SWOT-анализ школы: в чем польза и как его провести

2020-01-28T08:25:56.825Z
12 0

SWOT-анализ – инструмент, позволяющий определить потенциал организации и наилучшие пути развития любого дела. Школьное учреждение не бизнес, однако в связи с введением нормативов финансирования, зависящего от количества учащихся, стало понятно, что между образовательными учреждениями существует и даже возрастает конкуренция.

Быстрый переход по разделам:

  1. Причины проведения анализа.
  2. Какая польза может быть от SWOT-анализа школы.
  3. Как сделать SWOT-анализ школы.
  4. Правила проведения.
  5. Технология проведения.
  6. Анализ информации.

Причины проведения анализа

Основных причин две:

  1. Количество потенциальных учеников меньше, чем количество мест. Это проявление так называемой демографической ямы и связанных с ней результатов низкой рождаемости.
  2. Родители стараются дать ребенку лучшее образование, поэтому выбирают учебные заведения, имеющие хорошую репутацию, иногда основанную на славном прошлом, а не на реальных заслугах учебного заведения.

Таким образом, директор образовательного учреждения должен решить, как сделать свое учебное заведение привлекательным, как обеспечить сотрудникам должную нагрузку и заработную плату. Надежной основой для принятия верных решений может стать SWOT-анализ школы.

Какая польза может быть от SWOT-анализа школы

Этот тип исследования пришел в Россию с Запада. Его название — первые буквы английских слов strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.

SWOT-анализ деятельности школы помогает определить внешние и внутренние моменты, влияющие на успешную работу всего коллектива. К внутренним относятся сильные и слабые стороны образовательного учреждения, а к внешним – возможности для развития и угрозы нормальному функционированию.

Грамотный SWOT-анализ потенциала развития школы показывает следующее:

  1. Каковы преимущества школьного учреждения и его недостатки, как они связаны с внешними и внутренними угрозами. Например, сильный педагогический коллектив – это явное преимущество, однако большое количество учеников и перегруженность учителей –недостаток. Мастерство педагогов, которое позволяет качественно подготовить учеников к поступлению, – отличная возможность для развития, а большое число учащихся в классах – угроза надлежащему уровню подготовки.
  2. Как влияют на работу школы внешние обстоятельства. Здесь хорошим примером может служить расположение школьного здания. Если оно находится в центральном районе, до школы можно быстро добраться – это благоприятное обстоятельство, а если стоит в стороне от жилых кварталов – вы столкнулись с минусом.
  3. Как можно использовать преимущества учебного учреждения, чтобы компенсировать слабые стороны и противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Например, сильный учительский состав поможет компенсировать неудачное расположение школьного здания.
  4. Как недостатки школы могут помешать ее успешной работе. Так, слишком большое количество учеников снижает уровень подготовки детей и вызывает недовольство родителей, а это уже чревато оттоком учащихся.
  5. Какие преимущества стоит развивать и какие из них можно использовать с максимальной выгодой. Так, правильно организованная работа сильных учителей поможет повысить результаты ЕГЭ или вырастить победителей олимпиад, что быстро поднимет популярность школы.

На основании SWOT-анализа развития школы составляется план дальнейшей работы, принимаются решения о том, как нивелировать недостатки либо превратить их в достоинства. Допустим, расположение школьного здания на окраине и большая окрестная территория позволят сделать акцент на физической подготовке учеников. Не имея подробных данных, выбрать оптимальные направления развития учебного заведения очень сложно.

Как провести SWOT-анализ школы

Прежде чем приступать к анализу, стоит уточнить основные компоненты метода и правила его применения. У SWOT-анализа четыре компонента:

  1. Сильные стороны организации – это особенности и характеристики, которые дают дополнительные возможности, помогают выделиться на фоне множества таких же учебных заведений. Сюда могут входить методы работы, организационные навыки, сотрудничество с вузами, опыт проведения уникальных мероприятий, какие-либо традиции.
  2. Слабости организации – это недостаток необходимых для развития ресурсов. Учебному заведению может не хватать нужного оборудования, высокопрофессиональных учителей, грамотной организации всех процессов.
  3. Возможности – это то, что поможет образовательному учреждению развиваться, все, что способствует его развитию. Это может быть закрытие другой школы в том же районе, получение гранта или дополнительного финансирования и пр.
  4. Угрозы – это факторы, которые могут нанести организации ущерб и на которые организация не может влиять. К ним можно отнести ухудшение демографической ситуации, изменение законодательства и т. п.

Все эти компоненты в итоге будут сведены в таблицу:

Правила проведения

Проведение SWOT-анализа управления школой выполняется по тем же правилам, что и анализ  любой компании. Правил всего 5, но если их не учитывать, результаты анализа будут искаженными и непригодными для принятия управленческих решений.

  1. Важно четко определить область, которую предстоит проанализировать. Общее исследование важно, однако его часто приходится дополнять более узкими, например, SWOT-анализ условий для проведения профориентации, пропаганды здорового образа жизни, формирования патриотизма и гражданской позиции.
  2. Необходимо точно определить разницу между компонентами SWOT. Заметим, что преимущества и слабости школы – это ее внутренние особенности, руководство может их контролировать и при желании менять. Угрозы и возможности изменить нельзя, поскольку от действий руководства они практически не зависят.
  3. Преимущества и недостатки учебного заведения необходимо оценивать с позиции учащихся и их родителей, поскольку именно они являются потребителями образовательных услуг. Сильный педагогический коллектив будет преимуществом только в том случае, если есть нужные результаты – успешно пройденные ЕГЭ, высокий процент поступивших в вузы, завоеванные на олимпиадах призы.
  4. Анализ должен быть абсолютно объективным. Этого невозможно достичь, если его выполняет кто-то один из сотрудников, поскольку проанализировать составляющие системы можно, только находясь вне ее.
  5. Все формулировки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей должны быть максимально краткими и четкими, а лучше всего – измеряемыми. Только такой подход делает исследование полезным.

Технология проведения

SWOT-анализ проводится либо сторонними экспертами, либо, что бывает чаще, методом мозгового штурма. Это может выглядеть следующим образом:

  1. Собираются все сотрудники, поскольку мозговой штурм предполагает получение массы идей, иногда абсурдных.
  2. Если собравшихся больше 7 человек, стоит разделиться на группы, с тем чтобы каждая группа выписала все, что знает и думает по направлениям анализа – слабости, силе, возможностям и угрозам.
  3. На этом шаге к каждому пункту списков добавляются пояснения и комментарии. Они должны показывать, почему что-то считается сильной стороной, а что-то слабой и пр.
  4. Затем участники выделяют в каждом из 4 получившихся списков три самых важных пункта. Это будет то, на чем вам надо сосредоточиться.

Примерный перечень вопросов для анализа вы можете скачать внизу статьи. 

Анализ информации

Собранную в результате мозгового штурма информацию надо обработать и проанализировать. В ходе анализа данные обычно группируются следующим образом:

  1. Сильные стороны соотносятся с возможностями. Это позволяет понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.
  2. Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.
  3. Следующим шагом сводят недостатки учебного учреждения, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.
  4. На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.

В результате такого анализа получается список решений, которые и определят дальнейшие действия администрации и педагогического коллектива.


Прикрепленные файлы:

Читайте также
Комментарии (0)
2020-01-28T08:25:56.825Z
12 0

SWOT-анализ школы: в чем польза и как его провести


SWOT-анализ – инструмент, позволяющий определить потенциал организации и наилучшие пути развития любого дела. Школьное учреждение не бизнес, однако в связи с введением нормативов финансирования, зависящего от количества учащихся, стало понятно, что между образовательными учреждениями существует и даже возрастает конкуренция.

Быстрый переход по разделам:

  1. Причины проведения анализа.
  2. Какая польза может быть от SWOT-анализа школы.
  3. Как сделать SWOT-анализ школы.
  4. Правила проведения.
  5. Технология проведения.
  6. Анализ информации.

Причины проведения анализа

Основных причин две:

  1. Количество потенциальных учеников меньше, чем количество мест. Это проявление так называемой демографической ямы и связанных с ней результатов низкой рождаемости.
  2. Родители стараются дать ребенку лучшее образование, поэтому выбирают учебные заведения, имеющие хорошую репутацию, иногда основанную на славном прошлом, а не на реальных заслугах учебного заведения.

Таким образом, директор образовательного учреждения должен решить, как сделать свое учебное заведение привлекательным, как обеспечить сотрудникам должную нагрузку и заработную плату. Надежной основой для принятия верных решений может стать SWOT-анализ школы.

Какая польза может быть от SWOT-анализа школы

Этот тип исследования пришел в Россию с Запада. Его название — первые буквы английских слов strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.

SWOT-анализ деятельности школы помогает определить внешние и внутренние моменты, влияющие на успешную работу всего коллектива. К внутренним относятся сильные и слабые стороны образовательного учреждения, а к внешним – возможности для развития и угрозы нормальному функционированию.

Грамотный SWOT-анализ потенциала развития школы показывает следующее:

  1. Каковы преимущества школьного учреждения и его недостатки, как они связаны с внешними и внутренними угрозами. Например, сильный педагогический коллектив – это явное преимущество, однако большое количество учеников и перегруженность учителей –недостаток. Мастерство педагогов, которое позволяет качественно подготовить учеников к поступлению, – отличная возможность для развития, а большое число учащихся в классах – угроза надлежащему уровню подготовки.
  2. Как влияют на работу школы внешние обстоятельства. Здесь хорошим примером может служить расположение школьного здания. Если оно находится в центральном районе, до школы можно быстро добраться – это благоприятное обстоятельство, а если стоит в стороне от жилых кварталов – вы столкнулись с минусом.
  3. Как можно использовать преимущества учебного учреждения, чтобы компенсировать слабые стороны и противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Например, сильный учительский состав поможет компенсировать неудачное расположение школьного здания.
  4. Как недостатки школы могут помешать ее успешной работе. Так, слишком большое количество учеников снижает уровень подготовки детей и вызывает недовольство родителей, а это уже чревато оттоком учащихся.
  5. Какие преимущества стоит развивать и какие из них можно использовать с максимальной выгодой. Так, правильно организованная работа сильных учителей поможет повысить результаты ЕГЭ или вырастить победителей олимпиад, что быстро поднимет популярность школы.

На основании SWOT-анализа развития школы составляется план дальнейшей работы, принимаются решения о том, как нивелировать недостатки либо превратить их в достоинства. Допустим, расположение школьного здания на окраине и большая окрестная территория позволят сделать акцент на физической подготовке учеников. Не имея подробных данных, выбрать оптимальные направления развития учебного заведения очень сложно.

Как провести SWOT-анализ школы

Прежде чем приступать к анализу, стоит уточнить основные компоненты метода и правила его применения. У SWOT-анализа четыре компонента:

  1. Сильные стороны организации – это особенности и характеристики, которые дают дополнительные возможности, помогают выделиться на фоне множества таких же учебных заведений. Сюда могут входить методы работы, организационные навыки, сотрудничество с вузами, опыт проведения уникальных мероприятий, какие-либо традиции.
  2. Слабости организации – это недостаток необходимых для развития ресурсов. Учебному заведению может не хватать нужного оборудования, высокопрофессиональных учителей, грамотной организации всех процессов.
  3. Возможности – это то, что поможет образовательному учреждению развиваться, все, что способствует его развитию. Это может быть закрытие другой школы в том же районе, получение гранта или дополнительного финансирования и пр.
  4. Угрозы – это факторы, которые могут нанести организации ущерб и на которые организация не может влиять. К ним можно отнести ухудшение демографической ситуации, изменение законодательства и т. п.

Все эти компоненты в итоге будут сведены в таблицу:

Правила проведения

Проведение SWOT-анализа управления школой выполняется по тем же правилам, что и анализ  любой компании. Правил всего 5, но если их не учитывать, результаты анализа будут искаженными и непригодными для принятия управленческих решений.

  1. Важно четко определить область, которую предстоит проанализировать. Общее исследование важно, однако его часто приходится дополнять более узкими, например, SWOT-анализ условий для проведения профориентации, пропаганды здорового образа жизни, формирования патриотизма и гражданской позиции.
  2. Необходимо точно определить разницу между компонентами SWOT. Заметим, что преимущества и слабости школы – это ее внутренние особенности, руководство может их контролировать и при желании менять. Угрозы и возможности изменить нельзя, поскольку от действий руководства они практически не зависят.
  3. Преимущества и недостатки учебного заведения необходимо оценивать с позиции учащихся и их родителей, поскольку именно они являются потребителями образовательных услуг. Сильный педагогический коллектив будет преимуществом только в том случае, если есть нужные результаты – успешно пройденные ЕГЭ, высокий процент поступивших в вузы, завоеванные на олимпиадах призы.
  4. Анализ должен быть абсолютно объективным. Этого невозможно достичь, если его выполняет кто-то один из сотрудников, поскольку проанализировать составляющие системы можно, только находясь вне ее.
  5. Все формулировки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей должны быть максимально краткими и четкими, а лучше всего – измеряемыми. Только такой подход делает исследование полезным.

Технология проведения

SWOT-анализ проводится либо сторонними экспертами, либо, что бывает чаще, методом мозгового штурма. Это может выглядеть следующим образом:

  1. Собираются все сотрудники, поскольку мозговой штурм предполагает получение массы идей, иногда абсурдных.
  2. Если собравшихся больше 7 человек, стоит разделиться на группы, с тем чтобы каждая группа выписала все, что знает и думает по направлениям анализа – слабости, силе, возможностям и угрозам.
  3. На этом шаге к каждому пункту списков добавляются пояснения и комментарии. Они должны показывать, почему что-то считается сильной стороной, а что-то слабой и пр.
  4. Затем участники выделяют в каждом из 4 получившихся списков три самых важных пункта. Это будет то, на чем вам надо сосредоточиться.

Примерный перечень вопросов для анализа вы можете скачать внизу статьи. 

Анализ информации

Собранную в результате мозгового штурма информацию надо обработать и проанализировать. В ходе анализа данные обычно группируются следующим образом:

  1. Сильные стороны соотносятся с возможностями. Это позволяет понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.
  2. Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.
  3. Следующим шагом сводят недостатки учебного учреждения, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.
  4. На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.

В результате такого анализа получается список решений, которые и определят дальнейшие действия администрации и педагогического коллектива.


Прикрепленные файлы:
Читайте также
Комментарии (0)