Реализованная инклюзия: успешный опыт московской школы

2019-11-29T13:08:01.102Z
8 0

Все школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. являются инклюзивными. Но реализовать принципы создания единой образовательной среды удается далеко не во всех учебных организациях. Как учителю построить свою работу в классе, где учатся нормотипичные школьники и дети с ОВЗ, почему школам не обойтись без тьюторов и какое оборудование и технические средства нужны, чтобы обучение было комфортным для особенных детей, − об этом корреспонденту ActivityEdu рассказали руководители и педагоги школы №1540, чей опыт создания единой образовательной среды можно признать более чем успешным.

Школа №1540. На уроках в инклюзивном классе  кроме учителя работает тьютор

Какие дети у вас учатся, нужна ли какая-то специальная подготовка для детей с ОВЗ, чтобы посещать вашу школу?

Софья Розенблюм, педагог-психолог:

У нас учатся как обычные дети, так и дети с ОВЗ. В классах не более 2-3 человек с ограниченными возможностями здоровья. Сначала мы принимали детей с расстройством аутистического спектра (РАС), потом к нам пришли ученики с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, с нарушением речи. У нас никого не дразнят и не травят. 

Но чтобы особенные дети смогли учиться в обычном классе, они обязательно посещают наш подготовительный курс, иначе ничего не получится. 

На занятиях курса мы не только решаем задачи по формированию у детей с ОВЗ навыков, которые помогут им в обучении, но и учим их находиться в коллективе, работать в команде. После подготовки ребенок приходит в обычный класс.

Какие специалисты работают с детьми?

Варвара Рослякова, методист начальной школы:

На уроках кроме учителя обязательно присутствует тьютор. В каждом учебном помещении есть разгрузочная зона: диван, ковер, мягкие модули. Ребенок может отдохнуть в этой зоне во время урока, но если тьютор видит, что этого ученику недостаточно, или ребенок перевозбужден и близок к эмоциональному срыву, они вместе идут в сенсорную комнату, где можно, например, укрывшись в палатке, успокоиться и обсудить, что произошло.

У нас есть логопед, дефектолог, нейропсихолог, поведенческий психолог, социальный педагог, педагог-психолог. Специалисты наблюдают за школьниками во время уроков и дают советы педагогам и тьюторам, как повысить включенность ребенка с ОВЗ в обучение, с кем стоит больше заниматься индивидуально, какие нейропсихологические упражнения лучше всего проводить во время уроков. Чаще всего специалисты коллективно разрабатывают траекторию обучения конкретного ребенка, учитывая все его особенности. 

Если кому-то из педагогов удается найти удачный подход к ученику с ОВЗ, он рассказывает об этом коллегам. У нас принято делиться опытом на педсоветах.

Светлана Сорокоумова, учитель начальных классов:

Мы присоединяемся к ребенку в его интересах и двигаемся вместе с ним. Если он, например, увлечен драконами, то мы на математике считаем драконов, на уроке русского языка пишем рассказ о драконах, на английском читаем тексты про драконов. Наша задача − идти навстречу ребенку с ОВЗ, дружить с ним и выводить его в большой мир.

За годы практики уже, наверное, выработались какие-то правила и стратегии, как построить работу в инклюзивном классе?

Наталья Мамонтова, учитель-дефектолог:

Могу рассказать о некоторых, которые я использую в классах, где обучаются дети с РАС.

Важен постоянный контакт с ребенком

Часто таких детей сажают за последнюю парту, чтобы они могли встать, походить, дотянуться до кулера, полежать на полу. Это неправильно.

Ребенок должен сидеть за первой или за второй партой, потому что у педагога должен быть с ним физический контакт. Если он терпим к прикосновениям, то можно дотронуться до его плеча, запястья, руки во время урока. Внимание к ученику можно проявить, даже подходя к нему и поправляя его учебник или пенал. Когда я объясняю новый материал, обращаюсь к ребенку взглядом.

Много слов – это неэффективно

Простая, доступная инструкция помогает ребенку с РАС не потерять фокусировку и понять смысл задания. 

Визуальное работает лучше, чем словесное

Важную информацию лучше визуализировать, используя картинки. Если, например, нужна тишина, приклейте на парту скотчем соответствующую пиктограмму. Сначала продемонстрируйте ее всему классу на доске, а потом ее уменьшенную копию прикрепите к парте. В нужный момент подойдите и покажите, что нужно делать. Для закрепления навыка пользования пиктограммой на парте приходится повторять эти действия в течение нескольких недель. Но это того стоит.

Плохое поведение стоит игнорировать

Если вы видите, что ребенок сидит за партой, не качается, не грызет ручку или пальцы, − похвалите его. Начинает качаться − не реагируйте, все равно он долго не прокачается. Перестал качаться − опять хвалите. Если начал донимать одноклассника, подойдите, без слов положите его руки на парту и удерживайте их некоторое время. А в это время обратитесь к соседу ребенка по парте: «Как ты прекрасно написал последние три строчки. Молодец!» Потом, когда почувствуете, что ребенок успокоился, скажите ему: «Как хорошо ты сейчас сидишь! Умница!»

Хорошее поведение необходимо отмечать и поощрять

Хвалите ребенка во всех ситуациях: на перемене, на празднике, на экскурсии. Обращайте внимание на его прическу, бантик, хвалите за то, что пенал лежит в нужном месте, за то, что он все к уроку сложил стопочкой. 

Рутина не вредна, а полезна 

Уроки должны состоять из привычных компонентов. Наполнение может быть разным, но структура должна быть стабильной. Детям с РАС намного спокойнее работается, если не нарушается привычный ход урока, если они знают: сейчас будет работа с календарем, дальше проверка домашнего задания, затем работа с учебником, выполнение упражнений в тетради, разминка и в конце урока веселое задание. Чтобы ребенок быстрее запомнил порядок этапов, можно записать на доске, что за чем следует, и зачеркивать те, что уже пройдены.

Используете ли вы на уроке какие-то учебные пособия и технические приспособления? 

Таймер 

Хороший наглядный помощник при выполнении письменных упражнений, решении задачи, чтении.

Доска для решения задач по математике 

Изготовить ее можно самостоятельно. Нужна доска для лепки, на которую приклеиваются полоски из липучки. На них размещаются цифры, геометрические фигуры и т. д.

Надо учитывать, что некоторые дети лучше видят черные цифры на белом фоне, а у кого плохое зрение, им лучше белые цифры на черном фоне.

Планшет 

Можно использовать, когда у школьника есть сложности с письмом. У нас есть ученик, чей почерк не понимает никто, даже он сам. Мы перешли на планшет. Сначала было трудно, но потом он стал очень быстро печатать. Даже стихи, которые надо выучить наизусть, в связи с особенностями его речи он тоже печатает по памяти.

Индивидуальная доска, на которой можно писать и стирать 

Когда ребенок работает на ней во время урока, у него исчезает страх совершить ошибку, которую нельзя исправить. Такой страх часто возникает у детей с РАС, когда им приходится работать в тетради.

Пленка для брошюровщика с прорезями

Это приспособление позволяет хорошо ориентироваться в строчке. Мы накладываем эту пленку на страницу учебника или тетради, закрепляем ее зажимами, и ребенок читает то, что оказывается в окошке.

У меня есть один ученик, который начало задачи читает вверху страницы, а конец − внизу. А так мы строку не теряем. Сначала я беру зеленую пленку, потом меняю на прозрачную, а потом уже убираю совсем.

Накладка на ручку с отверстиями для пальцев

Эти накладки помогают ребенку держать карандаш или ручку правильно.

Утяжелители на запястья

Их можно сшить самостоятельно, а можно купить в спортивном магазине. Некоторые родители помогают детям писать методом «рука в руке». Ребенок к этому привыкает, и потом ему трудно писать самостоятельно. Утяжелители решают проблему.

Горькие и соленые насадки на ручки и карандаши

Используем, чтобы ребенок не грыз инструменты для письма.

Утяжеляющие шарф, жилет, одеяло

Эти приспособления используем, если ребенок не может успокоиться. Они, как руки мамы, дают тепло и необходимое давление. Под утяжеляющим одеялом ребенок может полежать во время урока или на перемене. Используем их не более чем на 10 минут, чтобы не нарушать кровоток.

Шумопоглощающие наушники

Нашим детям они очень помогают успокоиться или расслабиться. Мы используем обычные наушники без проводов.

Не смущает ли инклюзия родителей обычных детей? 

Софья Розенблюм, педагог-психолог:

Мы объясняем родителям, что именно благодаря инклюзии у нас в школе сложилась такая теплая атмосфера. К нам приводят с радостью и детей без ОВЗ, и с ОВЗ, Повторюсь, мы ко всем детям относимся с одинаковой теплотой и любовью, у нас никого никогда не дразнят и не травят. Потому что в обычной школе все подчиняется цели получить высокие результаты, а значит, от всех неудобных учеников школа старается избавиться. А у нас совсем другое отношение к детям. Мы не гонимся за показателями и стараемся сделать так, чтобы каждый наш ученик учился жить среди других людей.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-11-29T13:08:01.102Z
8 0

Реализованная инклюзия: успешный опыт московской школы


Все школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. являются инклюзивными. Но реализовать принципы создания единой образовательной среды удается далеко не во всех учебных организациях. Как учителю построить свою работу в классе, где учатся нормотипичные школьники и дети с ОВЗ, почему школам не обойтись без тьюторов и какое оборудование и технические средства нужны, чтобы обучение было комфортным для особенных детей, − об этом корреспонденту ActivityEdu рассказали руководители и педагоги школы №1540, чей опыт создания единой образовательной среды можно признать более чем успешным.

Школа №1540. На уроках в инклюзивном классе  кроме учителя работает тьютор

Какие дети у вас учатся, нужна ли какая-то специальная подготовка для детей с ОВЗ, чтобы посещать вашу школу?

Софья Розенблюм, педагог-психолог:

У нас учатся как обычные дети, так и дети с ОВЗ. В классах не более 2-3 человек с ограниченными возможностями здоровья. Сначала мы принимали детей с расстройством аутистического спектра (РАС), потом к нам пришли ученики с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, с нарушением речи. У нас никого не дразнят и не травят. 

Но чтобы особенные дети смогли учиться в обычном классе, они обязательно посещают наш подготовительный курс, иначе ничего не получится. 

На занятиях курса мы не только решаем задачи по формированию у детей с ОВЗ навыков, которые помогут им в обучении, но и учим их находиться в коллективе, работать в команде. После подготовки ребенок приходит в обычный класс.

Какие специалисты работают с детьми?

Варвара Рослякова, методист начальной школы:

На уроках кроме учителя обязательно присутствует тьютор. В каждом учебном помещении есть разгрузочная зона: диван, ковер, мягкие модули. Ребенок может отдохнуть в этой зоне во время урока, но если тьютор видит, что этого ученику недостаточно, или ребенок перевозбужден и близок к эмоциональному срыву, они вместе идут в сенсорную комнату, где можно, например, укрывшись в палатке, успокоиться и обсудить, что произошло.

У нас есть логопед, дефектолог, нейропсихолог, поведенческий психолог, социальный педагог, педагог-психолог. Специалисты наблюдают за школьниками во время уроков и дают советы педагогам и тьюторам, как повысить включенность ребенка с ОВЗ в обучение, с кем стоит больше заниматься индивидуально, какие нейропсихологические упражнения лучше всего проводить во время уроков. Чаще всего специалисты коллективно разрабатывают траекторию обучения конкретного ребенка, учитывая все его особенности. 

Если кому-то из педагогов удается найти удачный подход к ученику с ОВЗ, он рассказывает об этом коллегам. У нас принято делиться опытом на педсоветах.

Светлана Сорокоумова, учитель начальных классов:

Мы присоединяемся к ребенку в его интересах и двигаемся вместе с ним. Если он, например, увлечен драконами, то мы на математике считаем драконов, на уроке русского языка пишем рассказ о драконах, на английском читаем тексты про драконов. Наша задача − идти навстречу ребенку с ОВЗ, дружить с ним и выводить его в большой мир.

За годы практики уже, наверное, выработались какие-то правила и стратегии, как построить работу в инклюзивном классе?

Наталья Мамонтова, учитель-дефектолог:

Могу рассказать о некоторых, которые я использую в классах, где обучаются дети с РАС.

Важен постоянный контакт с ребенком

Часто таких детей сажают за последнюю парту, чтобы они могли встать, походить, дотянуться до кулера, полежать на полу. Это неправильно.

Ребенок должен сидеть за первой или за второй партой, потому что у педагога должен быть с ним физический контакт. Если он терпим к прикосновениям, то можно дотронуться до его плеча, запястья, руки во время урока. Внимание к ученику можно проявить, даже подходя к нему и поправляя его учебник или пенал. Когда я объясняю новый материал, обращаюсь к ребенку взглядом.

Много слов – это неэффективно

Простая, доступная инструкция помогает ребенку с РАС не потерять фокусировку и понять смысл задания. 

Визуальное работает лучше, чем словесное

Важную информацию лучше визуализировать, используя картинки. Если, например, нужна тишина, приклейте на парту скотчем соответствующую пиктограмму. Сначала продемонстрируйте ее всему классу на доске, а потом ее уменьшенную копию прикрепите к парте. В нужный момент подойдите и покажите, что нужно делать. Для закрепления навыка пользования пиктограммой на парте приходится повторять эти действия в течение нескольких недель. Но это того стоит.

Плохое поведение стоит игнорировать

Если вы видите, что ребенок сидит за партой, не качается, не грызет ручку или пальцы, − похвалите его. Начинает качаться − не реагируйте, все равно он долго не прокачается. Перестал качаться − опять хвалите. Если начал донимать одноклассника, подойдите, без слов положите его руки на парту и удерживайте их некоторое время. А в это время обратитесь к соседу ребенка по парте: «Как ты прекрасно написал последние три строчки. Молодец!» Потом, когда почувствуете, что ребенок успокоился, скажите ему: «Как хорошо ты сейчас сидишь! Умница!»

Хорошее поведение необходимо отмечать и поощрять

Хвалите ребенка во всех ситуациях: на перемене, на празднике, на экскурсии. Обращайте внимание на его прическу, бантик, хвалите за то, что пенал лежит в нужном месте, за то, что он все к уроку сложил стопочкой. 

Рутина не вредна, а полезна 

Уроки должны состоять из привычных компонентов. Наполнение может быть разным, но структура должна быть стабильной. Детям с РАС намного спокойнее работается, если не нарушается привычный ход урока, если они знают: сейчас будет работа с календарем, дальше проверка домашнего задания, затем работа с учебником, выполнение упражнений в тетради, разминка и в конце урока веселое задание. Чтобы ребенок быстрее запомнил порядок этапов, можно записать на доске, что за чем следует, и зачеркивать те, что уже пройдены.

Используете ли вы на уроке какие-то учебные пособия и технические приспособления? 

Таймер 

Хороший наглядный помощник при выполнении письменных упражнений, решении задачи, чтении.

Доска для решения задач по математике 

Изготовить ее можно самостоятельно. Нужна доска для лепки, на которую приклеиваются полоски из липучки. На них размещаются цифры, геометрические фигуры и т. д.

Надо учитывать, что некоторые дети лучше видят черные цифры на белом фоне, а у кого плохое зрение, им лучше белые цифры на черном фоне.

Планшет 

Можно использовать, когда у школьника есть сложности с письмом. У нас есть ученик, чей почерк не понимает никто, даже он сам. Мы перешли на планшет. Сначала было трудно, но потом он стал очень быстро печатать. Даже стихи, которые надо выучить наизусть, в связи с особенностями его речи он тоже печатает по памяти.

Индивидуальная доска, на которой можно писать и стирать 

Когда ребенок работает на ней во время урока, у него исчезает страх совершить ошибку, которую нельзя исправить. Такой страх часто возникает у детей с РАС, когда им приходится работать в тетради.

Пленка для брошюровщика с прорезями

Это приспособление позволяет хорошо ориентироваться в строчке. Мы накладываем эту пленку на страницу учебника или тетради, закрепляем ее зажимами, и ребенок читает то, что оказывается в окошке.

У меня есть один ученик, который начало задачи читает вверху страницы, а конец − внизу. А так мы строку не теряем. Сначала я беру зеленую пленку, потом меняю на прозрачную, а потом уже убираю совсем.

Накладка на ручку с отверстиями для пальцев

Эти накладки помогают ребенку держать карандаш или ручку правильно.

Утяжелители на запястья

Их можно сшить самостоятельно, а можно купить в спортивном магазине. Некоторые родители помогают детям писать методом «рука в руке». Ребенок к этому привыкает, и потом ему трудно писать самостоятельно. Утяжелители решают проблему.

Горькие и соленые насадки на ручки и карандаши

Используем, чтобы ребенок не грыз инструменты для письма.

Утяжеляющие шарф, жилет, одеяло

Эти приспособления используем, если ребенок не может успокоиться. Они, как руки мамы, дают тепло и необходимое давление. Под утяжеляющим одеялом ребенок может полежать во время урока или на перемене. Используем их не более чем на 10 минут, чтобы не нарушать кровоток.

Шумопоглощающие наушники

Нашим детям они очень помогают успокоиться или расслабиться. Мы используем обычные наушники без проводов.

Не смущает ли инклюзия родителей обычных детей? 

Софья Розенблюм, педагог-психолог:

Мы объясняем родителям, что именно благодаря инклюзии у нас в школе сложилась такая теплая атмосфера. К нам приводят с радостью и детей без ОВЗ, и с ОВЗ, Повторюсь, мы ко всем детям относимся с одинаковой теплотой и любовью, у нас никого никогда не дразнят и не травят. Потому что в обычной школе все подчиняется цели получить высокие результаты, а значит, от всех неудобных учеников школа старается избавиться. А у нас совсем другое отношение к детям. Мы не гонимся за показателями и стараемся сделать так, чтобы каждый наш ученик учился жить среди других людей.

Читайте также
Комментарии (0)