Максим Инкин: В «Кванториумах» дети могут сами выбрать, чему учиться

2019-01-17T14:35:08.888Z
1 0

И. о. генерального директора ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» рассказал читателям ActivityEdu, что такое проект «Кванториум», чему в нем можно научиться, какими должны быть преподаватели в детских технопарках, а также какого развития ждать от бренда.

Сколько образовательных программ предлагают детские технопарки «Кванториум»? Чем занимаются и чему обучаются дети?

Сейчас у нас есть 13 квантумов — направлений, по которым происходит обучение. Это автоквантум, аэроквантум, биоквантум, геоквантум, космоквантум, наноквантум, промдизайнквантум, промробоквантум,энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, data-квантум и хайтек. В каждом технопарке свой набор квантумов: поскольку мы работаем в тесной связке с бизнесом и промышленностью, площадки выбирают те направления, которые востребованы в их регионе. Например, в технопарке г. Королева одним из ведущих является космоквантум, а в Набережных Челнах — центре разработки и производства ПАО «КамАЗ» ‒ автоквантум. Помимо этого, в детских технопарках «Кванториум» дети занимаются математикой и учатся игре в шахматы. Но и это не все — у нас также есть программа развития общекультурных компетенций, где через активное использование ресурсов организаций культуры, искусства и истории обучающиеся получают компетенции, обеспечивающие разностороннее развитие и социальную адаптацию личности.

Как устроено образовательное пространство? Сколько оно вмещает залов/кабинетов? Каким дети пользуются оборудованием в работе?

Каждый детский технопарк «Кванториум» ‒ это не менее 1 000 квадратных метров обособленной площади. На них располагаются минимум 5 квантумов, хайтек, зона для проектной деятельности, лекторий и шахматная гостиная. Детям доступно самое современное и высокотехнологичное профессиональное оборудование, которое позволяет решать широкий спектр задач: от проектирования 3D-моделей до создания настоящих прототипов своих изобретений. Дизайн каждого помещения позволяет школьнику почувствовать себя в настоящей взрослой лаборатории: есть как функциональные рабочие зоны, так и зоны отдыха, где можно отвлечься от активной деятельности.

Как отбирают преподавателей, каким основным критериям преподаватели обязательно должны соответствовать, чтобы суметь работать с детьми?

Для того чтобы стать преподавателем в детском технопарке «Кванториум», всем кандидатам нужно пройти несколько ступеней отбора: заочное анектирование, обучение на очной образовательной сессии (где в течение двух недель они развивают софтовые и хардовые компетенции) и выполнение финального тестового задания. Но и после того, как все этапы пройдены, работа не заканчивается. Всех преподавателей на регулярной основе сопровождают федеральные тьюторы – сотрудники Фонда новых форм развития образования, которые задают вектор развития своего квантума и помогают удерживать эту планку в регионах.

В первую очередь мы ожидаем, что преподаватели смогут быть для детей не только педагогами, но и наставниками: не будут навязывать ребенку свое видение, позволят ему самому пробовать, учиться, искать информацию и совершать ошибки. Наставник направляет детей, а не спускает им директивы, как и чему они должны учиться.

«Кванториум» можно посещать только со школой или отдельно тоже? Как в него попасть? 

Детские технопарки «Кванториум» могут посещать абсолютно все, в том числе дети, находящиеся на домашнем обучении. Это государственный проект по созданию новой современной и доступной модели дополнительного образования детей. Обучение в технопарках бесплатное. Некоторые площадки также организовывают платные курсы для тех, кто не попал на бюджетные места или хочет заниматься дополнительно.

Порядок зачисления детей определяют регионы самостоятельно, но чаще всего нужно просто успеть записаться в очередь — желающих заниматься в технопарках очень много, поэтому важно не пропустить момент, когда открывается запись. Но даже если на обучение попасть не удалось, всегда можно принимать участие в мероприятиях нашей сети. Их огромное множество: от дней открытых дверей и лекций преподавателей технопарков на открытых площадках до всероссийских фестивалей и летних смен. Сегодня работают уже 89 площадок в 62 субъектах Российской Федерации, а в мероприятия федеральной сети детских технопарков «Кванториум» вовлечены порядка 400 тысяч детей.

Как видоизменится «Кванториум» в связи с нововведениями нацпроекта «Образование»?

Проект постоянно совершенствуется и развивается. В рамках национального проекта «Образование» количество детских технопарков «Кванториум» увеличится до не менее 245 площадок к 2024 году. Будет расширяться и содержательная составляющая: в планах внедрение новых направлений — например, фотоники. 

Также в стране появится 340 мобильных технопарков «Кванториум», которые дадут возможность детям даже из самых отдаленных уголков России научиться работать с высокотехнологичным оборудованием и реализовывать свои инженерные и исследовательские проекты под руководством опытных наставников. Дополнительно будут открыты центры развития современных компетенций детей на базе вузов: в них будут реализовываться программы дополнительного образования детей по современным технологическим направлениям с использованием инфраструктуры и ресурсов университетов; а также центры цифрового образования «IT-куб», где любой желающий сможет научиться основам программирования.

Как будут выглядеть уроки технологии по функционалу, оснащению и содержанию? Как технопарки будут справляться с большим наплывом школьников?

В новом формате урока технологии дети работают в проектной парадигме и реализуют собственные идеи через призму наших квантумов. Иными словами, по всем направлениям деятельности детских технопарков «Кванториум» могут быть адаптированы программы для урока технологии.

Мы уже второй год реализуем этот проект совместно с департаментом образования города Москвы: дети занимаются по таким направлениям, как геоинформатика, IT, робототехника, космонавтика, промышленный дизайн, аэро (беспилотные летательные аппараты), VR/AR. В их распоряжении современное оборудование: 3D-принтеры, лазерные граверы, фрезерные станки с ЧПУ и многое другое. Процесс выстроен следующим образом: один день в неделю школьники полностью посвящают занятиям по уроку технологии. Получается очень насыщенная и концентрированная работа; и образовательный модуль, который в «классическом» варианте занимал целый год, дети осваивают за 3 месяца.

В регионах также есть свой опыт реализации проекта. Важно отметить, что урок технологии может реализовываться не только на базе детских технопарков «Кванториум», но на базе всех организаций, имеющих высокооснащенные ученикоместа, — это позволит снизить нагрузку и равномерно распределить потоки школьников по разным площадкам.

Как «Кванториум» работает с программами JuniorSkills и WorldSkills?

Многие обучающиеся детских технопарков «Кванториум» участвуют в этих программах. Проектная деятельность в технопарках дает необходимый бэкграунд, чтобы принимать участие в JuniorSkills и WorldSkills, но это не является нашей самоцелью.

Главное мероприятие для нашей сети — это научно-инженерные соревнования «Кванториада». В прошлом году они были всероссийскими, в этом прошли уже на международном уровне в формате Международного конкурса детских инженерных команд ICET – 2018. Это состязание исследовательского и инженерного профиля: на заочном этапе команды разрабатывают устройство, решающее определенные задачи. На очном этапе команды получают неожиданное ограничение и за 3 дня без помощи наставников дорабатывают устройство так, чтобы оно могло функционировать в новых условиях. При этом набор оборудования и инструментов у всех одинаковый, однако команды могут пользоваться собственными расходниками и искать другие способы решить поставленную задачу. На конкурсе ICET – 2018 две команды даже объединились, когда поняли, что самостоятельно им не справиться с заданием, — и это был для нас самый важный результат. Осознание ценности командной работы, желание во что бы то ни стало решить поставленную задачу, даже вне зачета, — то, к чему самостоятельно пришли наши участники, и это крайне важно для нас.

Кто отвечает главным образом за детские технопарки «Кванториум»?

Идеолог проекта — заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Николаевна Ракова. Именно у нее возник образ площадки, где собираются дети и им даются навыки, отличные от тех, что они получали в школах и организациях дополнительного образования детей. 

Сейчас проект реализует большая команда: это Фонд новых форм развития образования, который осуществляет организационную и методическую поддержку проекта и, конечно же, команды региональных технопарков, которые воплощают все идеи в жизнь. На уровне субъектов Российской Федерации огромную роль в создании и функционировании технопарка играют губернатор и его команда: именно они принимают решение об участии региона в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на создание технопарка, помогают с поиском площадки и многое другое.

«Кванториум» — это франшиза? Или уникальный бренд? Расскажите, пожалуйста, подробнее о появлении бренда.

«Кванториум» — это уникальный бренд. Название отражает в себе две грани. Первая — это отражение нашей идеологии. Интеллектуальное развитие в части soft-компетенций и развитие технологий неразделимо с успехом развития государства и цивилизации в целом. При этом оно основано на безумной энергетике, которая свойственна в первую очередь детям. Квант — это и есть сгусток этой энергии, ее неделимая частица. Вторая грань — это нечто понятное и созвучное с инновационными терминами, которые легко входят в сознание ребенка; отсюда и появилось название «Кванториум».

Проект развивается крайне быстрыми темпами и получает большой положительный отклик от всех интересантов, поэтому мы рассматриваем возможность создания франшизы, в том числе для зарубежных партнеров.

На ваш взгляд, каким должен быть современный ребенок?

Я считаю, что ставить вопрос таким образом не совсем правильно. Мы должны создать для детей такую среду, где у них будет возможность попробовать себя в максимальном количестве разных сфер деятельности и понять, что близко и интересно им самим, а не учителям или родителям. 

Мы хотим привить детям ценности развития на протяжении всей жизни: понимание, что синергия всегда дает больше результата, чем работа в одиночку, что широта взглядов и суждений позволяет видеть не проблемы, а точки роста, что помощь и взаимовыручка, умение слышать других и отстаивать свою позицию — это векторы развития. Если говорить глобально, то наша задача — научить детей учиться (и делать это осознанно).

Должен ли современный ребенок уже сегодня знать, кем он станет, когда вырастет?

Нет, но мы хотим, чтобы у ребенка было осознание того, как он должен действовать, куда пойти и какие шаги предпринять, чтобы стать успешным в интересной ему области. Или не стать, но попробовать, понять, что это не его, и не останавливаться в своих поисках. Рынок труда постоянно меняется, профессии появляются и исчезают — и к этой новой реальности нужно быть готовым. Мы хотим, чтобы дети не ждали инструкций, как им поступать, чтобы они занимали проактивную позицию и сами становились архитекторами своей судьбы.

Чего не хватает сегодня детям в образовании?

Есть ощущение, что детям не хватает свободы выбора и пространства, где они могут принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Сегодня школьное образование в большинстве своем напоминает песочницу, где детям можно играть в то, что одобрили взрослые. 

Мы в рамках своей деятельности много общаемся с детьми и часто слышим от них, что они не понимают, зачем ходить в школу. Почему им рассказывают именно эти теоремы и объясняют именно эти явления. А главное — как полученные знания можно применить на практике и пригодятся ли они им в будущем. В детских технопарках «Кванториум» мы уходим от этой парадигмы и позволяем детям совершать ошибки, выбирать самим, чему они хотят учиться, как они будут получать знания и для чего.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-01-17T14:35:08.888Z
1 0

Максим Инкин: В «Кванториумах» дети могут сами выбрать, чему учиться


И. о. генерального директора ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» рассказал читателям ActivityEdu, что такое проект «Кванториум», чему в нем можно научиться, какими должны быть преподаватели в детских технопарках, а также какого развития ждать от бренда.

Сколько образовательных программ предлагают детские технопарки «Кванториум»? Чем занимаются и чему обучаются дети?

Сейчас у нас есть 13 квантумов — направлений, по которым происходит обучение. Это автоквантум, аэроквантум, биоквантум, геоквантум, космоквантум, наноквантум, промдизайнквантум, промробоквантум,энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, data-квантум и хайтек. В каждом технопарке свой набор квантумов: поскольку мы работаем в тесной связке с бизнесом и промышленностью, площадки выбирают те направления, которые востребованы в их регионе. Например, в технопарке г. Королева одним из ведущих является космоквантум, а в Набережных Челнах — центре разработки и производства ПАО «КамАЗ» ‒ автоквантум. Помимо этого, в детских технопарках «Кванториум» дети занимаются математикой и учатся игре в шахматы. Но и это не все — у нас также есть программа развития общекультурных компетенций, где через активное использование ресурсов организаций культуры, искусства и истории обучающиеся получают компетенции, обеспечивающие разностороннее развитие и социальную адаптацию личности.

Как устроено образовательное пространство? Сколько оно вмещает залов/кабинетов? Каким дети пользуются оборудованием в работе?

Каждый детский технопарк «Кванториум» ‒ это не менее 1 000 квадратных метров обособленной площади. На них располагаются минимум 5 квантумов, хайтек, зона для проектной деятельности, лекторий и шахматная гостиная. Детям доступно самое современное и высокотехнологичное профессиональное оборудование, которое позволяет решать широкий спектр задач: от проектирования 3D-моделей до создания настоящих прототипов своих изобретений. Дизайн каждого помещения позволяет школьнику почувствовать себя в настоящей взрослой лаборатории: есть как функциональные рабочие зоны, так и зоны отдыха, где можно отвлечься от активной деятельности.

Как отбирают преподавателей, каким основным критериям преподаватели обязательно должны соответствовать, чтобы суметь работать с детьми?

Для того чтобы стать преподавателем в детском технопарке «Кванториум», всем кандидатам нужно пройти несколько ступеней отбора: заочное анектирование, обучение на очной образовательной сессии (где в течение двух недель они развивают софтовые и хардовые компетенции) и выполнение финального тестового задания. Но и после того, как все этапы пройдены, работа не заканчивается. Всех преподавателей на регулярной основе сопровождают федеральные тьюторы – сотрудники Фонда новых форм развития образования, которые задают вектор развития своего квантума и помогают удерживать эту планку в регионах.

В первую очередь мы ожидаем, что преподаватели смогут быть для детей не только педагогами, но и наставниками: не будут навязывать ребенку свое видение, позволят ему самому пробовать, учиться, искать информацию и совершать ошибки. Наставник направляет детей, а не спускает им директивы, как и чему они должны учиться.

«Кванториум» можно посещать только со школой или отдельно тоже? Как в него попасть? 

Детские технопарки «Кванториум» могут посещать абсолютно все, в том числе дети, находящиеся на домашнем обучении. Это государственный проект по созданию новой современной и доступной модели дополнительного образования детей. Обучение в технопарках бесплатное. Некоторые площадки также организовывают платные курсы для тех, кто не попал на бюджетные места или хочет заниматься дополнительно.

Порядок зачисления детей определяют регионы самостоятельно, но чаще всего нужно просто успеть записаться в очередь — желающих заниматься в технопарках очень много, поэтому важно не пропустить момент, когда открывается запись. Но даже если на обучение попасть не удалось, всегда можно принимать участие в мероприятиях нашей сети. Их огромное множество: от дней открытых дверей и лекций преподавателей технопарков на открытых площадках до всероссийских фестивалей и летних смен. Сегодня работают уже 89 площадок в 62 субъектах Российской Федерации, а в мероприятия федеральной сети детских технопарков «Кванториум» вовлечены порядка 400 тысяч детей.

Как видоизменится «Кванториум» в связи с нововведениями нацпроекта «Образование»?

Проект постоянно совершенствуется и развивается. В рамках национального проекта «Образование» количество детских технопарков «Кванториум» увеличится до не менее 245 площадок к 2024 году. Будет расширяться и содержательная составляющая: в планах внедрение новых направлений — например, фотоники. 

Также в стране появится 340 мобильных технопарков «Кванториум», которые дадут возможность детям даже из самых отдаленных уголков России научиться работать с высокотехнологичным оборудованием и реализовывать свои инженерные и исследовательские проекты под руководством опытных наставников. Дополнительно будут открыты центры развития современных компетенций детей на базе вузов: в них будут реализовываться программы дополнительного образования детей по современным технологическим направлениям с использованием инфраструктуры и ресурсов университетов; а также центры цифрового образования «IT-куб», где любой желающий сможет научиться основам программирования.

Как будут выглядеть уроки технологии по функционалу, оснащению и содержанию? Как технопарки будут справляться с большим наплывом школьников?

В новом формате урока технологии дети работают в проектной парадигме и реализуют собственные идеи через призму наших квантумов. Иными словами, по всем направлениям деятельности детских технопарков «Кванториум» могут быть адаптированы программы для урока технологии.

Мы уже второй год реализуем этот проект совместно с департаментом образования города Москвы: дети занимаются по таким направлениям, как геоинформатика, IT, робототехника, космонавтика, промышленный дизайн, аэро (беспилотные летательные аппараты), VR/AR. В их распоряжении современное оборудование: 3D-принтеры, лазерные граверы, фрезерные станки с ЧПУ и многое другое. Процесс выстроен следующим образом: один день в неделю школьники полностью посвящают занятиям по уроку технологии. Получается очень насыщенная и концентрированная работа; и образовательный модуль, который в «классическом» варианте занимал целый год, дети осваивают за 3 месяца.

В регионах также есть свой опыт реализации проекта. Важно отметить, что урок технологии может реализовываться не только на базе детских технопарков «Кванториум», но на базе всех организаций, имеющих высокооснащенные ученикоместа, — это позволит снизить нагрузку и равномерно распределить потоки школьников по разным площадкам.

Как «Кванториум» работает с программами JuniorSkills и WorldSkills?

Многие обучающиеся детских технопарков «Кванториум» участвуют в этих программах. Проектная деятельность в технопарках дает необходимый бэкграунд, чтобы принимать участие в JuniorSkills и WorldSkills, но это не является нашей самоцелью.

Главное мероприятие для нашей сети — это научно-инженерные соревнования «Кванториада». В прошлом году они были всероссийскими, в этом прошли уже на международном уровне в формате Международного конкурса детских инженерных команд ICET – 2018. Это состязание исследовательского и инженерного профиля: на заочном этапе команды разрабатывают устройство, решающее определенные задачи. На очном этапе команды получают неожиданное ограничение и за 3 дня без помощи наставников дорабатывают устройство так, чтобы оно могло функционировать в новых условиях. При этом набор оборудования и инструментов у всех одинаковый, однако команды могут пользоваться собственными расходниками и искать другие способы решить поставленную задачу. На конкурсе ICET – 2018 две команды даже объединились, когда поняли, что самостоятельно им не справиться с заданием, — и это был для нас самый важный результат. Осознание ценности командной работы, желание во что бы то ни стало решить поставленную задачу, даже вне зачета, — то, к чему самостоятельно пришли наши участники, и это крайне важно для нас.

Кто отвечает главным образом за детские технопарки «Кванториум»?

Идеолог проекта — заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Николаевна Ракова. Именно у нее возник образ площадки, где собираются дети и им даются навыки, отличные от тех, что они получали в школах и организациях дополнительного образования детей. 

Сейчас проект реализует большая команда: это Фонд новых форм развития образования, который осуществляет организационную и методическую поддержку проекта и, конечно же, команды региональных технопарков, которые воплощают все идеи в жизнь. На уровне субъектов Российской Федерации огромную роль в создании и функционировании технопарка играют губернатор и его команда: именно они принимают решение об участии региона в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на создание технопарка, помогают с поиском площадки и многое другое.

«Кванториум» — это франшиза? Или уникальный бренд? Расскажите, пожалуйста, подробнее о появлении бренда.

«Кванториум» — это уникальный бренд. Название отражает в себе две грани. Первая — это отражение нашей идеологии. Интеллектуальное развитие в части soft-компетенций и развитие технологий неразделимо с успехом развития государства и цивилизации в целом. При этом оно основано на безумной энергетике, которая свойственна в первую очередь детям. Квант — это и есть сгусток этой энергии, ее неделимая частица. Вторая грань — это нечто понятное и созвучное с инновационными терминами, которые легко входят в сознание ребенка; отсюда и появилось название «Кванториум».

Проект развивается крайне быстрыми темпами и получает большой положительный отклик от всех интересантов, поэтому мы рассматриваем возможность создания франшизы, в том числе для зарубежных партнеров.

На ваш взгляд, каким должен быть современный ребенок?

Я считаю, что ставить вопрос таким образом не совсем правильно. Мы должны создать для детей такую среду, где у них будет возможность попробовать себя в максимальном количестве разных сфер деятельности и понять, что близко и интересно им самим, а не учителям или родителям. 

Мы хотим привить детям ценности развития на протяжении всей жизни: понимание, что синергия всегда дает больше результата, чем работа в одиночку, что широта взглядов и суждений позволяет видеть не проблемы, а точки роста, что помощь и взаимовыручка, умение слышать других и отстаивать свою позицию — это векторы развития. Если говорить глобально, то наша задача — научить детей учиться (и делать это осознанно).

Должен ли современный ребенок уже сегодня знать, кем он станет, когда вырастет?

Нет, но мы хотим, чтобы у ребенка было осознание того, как он должен действовать, куда пойти и какие шаги предпринять, чтобы стать успешным в интересной ему области. Или не стать, но попробовать, понять, что это не его, и не останавливаться в своих поисках. Рынок труда постоянно меняется, профессии появляются и исчезают — и к этой новой реальности нужно быть готовым. Мы хотим, чтобы дети не ждали инструкций, как им поступать, чтобы они занимали проактивную позицию и сами становились архитекторами своей судьбы.

Чего не хватает сегодня детям в образовании?

Есть ощущение, что детям не хватает свободы выбора и пространства, где они могут принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Сегодня школьное образование в большинстве своем напоминает песочницу, где детям можно играть в то, что одобрили взрослые. 

Мы в рамках своей деятельности много общаемся с детьми и часто слышим от них, что они не понимают, зачем ходить в школу. Почему им рассказывают именно эти теоремы и объясняют именно эти явления. А главное — как полученные знания можно применить на практике и пригодятся ли они им в будущем. В детских технопарках «Кванториум» мы уходим от этой парадигмы и позволяем детям совершать ошибки, выбирать самим, чему они хотят учиться, как они будут получать знания и для чего.

Читайте также
Комментарии (0)