Собеседование для будущего первоклассника – к чему готовиться

2019-06-06T12:48:01.580Z
1 0

Собеседование перед приемом в школу нередко заставляет детей и родителей нервничать. Предлагаем разобраться, на что влияют его результаты и на что еще обратить внимание при подготовке к первому классу.

На сайте гимназии Российского университета транспорта есть список требований к будущим первоклассникам. В нем 34 пункта. Некоторые из них вопросов не вызывают: к шести годам ребенок в состоянии запомнить свое полное имя, названия дней недели и выучить наизусть хотя бы одно стихотворение. Но часто ли вы встречали первоклассников, которые знают, кто такие и что написали для детей Есенин и Толстой, готовы поделиться этим знанием с незнакомым взрослым и вообще способны целых 30-35 минут «внимательно, не отвлекаясь, слушать»? Много ли таких детей во втором, в третьем классе? 

У меня как у человека, который работает со школьниками постарше, такие требования к семилеткам вызвали сначала изумление, а потом вопрос: это вообще законно? 

Конкурс при поступлении в школу и право на образование

Формально с точки зрения закона все просто: конкурсный отбор при поступлении в первый класс запрещен. Согласно Приказу Минобрнауки от 22.01.2014 N 32 (ред. от 17.01.2019) «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», единственная причина для отказа − отсутствие мест. Это касается не только тех, кто идет в школу «по прописке», но и тех, кто поступает на оставшиеся свободные места. Разумеется, на частные школы этот приказ не распространяется. 

Но и среди государственных образовательных организаций есть два исключения: школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы со спортивным профилем. В них такой отбор может проводиться, хотя чаще всего в первый класс даже престижных гимназий и лицеев можно попасть без вступительных испытаний. Они начинаются на более поздних этапах, например, перед разделением классов на профили. 

Не отбор, а диагностика 

Само собеседование с участием педагога, психолога или логопеда школа проводить может, но на зачисление его результаты влиять не должны. Это своего рода предварительная диагностика: администрация хочет понимать, какие дети придут в новом учебном году. Психолог может разве что порекомендовать оставить ребенка еще на год дома, но если ребенку уже есть шесть с половиной лет, то выбор за родителями.

А вот если в обычной школе детей на свободные места действительно принимают выборочно (по итогам собеседования, с оглядкой, к примеру, на финансовые возможности семьи будущего первоклассника), родители могут обратиться в департамент образования. Но надо учесть, что есть несколько категорий льготников, которые имеют законное преимущество. Это дети-инвалиды; дети сотрудников МВД, военнослужащих, сотрудников школы; дети, чьи братья или сестры уже учатся в этой школе и так далее. 

Наконец, от результатов собеседования может зависеть, в какой именно класс отправят ребенка, если классов формируется несколько. В обычных школах могут быть классы с уклоном, например, языковые. Но даже если нет, стоит все-таки уточнить заранее, стоит ли готовиться к собеседованию, чтобы попасть в сильный класс или к сильному учителю. Если же детей будут распределять по параллели равномерно, волноваться о результатах точно не стоит. 

Наконец, проблема с собеседованиями отпадает у тех, кто ходил на подготовительные курсы при школе: на занятиях педагоги и будущие первоклассники и так успевают познакомиться.

«Расскажите, что было на собеседовании»

Повторюсь, по закону собеседование не влияет на прием в школу. Но будущие ученики и их родители (и даже бабушки!) нередко переживают, как перед первым настоящим экзаменом. На форумах и в соцсетях мамы малышей просят «бывалых» поделиться опытом: какие вопросы задавали, к чему готовиться? Их по большей части успокаивают: ничего страшного, даже если ребенок перенервничает и разом забудет все выученные стихотворения, в школу его все равно возьмут. Но конкретные советы дают охотно. 

Например, если психолог попросит нарисовать человечка, то рисунок должен быть пропорциональным и подробным, а не просто «ручки, ножки, огуречик». Считать – хотя бы до десяти – надо уметь и в прямом порядке, и в обратном. А еще быть готовыми к тому, что даже прекрасно подготовленный ребенок может зажаться и все забыть – и так далее. 

Один из самых коварных вопросов, о которых вспоминают посетители родительских форумов: что ребенок предпочел бы получать за хорошую учебу – шоколадки или оценки? У специалиста, который его задал, похоже, что-то не так с представлениями о правильной мотивации. Кстати, а как вы ответили бы?

Подготовить к школе и не испортить детство

Все требования к подготовке первоклассников, в том числе и тот список, с которого я начала, это не более чем рекомендации. Но это не значит, что к некоторым из них не стоит прислушаться. Если ребенок не помнит свою фамилию, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, не различает право и лево и не может высидеть на месте и пяти минут, в школу его все равно взять обязаны. Только каково ему там придется?

Перед каждым ответственным родителем рано или поздно встают одни и те же вопросы: отдавать ли ребенка на подготовительные занятия, учить ли читать и писать? А может, побыстрее заняться английским, чтобы в школе было проще? Или хватит и того, чему научат в детском саду, и нечего портить ребенку детство?

Универсальных ответов, разумеется, нет. Можно указать разве что на более или менее очевидные крайности – вроде тех, что перечислены выше. С одной стороны, ребенок должен быть готов к самостоятельной школьной жизни в бытовом смысле и иметь базовые представления о мире и человеке. С другой – учить с шестилеткой морфологические признаки глагола или делить в столбик четырехзначные числа не стоит. 

Искать золотую середину придется самостоятельно, и это нормально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, и от возможностей семьи. А еще – от родительских амбиций. Боясь, что ребенок не потянет программу в сильной школе, взрослые пытаются работать на опережение. Увы, тактика срабатывает не всегда. Допустим, ребенок успешно усвоил половину программы первого класса еще до школы. Первое время учеба дается ему легко. Потом запас знаний заканчивается и усилий начинает требоваться больше, но ребенок оказывается к этому не готов. Перестраиваться придется на ходу, и хорошо, если школьник справится с этой ситуацией без потерь. 

Важны не знания, а настрой

Лучшие советы для родителей я нашла на сайте одной из престижных московских школ с углубленным изучением английского. Ни Тютчев, ни Есенин в них не упомянуты, как и обратный счет или чтение с пересказом. Зато ребенка рекомендуют познакомить с тем, как устроена сама школа: например, почитать о ней, порисовать, поиграть. 

Вот еще несколько важных моментов, о которых советуют помнить родителям.

1. Правильный настрой

Для этого взрослые сами должны сохранять спокойствие и оптимизм, а еще – чувство меры. Ведь если переборщить с домашними занятиями, будущий ученик отправится в первый класс с уверенностью, что учеба – это неприятная обязанность, а не интересное и полезное, хотя и серьезное занятие. 

2. Умение общаться 

Школа – это не только учителя и уроки, но и одноклассники. Без поддержки взрослых маленькому человеку будет очень трудно найти свое место в большом разношерстном коллективе. Дети приносят в класс свои модели поведения и еще не умеют анализировать или менять их в зависимости от ситуации. А у учителя или школьного психолога далеко не всегда достаточно времени и знаний, чтобы поддержать каждого. Помочь ребенку адаптироваться – задача родителей, и хорошо, если они заранее проанализируют поведение ребенка в разных коммуникативных ситуациях. 

3. Развитая речь

Пусть ребенок пересказывает фильмы или рассказы, примеряет на себя роль оратора в игре: умение строить развернутые высказывания в школе точно пригодится.

И последнее: ребенок должен хотеть учиться. Любознательность, интерес к чтению, к школьной жизни – это лучшая мотивация, чем конфеты и даже оценки. 




Читайте также
Комментарии (0)
2019-06-06T12:48:01.580Z
1 0

Собеседование для будущего первоклассника – к чему готовиться


Собеседование перед приемом в школу нередко заставляет детей и родителей нервничать. Предлагаем разобраться, на что влияют его результаты и на что еще обратить внимание при подготовке к первому классу.

На сайте гимназии Российского университета транспорта есть список требований к будущим первоклассникам. В нем 34 пункта. Некоторые из них вопросов не вызывают: к шести годам ребенок в состоянии запомнить свое полное имя, названия дней недели и выучить наизусть хотя бы одно стихотворение. Но часто ли вы встречали первоклассников, которые знают, кто такие и что написали для детей Есенин и Толстой, готовы поделиться этим знанием с незнакомым взрослым и вообще способны целых 30-35 минут «внимательно, не отвлекаясь, слушать»? Много ли таких детей во втором, в третьем классе? 

У меня как у человека, который работает со школьниками постарше, такие требования к семилеткам вызвали сначала изумление, а потом вопрос: это вообще законно? 

Конкурс при поступлении в школу и право на образование

Формально с точки зрения закона все просто: конкурсный отбор при поступлении в первый класс запрещен. Согласно Приказу Минобрнауки от 22.01.2014 N 32 (ред. от 17.01.2019) «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», единственная причина для отказа − отсутствие мест. Это касается не только тех, кто идет в школу «по прописке», но и тех, кто поступает на оставшиеся свободные места. Разумеется, на частные школы этот приказ не распространяется. 

Но и среди государственных образовательных организаций есть два исключения: школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы со спортивным профилем. В них такой отбор может проводиться, хотя чаще всего в первый класс даже престижных гимназий и лицеев можно попасть без вступительных испытаний. Они начинаются на более поздних этапах, например, перед разделением классов на профили. 

Не отбор, а диагностика 

Само собеседование с участием педагога, психолога или логопеда школа проводить может, но на зачисление его результаты влиять не должны. Это своего рода предварительная диагностика: администрация хочет понимать, какие дети придут в новом учебном году. Психолог может разве что порекомендовать оставить ребенка еще на год дома, но если ребенку уже есть шесть с половиной лет, то выбор за родителями.

А вот если в обычной школе детей на свободные места действительно принимают выборочно (по итогам собеседования, с оглядкой, к примеру, на финансовые возможности семьи будущего первоклассника), родители могут обратиться в департамент образования. Но надо учесть, что есть несколько категорий льготников, которые имеют законное преимущество. Это дети-инвалиды; дети сотрудников МВД, военнослужащих, сотрудников школы; дети, чьи братья или сестры уже учатся в этой школе и так далее. 

Наконец, от результатов собеседования может зависеть, в какой именно класс отправят ребенка, если классов формируется несколько. В обычных школах могут быть классы с уклоном, например, языковые. Но даже если нет, стоит все-таки уточнить заранее, стоит ли готовиться к собеседованию, чтобы попасть в сильный класс или к сильному учителю. Если же детей будут распределять по параллели равномерно, волноваться о результатах точно не стоит. 

Наконец, проблема с собеседованиями отпадает у тех, кто ходил на подготовительные курсы при школе: на занятиях педагоги и будущие первоклассники и так успевают познакомиться.

«Расскажите, что было на собеседовании»

Повторюсь, по закону собеседование не влияет на прием в школу. Но будущие ученики и их родители (и даже бабушки!) нередко переживают, как перед первым настоящим экзаменом. На форумах и в соцсетях мамы малышей просят «бывалых» поделиться опытом: какие вопросы задавали, к чему готовиться? Их по большей части успокаивают: ничего страшного, даже если ребенок перенервничает и разом забудет все выученные стихотворения, в школу его все равно возьмут. Но конкретные советы дают охотно. 

Например, если психолог попросит нарисовать человечка, то рисунок должен быть пропорциональным и подробным, а не просто «ручки, ножки, огуречик». Считать – хотя бы до десяти – надо уметь и в прямом порядке, и в обратном. А еще быть готовыми к тому, что даже прекрасно подготовленный ребенок может зажаться и все забыть – и так далее. 

Один из самых коварных вопросов, о которых вспоминают посетители родительских форумов: что ребенок предпочел бы получать за хорошую учебу – шоколадки или оценки? У специалиста, который его задал, похоже, что-то не так с представлениями о правильной мотивации. Кстати, а как вы ответили бы?

Подготовить к школе и не испортить детство

Все требования к подготовке первоклассников, в том числе и тот список, с которого я начала, это не более чем рекомендации. Но это не значит, что к некоторым из них не стоит прислушаться. Если ребенок не помнит свою фамилию, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, не различает право и лево и не может высидеть на месте и пяти минут, в школу его все равно взять обязаны. Только каково ему там придется?

Перед каждым ответственным родителем рано или поздно встают одни и те же вопросы: отдавать ли ребенка на подготовительные занятия, учить ли читать и писать? А может, побыстрее заняться английским, чтобы в школе было проще? Или хватит и того, чему научат в детском саду, и нечего портить ребенку детство?

Универсальных ответов, разумеется, нет. Можно указать разве что на более или менее очевидные крайности – вроде тех, что перечислены выше. С одной стороны, ребенок должен быть готов к самостоятельной школьной жизни в бытовом смысле и иметь базовые представления о мире и человеке. С другой – учить с шестилеткой морфологические признаки глагола или делить в столбик четырехзначные числа не стоит. 

Искать золотую середину придется самостоятельно, и это нормально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, и от возможностей семьи. А еще – от родительских амбиций. Боясь, что ребенок не потянет программу в сильной школе, взрослые пытаются работать на опережение. Увы, тактика срабатывает не всегда. Допустим, ребенок успешно усвоил половину программы первого класса еще до школы. Первое время учеба дается ему легко. Потом запас знаний заканчивается и усилий начинает требоваться больше, но ребенок оказывается к этому не готов. Перестраиваться придется на ходу, и хорошо, если школьник справится с этой ситуацией без потерь. 

Важны не знания, а настрой

Лучшие советы для родителей я нашла на сайте одной из престижных московских школ с углубленным изучением английского. Ни Тютчев, ни Есенин в них не упомянуты, как и обратный счет или чтение с пересказом. Зато ребенка рекомендуют познакомить с тем, как устроена сама школа: например, почитать о ней, порисовать, поиграть. 

Вот еще несколько важных моментов, о которых советуют помнить родителям.

1. Правильный настрой

Для этого взрослые сами должны сохранять спокойствие и оптимизм, а еще – чувство меры. Ведь если переборщить с домашними занятиями, будущий ученик отправится в первый класс с уверенностью, что учеба – это неприятная обязанность, а не интересное и полезное, хотя и серьезное занятие. 

2. Умение общаться 

Школа – это не только учителя и уроки, но и одноклассники. Без поддержки взрослых маленькому человеку будет очень трудно найти свое место в большом разношерстном коллективе. Дети приносят в класс свои модели поведения и еще не умеют анализировать или менять их в зависимости от ситуации. А у учителя или школьного психолога далеко не всегда достаточно времени и знаний, чтобы поддержать каждого. Помочь ребенку адаптироваться – задача родителей, и хорошо, если они заранее проанализируют поведение ребенка в разных коммуникативных ситуациях. 

3. Развитая речь

Пусть ребенок пересказывает фильмы или рассказы, примеряет на себя роль оратора в игре: умение строить развернутые высказывания в школе точно пригодится.

И последнее: ребенок должен хотеть учиться. Любознательность, интерес к чтению, к школьной жизни – это лучшая мотивация, чем конфеты и даже оценки. 



Читайте также
Комментарии (0)