Школы для одаренных детей в России: различия, сходства, методики

2019-05-20T14:45:44.948Z
8 0

У многих на слуху такие школы, как «Летово», «Сириус». В этой статье мы пройдемся по разным регионам и посмотрим, какие еще школы для одаренных детей есть в России, какие у них отличия, что общего и какие методики легли в основу образовательного процесса. 

Российские образовательные учреждения, специализирующиеся на обучении одаренных детей, действительно всеми силами подчеркивают привилегированность своего педагогического состава. Практически у каждого заведения своя авторская методика преподавания, а учителя являются лауреатами различных профессиональных конкурсов. Словом, в качестве главного преимущества эти учреждения преподносят свое отличие от системы, а вовсе не типичность. И их стремление подчеркнуть свою обособленность еще больше «выпячивает» некую бесперспективность обычных школ, не объявляющих своих учеников более талантливыми, чем их сверстники из других учебных заведений. Что думают по этому поводу специалисты?                                  

Что первично: способности ученика или учителя? 

«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорил еще Плутарх. Уже в те времена «знающие люди» считали, что именно от метода преподавания, а не от набора излагаемой учителем информации зависит, насколько высока будет степень отдачи от учеников.  

Я убежден, что каждый ребенок одаренный и если мы создадим нормальную систему работы школы, то мы получим не десяток одаренных детей, а десятки тысяч, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Боюсь, что работа по выявлению одаренных детей выльется в чисто формальные шаги. Создадут формальный коллектив, который будет осваивать деньги, а эффективных действий не будет. Хорошо, что Минобрнауки занялось этой темой, но плохо будет, если оно будет разрабатывать методики без учета того огромного опыта, который уже накопили общественные организации, занимающиеся изучением образования одаренных детей. Система работы с одаренными детьми заключается в том, чтобы максимально раскрыть его способности, а это можно сделать, если ребенку дать возможность широкого творчества. Если говорить о гуманитарном творчестве, то в обычных школах сейчас сокращаются подобные предметы (ИЗО, танцы, музыка и пр.).

О том, что сама федеральная программа, призывающая делить российских школьников на одаренных и всех остальных, пока не может похвастаться таким фундаментальным подходом, как в некоторых западных странах, где с раннего детства по отношению к каждому ребенку проводится глубокая адресная работа, говорит и директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. «Серьезные исследования, призванные помогать раскрывать потенциал детей, ведутся во многих странах. Они включают исследования психофизических явлений и мозга. Но не всё сразу: к примеру, Сингапур свою текущую систему образования разрабатывал 45 лет. И здесь (в российской системе образования. – Прим. ред.) тоже нужна систематическая долгая работа».

Обращаясь к опыту советских школ по выявлению и обучению одаренных детей, знатоки не без иронии вспоминают физматшколы и языковые спецшколы. Изначально ожидалось, что эти заведения будут штамповать технических и гуманитарных гениев. Но на деле в языковых школах учились в основном сыновья и дочери сотрудников партхозноменклатуры, а в физматшколах – дети профессоров и преподавателей вузов, сотрудничавших с данными заведениями. Опять система, опять тот самый человеческий фактор.

Опыт регионов

Самостоятельных школ для одаренных детей немного, в регионах упомянутые целевые программы реализуются на базе обычных лицеев или средних школ. Большинство заведений являются интернатами. Вот некоторые из них. 

Москва

В столице к подобным заведениям можно отнести, например, школу «Интеллектуал», специализирующуюся на многопредметности. «Если ребенок хочет быть одновременно и биологом, и математиком, то ему к нам. Главное для нас – широкое универсальное образование», – говорится на сайте заведения. Там же уточняется, что миссия школы – работа с детьми, которые оказываются «белыми воронами» в своих школах. Но набор в это образовательное учреждение конкурсный, а это опять предполагает, что в процессе кастинга учеников будет задействована степень их социальной избранности, а не только потенциала. 

Здание школы «Интеллектуал»

В школе работают более сотни кружков и спецкурсов, записаться в которые могут не только ученики заведения, но и все желающие – таким образом «Интеллектуал» зарабатывает деньги. Вообще все платные услуги школа объединила в специальную программу «Круг», которая призвана «сделать методики “Интеллектуала” доступными для учеников других школ». Таким образом, любой желающий может заплатить деньги и на время приобщиться к кузнице талантов. По сути «Круг» – это всевозможные занятия и мастер-классы, в том числе по музыкальному и спортивному развитию, и, например, формированию креативного мышления, дошкольные курсы, летний городской научно-спортивный лагерь и дополнительные уроки для тех, кто находится на домашнем обучении.   

Мероприятие в школе «Интеллектуал»

В «Интеллектуале» есть своя телестудия. Работы ее воспитанников, естественно, завоевывали призовые места на всероссийских и международных кинофестивалях. 

Снимают здесь не только о школе, но и туристические фильмы, психологические картины о школьниках.  

В школе есть спальный корпус на 140 мест. 

На базе московской школы № 57 функционируют специализированные классы: физико-математические, математико-экономические, биомедицинские, биологические, один гуманитарный и др.  

У заведения свой опыт работы с талантливыми детьми. Еще в начале 60-х здесь открылся первый специализированный математический класс, в начале 70-х – биологический. Учебное заведение имело статус школы-лаборатории: тут разрабатывали экспериментальные учебные программы. На сайте заведения говорится, что и сегодня секрет высоких показателей успеваемости – «совокупный багаж авторских программ». К примеру, уроки ведут не один, а несколько педагогов одновременно. Часто занятие принимает форму беседы преподавателя с учениками. Домашнее задание, как и оценки, учащиеся получают не всегда. Но в то же время каникулы школьники чаще проводят не дома за развлечениями, а в математическом лагере. 

Одним из «важных составляющих успеха» школа также называет тщательный отбор учеников. Так, чтобы попасть в специализированные 8–9-е классы, ребята должны пройти от 2 до 6 собеседований и экзаменов (в устной и письменной форме).

Заведение предлагает платные курсы, в том числе по испанскому, немецкому, китайскому языкам и ивриту.

Приморский край 

В Приморском крае хорошо известна школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете. Заведение позиционирует себя как «специализированный Дальневосточный центр по работе с одаренными детьми».  Обучаются здесь 400 ребят со всего Приморского края. Чтобы стать учеником школы, необходимо пройти собеседование с психологом, а начиная со средних классов – и по общеобразовательным предметам. Помимо участия во всевозможных олимпиадах и турнирах, заведение обещает одаренным детям тьюторскую или тренерскую поддержку, профориентацию и психолого-педагогическое сопровождение.  

Школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете

Обучение включает несколько отдельных направлений. К примеру, здесь взращивают будущих лингвистов со знанием английского, китайского, японского и корейского языков. В соседних классах занимаются те, кто предположительно внесет свой вклад в развитие хореографии, живописи, музыки, театра. 

Мероприятие в школе

В заведении реализуется инновационная система повышения профессиональной квалификации педагогов, за которую школа получила Гран-при Приморского форума образовательных инициатив. В течение учебного года в стенах интерната ведется психолого-педагогическое сопровождение не только учеников, но и педагогов. На сайте образовательного учреждения говорится, что главное качество учителя – «желание жить в ученике».

Томск

В Томске функционирует Губернаторский Светленский лицей, выгодно выделяющийся на фоне элитных образовательных учреждений. Учебная программа лицея соединяет систему общего образования с новой авторской концепцией творческого развития личности. На сайте заведения говорится, что «это элитарное учебное заведение по содержанию образования, а не по составу обучающихся. В лицее, расположенном в пригородном сельском поселке, учатся все желающие».

Творческий подход к образованию обусловлен в первую очередь тем, что директор лицея Александр Сайбединов – не только народный учитель России и лауреат премии Правительства РФ, но и автор учебных программ предметов творческого цикла, которые используют многие школы страны. Авторские методики преподавания руководитель заведения описал в своих трудах с говорящими названиями «Диалоги с душой», «Путь к нетакой школе», «Педагогические смыслы». Также Александр Геннадьевич – известный представитель художественного направления «субъективный реализм», поэт, писатель и драматург. 

Губернаторский Светленский лицей

Кроме основных занятий, в лицее много собственных нововведений. Так, ученики встречаются с самыми успешными представителями своего региона. К слову, в апреле лицеисты общались с заслуженным конструктором РФ, советником Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева, профессором Александром Чернявским. 

По понедельникам здесь проходят линейки, своеобразные планерки, на которых преподавательский состав весело, часто с шутками, рассказывает детям, что их ждет на неделе.  

Несколько раз в четверть по пятницам в лицее проходят «Спор-клубы». В качестве главного преимущества такой формы школьной деятельности заведение выделяет «формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способного активно отстаивать свою точку зрения».

Урок физкультуры

По средам в изостудии лицея школьники собираются на «Вечера у лампы». Вместе с директором лицея ищут ответы на непростые вопросы: «Что лучше: жить честно, но бедно, или богато, но не честно?», «В нашем обществе очень часто распространен принцип: кто не с нами, тот против нас. Почему так происходит?», «“Мужчина, допускающий, чтоб им помыкала женщина, – не мужчина и не женщина, а просто ничто” (Наполеон). Как вы считаете, так ли это?». 

Кстати, воспитанию настоящих мужчин здесь уделяют особое внимание. В лицее уже десять лет действует клуб «Мужское собрание» со своим кодексом. Благодаря юным мужчинам, среди их младших ровесников существенно снизился процент нарушения дисциплины. Мальчишки стали активней участвовать в различных мероприятиях, олимпиадах, творческих конкурсах. Регулярно организуются трудовые десанты. Хороший способ направить энергию школьных непосед и хулиганов в конструктивное русло, правда?  

Лицей рассчитан на 400 учеников, 40 из них могут пребывать в заведении круглосуточно.  Примечательно, что в лицее нет платных образовательных услуг. 

Республика Коми

В республике Коми действует Центр по работе с одаренными детьми на базе физико-математического лицея-интерната. Данное заведение в качестве работы с одаренными детьми приветствует интеллектуальные состязания. На сайте заведения официально выделены два вида развития одаренности: «Интеллектуальный марафон» и всероссийские олимпиады школьников. То есть сам центр является непосредственным организатором олимпиад и других соревнований – как среди лицеистов, так и на территории всей республики. 

Представители центра стараются не зацикливаться на одном предмете, а развивать подрастающее поколение всесторонне. Так, в середине марта учащиеся физико-математического лицея проявили себя на городской лингвистической регате. 

Одним из плюсов всевозможных интеллектуальных соревнований, по мнению сотрудников центра, является опыт работы в стрессовой ситуации, умение принимать сложные, нестандартные решения. 

Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова расположена здесь же, в Сыктывкаре. На сайте образовательного учреждения говорится, что его миссия – «бережно растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народов, населяющих Республику Коми. Правительством республики гимназии доверено воспитание будущей интеллигенции, которая сможет поднять культурный уровень северной глубинки».

Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова

Будущие интеллигенты со всех городов и районов республики обучаются здесь на четырех отделениях: музыкальном, хореографическом, художественном и гуманитарном. Учебные программы среднего профессионального образования интегрированы с образовательным планом основного среднего образования. Гимназия входит в число 145 лучших школ России и является победителем Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства». 

В обоих заведениях Сыктывкара нет платных услуг. 

Читайте также
Комментарии (0)
2019-05-20T14:45:44.948Z
8 0

Школы для одаренных детей в России: различия, сходства, методики


Антонина Изотова
Подписаться

У многих на слуху такие школы, как «Летово», «Сириус». В этой статье мы пройдемся по разным регионам и посмотрим, какие еще школы для одаренных детей есть в России, какие у них отличия, что общего и какие методики легли в основу образовательного процесса. 

Российские образовательные учреждения, специализирующиеся на обучении одаренных детей, действительно всеми силами подчеркивают привилегированность своего педагогического состава. Практически у каждого заведения своя авторская методика преподавания, а учителя являются лауреатами различных профессиональных конкурсов. Словом, в качестве главного преимущества эти учреждения преподносят свое отличие от системы, а вовсе не типичность. И их стремление подчеркнуть свою обособленность еще больше «выпячивает» некую бесперспективность обычных школ, не объявляющих своих учеников более талантливыми, чем их сверстники из других учебных заведений. Что думают по этому поводу специалисты?                                  

Что первично: способности ученика или учителя? 

«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорил еще Плутарх. Уже в те времена «знающие люди» считали, что именно от метода преподавания, а не от набора излагаемой учителем информации зависит, насколько высока будет степень отдачи от учеников.  

Я убежден, что каждый ребенок одаренный и если мы создадим нормальную систему работы школы, то мы получим не десяток одаренных детей, а десятки тысяч, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Боюсь, что работа по выявлению одаренных детей выльется в чисто формальные шаги. Создадут формальный коллектив, который будет осваивать деньги, а эффективных действий не будет. Хорошо, что Минобрнауки занялось этой темой, но плохо будет, если оно будет разрабатывать методики без учета того огромного опыта, который уже накопили общественные организации, занимающиеся изучением образования одаренных детей. Система работы с одаренными детьми заключается в том, чтобы максимально раскрыть его способности, а это можно сделать, если ребенку дать возможность широкого творчества. Если говорить о гуманитарном творчестве, то в обычных школах сейчас сокращаются подобные предметы (ИЗО, танцы, музыка и пр.).

О том, что сама федеральная программа, призывающая делить российских школьников на одаренных и всех остальных, пока не может похвастаться таким фундаментальным подходом, как в некоторых западных странах, где с раннего детства по отношению к каждому ребенку проводится глубокая адресная работа, говорит и директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. «Серьезные исследования, призванные помогать раскрывать потенциал детей, ведутся во многих странах. Они включают исследования психофизических явлений и мозга. Но не всё сразу: к примеру, Сингапур свою текущую систему образования разрабатывал 45 лет. И здесь (в российской системе образования. – Прим. ред.) тоже нужна систематическая долгая работа».

Обращаясь к опыту советских школ по выявлению и обучению одаренных детей, знатоки не без иронии вспоминают физматшколы и языковые спецшколы. Изначально ожидалось, что эти заведения будут штамповать технических и гуманитарных гениев. Но на деле в языковых школах учились в основном сыновья и дочери сотрудников партхозноменклатуры, а в физматшколах – дети профессоров и преподавателей вузов, сотрудничавших с данными заведениями. Опять система, опять тот самый человеческий фактор.

Опыт регионов

Самостоятельных школ для одаренных детей немного, в регионах упомянутые целевые программы реализуются на базе обычных лицеев или средних школ. Большинство заведений являются интернатами. Вот некоторые из них. 

Москва

В столице к подобным заведениям можно отнести, например, школу «Интеллектуал», специализирующуюся на многопредметности. «Если ребенок хочет быть одновременно и биологом, и математиком, то ему к нам. Главное для нас – широкое универсальное образование», – говорится на сайте заведения. Там же уточняется, что миссия школы – работа с детьми, которые оказываются «белыми воронами» в своих школах. Но набор в это образовательное учреждение конкурсный, а это опять предполагает, что в процессе кастинга учеников будет задействована степень их социальной избранности, а не только потенциала. 

Здание школы «Интеллектуал»

В школе работают более сотни кружков и спецкурсов, записаться в которые могут не только ученики заведения, но и все желающие – таким образом «Интеллектуал» зарабатывает деньги. Вообще все платные услуги школа объединила в специальную программу «Круг», которая призвана «сделать методики “Интеллектуала” доступными для учеников других школ». Таким образом, любой желающий может заплатить деньги и на время приобщиться к кузнице талантов. По сути «Круг» – это всевозможные занятия и мастер-классы, в том числе по музыкальному и спортивному развитию, и, например, формированию креативного мышления, дошкольные курсы, летний городской научно-спортивный лагерь и дополнительные уроки для тех, кто находится на домашнем обучении.   

Мероприятие в школе «Интеллектуал»

В «Интеллектуале» есть своя телестудия. Работы ее воспитанников, естественно, завоевывали призовые места на всероссийских и международных кинофестивалях. 

Снимают здесь не только о школе, но и туристические фильмы, психологические картины о школьниках.  

В школе есть спальный корпус на 140 мест. 

На базе московской школы № 57 функционируют специализированные классы: физико-математические, математико-экономические, биомедицинские, биологические, один гуманитарный и др.  

У заведения свой опыт работы с талантливыми детьми. Еще в начале 60-х здесь открылся первый специализированный математический класс, в начале 70-х – биологический. Учебное заведение имело статус школы-лаборатории: тут разрабатывали экспериментальные учебные программы. На сайте заведения говорится, что и сегодня секрет высоких показателей успеваемости – «совокупный багаж авторских программ». К примеру, уроки ведут не один, а несколько педагогов одновременно. Часто занятие принимает форму беседы преподавателя с учениками. Домашнее задание, как и оценки, учащиеся получают не всегда. Но в то же время каникулы школьники чаще проводят не дома за развлечениями, а в математическом лагере. 

Одним из «важных составляющих успеха» школа также называет тщательный отбор учеников. Так, чтобы попасть в специализированные 8–9-е классы, ребята должны пройти от 2 до 6 собеседований и экзаменов (в устной и письменной форме).

Заведение предлагает платные курсы, в том числе по испанскому, немецкому, китайскому языкам и ивриту.

Приморский край 

В Приморском крае хорошо известна школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете. Заведение позиционирует себя как «специализированный Дальневосточный центр по работе с одаренными детьми».  Обучаются здесь 400 ребят со всего Приморского края. Чтобы стать учеником школы, необходимо пройти собеседование с психологом, а начиная со средних классов – и по общеобразовательным предметам. Помимо участия во всевозможных олимпиадах и турнирах, заведение обещает одаренным детям тьюторскую или тренерскую поддержку, профориентацию и психолого-педагогическое сопровождение.  

Школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете

Обучение включает несколько отдельных направлений. К примеру, здесь взращивают будущих лингвистов со знанием английского, китайского, японского и корейского языков. В соседних классах занимаются те, кто предположительно внесет свой вклад в развитие хореографии, живописи, музыки, театра. 

Мероприятие в школе

В заведении реализуется инновационная система повышения профессиональной квалификации педагогов, за которую школа получила Гран-при Приморского форума образовательных инициатив. В течение учебного года в стенах интерната ведется психолого-педагогическое сопровождение не только учеников, но и педагогов. На сайте образовательного учреждения говорится, что главное качество учителя – «желание жить в ученике».

Томск

В Томске функционирует Губернаторский Светленский лицей, выгодно выделяющийся на фоне элитных образовательных учреждений. Учебная программа лицея соединяет систему общего образования с новой авторской концепцией творческого развития личности. На сайте заведения говорится, что «это элитарное учебное заведение по содержанию образования, а не по составу обучающихся. В лицее, расположенном в пригородном сельском поселке, учатся все желающие».

Творческий подход к образованию обусловлен в первую очередь тем, что директор лицея Александр Сайбединов – не только народный учитель России и лауреат премии Правительства РФ, но и автор учебных программ предметов творческого цикла, которые используют многие школы страны. Авторские методики преподавания руководитель заведения описал в своих трудах с говорящими названиями «Диалоги с душой», «Путь к нетакой школе», «Педагогические смыслы». Также Александр Геннадьевич – известный представитель художественного направления «субъективный реализм», поэт, писатель и драматург. 

Губернаторский Светленский лицей

Кроме основных занятий, в лицее много собственных нововведений. Так, ученики встречаются с самыми успешными представителями своего региона. К слову, в апреле лицеисты общались с заслуженным конструктором РФ, советником Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева, профессором Александром Чернявским. 

По понедельникам здесь проходят линейки, своеобразные планерки, на которых преподавательский состав весело, часто с шутками, рассказывает детям, что их ждет на неделе.  

Несколько раз в четверть по пятницам в лицее проходят «Спор-клубы». В качестве главного преимущества такой формы школьной деятельности заведение выделяет «формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способного активно отстаивать свою точку зрения».

Урок физкультуры

По средам в изостудии лицея школьники собираются на «Вечера у лампы». Вместе с директором лицея ищут ответы на непростые вопросы: «Что лучше: жить честно, но бедно, или богато, но не честно?», «В нашем обществе очень часто распространен принцип: кто не с нами, тот против нас. Почему так происходит?», «“Мужчина, допускающий, чтоб им помыкала женщина, – не мужчина и не женщина, а просто ничто” (Наполеон). Как вы считаете, так ли это?». 

Кстати, воспитанию настоящих мужчин здесь уделяют особое внимание. В лицее уже десять лет действует клуб «Мужское собрание» со своим кодексом. Благодаря юным мужчинам, среди их младших ровесников существенно снизился процент нарушения дисциплины. Мальчишки стали активней участвовать в различных мероприятиях, олимпиадах, творческих конкурсах. Регулярно организуются трудовые десанты. Хороший способ направить энергию школьных непосед и хулиганов в конструктивное русло, правда?  

Лицей рассчитан на 400 учеников, 40 из них могут пребывать в заведении круглосуточно.  Примечательно, что в лицее нет платных образовательных услуг. 

Республика Коми

В республике Коми действует Центр по работе с одаренными детьми на базе физико-математического лицея-интерната. Данное заведение в качестве работы с одаренными детьми приветствует интеллектуальные состязания. На сайте заведения официально выделены два вида развития одаренности: «Интеллектуальный марафон» и всероссийские олимпиады школьников. То есть сам центр является непосредственным организатором олимпиад и других соревнований – как среди лицеистов, так и на территории всей республики. 

Представители центра стараются не зацикливаться на одном предмете, а развивать подрастающее поколение всесторонне. Так, в середине марта учащиеся физико-математического лицея проявили себя на городской лингвистической регате. 

Одним из плюсов всевозможных интеллектуальных соревнований, по мнению сотрудников центра, является опыт работы в стрессовой ситуации, умение принимать сложные, нестандартные решения. 

Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова расположена здесь же, в Сыктывкаре. На сайте образовательного учреждения говорится, что его миссия – «бережно растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народов, населяющих Республику Коми. Правительством республики гимназии доверено воспитание будущей интеллигенции, которая сможет поднять культурный уровень северной глубинки».

Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова

Будущие интеллигенты со всех городов и районов республики обучаются здесь на четырех отделениях: музыкальном, хореографическом, художественном и гуманитарном. Учебные программы среднего профессионального образования интегрированы с образовательным планом основного среднего образования. Гимназия входит в число 145 лучших школ России и является победителем Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства». 

В обоих заведениях Сыктывкара нет платных услуг. 

Читайте также
Комментарии (0)