Самообследование школы: для чего нужно, как провести и составить отчет

2019-12-19T11:47:00.000Z
4 0

Регламент, сроки и правила проведения самообследования образовательных учреждений прописаны в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Самообследование школ и детских садов проводят для обеспечения доступности сведений о работе учреждений. Вся информация публикуется в открытом доступе.

Быстрый переход по разделам:

  1. Что такое самообследование школы.
  2. Кому поручить самообследование школы.
  3. Отчет о самообследовании школы.
  4. Как правильно оформить и избежать ошибок в отчете о самообследовании.

Что такое самообследование школы

Самообследование школы

Самообследование помогает собрать и проанализировать информацию о работе и состоянии школы. Оценку деятельности выставляют после сравнения критериев, на основе которых проводят экспертизу. Самообследование проводят для улучшения показателей образовательного учреждения и его развития. Обследование также выявляет уровень соответствия школы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Самообследование школы проводят ежегодно, анализируя результаты деятельности за предыдущий календарный год. Руководство учебного заведения само определяет форму и сроки проведения обследования и лиц, которые займутся этой работой.

Самообследование состоит из этапов:

  1. Подготовка к процедуре.
  2. Проведение.
  3. Анализ информации и подготовка отчета.
  4. Изучение отчетных документов.

Кому поручить самообследование школы

Перед началом процедуры издают приказ о ее проведении (ответственные лица и сроки).

Председателем комиссии чаще всего назначают заместителя директора. Ему поручают сбор, анализ и обобщение сведений о работе МОУ, контроль над составлением отчета.

В комиссию также включают работников школы, которые компетентны проанализировать деятельность учебного заведения по направлениям. Так, сотрудник отдела кадров может заняться оценкой кадрового обеспечения, а замдиректора по административной части — сбором сведений о материально-технической базе школы.

Кто за что отвечает при проведении самообследования МОУ:

  • председатель (руководитель) комиссии контролирует сроки проведения процедуры и отвечает за достоверность сведений, персонально отвечает за отчет;
  • заместители директора по профильным направлениям проверки выбирают оптимальные методы исследования, обобщают данные, четко ставят задачи перед рабочей группой;
  • учителя собирают данные по своему профилю, передают информацию об успеваемости, достижениях и провалах в работе учеников, предоставляют данные о формах и методах преподавания, их результатах и причинах неудач;
  • специалисты и методические работники проверяют сведения о квалификации педсостава, его достижениях и специфике работы, аккумулируют сведения о направлениях образовательного процесса, материально-техническом оснащении и стоимости;
  • программист помогает обрабатывать данные, сводит их в один документ, размещает отчет в интернете.

Члены комиссии должны ознакомиться с приказом и поставить свои подписи.

Рекомендуется использовать активные методы сбора информации (опросы, анкетирование, интервьюирование и т. д.) и пассивные (работа с документами). Их сочетание в разумных пропорциях поможет получить максимально точный отчет.

Образец приказа о проведении самообследования школы

Скачать образец приказа о проведении самообследования

Скачать Положение о самообследовании

Скачать план подготовки и проведения работ по самообследованию

Отчет о самообследовании школы

Отчет содержит официальные данные о результатах и условиях работы школы за предшествующий год.

Отчет доступен ученикам, родителям (или законным представителям несовершеннолетнего), педагогам, органам местного самоуправления и другим структурам и содержит следующие сведения:

  • количество учеников;
  • возможность углубленного изучения отдельных дисциплин и получения профильного образования;
  • информацию об успеваемости: сколько учеников учатся на отлично и хорошо, сколько детей получают удовлетворительные и плохие оценки. Отчет содержит сведения о результатах ОГЭ и ЕГЭ;
  • данные об участии детей в олимпиадах, конкурсах, смотрах и других видах общественной и образовательной деятельности;
  • сведения о педагогическом коллективе: образование, квалификация, стаж учителей;
  • информацию о площади помещений, наличии компьютеров, количестве учебников и методической литературы (в расчете на каждого ребенка), техническом оснащении библиотеки и работе (наличии/отсутствии) интернета.

После составления отчет отправляют на рассмотрение в соответствии с уставом школы. Также документ размещают на сайте образовательного учреждения. Учредитель должен получить отчет о самообследовании школы до 20 апреля. 

Если отчет не размещен на сайте школы, то надзорный орган назначит штраф в размере 10–30 тысяч рублей (руководителю), 50–100 тысяч рублей (организации).

Документ можно представить и в виде публичного отчета. Из него родители учеников получат следующую информацию, которая поможет составить свое мнение о школе, опираясь на собственные знания, а не отзывы знакомых. Это будут:

  • общая характеристика школы;
  • характер и условия образовательного процесса;
  • внешние связи школы и ее социальная активность;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • планы развития.

Как правильно оформить и избежать ошибок в отчете о самообследовании

На совещании при директоре МОУ или председателе комиссии обсуждают структуру отчета:

  • общие сведения;
  • разделы по профилям;
  • показатели деятельности;
  • результаты.

Оформление отчета о самообследовании школы следует поручить одному человеку, так удастся избежать повторов.

Часто в отчетах встречается ошибка, которую можно списать на человеческий фактор, так называемая техническая. Когда при составлении документа (для упрощения задачи) исполнитель копирует текст из прошлогоднего отчета, чтобы потом «освежить» его новыми данными. Нужно помнить: даже если за учебный год в жизни школы ничего не изменилось, нельзя делать прошлогодний отчет новым. Следует составить документ с нуля, а после сравнить данные.

Для того чтобы отчет о самообследовании школы был содержательным, легким для чтения и даже увлекательным, следует сравнить новые показатели с показателями предыдущих лет. Фотографии, схемы и диаграммы улучшат качество отчета. На педсовете обсуждается черновик отчета, члены комиссии могут внести в него замечания и дополнения. После текст дорабатывают и подписывают (утверждают).

После утверждения отчет направляют учредителю (можно и в бумажном, и в электронном виде) и размещают на сайте школы.

Самообследование школы:


Образец первой страницы отчета об самообследовании

Скачать шаблон отчета о результатах самообследования


Читайте также
Комментарии (0)
2019-12-19T11:47:00.000Z
4 0

Самообследование школы: для чего нужно, как провести и составить отчет


Регламент, сроки и правила проведения самообследования образовательных учреждений прописаны в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Самообследование школ и детских садов проводят для обеспечения доступности сведений о работе учреждений. Вся информация публикуется в открытом доступе.

Быстрый переход по разделам:

  1. Что такое самообследование школы.
  2. Кому поручить самообследование школы.
  3. Отчет о самообследовании школы.
  4. Как правильно оформить и избежать ошибок в отчете о самообследовании.

Что такое самообследование школы

Самообследование школы

Самообследование помогает собрать и проанализировать информацию о работе и состоянии школы. Оценку деятельности выставляют после сравнения критериев, на основе которых проводят экспертизу. Самообследование проводят для улучшения показателей образовательного учреждения и его развития. Обследование также выявляет уровень соответствия школы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Самообследование школы проводят ежегодно, анализируя результаты деятельности за предыдущий календарный год. Руководство учебного заведения само определяет форму и сроки проведения обследования и лиц, которые займутся этой работой.

Самообследование состоит из этапов:

  1. Подготовка к процедуре.
  2. Проведение.
  3. Анализ информации и подготовка отчета.
  4. Изучение отчетных документов.

Кому поручить самообследование школы

Перед началом процедуры издают приказ о ее проведении (ответственные лица и сроки).

Председателем комиссии чаще всего назначают заместителя директора. Ему поручают сбор, анализ и обобщение сведений о работе МОУ, контроль над составлением отчета.

В комиссию также включают работников школы, которые компетентны проанализировать деятельность учебного заведения по направлениям. Так, сотрудник отдела кадров может заняться оценкой кадрового обеспечения, а замдиректора по административной части — сбором сведений о материально-технической базе школы.

Кто за что отвечает при проведении самообследования МОУ:

  • председатель (руководитель) комиссии контролирует сроки проведения процедуры и отвечает за достоверность сведений, персонально отвечает за отчет;
  • заместители директора по профильным направлениям проверки выбирают оптимальные методы исследования, обобщают данные, четко ставят задачи перед рабочей группой;
  • учителя собирают данные по своему профилю, передают информацию об успеваемости, достижениях и провалах в работе учеников, предоставляют данные о формах и методах преподавания, их результатах и причинах неудач;
  • специалисты и методические работники проверяют сведения о квалификации педсостава, его достижениях и специфике работы, аккумулируют сведения о направлениях образовательного процесса, материально-техническом оснащении и стоимости;
  • программист помогает обрабатывать данные, сводит их в один документ, размещает отчет в интернете.

Члены комиссии должны ознакомиться с приказом и поставить свои подписи.

Рекомендуется использовать активные методы сбора информации (опросы, анкетирование, интервьюирование и т. д.) и пассивные (работа с документами). Их сочетание в разумных пропорциях поможет получить максимально точный отчет.

Образец приказа о проведении самообследования школы

Скачать образец приказа о проведении самообследования

Скачать Положение о самообследовании

Скачать план подготовки и проведения работ по самообследованию

Отчет о самообследовании школы

Отчет содержит официальные данные о результатах и условиях работы школы за предшествующий год.

Отчет доступен ученикам, родителям (или законным представителям несовершеннолетнего), педагогам, органам местного самоуправления и другим структурам и содержит следующие сведения:

  • количество учеников;
  • возможность углубленного изучения отдельных дисциплин и получения профильного образования;
  • информацию об успеваемости: сколько учеников учатся на отлично и хорошо, сколько детей получают удовлетворительные и плохие оценки. Отчет содержит сведения о результатах ОГЭ и ЕГЭ;
  • данные об участии детей в олимпиадах, конкурсах, смотрах и других видах общественной и образовательной деятельности;
  • сведения о педагогическом коллективе: образование, квалификация, стаж учителей;
  • информацию о площади помещений, наличии компьютеров, количестве учебников и методической литературы (в расчете на каждого ребенка), техническом оснащении библиотеки и работе (наличии/отсутствии) интернета.

После составления отчет отправляют на рассмотрение в соответствии с уставом школы. Также документ размещают на сайте образовательного учреждения. Учредитель должен получить отчет о самообследовании школы до 20 апреля. 

Если отчет не размещен на сайте школы, то надзорный орган назначит штраф в размере 10–30 тысяч рублей (руководителю), 50–100 тысяч рублей (организации).

Документ можно представить и в виде публичного отчета. Из него родители учеников получат следующую информацию, которая поможет составить свое мнение о школе, опираясь на собственные знания, а не отзывы знакомых. Это будут:

  • общая характеристика школы;
  • характер и условия образовательного процесса;
  • внешние связи школы и ее социальная активность;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • планы развития.

Как правильно оформить и избежать ошибок в отчете о самообследовании

На совещании при директоре МОУ или председателе комиссии обсуждают структуру отчета:

  • общие сведения;
  • разделы по профилям;
  • показатели деятельности;
  • результаты.

Оформление отчета о самообследовании школы следует поручить одному человеку, так удастся избежать повторов.

Часто в отчетах встречается ошибка, которую можно списать на человеческий фактор, так называемая техническая. Когда при составлении документа (для упрощения задачи) исполнитель копирует текст из прошлогоднего отчета, чтобы потом «освежить» его новыми данными. Нужно помнить: даже если за учебный год в жизни школы ничего не изменилось, нельзя делать прошлогодний отчет новым. Следует составить документ с нуля, а после сравнить данные.

Для того чтобы отчет о самообследовании школы был содержательным, легким для чтения и даже увлекательным, следует сравнить новые показатели с показателями предыдущих лет. Фотографии, схемы и диаграммы улучшат качество отчета. На педсовете обсуждается черновик отчета, члены комиссии могут внести в него замечания и дополнения. После текст дорабатывают и подписывают (утверждают).

После утверждения отчет направляют учредителю (можно и в бумажном, и в электронном виде) и размещают на сайте школы.

Самообследование школы:


Образец первой страницы отчета об самообследовании

Скачать шаблон отчета о результатах самообследования

Читайте также
Комментарии (0)