«Со специальностью поможет профориентация, задача школы – научить думать»

2019-04-11T15:30:26.974Z
6 0

10 апреля на Московском международном салоне образования состоялась панельная дискуссия, организованная порталом ActivityEdu. Приглашенные эксперты поговорили о цифровизации, компетенциях, подготовке инженерных кадров.

Спикеры

  • Балыко Елена Николаевна. Доктор экономических наук, учредитель портала ActivityEdu.
  • Кондаков Александр Михайлович. Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование».
  • Пак Николай Юрьевич. Руководитель инженерного движения «Лига роботов», эксперт и руководитель регионального представительства Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР).
  • Овсянникова Ирина Станиславовна. Руководитель учебного центра компании DIGIS, являющейся дистрибьютором интерактивного оборудования для школ.
  • Сажин Антон Юрьевич. Основатель платформы онлайн-обучения CORE (инициатива «Рыбаков Фонда»).
  • Поваляев Олег Александрович. Кандидат технических наук, доцент. Лауреат премии Правительства РФ. Генеральный директор ООО «Научные развлечения», производителя учебного оборудования.
  • Королева Анна Валерьевна. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского сада «Радуга».
  • Шалов Владимир Леонидович. Генеральный директор Национального центра инноваций в образовании.

Модератор: Ирина Егорова, Президент НП «АУРА».

Балыко Е. Н.:

Мы не можем игнорировать цифровизацию, мы сталкиваемся с ней каждый день: это и цифровое телевидение, и цифровые гаджеты, и многое другое.

Для дискуссии мы пригласили людей, которые давно работают в этой сфере и которые прошли колоссальный жизненный путь, реализовали себя как бизнесмены и ученые.

Цифровизация школы

Модератор: В 2001 году был запущен первый российский общеобразовательный портал school.edu.ru. Прошло 18 лет, вместо информатизации появилась цифровизация. Что изменилось в школе за это время?

Кондаков А. М.: 

Сегодня, когда входишь в школу, приходит осознание, что ты попадаешь в другой (цифровой) мир. 

Мы должны подготовить ребенка не к успешной жизни, а к будущей профессии. И это имеет огромное влияние на организацию образовательного процесса. При этом авторы ФГОСов и современные школьники живут совершенно разной жизнью. Мы должны понять, что если мы хотим подготовить детей к жизни, то это одно, а если к будущей профессии, то это совершенно другая работа. 

Здесь очень важно понять, что оборудование, попадающее сегодня в школу или технопарк, должно отвечать самым передовым требованиям современного производства. Здесь смыкаются бизнес и образование. 

Уже сегодня нужно понимать, что высокотехнологичный бизнес отслеживает цифровой след человека начиная с детсада, его очень интересует, занимался ли этот малыш моделированием и конструированием, а оборонный сектор интересует, не запускал ли он вертолетики, так как навык управления дронами формируется до 6 лет, инженерные навыки – до 9 лет.

И когда мы говорим о современной цифровой среде, то сегодня это самые передовые технологии и самое современное оборудование. Сегодня это должны быть симуляторы, имитирующие высокотехнологичные процессы. В противном случае нам придется довольствоваться лишь сданным ЕГЭ.

Сегодня работодатели говорят: нам ваш госэкзамен неинтересен, олимпиадников мы брать не будем, так как это люди, не обладающие навыками коммуникации и не умеющие работать в команде, их ум забит лишь теоретическими знаниями. 

Модератор: В 2001 году были введены два новых термина: «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Что же у нас происходит с цифровыми иммигрантами и кто эти люди?

Пак Н. Ю.: 

Я абсолютно согласен с тем, что мир меняется и в него приходит цифровизация, новая логистика, новое оборудование, но нужно понимать, что существуют две стороны медали: с одной стороны, жизнь заставляет нас меняться и менять систему образования. Но, с другой стороны, в гонке за цифровизацией образования мы не успеваем готовить IT-специалистов и работников других сфер, потому что новое оборудование приходит быстрее, чем мы к нему готовим. 

Поэтому прежде всего нужно учить базовым динамическим знаниям и учить тому, как надо думать в изменяющемся мире. При этом нужно помнить, что движущими остаются одни и те же концепции и законы. До сих пор используются интегралы, синусы и косинусы, «цифра» не может этого изменить. Однако «цифра» все же позволяет менять формат образования и развивать эту сферу. Тем не менее базовые, фундаментальные знания должны даваться. Нужно также учиться понимать, как получить знание, а не концентрироваться на том, как получить профессию.

Модератор: Правильно ли я понимаю, что технологии – это средство, а не цель? Технология – это компетенция современного учителя, а базовые знания и основные задачи школы (научить читать, писать, основным законам, которые не меняются, и т. д.) сохраняются? Но при этом задача цифровой школы – автоматизировать процессы, которые сегодня делаются вручную?

Пак Н. Ю.: 

Именно. С выбором специальности поможет профориентация, а задача школы – научить думать. «Цифра» должна помогать в рутинных вещах. 

Шалов В. Л.: 

Самый главный подход в области цифровизации – в комплексности. В первую очередь, когда мы закупаем оборудование, мы ориентируемся на реализацию основной образовательной программы. В этом случае комплекты можно сформировать так, чтобы оборудованием могли пользоваться и на химии, и на физике. 

Работая с регионами, мы практикуем создание в содружестве с поставщиками курсов повышения квалификации по направлениям «Образовательная робототехника», «Цифровые лаборатории» и так далее. 

О компетенциях

Модератор: Какими же компетенциями сегодня должен владеть современный педагог? И нужна ли в этой части скорая помощь? Насколько мы опаздываем? Что предлагает компания DIGIS? 

Овсянникова И. С.: 

Наша компания занимается дистрибьюцией оборудования. У нас есть курс «Корпоративная неотложка», в рамках которого мы рассказываем, как применять новые технологии и обращаться с таким оборудованием, причем делается это бесплатно (как и многие другие наши курсы). Мы уверены, что в ХХI веке такие знания уже должны даваться бесплатно. Современные педагоги должны уметь пользоваться современными средствами, а также ориентироваться в технологиях и знать, когда и какую из них нужно применить. 

Еще одна немаловажная компетенция – умение создавать новые образовательные ресурсы. Хочу обратиться к Сажину Антону Юрьевичу, основателю платформы онлайн-обучения CORE (инициатива «Рыбаков Фонда»). 

Сажин А. Ю.:

Сегодня дети учатся гораздо большему на YouTube или «ВК», а школа скорее стала просто местом, где они находятся и получают некоторый набор знаний, но компетенции они будут приобретать в совершенно других местах. Благодаря нашей платформе мы создаем такие инструменты, позволяющие все перенести в онлайн-формат, чтобы учителя могли создавать релевантный для учеников контент. И мы верим, что учителя действительно способны это делать. При этом не обязательно создавать какие-то сложные профессиональные инструменты, самое главное – это скорость. Мы часто говорим о ФГОСах и о том, что они устаревают. Они вообще не нужны, если создается актуальный контент.

Про ИКТ в школах сегодня: этот предмет изучают с помощью классических инструментов, у доски или просто записывая информацию на бумаге, а как такового ИКТ здесь и нет, настоящее лицемерие. Сегодня к тому же нужны такие технологии, которым учителя учились бы так же, как и дети, а еще лучше – у самих детей. Тогда появится тот самый навык владения цифровыми инструментами. Дети дадут этот навык гораздо лучше, чем другие взрослые. Обучение «цифре» может проходить только посредством самой «цифры». 

Я вам отвечу очень просто и быстро. В Facebook 50 % программистов не имеют степени, то есть это люди, которые выучились на YouTube. И они делают самый лучший софт в мире. Вы им пользуетесь каждый день. 

Инженерные кадры

Модератор: Сейчас я хочу попросить Олега Александровича Поваляева рассказать о своем видении, как же готовят инженерные кадры, как их надо готовить? 

Поваляев О. А.: 

Когда мы пытались выстраивать свое понимание, мы за основу взяли проектный метод. Мы считаем, что ребенок, решающий задачи в виде проектов, включает совершенно другие мотивы. Наша задача, чтобы ребенок умел выбирать инструменты, и с ними мы должны его ознакомить. Поэтому я согласен, что вопрос базового образования является основным. Мы должны его преподавать железным образом.

Мне кажется, что мы должны детей воспитывать, давая им базовые знания, и учить робототехнике, показывая, что такое электроника, программирование и конструирование. Так чтобы человек, взяв в руки телефон, понимал, что это конструкция, это электроника и кто-то ее запрограммировал, и я могу сделать то же самое.

Мне кажется, мы работаем в этом направлении, у нас должно все получиться. Главное, мы должны учить детишек с самого юного возраста, пока их еще не испортила школа, а мозги у них абсолютно чистые. Здесь все эти инструменты, что мы предлагаем: всякие кубики, программирование для маленьких и так далее – это то, что поможет сделать из них настоящих людей.

Цифровизация и детские сады

Королева А. В.: 

Есть проблема в том, что все технологии предполагают определенное пространство помещения. В большинстве детских садов нет возможности размещать оборудование так, чтобы оно работало на детей. Цифровая среда дает колоссальный ресурс для педагогов, потому что они могут делать пособия, которые им необходимы. Но для этого воспитатель должен обладать не только отсутствием страха перед электроникой, но и должен уметь работать с программным обеспечением.

Как с этим разобраться педагогу? Кто ему поможет? Старший воспитатель, который не очень в этом разбирается сам? Очень редко педагоги дошкольных учреждений могут посещать салоны и выставки, поэтому находиться в этой среде они не могут. Поэтому сейчас большой вопрос подготовки и переподготовки кадров, которые работают с детьми. К сожалению, курсов повышения квалификации, которые могут дать такие знания и интерес, нет. Есть совершенно банальные, например, «Обучаем работать в Microsoft». Не более того. 

Наши дети, приходя в детсад, уже знают, что такое гаджеты. Наверное, нам надо всем задуматься, как помочь педагогам дошкольных учреждений. Погрузить их в цифровую среду, снять их напряжение. Потому что работа с интерактивной доской требует каких-то знаний.

Читайте также
Комментарии (0)

«Со специальностью поможет профориентация, задача школы – научить думать»

6 0

2019-04-11T15:30:26.974Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

10 апреля на Московском международном салоне образования состоялась панельная дискуссия, организованная порталом ActivityEdu. Приглашенные эксперты поговорили о цифровизации, компетенциях, подготовке инженерных кадров.

Спикеры

  • Балыко Елена Николаевна. Доктор экономических наук, учредитель портала ActivityEdu.
  • Кондаков Александр Михайлович. Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование».
  • Пак Николай Юрьевич. Руководитель инженерного движения «Лига роботов», эксперт и руководитель регионального представительства Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР).
  • Овсянникова Ирина Станиславовна. Руководитель учебного центра компании DIGIS, являющейся дистрибьютором интерактивного оборудования для школ.
  • Сажин Антон Юрьевич. Основатель платформы онлайн-обучения CORE (инициатива «Рыбаков Фонда»).
  • Поваляев Олег Александрович. Кандидат технических наук, доцент. Лауреат премии Правительства РФ. Генеральный директор ООО «Научные развлечения», производителя учебного оборудования.
  • Королева Анна Валерьевна. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского сада «Радуга».
  • Шалов Владимир Леонидович. Генеральный директор Национального центра инноваций в образовании.

Модератор: Ирина Егорова, Президент НП «АУРА».

Балыко Е. Н.:

Мы не можем игнорировать цифровизацию, мы сталкиваемся с ней каждый день: это и цифровое телевидение, и цифровые гаджеты, и многое другое.

Для дискуссии мы пригласили людей, которые давно работают в этой сфере и которые прошли колоссальный жизненный путь, реализовали себя как бизнесмены и ученые.

Цифровизация школы

Модератор: В 2001 году был запущен первый российский общеобразовательный портал school.edu.ru. Прошло 18 лет, вместо информатизации появилась цифровизация. Что изменилось в школе за это время?

Кондаков А. М.: 

Сегодня, когда входишь в школу, приходит осознание, что ты попадаешь в другой (цифровой) мир. 

Мы должны подготовить ребенка не к успешной жизни, а к будущей профессии. И это имеет огромное влияние на организацию образовательного процесса. При этом авторы ФГОСов и современные школьники живут совершенно разной жизнью. Мы должны понять, что если мы хотим подготовить детей к жизни, то это одно, а если к будущей профессии, то это совершенно другая работа. 

Здесь очень важно понять, что оборудование, попадающее сегодня в школу или технопарк, должно отвечать самым передовым требованиям современного производства. Здесь смыкаются бизнес и образование. 

Уже сегодня нужно понимать, что высокотехнологичный бизнес отслеживает цифровой след человека начиная с детсада, его очень интересует, занимался ли этот малыш моделированием и конструированием, а оборонный сектор интересует, не запускал ли он вертолетики, так как навык управления дронами формируется до 6 лет, инженерные навыки – до 9 лет.

И когда мы говорим о современной цифровой среде, то сегодня это самые передовые технологии и самое современное оборудование. Сегодня это должны быть симуляторы, имитирующие высокотехнологичные процессы. В противном случае нам придется довольствоваться лишь сданным ЕГЭ.

Сегодня работодатели говорят: нам ваш госэкзамен неинтересен, олимпиадников мы брать не будем, так как это люди, не обладающие навыками коммуникации и не умеющие работать в команде, их ум забит лишь теоретическими знаниями. 

Модератор: В 2001 году были введены два новых термина: «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Что же у нас происходит с цифровыми иммигрантами и кто эти люди?

Пак Н. Ю.: 

Я абсолютно согласен с тем, что мир меняется и в него приходит цифровизация, новая логистика, новое оборудование, но нужно понимать, что существуют две стороны медали: с одной стороны, жизнь заставляет нас меняться и менять систему образования. Но, с другой стороны, в гонке за цифровизацией образования мы не успеваем готовить IT-специалистов и работников других сфер, потому что новое оборудование приходит быстрее, чем мы к нему готовим. 

Поэтому прежде всего нужно учить базовым динамическим знаниям и учить тому, как надо думать в изменяющемся мире. При этом нужно помнить, что движущими остаются одни и те же концепции и законы. До сих пор используются интегралы, синусы и косинусы, «цифра» не может этого изменить. Однако «цифра» все же позволяет менять формат образования и развивать эту сферу. Тем не менее базовые, фундаментальные знания должны даваться. Нужно также учиться понимать, как получить знание, а не концентрироваться на том, как получить профессию.

Модератор: Правильно ли я понимаю, что технологии – это средство, а не цель? Технология – это компетенция современного учителя, а базовые знания и основные задачи школы (научить читать, писать, основным законам, которые не меняются, и т. д.) сохраняются? Но при этом задача цифровой школы – автоматизировать процессы, которые сегодня делаются вручную?

Пак Н. Ю.: 

Именно. С выбором специальности поможет профориентация, а задача школы – научить думать. «Цифра» должна помогать в рутинных вещах. 

Шалов В. Л.: 

Самый главный подход в области цифровизации – в комплексности. В первую очередь, когда мы закупаем оборудование, мы ориентируемся на реализацию основной образовательной программы. В этом случае комплекты можно сформировать так, чтобы оборудованием могли пользоваться и на химии, и на физике. 

Работая с регионами, мы практикуем создание в содружестве с поставщиками курсов повышения квалификации по направлениям «Образовательная робототехника», «Цифровые лаборатории» и так далее. 

О компетенциях

Модератор: Какими же компетенциями сегодня должен владеть современный педагог? И нужна ли в этой части скорая помощь? Насколько мы опаздываем? Что предлагает компания DIGIS? 

Овсянникова И. С.: 

Наша компания занимается дистрибьюцией оборудования. У нас есть курс «Корпоративная неотложка», в рамках которого мы рассказываем, как применять новые технологии и обращаться с таким оборудованием, причем делается это бесплатно (как и многие другие наши курсы). Мы уверены, что в ХХI веке такие знания уже должны даваться бесплатно. Современные педагоги должны уметь пользоваться современными средствами, а также ориентироваться в технологиях и знать, когда и какую из них нужно применить. 

Еще одна немаловажная компетенция – умение создавать новые образовательные ресурсы. Хочу обратиться к Сажину Антону Юрьевичу, основателю платформы онлайн-обучения CORE (инициатива «Рыбаков Фонда»). 

Сажин А. Ю.:

Сегодня дети учатся гораздо большему на YouTube или «ВК», а школа скорее стала просто местом, где они находятся и получают некоторый набор знаний, но компетенции они будут приобретать в совершенно других местах. Благодаря нашей платформе мы создаем такие инструменты, позволяющие все перенести в онлайн-формат, чтобы учителя могли создавать релевантный для учеников контент. И мы верим, что учителя действительно способны это делать. При этом не обязательно создавать какие-то сложные профессиональные инструменты, самое главное – это скорость. Мы часто говорим о ФГОСах и о том, что они устаревают. Они вообще не нужны, если создается актуальный контент.

Про ИКТ в школах сегодня: этот предмет изучают с помощью классических инструментов, у доски или просто записывая информацию на бумаге, а как такового ИКТ здесь и нет, настоящее лицемерие. Сегодня к тому же нужны такие технологии, которым учителя учились бы так же, как и дети, а еще лучше – у самих детей. Тогда появится тот самый навык владения цифровыми инструментами. Дети дадут этот навык гораздо лучше, чем другие взрослые. Обучение «цифре» может проходить только посредством самой «цифры». 

Я вам отвечу очень просто и быстро. В Facebook 50 % программистов не имеют степени, то есть это люди, которые выучились на YouTube. И они делают самый лучший софт в мире. Вы им пользуетесь каждый день. 

Инженерные кадры

Модератор: Сейчас я хочу попросить Олега Александровича Поваляева рассказать о своем видении, как же готовят инженерные кадры, как их надо готовить? 

Поваляев О. А.: 

Когда мы пытались выстраивать свое понимание, мы за основу взяли проектный метод. Мы считаем, что ребенок, решающий задачи в виде проектов, включает совершенно другие мотивы. Наша задача, чтобы ребенок умел выбирать инструменты, и с ними мы должны его ознакомить. Поэтому я согласен, что вопрос базового образования является основным. Мы должны его преподавать железным образом.

Мне кажется, что мы должны детей воспитывать, давая им базовые знания, и учить робототехнике, показывая, что такое электроника, программирование и конструирование. Так чтобы человек, взяв в руки телефон, понимал, что это конструкция, это электроника и кто-то ее запрограммировал, и я могу сделать то же самое.

Мне кажется, мы работаем в этом направлении, у нас должно все получиться. Главное, мы должны учить детишек с самого юного возраста, пока их еще не испортила школа, а мозги у них абсолютно чистые. Здесь все эти инструменты, что мы предлагаем: всякие кубики, программирование для маленьких и так далее – это то, что поможет сделать из них настоящих людей.

Цифровизация и детские сады

Королева А. В.: 

Есть проблема в том, что все технологии предполагают определенное пространство помещения. В большинстве детских садов нет возможности размещать оборудование так, чтобы оно работало на детей. Цифровая среда дает колоссальный ресурс для педагогов, потому что они могут делать пособия, которые им необходимы. Но для этого воспитатель должен обладать не только отсутствием страха перед электроникой, но и должен уметь работать с программным обеспечением.

Как с этим разобраться педагогу? Кто ему поможет? Старший воспитатель, который не очень в этом разбирается сам? Очень редко педагоги дошкольных учреждений могут посещать салоны и выставки, поэтому находиться в этой среде они не могут. Поэтому сейчас большой вопрос подготовки и переподготовки кадров, которые работают с детьми. К сожалению, курсов повышения квалификации, которые могут дать такие знания и интерес, нет. Есть совершенно банальные, например, «Обучаем работать в Microsoft». Не более того. 

Наши дети, приходя в детсад, уже знают, что такое гаджеты. Наверное, нам надо всем задуматься, как помочь педагогам дошкольных учреждений. Погрузить их в цифровую среду, снять их напряжение. Потому что работа с интерактивной доской требует каких-то знаний.

Читайте также
Комментарии (0)