В Москве обсудили острые углы проекта «Образование» и стандарты PISA

Wed Dec 05 2018 11:05:45 GMT+0000 (GMT)
1 0 68

В ходе обсуждения на межрегиональном семинаре «Управление проектами в реализации государственных программ развития образования в регионах России: логистика, проектные команды, экспертиза» специалисты в числе прочих вопросов затронули национальный проект «Образование».

Проект «Образование»

- Про национальный проект «Образование» все прочитали, - уверяет директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. – Всем интереснее, как, за счет каких мероприятий и денежных средств будут достигаться результаты, которые обозначены в национальном проекте. Я этого сказать не могу, потому что еще ничего не утверждено. Это не значит, что экспертная группа не проделала тяжелую и большую работу. Будем надеяться, что проекты в том виде, в котором они будут утверждены, принесут максимальную пользу. В первую очередь это будет зависеть от того, как федеральные проекты будут реализовываться на местах. 

- У нас принята стратегия пространственного развития России, - рассказывает директор Центра образовательных программ ФИРО РАНХиГС Ольга Фиофанова. – Тому пример – разработка государственной программы развития образования в городе Москве «Столичное образование», которая была увязана с показателем социально-экономического развития столицы в связи с той задачей, что Москва должна войти в десятку инновационных городов мира. И поэтому целевые показатели, которые вошли в государственную программу развития образования, в том числе были интегрированы с программой социально-экономического развития территории столицы. Мы такую интеграцию показателей можем наблюдать и в программах развития образования других регионов России. 

Проект «Молодые профессионалы», бюджет и центры образовательного развития 

- Уже сейчас каждому региону необходимо решить серьезный вопрос, - объясняет Максим Дулинов. – Реализовав то или иное мероприятие в своем региональном компоненте федерального проекта, мы получаем некий продукт: «Кванториум», «Сириус» и так далее. На это тратятся федеральные деньги. Но вся жизнь после проекта полностью происходит за счет бюджета субъекта. И вот тут самая большая проблема – как сбалансировать бюджеты, потому что главам субъектов нужно реализовать все национальные проекты, а не один. И здесь ряд мероприятий не может обойтись без внутренних неких решений, которые, может быть, напрямую не связаны с приоритетным проектом. Но сделать их точно придется, иначе будет тяжело даже в регионах, в которых сбалансирован бюджет.  

Одно из ответвлений нацпроекта – «Молодые профессионалы», направленное на развитие среднего образования. Это создание центров опережающей подготовки, мастерских и так далее. Но, думаю, когда вы начнете накладывать это на свою региональную сеть, то поймете, что, скорее всего, она не отвечает тем требованиям, которые необходимо решить. Она будет либо избыточная, либо недостаточная. И это придется решать, потому что те же самые центры опережающей подготовки для ребятишек сами будут реализовывать образовательные программы. Надо понимать, куда идти и как сосредотачивать ресурсы, чтобы не было распыления, потому что за счет чего-то всю эту новую инфраструктуру, создаваемую в рамках федеральных проектов, надо содержать.

О стандартах PISA

- Согласно указу президента России о национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 года, перед нами стоят такие задачи: вхождение в число 10 ведущих стран по качеству образования, формирование социально ответственной и духовно развитой личности, а также внедрение национальной системы учительского роста (оценка международных исследований TALIS показывает, что нам как управленцам тоже есть над чем работать в плане изменения систем профессионального развития педагогов), - рассказывает Ольга Фиофанова.

- Мы почти самое образованное население в мире: второе место, - уверяет директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. – Как этот высочайший уровень образования сказывается на производительности труда, я думаю, вы знаете сами. Это типичный показатель. Его раньше даже использовал фонд развития ООН, когда делал индекс развития человеческого потенциала. Нужно понять, что мы считаем лучшим: доступность, качество, эффект трудоустройства или что-то еще.

- Вроде PISA – это про качество, - рассуждает Максим Дулинов. – Соответственно, чем выше мы в PISA, тем лучше и качественнее наше образование. Но какими средствами мы попадаем в PISA, за счет чего? Три года подряд занимаемся натаскиванием ради сдачи заданий PISA, которые у нас просто не предусмотрены в школьных программах? С точки зрения соотношения затрат достигаемого результата, нужно всегда еще оценивать побочные риски и эффекты, которые могут возникать. Поэтому, с одной стороны, да – над всеми будет довлеть в рамках нацпроекта система показателей эффекта, как, например, вот этот показатель. Но при этом не надо забывать, что мы имеем дело в целом с системой. И результаты всех проектов нужно увязывать с системой.


Фотография с сайта: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/v-ranhigs-proshel-seminar-dlya-upravlencev-v-obrazovanii 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




В Москве обсудили острые углы проекта «Образование» и стандарты PISA

Обсуждение проходило в Федеральном институте развития образования РАНХиГС
1 0 68

Wed Dec 05 2018 11:05:45 GMT+0000 (GMT)

Редакция ActivityEdu
Подписаться

В ходе обсуждения на межрегиональном семинаре «Управление проектами в реализации государственных программ развития образования в регионах России: логистика, проектные команды, экспертиза» специалисты в числе прочих вопросов затронули национальный проект «Образование».

Проект «Образование»

- Про национальный проект «Образование» все прочитали, - уверяет директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. – Всем интереснее, как, за счет каких мероприятий и денежных средств будут достигаться результаты, которые обозначены в национальном проекте. Я этого сказать не могу, потому что еще ничего не утверждено. Это не значит, что экспертная группа не проделала тяжелую и большую работу. Будем надеяться, что проекты в том виде, в котором они будут утверждены, принесут максимальную пользу. В первую очередь это будет зависеть от того, как федеральные проекты будут реализовываться на местах. 

- У нас принята стратегия пространственного развития России, - рассказывает директор Центра образовательных программ ФИРО РАНХиГС Ольга Фиофанова. – Тому пример – разработка государственной программы развития образования в городе Москве «Столичное образование», которая была увязана с показателем социально-экономического развития столицы в связи с той задачей, что Москва должна войти в десятку инновационных городов мира. И поэтому целевые показатели, которые вошли в государственную программу развития образования, в том числе были интегрированы с программой социально-экономического развития территории столицы. Мы такую интеграцию показателей можем наблюдать и в программах развития образования других регионов России. 

Проект «Молодые профессионалы», бюджет и центры образовательного развития 

- Уже сейчас каждому региону необходимо решить серьезный вопрос, - объясняет Максим Дулинов. – Реализовав то или иное мероприятие в своем региональном компоненте федерального проекта, мы получаем некий продукт: «Кванториум», «Сириус» и так далее. На это тратятся федеральные деньги. Но вся жизнь после проекта полностью происходит за счет бюджета субъекта. И вот тут самая большая проблема – как сбалансировать бюджеты, потому что главам субъектов нужно реализовать все национальные проекты, а не один. И здесь ряд мероприятий не может обойтись без внутренних неких решений, которые, может быть, напрямую не связаны с приоритетным проектом. Но сделать их точно придется, иначе будет тяжело даже в регионах, в которых сбалансирован бюджет.  

Одно из ответвлений нацпроекта – «Молодые профессионалы», направленное на развитие среднего образования. Это создание центров опережающей подготовки, мастерских и так далее. Но, думаю, когда вы начнете накладывать это на свою региональную сеть, то поймете, что, скорее всего, она не отвечает тем требованиям, которые необходимо решить. Она будет либо избыточная, либо недостаточная. И это придется решать, потому что те же самые центры опережающей подготовки для ребятишек сами будут реализовывать образовательные программы. Надо понимать, куда идти и как сосредотачивать ресурсы, чтобы не было распыления, потому что за счет чего-то всю эту новую инфраструктуру, создаваемую в рамках федеральных проектов, надо содержать.

О стандартах PISA

- Согласно указу президента России о национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 года, перед нами стоят такие задачи: вхождение в число 10 ведущих стран по качеству образования, формирование социально ответственной и духовно развитой личности, а также внедрение национальной системы учительского роста (оценка международных исследований TALIS показывает, что нам как управленцам тоже есть над чем работать в плане изменения систем профессионального развития педагогов), - рассказывает Ольга Фиофанова.

- Мы почти самое образованное население в мире: второе место, - уверяет директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. – Как этот высочайший уровень образования сказывается на производительности труда, я думаю, вы знаете сами. Это типичный показатель. Его раньше даже использовал фонд развития ООН, когда делал индекс развития человеческого потенциала. Нужно понять, что мы считаем лучшим: доступность, качество, эффект трудоустройства или что-то еще.

- Вроде PISA – это про качество, - рассуждает Максим Дулинов. – Соответственно, чем выше мы в PISA, тем лучше и качественнее наше образование. Но какими средствами мы попадаем в PISA, за счет чего? Три года подряд занимаемся натаскиванием ради сдачи заданий PISA, которые у нас просто не предусмотрены в школьных программах? С точки зрения соотношения затрат достигаемого результата, нужно всегда еще оценивать побочные риски и эффекты, которые могут возникать. Поэтому, с одной стороны, да – над всеми будет довлеть в рамках нацпроекта система показателей эффекта, как, например, вот этот показатель. Но при этом не надо забывать, что мы имеем дело в целом с системой. И результаты всех проектов нужно увязывать с системой.


Фотография с сайта: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/v-ranhigs-proshel-seminar-dlya-upravlencev-v-obrazovanii 

Читайте также
Комментарии (0)