Добрая воля

Прежде всего должны соблюдаться основные принципы волонтерства, в особенности главный из них – отсутствие принуждения. Особенно это важно в работе с подростками, жестко реагирующими на любую обязаловку. Крайне важно заинтересовать детей, сделать так, чтобы они не только с удовольствием участвовали в волонтерском движении, но и предлагали свои идеи, выступали инициаторами новых проектов. 

Неплохой способ увлечь детей волонтерской работой – обратиться к уже упомянутой советской классике. Предложите для внеклассного чтения того же Гайдара, посмотрите фильм, расскажите историю создания книги и ее влияния на юных читателей. Не исключено, что после этого предложение заняться чем-то подобным в реальности будет встречено школьниками с большим энтузиазмом. 

Есть и более современные и «взрослые» варианты. Например, с 2014 года в России проходит кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа». Попробуйте посмотреть с детьми ленты победителей – может быть, язык современного социального кино окажется им ближе. Множество других книг и фильмов, как художественных, так и документальных, вы найдете на интернет-ресурсах, посвященных волонтерству. 

Что дальше?

Допустим, интерес к волонтерской работе появился, и не только у педагогов. Если вы хотите создать добровольческое движение в школе с нуля, стоит тщательно продумать формальную сторону. Начать можно с небольшой команды активных ребят, но затем круг волонтеров может расширяться. Кроме «ядра» появится «периферия», и для каждой группы в зависимости от степени вовлеченности должны действовать свои правила и ставиться свои задачи. Стоит взять пример с организаторов «взрослых» добровольческих движений. Как правило, они рады любой помощи, причем как регулярной, так и эпизодической или даже разовой. Например, волонтерам детского хосписа «Дом с маяком» его руководство предлагает не только общаться с пациентами, но и участвовать в проведении мероприятий, фотографировать, работать с документами или на складе, развозить на грузы и так далее. Возможностей много, а ограничение по большому счету одно – придерживаться установленных в организации правил. 

Следующий шаг (а в некоторых ситуациях и первый) – выбор направления деятельности. Иногда он бывает продиктован какими-то внешними обстоятельствами. Через дорогу от вашей школы находится нуждающееся в помощи социальное учреждение? Используйте эту возможность, чтобы вовлечь школьников в новый проект. Если же такого очевидного варианта нет, выбор можно предоставить самим учащимся, в особенности старшего возраста. 

К разработке положения о волонтерстве, памятки или кодекса волонтера, организации волонтерской школы, где желающие могли бы получить нужную информацию или приобрести необходимые навыки, также можно привлечь самих школьников, используя в качестве образцов уже существующие документы и программы (их можно найти на сайтах крупных волонтерских движений и переделать под свои нужды). В таком деле, как волонтерство, инициативность и самостоятельность учеников будут кстати, ваша задача, поощряя их активность, направлять в нужную сторону и держать в границах разумного.

Растет ребенок – растет ответственность

Несколько слов о возрастных группах. В волонтерской работе можно участвовать в любом возрасте, от пяти до девяноста пяти. Конечно, ученики начальной школы не смогут заниматься волонтерством самостоятельно (нижняя граница в этом случае – четырнадцать лет), но есть вещи, с которыми успешно справятся и они: нарисуют открытки для дома престарелых, соберут макулатуру, подготовят праздничную программу для ветеранов на День Победы… Старшеклассникам подойдут и более серьезные задачи. Например, не только нарисовать и подписать открытки, но и провести в пользу дома престарелых сбор вещей, благотворительный вечер или ярмарку. К тому же чем старше дети, тем больше правды о неприглядных сторонах нашей жизни им можно открыть, не боясь нанести травму. Шестнадцатилетние подростки могут быть даже волонтерами в хосписах – правда, с письменного согласия родителей (кстати, поддержкой родителей необходимо заручиться в любом случае). 

Общее дело

Как мы уже говорили, в волонтерской работе могут участвовать все – по мере своих сил, возможностей и желания. Активные и заинтересованные ученики могут подключить своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это очень кстати, ведь всегда есть задачи, которые по плечу только взрослым. Постарайтесь сделать так, чтобы действительно важная и ответственная (не обязательно сложная) работа нашлась каждому. И, между прочим, вы можете поинтересоваться – может быть, кто-то из родных ваших учеников уже располагает опытом волонтерства и согласится помочь вам советом. 

Если нет, не огорчайтесь. Перенять полезный опыт можно и у коллег, уже организовавших волонтерские движения в других школах. Расстояние не помеха – современные технологии вам помогут. Кроме того, в любом крупном городе можно найти действующие «взрослые» волонтерские организации и предложить им сотрудничество. В вашем регионе наверняка есть свои добровольческие группы; мы назовем только пару примеров организаций, представленных во всей России или, по крайней мере, в значительной ее части.

«Лиза Алерт», «Старость в радость» и другие

Благотворительный фонд «Старость в радость» вырос из волонтерского движения, зародившегося более десяти лет назад. Его основательница Лиза Олескина посетила один сельский дом престарелых во время фольклорной практики и не смогла оставить его обитателей без участия и помощи. В фонде не так много постоянных сотрудников, однако волонтерами за минувшее время успели стать более двадцати тысяч человек. 

Конечная цель фонда довольно амбициозна – создать в стране такую систему помощи, которой сможет воспользоваться каждый пожилой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. В настоящее время добровольцы навещают стариков, проводят для них концерты, пишут письма и отправляют открытки к праздникам, собирают средства на ремонт и медицинскую помощь… Деятельность фонда затронула уже более двадцати регионов России, и его руководство всегда готово поддержать местные инициативы. Участвуют в волонтерской работе и школьники. Кто знает, может быть, повзрослев, юные волонтеры создадут что-то столь же впечатляющее, как сама Лиза Олескина? 

Работа фонда «Старость в радость» освещается в СМИ, но до сих пор далеко не все, кто мог бы к ней присоединиться, слышали о такой возможности. А вот о поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» наверняка знают многие – в первую очередь из объявлений, которые волонтеры размещают в интернете и расклеивают на улицах. Главное направление деятельности отряда – поиск пропавших без вести. За несколько лет работы волонтеры нашли живыми более двадцати тысяч пропавших; местные подразделения появились в сорока регионах. Конечно, непосредственно участвовать в поисках подросткам рано. Но некоторые школы помогают волонтерам иначе – например, проводят благотворительные ярмарки, а на собранные средства закупают необходимое для поисковых отрядов оборудование. Еще одна очень интересная инициатива – так называемая «Школа безопасности». Инструкторы из числа волонтеров выступают в школах и детских садах, рассказывая детям о том, как не потеряться в городе или в лесу и не попасть в беду. Проводится работа и с родителями. 

Волонтерство входит и в список направлений работы Российского движения школьников, общественно-государственной детско-юношеской организации, цель которой – развитие и воспитание подрастающего поколения. РДШ сотрудничает с Ассоциацией волонтерских центров, координирующей работу волонтерских движений в России. Список членов ассоциации весьма внушителен и охватывает почти шестьдесят регионов страны. 

Итак, волонтерская работа может научить школьников бескорыстно помогать другим и трудиться на благо общества, проявлять инициативу и в то же время придерживаться правил, легко налаживать контакт и в то же время быть чуткими и внимательными. К тому же даже не очень взрослые волонтеры способны принести этому миру самую настоящую пользу. В число несомненных плюсов волонтерства входит и возможность выбрать из множества вариантов именно ту деятельность, которая придется школьникам по душе. А разобраться, что к чему, поможет опыт волонтеров со стажем, тех, для кого помощь нуждающимся стала образом жизни.


Читайте также
Комментарии (0)
2018-10-11T11:03:00.000Z
536 0

Современные тимуровцы. Организация волонтерского движение в школе


Как организовать и какую работу дать детям. Рассказывает педагог.

Привычные формы воспитательной работы – классный час, беседа, тематический вечер, игра и прочие – пользуются у наших педагогов заслуженной популярностью. Однако иногда более эффективными могут оказаться новые, нестандартные варианты. Один из них – волонтерство. Добровольческая деятельность имеет более чем тысячелетнюю историю, однако после того, как ушли в прошлое гайдаровские тимуровцы, в российских школах волонтерство так и не стало общепринятой практикой. Но сострадание, взаимопомощь и ответственное отношению к всему, что нас окружает, остаются актуальными во все времена. Кстати, 2018 год объявлен в России годом добровольца. Прекрасный повод дать детям возможность попробовать себя в этом качестве.

Что такое волонтерство?

Волонтерство в самом широком понимании включает любую добровольную и безвозмездную общественно-значимую деятельность. При этом от того, что обычно называют собственно общественной деятельностью, волонтерская отличается своей ориентацией на помощь остронуждающимся. Социальное волонтерство, подразумевающее помощь бездомным людям и животным, пожилым или тяжелобольным людям, инвалидам, воспитанникам детских домов, а также тем, кто пострадал в результате социальных или природных катаклизмов, безусловно, является самым популярным. Но есть и другие варианты. Это также довольно распространенное экологическое волонтерство (забота об окружающей среде), культурно-просветительское (сохранение культурного наследия) и даже арт-волонтерство, объединяющее людей творческих профессий, и так далее. 

Волонтер не получает за свой труд денежного вознаграждения, но приобретает нечто иное: в первую очередь – нравственное удовлетворение от своей работы, а также возможность реализовать творческий потенциал и лидерские качества, завести новые знакомства, получить новые знания и навыки.

Воспитание и развитие

Организация волонтерского движения с участием школьников будет преследовать те же цели, что и более традиционные формы воспитательной работы. В первую очередь это формирование определенного мировоззрения. Опыт бескорыстной помощи другим, тем, кто в этом нуждается позволяет осознать ценность доброты, милосердия и участия. Способствует волонтерская деятельность и развитию активной жизненной позиции, умения брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Кроме того, участвуя в различных волонтерских проектах, школьники могут приобрести множество полезных навыков (как исключительно практических, так и, например, коммуникативные. Будем помнить, наконец, и о таких вещах, как профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Волонтерская деятельность может быть не связана напрямую с проблемами экологии или ЗОЖ, однако она по умолчанию располагает к бережному отношению не только к другим людям или животным, но и к природе, а также к собственному физическому и психоэмоциональному состоянию. 

Эффективность волонтерства как формы воспитательной работы трудно отрицать, но, чтобы достичь перечисленных выше целей, нужно соблюсти ряд условий.

Добрая воля

Прежде всего должны соблюдаться основные принципы волонтерства, в особенности главный из них – отсутствие принуждения. Особенно это важно в работе с подростками, жестко реагирующими на любую обязаловку. Крайне важно заинтересовать детей, сделать так, чтобы они не только с удовольствием участвовали в волонтерском движении, но и предлагали свои идеи, выступали инициаторами новых проектов. 

Неплохой способ увлечь детей волонтерской работой – обратиться к уже упомянутой советской классике. Предложите для внеклассного чтения того же Гайдара, посмотрите фильм, расскажите историю создания книги и ее влияния на юных читателей. Не исключено, что после этого предложение заняться чем-то подобным в реальности будет встречено школьниками с большим энтузиазмом. 

Есть и более современные и «взрослые» варианты. Например, с 2014 года в России проходит кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа». Попробуйте посмотреть с детьми ленты победителей – может быть, язык современного социального кино окажется им ближе. Множество других книг и фильмов, как художественных, так и документальных, вы найдете на интернет-ресурсах, посвященных волонтерству. 

Что дальше?

Допустим, интерес к волонтерской работе появился, и не только у педагогов. Если вы хотите создать добровольческое движение в школе с нуля, стоит тщательно продумать формальную сторону. Начать можно с небольшой команды активных ребят, но затем круг волонтеров может расширяться. Кроме «ядра» появится «периферия», и для каждой группы в зависимости от степени вовлеченности должны действовать свои правила и ставиться свои задачи. Стоит взять пример с организаторов «взрослых» добровольческих движений. Как правило, они рады любой помощи, причем как регулярной, так и эпизодической или даже разовой. Например, волонтерам детского хосписа «Дом с маяком» его руководство предлагает не только общаться с пациентами, но и участвовать в проведении мероприятий, фотографировать, работать с документами или на складе, развозить на грузы и так далее. Возможностей много, а ограничение по большому счету одно – придерживаться установленных в организации правил. 

Следующий шаг (а в некоторых ситуациях и первый) – выбор направления деятельности. Иногда он бывает продиктован какими-то внешними обстоятельствами. Через дорогу от вашей школы находится нуждающееся в помощи социальное учреждение? Используйте эту возможность, чтобы вовлечь школьников в новый проект. Если же такого очевидного варианта нет, выбор можно предоставить самим учащимся, в особенности старшего возраста. 

К разработке положения о волонтерстве, памятки или кодекса волонтера, организации волонтерской школы, где желающие могли бы получить нужную информацию или приобрести необходимые навыки, также можно привлечь самих школьников, используя в качестве образцов уже существующие документы и программы (их можно найти на сайтах крупных волонтерских движений и переделать под свои нужды). В таком деле, как волонтерство, инициативность и самостоятельность учеников будут кстати, ваша задача, поощряя их активность, направлять в нужную сторону и держать в границах разумного.

Растет ребенок – растет ответственность

Несколько слов о возрастных группах. В волонтерской работе можно участвовать в любом возрасте, от пяти до девяноста пяти. Конечно, ученики начальной школы не смогут заниматься волонтерством самостоятельно (нижняя граница в этом случае – четырнадцать лет), но есть вещи, с которыми успешно справятся и они: нарисуют открытки для дома престарелых, соберут макулатуру, подготовят праздничную программу для ветеранов на День Победы… Старшеклассникам подойдут и более серьезные задачи. Например, не только нарисовать и подписать открытки, но и провести в пользу дома престарелых сбор вещей, благотворительный вечер или ярмарку. К тому же чем старше дети, тем больше правды о неприглядных сторонах нашей жизни им можно открыть, не боясь нанести травму. Шестнадцатилетние подростки могут быть даже волонтерами в хосписах – правда, с письменного согласия родителей (кстати, поддержкой родителей необходимо заручиться в любом случае). 

Общее дело

Как мы уже говорили, в волонтерской работе могут участвовать все – по мере своих сил, возможностей и желания. Активные и заинтересованные ученики могут подключить своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это очень кстати, ведь всегда есть задачи, которые по плечу только взрослым. Постарайтесь сделать так, чтобы действительно важная и ответственная (не обязательно сложная) работа нашлась каждому. И, между прочим, вы можете поинтересоваться – может быть, кто-то из родных ваших учеников уже располагает опытом волонтерства и согласится помочь вам советом. 

Если нет, не огорчайтесь. Перенять полезный опыт можно и у коллег, уже организовавших волонтерские движения в других школах. Расстояние не помеха – современные технологии вам помогут. Кроме того, в любом крупном городе можно найти действующие «взрослые» волонтерские организации и предложить им сотрудничество. В вашем регионе наверняка есть свои добровольческие группы; мы назовем только пару примеров организаций, представленных во всей России или, по крайней мере, в значительной ее части.

«Лиза Алерт», «Старость в радость» и другие

Благотворительный фонд «Старость в радость» вырос из волонтерского движения, зародившегося более десяти лет назад. Его основательница Лиза Олескина посетила один сельский дом престарелых во время фольклорной практики и не смогла оставить его обитателей без участия и помощи. В фонде не так много постоянных сотрудников, однако волонтерами за минувшее время успели стать более двадцати тысяч человек. 

Конечная цель фонда довольно амбициозна – создать в стране такую систему помощи, которой сможет воспользоваться каждый пожилой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. В настоящее время добровольцы навещают стариков, проводят для них концерты, пишут письма и отправляют открытки к праздникам, собирают средства на ремонт и медицинскую помощь… Деятельность фонда затронула уже более двадцати регионов России, и его руководство всегда готово поддержать местные инициативы. Участвуют в волонтерской работе и школьники. Кто знает, может быть, повзрослев, юные волонтеры создадут что-то столь же впечатляющее, как сама Лиза Олескина? 

Работа фонда «Старость в радость» освещается в СМИ, но до сих пор далеко не все, кто мог бы к ней присоединиться, слышали о такой возможности. А вот о поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» наверняка знают многие – в первую очередь из объявлений, которые волонтеры размещают в интернете и расклеивают на улицах. Главное направление деятельности отряда – поиск пропавших без вести. За несколько лет работы волонтеры нашли живыми более двадцати тысяч пропавших; местные подразделения появились в сорока регионах. Конечно, непосредственно участвовать в поисках подросткам рано. Но некоторые школы помогают волонтерам иначе – например, проводят благотворительные ярмарки, а на собранные средства закупают необходимое для поисковых отрядов оборудование. Еще одна очень интересная инициатива – так называемая «Школа безопасности». Инструкторы из числа волонтеров выступают в школах и детских садах, рассказывая детям о том, как не потеряться в городе или в лесу и не попасть в беду. Проводится работа и с родителями. 

Волонтерство входит и в список направлений работы Российского движения школьников, общественно-государственной детско-юношеской организации, цель которой – развитие и воспитание подрастающего поколения. РДШ сотрудничает с Ассоциацией волонтерских центров, координирующей работу волонтерских движений в России. Список членов ассоциации весьма внушителен и охватывает почти шестьдесят регионов страны. 

Итак, волонтерская работа может научить школьников бескорыстно помогать другим и трудиться на благо общества, проявлять инициативу и в то же время придерживаться правил, легко налаживать контакт и в то же время быть чуткими и внимательными. К тому же даже не очень взрослые волонтеры способны принести этому миру самую настоящую пользу. В число несомненных плюсов волонтерства входит и возможность выбрать из множества вариантов именно ту деятельность, которая придется школьникам по душе. А разобраться, что к чему, поможет опыт волонтеров со стажем, тех, для кого помощь нуждающимся стала образом жизни.

Читайте также
Комментарии (0)