Могла ли «оловянная чума» стать причиной поражения армии Наполеона?

2019-04-03T09:27:38.157Z
1 1

«Открытая лабораторная» - это в первую очередь просветительский проект, направленный на популяризацию науки и научного знания. Так же создатели проекта ставят перед собой амбициозную цель – развенчание мифов, предрассудков и расхожих ошибочных представлений в обществе. Акция проходит в форме теста, ответить на вопросы можно было как в специально оборудованных центрах, так и в сети.

Мероприятие состоялось 9 февраля этого года, в нем приняли участи более 100 тысяч человек, на обработку всех полученных материалов ушло практически два месяца. Проверить свои знаниями смогли не только взрослые, но и школьники. Итоги акции позволяют нам понять, на сколько популярно научное знание, как часто участники подвержены «научным мифам», а также сделать другие, иногда неожиданные, выводы.

Когда мы придумывали эту акцию, первым слоганом было «Проверь свою картину мира». Научная грамотность – это то, насколько представления о мире соответствуют современным научным знаниям. Например, 30-40 лет назад нейробиологи считали, что нервные клетки не восстанавливаются. Это не было мифом. Сегодня исследования мозга дают совершенно другую картину: и по тому, что происходит с клетками, и по нейродегенеративным заболеваниям. Совершенно революционные вести приходят о болезни Альцгеймера. Почти в каждой научной области есть такие прорывы. То, что 30 лет назад нам рассказывали в школе, к сегодняшнему дню могло измениться. Поэтому изначально эта акция была для взрослых. И это же ответ на вопрос, почему школьники часто лучше справляются. У них голова не забита старыми установками и мифами, к которым привыкли взрослые

Ольга Орлова, соавтор «Открытой лабораторной»

Немного цифр

Примерно 92 процента участников были из России, остальные из зарубежных стран. В этом году к акции присоединились 29 государств. Большая часть участников проходили тест онлайн. Интересно то, что девушек среди участников было заметно больше, нежели мужчин – 55 и 45 процентов соответственно. В России было открыто 265 площадок в 150 населенных пунктах, в акции участвовало 100 университетов. 

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 25, средний балл по результатам всех участников – 11,35. Участие в акции совершенно добровольное.

Кто участвовал

Согласно собранным данным, большинство участников акции имеют неоконченное среднее образование, это преимущественно школьники: из них 44 процента – представители старших классов, а 56 процентов - это учащиеся в возрасте 15 лет и младше. Конечно, эти данные – неравномерны для разных площадок. Так, например, на московские площадки пришло всего 20 процентов старшеклассников. Похожая ситуация была и в Ростове-на-Дону.

В оффлайне почти три четверти участников моложе 20 лет. Большая часть – школьники. В онлайне же средний возраст составил 27 лет. Это немного другое дело, потому что здесь к нам пришли люди с высшим образованием

Владимир Губайловский, математик, научный редактор, автор заданий и завлаб «Открытой лабораторной»


Где проходила акция

Оффлайн - столицей «Открытой Лаборатории» - то есть флагманом акции – стала вовсе не Москва (хотя онлайн именно в этом городе зарегистрировалось больше всего человек), а Екатеринбург и Свердловская область, где собралось 12% от общего числа участников. На втором месте по количеству – Москва. Далее в порядке убывания: Омск, Ростов-на-Дону (тут самая молодая аудитория), Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Улан-Удэ, Челябинск, Тамбов, Нижний Тагил, Чита, Владивосток.

Что касается зарубежных участников, то 4 площадки были открыты в Казахстане, еще две – в Индии (в Ченнаи и Дели), где тоже участвовало много школьников (лабораторную перевели на английский язык).

Вопросы, на которые ответили все, и на которые не ответил никто

Сама лабораторная включает в себя 25 заданий, за верное решение каждого полагается 1 балл. Таким образом, 25 баллов – максимальный результат. Задания делятся на две части: 12 вопросов с ответами «да/нет» и 13 вопросов с вариантами выбора. Все участники, сдав работы, имели возможность обсудить ответы с учеными.

Самым легким вопросом из первой половины заданий оказался: «Левитация – фантастическая технология?». Практически все ответили верно, и действительно - это давно не фантазия, а работающая технология. Больше всего трудностей создал вопрос: «Электричество может передаваться по проводам без потерь?» Практически никто не ответил, что это возможно.  

Самым простым из вопросов второй части стал: «Каким элементом определяется цвет крови человека?» Практически все ответили: «железом». Наиболее сложным оказался вопрос про оловянную чуму - это вопрос об одной гипотезе из книги «Пуговицы наполеона». Ученые химики предположили, что одной из причин поражения армии Наполеона стала именно оловянная чума, ведь действительно на холоде олово теряет устойчивость и рассыпается. Но ученые ошиблись и участникам нужно было решить, почему? Верным ответ лежал на поверхности – для «великой армии» пуговицы делались со свинцом, а потому они были не подвержены морозам.

Нет человека, который является специалистом во всех областях. Даже если вы – прекрасный химик или физик, вы наверняка ошибетесь в географии. Поэтому, отвечая на вопросы, приходится опираться на какую-то свою картину мира. Вопросы для нашей лабораторной – не самоцель, а повод поговорить. Люди интенсивно размышляют над тем или иным вопросом, отвечают, а позже узнают у ученого правильный ответ. Этому ученому надо дать возможность многое рассказать. И поэтому вопросы подбираются очень специальным образом.

Владимир Губайловский, математик, научный редактор, автор заданий и завлаб «Открытой лабораторной»

Как поощряли участников


Для отличников акции было заготовлено 2000 книг от одного из российских издательств, рюкзаки и подарки от нескольких телеканалов. Все участники получили в подарок наклейки и электронные книги.

Каждая площадка старалась подготовить призы и сувениры, чтобы наградить всех, а не только отличников. Мы обычно поощряем всех, особенно тех, кто приходит семьями. Но мы не хотим наращивать количество призов, это сильно изменит дух акции. «Открытая лабораторная» - это больше, чем викторина. Викторина – только первая часть. Когда она заканчивается, начинается дополнительная программа. Каждая площадка сама ее придумывает. Например, в парке «Зарядье» была лекция известного биолога Александра Панчина. Многие пришли именно на нее. 

Евгений Насыров, руководитель проекта «Открытая лабораторная»

В заключение

Как показали итоги акции, школьники со многими заданиями справляются намного лучше, нежели взрослые, но это скорее всего говорит о том, что у них еще сохранились «свежие» знания, а кроме того, они не подвержены мифам и стереотипам, которые плотно засели в головах взрослых, не смотря на то, что многие из них были развенчаны наукой.

Подобные акции очень нужны нашему обществу, они позволяют заинтересовать ребят и увлечь их интересными темами, вызвать на диалог, дают возможность встретиться и пообщаться с учеными, возможно, кого-то подтолкнут к выбору будущей профессии. Очень радует, что вскоре в проекте смогут принять участие и ученики младших классов - по словам организаторов проекта, к апрелю они готовят акцию, связанную с любимыми героями современных детских мультфильмов.

Если Вы так же хотите проверить свои знания, а также найти ответы на неожиданные вопросы – то проходите тест «Открытой лабораторной», он доступен по ссылке.


Читайте также
Комментарии (1)
2019-04-03T09:27:38.157Z
1 1

Могла ли «оловянная чума» стать причиной поражения армии Наполеона?


«Открытая лабораторная» - это в первую очередь просветительский проект, направленный на популяризацию науки и научного знания. Так же создатели проекта ставят перед собой амбициозную цель – развенчание мифов, предрассудков и расхожих ошибочных представлений в обществе. Акция проходит в форме теста, ответить на вопросы можно было как в специально оборудованных центрах, так и в сети.

Мероприятие состоялось 9 февраля этого года, в нем приняли участи более 100 тысяч человек, на обработку всех полученных материалов ушло практически два месяца. Проверить свои знаниями смогли не только взрослые, но и школьники. Итоги акции позволяют нам понять, на сколько популярно научное знание, как часто участники подвержены «научным мифам», а также сделать другие, иногда неожиданные, выводы.

Когда мы придумывали эту акцию, первым слоганом было «Проверь свою картину мира». Научная грамотность – это то, насколько представления о мире соответствуют современным научным знаниям. Например, 30-40 лет назад нейробиологи считали, что нервные клетки не восстанавливаются. Это не было мифом. Сегодня исследования мозга дают совершенно другую картину: и по тому, что происходит с клетками, и по нейродегенеративным заболеваниям. Совершенно революционные вести приходят о болезни Альцгеймера. Почти в каждой научной области есть такие прорывы. То, что 30 лет назад нам рассказывали в школе, к сегодняшнему дню могло измениться. Поэтому изначально эта акция была для взрослых. И это же ответ на вопрос, почему школьники часто лучше справляются. У них голова не забита старыми установками и мифами, к которым привыкли взрослые

Ольга Орлова, соавтор «Открытой лабораторной»

Немного цифр

Примерно 92 процента участников были из России, остальные из зарубежных стран. В этом году к акции присоединились 29 государств. Большая часть участников проходили тест онлайн. Интересно то, что девушек среди участников было заметно больше, нежели мужчин – 55 и 45 процентов соответственно. В России было открыто 265 площадок в 150 населенных пунктах, в акции участвовало 100 университетов. 

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 25, средний балл по результатам всех участников – 11,35. Участие в акции совершенно добровольное.

Кто участвовал

Согласно собранным данным, большинство участников акции имеют неоконченное среднее образование, это преимущественно школьники: из них 44 процента – представители старших классов, а 56 процентов - это учащиеся в возрасте 15 лет и младше. Конечно, эти данные – неравномерны для разных площадок. Так, например, на московские площадки пришло всего 20 процентов старшеклассников. Похожая ситуация была и в Ростове-на-Дону.

В оффлайне почти три четверти участников моложе 20 лет. Большая часть – школьники. В онлайне же средний возраст составил 27 лет. Это немного другое дело, потому что здесь к нам пришли люди с высшим образованием

Владимир Губайловский, математик, научный редактор, автор заданий и завлаб «Открытой лабораторной»

Где проходила акция

Оффлайн - столицей «Открытой Лаборатории» - то есть флагманом акции – стала вовсе не Москва (хотя онлайн именно в этом городе зарегистрировалось больше всего человек), а Екатеринбург и Свердловская область, где собралось 12% от общего числа участников. На втором месте по количеству – Москва. Далее в порядке убывания: Омск, Ростов-на-Дону (тут самая молодая аудитория), Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Улан-Удэ, Челябинск, Тамбов, Нижний Тагил, Чита, Владивосток.

Что касается зарубежных участников, то 4 площадки были открыты в Казахстане, еще две – в Индии (в Ченнаи и Дели), где тоже участвовало много школьников (лабораторную перевели на английский язык).

Вопросы, на которые ответили все, и на которые не ответил никто

Сама лабораторная включает в себя 25 заданий, за верное решение каждого полагается 1 балл. Таким образом, 25 баллов – максимальный результат. Задания делятся на две части: 12 вопросов с ответами «да/нет» и 13 вопросов с вариантами выбора. Все участники, сдав работы, имели возможность обсудить ответы с учеными.

Самым легким вопросом из первой половины заданий оказался: «Левитация – фантастическая технология?». Практически все ответили верно, и действительно - это давно не фантазия, а работающая технология. Больше всего трудностей создал вопрос: «Электричество может передаваться по проводам без потерь?» Практически никто не ответил, что это возможно.  

Самым простым из вопросов второй части стал: «Каким элементом определяется цвет крови человека?» Практически все ответили: «железом». Наиболее сложным оказался вопрос про оловянную чуму - это вопрос об одной гипотезе из книги «Пуговицы наполеона». Ученые химики предположили, что одной из причин поражения армии Наполеона стала именно оловянная чума, ведь действительно на холоде олово теряет устойчивость и рассыпается. Но ученые ошиблись и участникам нужно было решить, почему? Верным ответ лежал на поверхности – для «великой армии» пуговицы делались со свинцом, а потому они были не подвержены морозам.

Нет человека, который является специалистом во всех областях. Даже если вы – прекрасный химик или физик, вы наверняка ошибетесь в географии. Поэтому, отвечая на вопросы, приходится опираться на какую-то свою картину мира. Вопросы для нашей лабораторной – не самоцель, а повод поговорить. Люди интенсивно размышляют над тем или иным вопросом, отвечают, а позже узнают у ученого правильный ответ. Этому ученому надо дать возможность многое рассказать. И поэтому вопросы подбираются очень специальным образом.

Владимир Губайловский, математик, научный редактор, автор заданий и завлаб «Открытой лабораторной»

Как поощряли участников


Для отличников акции было заготовлено 2000 книг от одного из российских издательств, рюкзаки и подарки от нескольких телеканалов. Все участники получили в подарок наклейки и электронные книги.

Каждая площадка старалась подготовить призы и сувениры, чтобы наградить всех, а не только отличников. Мы обычно поощряем всех, особенно тех, кто приходит семьями. Но мы не хотим наращивать количество призов, это сильно изменит дух акции. «Открытая лабораторная» - это больше, чем викторина. Викторина – только первая часть. Когда она заканчивается, начинается дополнительная программа. Каждая площадка сама ее придумывает. Например, в парке «Зарядье» была лекция известного биолога Александра Панчина. Многие пришли именно на нее. 

Евгений Насыров, руководитель проекта «Открытая лабораторная»

В заключение

Как показали итоги акции, школьники со многими заданиями справляются намного лучше, нежели взрослые, но это скорее всего говорит о том, что у них еще сохранились «свежие» знания, а кроме того, они не подвержены мифам и стереотипам, которые плотно засели в головах взрослых, не смотря на то, что многие из них были развенчаны наукой.

Подобные акции очень нужны нашему обществу, они позволяют заинтересовать ребят и увлечь их интересными темами, вызвать на диалог, дают возможность встретиться и пообщаться с учеными, возможно, кого-то подтолкнут к выбору будущей профессии. Очень радует, что вскоре в проекте смогут принять участие и ученики младших классов - по словам организаторов проекта, к апрелю они готовят акцию, связанную с любимыми героями современных детских мультфильмов.

Если Вы так же хотите проверить свои знания, а также найти ответы на неожиданные вопросы – то проходите тест «Открытой лабораторной», он доступен по ссылке.

Читайте также
Комментарии (1)