Сергей Карякин: Тренировки должны быть и с тренером, и с компьютером

2019-03-12T15:20:37.447Z
17 0

Как и сколько тренироваться детям? Нужны ли шахматы в школе? Один из сильнейших шахматистов мира дал интервью порталу ActivityEdu. 

У шахматистов появилась новая книга для библиотеки. В Доме книги на Новом Арбате Сергей Карякин – чемпион мира, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого молодого гроссмейстера в истории шахматного спорта, – представил книгу «Карлсен – Карякин. Матч за звание чемпиона мира по шахматам. Нью-Йорк – 2016». Ее написали два американских шахматиста Лев Альбурт (гроссмейстер, чемпион США) и специалист по компьютерному анализу Джон Крумиллер. Экс-чемпион мира Владимир Крамник помог этим авторам: он прокомментировал все ходы партии. Предисловие написал сам Сергей Карякин. Для юных шахматистов это бесценный материал, чтобы повысить свое мастерство. Здесь подробно проанализированы, по полочкам разложены все партии этого матча. 

Про матчи на первенство мира есть несколько таких известных книг: М. Таль «Матч Ботвинник – Таль»; И. Болеславский, И. Бондаревский «Петросян – Спасский 1969»; Ю. Авербах, М. Тайманов «Матч на первенство мира Карпов – Каспаров». 

Сергей Карякин считает, что именно опыт чемпионов и ведущих шахматистов помогает развиваться шахматисту.

Какие книги вы можете посоветовать?

Вышла книга Екатерины Волковой, которую я рекомендую для прочтения детям, которые делают первые шаги в этой прекрасной игре. Эта книга называется «Шахматы с енотом». Могу порекомендовать книгу Крамника «Прорыв». Когда я только начинал, то я читал «Путешествие в шахматное королевство» Авербаха, из более современных – все книги Марка Дворецкого прочел, просто захлебываясь, потому что они интереснейшие с точки зрения шахмат, в особенности можно выделить книжку про эндшпиль. Будучи 6–7-летним, я изучал партии всех чемпионов мира, и в детстве мне особенно нравились партии Александра Алехина. Я много занимался на его книгах. В первую очередь по книге «Супертурниры в Нью-Йорке 1924–1927 годов», про его матч с Капабланкой тоже читал книги. Ну и, наверное, книги Каспарова очень интересные. 

Много ли времени занимала шахматная подготовка в детстве?

В детстве я не занимался по сути ничем, кроме шахмат. На занятия часов по восемь уходило. Но я, когда по многу часов занимался в детстве, меня никто никогда не заставлял, мне просто нравился сам процесс и до сих пор нравится. Я получаю истинное удовольствие. Когда я учился в школе, то благодаря поддержке учителей для меня была специально разработана система, чтобы я мог не ходить каждый день в школу, но я через какое-то время приходил, делал все необходимые задания дома и сдавал. Но такая система не применима для каждого. Все зависит от задач и целей. Понятно, что нужно распределять время: сколько вы тратите на шахматы, сколько на учебу, сколько на какие-то другие вещи, потому что я также, помимо шахмат, занимался очень много спортом. Шахматы должны идти гармонично. Нельзя заниматься только шахматами. Нельзя только сидеть на месте, потому что вы не сможете высиживать длительные партии по 5-6 часов. Без занятий спортом у вас будут проблемы со спиной. Поэтому обязательно нужно ходить в бассейн или заниматься акробатикой. Чем угодно, но какой-то спорт должен быть в жизни. Обязательно должно быть и общение со сверстниками.

Как началось знакомство с шахматами?

Это произошло совершенно случайно. Мне было пять с половиной лет. И я знать не знал ни о каких шахматах. Не знал, что вообще есть такая игра, но так получилось, что по телевизору шла реклама банка, и там была такая фраза: «Как пешка становится ферзем». И я стал спрашивать у папы, что такое пешка, что такое ферзь. Он сказал, что есть такая игра – шахматы. Мы с ним начали играть постоянно, буквально каждый вечер. Вначале он мне давал фору очень большую. Сперва ферзя давал фору, потом две ладьи давал фору, но потом постепенно эта фора все уменьшалась и уменьшалась. И потом в итоге мы уже играли на равных. Так началось мое изучение шахмат. И очень важно, что когда ближе к шести я пошел в шахматный клуб, то мой первый тренер привил мне любовь к шахматам. Первые пару месяцев я был в роли догоняющего, но потом я очень быстро всех превзошел. Через год занятий уже я выполнил первый разряд, то есть в принципе у многих шахматистов на это уходит по пять лет занятий. Шахматы – это целый мир. Почти 25 лет я играю в шахматы, и до сих пор я не знаю всех секретов, несмотря на то, что всю жизнь изучаю шахматы. И никто не знает. Шахматы – это такая бесконечная игра, в которую можно всю жизнь играть и совершенствоваться. Это очень здорово.

Как лучше тренироваться юным шахматистам? Сегодня детей привлекают различные приложения в компьютере. Как вы считаете, ребенку лучше играть с партнером или нет принципиальной разницы?

Тренировки должны быть и с тренером, и с компьютером. Чем шахматист опытнее, чем старше, тем он может больше сам работать, но, когда он только делает первые шаги, необходим тренер. Я 100 % говорю, что без тренера не обойтись, потому что, когда человек смотрит со стороны, он сразу видит твои недостатки и над чем тебе нужно работать, и какие компоненты игры тебе нужно улучшать. Соответственно, очень важно найти грамотного и хорошего тренера, который бы привил любовь к шахматам, что является важным компонентом для успешного совершенствования. Если родители не помогут выбрать тренера, то не будет прогресса. 

Нужны ли шахматы в школе как предмет?

Шахматы в школах – это целая программа. Она развивается благодаря участию в первую очередь Российской шахматной федерации, Московской шахматной федерации, моему личному тоже участию, потому что я тоже там помогаю методически. В целом я поддерживаю эту инициативу. Просто я считаю, что хотя бы такая возможность должна быть у тех детей, кто хочет заниматься шахматами. Это может быть и необязательный предмет. Я не говорю, что все дети 100 % должны заниматься шахматами в школах, но, допустим, как кружок, как занятие, куда можно прийти вне основных уроков, – это, мне кажется, очень полезно и здорово. Шахматы развивают логику, развивают интуицию, развивают интеллект, помогают просчитывать ситуацию, в том числе и в жизни. Есть несколько моих шахматных школ. Они функционируют по регионам: в Саратовской области, в республике Марий Эл. В Москве есть шахматная школа на юрфаке МГУ. Скоро будет пятилетие клуба. Там функционирует школа, но она больше для студентов. В Москве есть еще очень известная Русская шахматная школа и клуб на Гоголевском бульваре при Центральном доме шахматиста.

Есть ли у вас друзья-шахматисты и с кем интересней всего играть?

У меня есть несколько близких друзей. В первую очередь это Шахрияр Мамедьяров, Теймур Раджабов. Из наших шахматистов можно отметить Яна Непомнящего, Александра Грищука. Когда говорят, что шахматисты друг с другом не дружат... На самом деле дружат. А с кем интересно? С точки зрения шахмат, сейчас в последнее время все такие сильные, настолько опасные... Интересней всего играть с Левоном Ароняном, потому что он очень творческий, очень самобытный шахматист. Он всегда играет сам и дает возможность поиграть тебе.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-03-12T15:20:37.447Z
17 0

Сергей Карякин: Тренировки должны быть и с тренером, и с компьютером


Ирина Ермолаева
Подписаться

Как и сколько тренироваться детям? Нужны ли шахматы в школе? Один из сильнейших шахматистов мира дал интервью порталу ActivityEdu. 

У шахматистов появилась новая книга для библиотеки. В Доме книги на Новом Арбате Сергей Карякин – чемпион мира, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого молодого гроссмейстера в истории шахматного спорта, – представил книгу «Карлсен – Карякин. Матч за звание чемпиона мира по шахматам. Нью-Йорк – 2016». Ее написали два американских шахматиста Лев Альбурт (гроссмейстер, чемпион США) и специалист по компьютерному анализу Джон Крумиллер. Экс-чемпион мира Владимир Крамник помог этим авторам: он прокомментировал все ходы партии. Предисловие написал сам Сергей Карякин. Для юных шахматистов это бесценный материал, чтобы повысить свое мастерство. Здесь подробно проанализированы, по полочкам разложены все партии этого матча. 

Про матчи на первенство мира есть несколько таких известных книг: М. Таль «Матч Ботвинник – Таль»; И. Болеславский, И. Бондаревский «Петросян – Спасский 1969»; Ю. Авербах, М. Тайманов «Матч на первенство мира Карпов – Каспаров». 

Сергей Карякин считает, что именно опыт чемпионов и ведущих шахматистов помогает развиваться шахматисту.

Какие книги вы можете посоветовать?

Вышла книга Екатерины Волковой, которую я рекомендую для прочтения детям, которые делают первые шаги в этой прекрасной игре. Эта книга называется «Шахматы с енотом». Могу порекомендовать книгу Крамника «Прорыв». Когда я только начинал, то я читал «Путешествие в шахматное королевство» Авербаха, из более современных – все книги Марка Дворецкого прочел, просто захлебываясь, потому что они интереснейшие с точки зрения шахмат, в особенности можно выделить книжку про эндшпиль. Будучи 6–7-летним, я изучал партии всех чемпионов мира, и в детстве мне особенно нравились партии Александра Алехина. Я много занимался на его книгах. В первую очередь по книге «Супертурниры в Нью-Йорке 1924–1927 годов», про его матч с Капабланкой тоже читал книги. Ну и, наверное, книги Каспарова очень интересные. 

Много ли времени занимала шахматная подготовка в детстве?

В детстве я не занимался по сути ничем, кроме шахмат. На занятия часов по восемь уходило. Но я, когда по многу часов занимался в детстве, меня никто никогда не заставлял, мне просто нравился сам процесс и до сих пор нравится. Я получаю истинное удовольствие. Когда я учился в школе, то благодаря поддержке учителей для меня была специально разработана система, чтобы я мог не ходить каждый день в школу, но я через какое-то время приходил, делал все необходимые задания дома и сдавал. Но такая система не применима для каждого. Все зависит от задач и целей. Понятно, что нужно распределять время: сколько вы тратите на шахматы, сколько на учебу, сколько на какие-то другие вещи, потому что я также, помимо шахмат, занимался очень много спортом. Шахматы должны идти гармонично. Нельзя заниматься только шахматами. Нельзя только сидеть на месте, потому что вы не сможете высиживать длительные партии по 5-6 часов. Без занятий спортом у вас будут проблемы со спиной. Поэтому обязательно нужно ходить в бассейн или заниматься акробатикой. Чем угодно, но какой-то спорт должен быть в жизни. Обязательно должно быть и общение со сверстниками.

Как началось знакомство с шахматами?

Это произошло совершенно случайно. Мне было пять с половиной лет. И я знать не знал ни о каких шахматах. Не знал, что вообще есть такая игра, но так получилось, что по телевизору шла реклама банка, и там была такая фраза: «Как пешка становится ферзем». И я стал спрашивать у папы, что такое пешка, что такое ферзь. Он сказал, что есть такая игра – шахматы. Мы с ним начали играть постоянно, буквально каждый вечер. Вначале он мне давал фору очень большую. Сперва ферзя давал фору, потом две ладьи давал фору, но потом постепенно эта фора все уменьшалась и уменьшалась. И потом в итоге мы уже играли на равных. Так началось мое изучение шахмат. И очень важно, что когда ближе к шести я пошел в шахматный клуб, то мой первый тренер привил мне любовь к шахматам. Первые пару месяцев я был в роли догоняющего, но потом я очень быстро всех превзошел. Через год занятий уже я выполнил первый разряд, то есть в принципе у многих шахматистов на это уходит по пять лет занятий. Шахматы – это целый мир. Почти 25 лет я играю в шахматы, и до сих пор я не знаю всех секретов, несмотря на то, что всю жизнь изучаю шахматы. И никто не знает. Шахматы – это такая бесконечная игра, в которую можно всю жизнь играть и совершенствоваться. Это очень здорово.

Как лучше тренироваться юным шахматистам? Сегодня детей привлекают различные приложения в компьютере. Как вы считаете, ребенку лучше играть с партнером или нет принципиальной разницы?

Тренировки должны быть и с тренером, и с компьютером. Чем шахматист опытнее, чем старше, тем он может больше сам работать, но, когда он только делает первые шаги, необходим тренер. Я 100 % говорю, что без тренера не обойтись, потому что, когда человек смотрит со стороны, он сразу видит твои недостатки и над чем тебе нужно работать, и какие компоненты игры тебе нужно улучшать. Соответственно, очень важно найти грамотного и хорошего тренера, который бы привил любовь к шахматам, что является важным компонентом для успешного совершенствования. Если родители не помогут выбрать тренера, то не будет прогресса. 

Нужны ли шахматы в школе как предмет?

Шахматы в школах – это целая программа. Она развивается благодаря участию в первую очередь Российской шахматной федерации, Московской шахматной федерации, моему личному тоже участию, потому что я тоже там помогаю методически. В целом я поддерживаю эту инициативу. Просто я считаю, что хотя бы такая возможность должна быть у тех детей, кто хочет заниматься шахматами. Это может быть и необязательный предмет. Я не говорю, что все дети 100 % должны заниматься шахматами в школах, но, допустим, как кружок, как занятие, куда можно прийти вне основных уроков, – это, мне кажется, очень полезно и здорово. Шахматы развивают логику, развивают интуицию, развивают интеллект, помогают просчитывать ситуацию, в том числе и в жизни. Есть несколько моих шахматных школ. Они функционируют по регионам: в Саратовской области, в республике Марий Эл. В Москве есть шахматная школа на юрфаке МГУ. Скоро будет пятилетие клуба. Там функционирует школа, но она больше для студентов. В Москве есть еще очень известная Русская шахматная школа и клуб на Гоголевском бульваре при Центральном доме шахматиста.

Есть ли у вас друзья-шахматисты и с кем интересней всего играть?

У меня есть несколько близких друзей. В первую очередь это Шахрияр Мамедьяров, Теймур Раджабов. Из наших шахматистов можно отметить Яна Непомнящего, Александра Грищука. Когда говорят, что шахматисты друг с другом не дружат... На самом деле дружат. А с кем интересно? С точки зрения шахмат, сейчас в последнее время все такие сильные, настолько опасные... Интересней всего играть с Левоном Ароняном, потому что он очень творческий, очень самобытный шахматист. Он всегда играет сам и дает возможность поиграть тебе.

Читайте также
Комментарии (0)