Как прививать отзывчивость детям в начальной школе. Советы педагога

2019-07-31T16:10:13.684Z
6 0

Дети часто приходят к нам жаловаться на тех, кто их обидел, а о тех, кто проявляет к ним доброту и оказывает поддержку, рассказывают гораздо реже. С детства родители акцентируют внимание детей на негативных поступках сверстников. Забирая малыша из садика, мама спрашивает: «Тебя никто не обижал?» И он начинает вспоминать, кто ему говорил, или делал что-либо плохое. Автор статьи, учитель начальных классов Мария Кудряшова, поделилась с нами собственным опытом использования в классе игровых приемов, которые способствуют воспитанию в детях «новых людей», видящих в каждом человеке положительное.

Похвала – инструмент предупреждения нервных срывов

Родители редко спрашивают своих детей о том, как и кто проявляет к ним доброту, например: «Кто тебе сегодня сказал что-то приятное, кто позвал играть?» Такие вопросы не задают в силу нашего менталитета. А потом дети становятся взрослыми, не умеющими видеть внимательное отношение к себе и выказывать благодарность, возникают конфликтные ситуации из-за того, что одного не похвалили за старание, другого не поблагодарили за услугу и так далее.

Обиженные и не догадываются о том, что их «не увидели»: большинство людей считает, что проявленная ими доброта − естественная форма поведения. При таком подходе нарушается равновесие: если тебе сделали плохо − ты бурно проявляешь эмоции, а если хорошо, то так и должно быть. Это приводит к эмоционально-энергетическому дисбалансу, провоцирующему нервные срывы.

Приемы воспитания внимательного отношения друг к другу

Что мешает нам внести коррективы в устоявшиеся правила? Я уже веду в классе работу по научению ребят внимательному отношению друг к другу. Отмечу, что целенаправленное использование в работе несложных игр помогает детям не только успешно социализироваться, но и учит не допускать многие конфликтные ситуации, прививает навыки наблюдательности, развивает чуткость и умение жить и работать в коллективе. Расскажу о некоторых из них.

Ромашка

Как только ребята научились писать, у нас в классе появилась необычная ромашка: стебель выточен из дерева и оформлен зеленой гофрированной бумагой, бутон сделан из пластиковой бутылки, серединка – из картона, лепестки – из бумаги. На лепестки мы в течение всей недели приклеиваем стикеры с добрыми пожеланиями друг другу, делая акцент на своих наблюдениях за товарищами, выясняем, кому чего не хватает. В пятницу я раздаю ребятам стикеры с пожеланиями одноклассников. Во время этого мероприятия дети испытывают двойную радость: от полученных пожеланий и от того, что сами доставляют радость одноклассникам.

Практика показывает, что дети с удовольствием пишут пожелания тем, к кому испытывают симпатию или друзьям, но не у всех в классе они есть. Учителю очень важно видеть тех детей, которые остаются «в тени», без внимания одноклассников. Я пишу таким детям пожелания сама – меняю почерк, допускаю ошибки, чтобы тот, о ком не подумали сверстники, ни о чем не догадался. Как же сияют лица моих учеников, когда они получают пожелания! Каждую пятницу они с благодарностью друг к другу и с теплотой в сердце уходят на выходные. Со временем я тоже становлюсь счастливым обладателем теплых пожеланий.

Важный момент, который нельзя оставить без внимания. Дети не всегда корректно формулируют свои пожелания, могут даже ранить посланием: «Я желаю Макару перестать ковырять в носу», «Желаю Тане не получать больше двойки». Послания на стикерах могут касаться и личного, если ребенок, например, делился с одноклассниками семейными проблемами. Нужно учить детей формулировать свои обращения, избегая негативных моментов («Желаю Тане учиться на четыре и пять»), учить тактичности, объяснять, что не стоит затрагивать моменты, которые могут расстроить и обидеть того, к кому ты обращаешься.

Игра «Ромашка» нравится абсолютно всем моим ученикам: они с удовольствием пишут пожелания, следят за изменением количества стикеров на ромашке и, конечно, очень ждут пятницы, когда каждый ребенок получает пожелания с цветка и убеждается, что о нем помнят, ему сопереживают. Кроме того, эта игра способствует не только развитию эмпатии у детей, но и формированию грамотной речи.

Добрый поступок

У нас в классе есть кармашек, в котором лежат маленькие листочки. Замечая за кем-то из одноклассников или за собой (а почему бы и нет) добрый поступок, ребята записывают его и кладут в кармашек. В конце недели эти листочки мы переносим в магнитный альбом, листая который, дети испытывают чувство гордости за свои дела и благодарность за то, что их заметили другие.

Фиксирование добрых поступков требует от детей проявления инициативы, поэтому не все ученики принимают участие в игре. Я решаю этот вопрос так: ненавязчиво мотивирую своих учеников присоединиться к наполнению кармашка: предлагаю необычные фигурные листочки для записи, красивые ручки, напоминаю о добром поступке, который был совершен и не отмечен, или предлагаю сделать что-то приятное для одноклассников.

Важно, чтобы игра не переросла в соревнование под названием «Я самый добрый», когда развивается не доброта и внимание, а собственное эго. Поэтому в конце недели мы не подсчитываем добрые дела каждого ученика, а радуемся общему количеству записей в магнитном альбоме.

«Добро побеждает зло»

Суть этого игрового приема заключается в том, что маленькими листочками с записью о добром деле надо за определенный период заклеить большие рисунки с изображением недостойных поступков, которые рисуют сами ребята.

Чтобы успеть «победить зло», мои ученики стали более внимательны друг к другу. Они часто подходят ко мне сообщить о добром поступке своего товарища. В ходе игры вырабатывается навык наблюдательности и привычка замечать добрые дела.

Стенд «Мое настроение»

Я объяснила детям, что поведение людей зависит от их настроения. Если человек делает что-то плохое, это не значит, что он плохой. Можно все изменить, повлияв на настроение задиры и драчуна. Для этого бывает достаточно ему улыбнуться, предложить вместе поиграть, помочь в чем-то, угостить.

Но мы не всегда знаем, что у кого-то из нас плохое настроение. Это очевидно лишь тогда, когда ребенок в плохом настроении начинает его проявлять: дерется, плачет, обзывается. Чтобы до этого дело не доходило, я предложила каждое утро обозначать каждому свое настроение на стенде, который сделали родители моих учеников. Я подготовила различные смайлики: улыбающиеся, смеющиеся, грустные, спокойные. Ребята, приходя в класс, сразу берут из кармашка на стенде смайлик, соответствующий их настроению, и вставляют его в кармашек со своим именем. В течение дня ребенок может заменить смайл, если его настроение изменилось.

В первые дни появления в классе стенда «Мое настроение» дети активно выставляли смайлики, меняли их. Каждую перемену я предлагала начать с обращения к стенду. Видя грустные смайлики на стенде, я обращала на них внимание детей, сама пыталась поднять настроение тому, кто оставил грустный смайлик, и искренне радовалась, когда он все же менялся на позитивный. Следуя моему примеру, советам, дети начали поддерживать друг друга и стараться, чтобы на стенде к концу дня не осталось смайлов, обозначающих негативные эмоции. Так ребята учатся понимать и поддерживать одноклассников, а не «вешать ярлыки».

Эта игра способствует и погашению агрессии. Когда ребенок испытывает злость и выставляет гневный смайлик, то на него очень быстро реагируют. Реагирую и я, если вижу, что настроение ребенка, который этот смайл оставил,через некоторое время не становится лучше. Конечно, игра не привела к искоренению драк между мальчиками, но значительно уменьшило их количество.

Отмечу интересный факт. Некоторые ребята оставляют на стенде грустную мордашку даже после того, как одноклассники и я обратили на них внимание и постарались изменить их настроение. Я это назвала игрой в «Царевну Несмеяну». С такими «Несмеянами» я провожу индивидуальные беседы о важности умения быть благодарным, а в программе нашего внеклассного общения есть тема «Что такое благодарность».

Конечно, не каждый ученик ежедневно обращается к стенду. Это объясняется и дефицитом времени на переменах, и отсутствием активной личной позиции отдельных детей. Но все же, большинство ребят полюбили эту игру.  


Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-31T16:10:13.684Z
6 0

Как прививать отзывчивость детям в начальной школе. Советы педагога


Мария Кудряшова
Подписаться

Дети часто приходят к нам жаловаться на тех, кто их обидел, а о тех, кто проявляет к ним доброту и оказывает поддержку, рассказывают гораздо реже. С детства родители акцентируют внимание детей на негативных поступках сверстников. Забирая малыша из садика, мама спрашивает: «Тебя никто не обижал?» И он начинает вспоминать, кто ему говорил, или делал что-либо плохое. Автор статьи, учитель начальных классов Мария Кудряшова, поделилась с нами собственным опытом использования в классе игровых приемов, которые способствуют воспитанию в детях «новых людей», видящих в каждом человеке положительное.

Похвала – инструмент предупреждения нервных срывов

Родители редко спрашивают своих детей о том, как и кто проявляет к ним доброту, например: «Кто тебе сегодня сказал что-то приятное, кто позвал играть?» Такие вопросы не задают в силу нашего менталитета. А потом дети становятся взрослыми, не умеющими видеть внимательное отношение к себе и выказывать благодарность, возникают конфликтные ситуации из-за того, что одного не похвалили за старание, другого не поблагодарили за услугу и так далее.

Обиженные и не догадываются о том, что их «не увидели»: большинство людей считает, что проявленная ими доброта − естественная форма поведения. При таком подходе нарушается равновесие: если тебе сделали плохо − ты бурно проявляешь эмоции, а если хорошо, то так и должно быть. Это приводит к эмоционально-энергетическому дисбалансу, провоцирующему нервные срывы.

Приемы воспитания внимательного отношения друг к другу

Что мешает нам внести коррективы в устоявшиеся правила? Я уже веду в классе работу по научению ребят внимательному отношению друг к другу. Отмечу, что целенаправленное использование в работе несложных игр помогает детям не только успешно социализироваться, но и учит не допускать многие конфликтные ситуации, прививает навыки наблюдательности, развивает чуткость и умение жить и работать в коллективе. Расскажу о некоторых из них.

Ромашка

Как только ребята научились писать, у нас в классе появилась необычная ромашка: стебель выточен из дерева и оформлен зеленой гофрированной бумагой, бутон сделан из пластиковой бутылки, серединка – из картона, лепестки – из бумаги. На лепестки мы в течение всей недели приклеиваем стикеры с добрыми пожеланиями друг другу, делая акцент на своих наблюдениях за товарищами, выясняем, кому чего не хватает. В пятницу я раздаю ребятам стикеры с пожеланиями одноклассников. Во время этого мероприятия дети испытывают двойную радость: от полученных пожеланий и от того, что сами доставляют радость одноклассникам.

Практика показывает, что дети с удовольствием пишут пожелания тем, к кому испытывают симпатию или друзьям, но не у всех в классе они есть. Учителю очень важно видеть тех детей, которые остаются «в тени», без внимания одноклассников. Я пишу таким детям пожелания сама – меняю почерк, допускаю ошибки, чтобы тот, о ком не подумали сверстники, ни о чем не догадался. Как же сияют лица моих учеников, когда они получают пожелания! Каждую пятницу они с благодарностью друг к другу и с теплотой в сердце уходят на выходные. Со временем я тоже становлюсь счастливым обладателем теплых пожеланий.

Важный момент, который нельзя оставить без внимания. Дети не всегда корректно формулируют свои пожелания, могут даже ранить посланием: «Я желаю Макару перестать ковырять в носу», «Желаю Тане не получать больше двойки». Послания на стикерах могут касаться и личного, если ребенок, например, делился с одноклассниками семейными проблемами. Нужно учить детей формулировать свои обращения, избегая негативных моментов («Желаю Тане учиться на четыре и пять»), учить тактичности, объяснять, что не стоит затрагивать моменты, которые могут расстроить и обидеть того, к кому ты обращаешься.

Игра «Ромашка» нравится абсолютно всем моим ученикам: они с удовольствием пишут пожелания, следят за изменением количества стикеров на ромашке и, конечно, очень ждут пятницы, когда каждый ребенок получает пожелания с цветка и убеждается, что о нем помнят, ему сопереживают. Кроме того, эта игра способствует не только развитию эмпатии у детей, но и формированию грамотной речи.

Добрый поступок

У нас в классе есть кармашек, в котором лежат маленькие листочки. Замечая за кем-то из одноклассников или за собой (а почему бы и нет) добрый поступок, ребята записывают его и кладут в кармашек. В конце недели эти листочки мы переносим в магнитный альбом, листая который, дети испытывают чувство гордости за свои дела и благодарность за то, что их заметили другие.

Фиксирование добрых поступков требует от детей проявления инициативы, поэтому не все ученики принимают участие в игре. Я решаю этот вопрос так: ненавязчиво мотивирую своих учеников присоединиться к наполнению кармашка: предлагаю необычные фигурные листочки для записи, красивые ручки, напоминаю о добром поступке, который был совершен и не отмечен, или предлагаю сделать что-то приятное для одноклассников.

Важно, чтобы игра не переросла в соревнование под названием «Я самый добрый», когда развивается не доброта и внимание, а собственное эго. Поэтому в конце недели мы не подсчитываем добрые дела каждого ученика, а радуемся общему количеству записей в магнитном альбоме.

«Добро побеждает зло»

Суть этого игрового приема заключается в том, что маленькими листочками с записью о добром деле надо за определенный период заклеить большие рисунки с изображением недостойных поступков, которые рисуют сами ребята.

Чтобы успеть «победить зло», мои ученики стали более внимательны друг к другу. Они часто подходят ко мне сообщить о добром поступке своего товарища. В ходе игры вырабатывается навык наблюдательности и привычка замечать добрые дела.

Стенд «Мое настроение»

Я объяснила детям, что поведение людей зависит от их настроения. Если человек делает что-то плохое, это не значит, что он плохой. Можно все изменить, повлияв на настроение задиры и драчуна. Для этого бывает достаточно ему улыбнуться, предложить вместе поиграть, помочь в чем-то, угостить.

Но мы не всегда знаем, что у кого-то из нас плохое настроение. Это очевидно лишь тогда, когда ребенок в плохом настроении начинает его проявлять: дерется, плачет, обзывается. Чтобы до этого дело не доходило, я предложила каждое утро обозначать каждому свое настроение на стенде, который сделали родители моих учеников. Я подготовила различные смайлики: улыбающиеся, смеющиеся, грустные, спокойные. Ребята, приходя в класс, сразу берут из кармашка на стенде смайлик, соответствующий их настроению, и вставляют его в кармашек со своим именем. В течение дня ребенок может заменить смайл, если его настроение изменилось.

В первые дни появления в классе стенда «Мое настроение» дети активно выставляли смайлики, меняли их. Каждую перемену я предлагала начать с обращения к стенду. Видя грустные смайлики на стенде, я обращала на них внимание детей, сама пыталась поднять настроение тому, кто оставил грустный смайлик, и искренне радовалась, когда он все же менялся на позитивный. Следуя моему примеру, советам, дети начали поддерживать друг друга и стараться, чтобы на стенде к концу дня не осталось смайлов, обозначающих негативные эмоции. Так ребята учатся понимать и поддерживать одноклассников, а не «вешать ярлыки».

Эта игра способствует и погашению агрессии. Когда ребенок испытывает злость и выставляет гневный смайлик, то на него очень быстро реагируют. Реагирую и я, если вижу, что настроение ребенка, который этот смайл оставил,через некоторое время не становится лучше. Конечно, игра не привела к искоренению драк между мальчиками, но значительно уменьшило их количество.

Отмечу интересный факт. Некоторые ребята оставляют на стенде грустную мордашку даже после того, как одноклассники и я обратили на них внимание и постарались изменить их настроение. Я это назвала игрой в «Царевну Несмеяну». С такими «Несмеянами» я провожу индивидуальные беседы о важности умения быть благодарным, а в программе нашего внеклассного общения есть тема «Что такое благодарность».

Конечно, не каждый ученик ежедневно обращается к стенду. Это объясняется и дефицитом времени на переменах, и отсутствием активной личной позиции отдельных детей. Но все же, большинство ребят полюбили эту игру.  

Читайте также
Комментарии (0)