Поступаем в зарубежный вуз



Содержание

  1. Что такое мотивационное письмо
  2. Как работает приемная комиссия
  3. Как правильно писать
  4. Структура
  5. Лайфхаки

Мотивационное письмо (эссе) — это мостик для налаживания коммуникации с приемной комиссией. Им важно знать, что вы хотите получить от учебы, какие качества делают вас особенным. Как говорил Рут Миллер, глава приемной комиссии Школы общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона: «Мотивационным письмом можно реабилитировать себя или же уничтожить все шансы на поступление». Итак, учимся составлять письмо.

Мотивационное письмо (эссе)

Что такое мотивационное письмо

Мотивационное письмо — это эссе на 500-1000 слов, в котором абитуриент рассказывает о том, почему хочет учиться в выбранном университете по конкретной специальности и описывает свой научный и профессиональный опыт.

Перед написанием мотивационного письма нужно внимательно изучить информацию об университете и программе обучения. Обычно на сайте университета публикуется подробный список требований и пожеланий к квалификации и личностным качествам кандидата. Даже поверхностные знания о требованиях университета, его основных проектах, деятельности и концепции помогут понять, что лучше написать в письме.


«Я хочу стать профессионалом в такой-то области, начать в ней работать — это хорошая цель, но она подходит для практико-ориентированных программ. А для некоторых вузов в приоритете другое — они ищут людей, кто хочет для начала получить просто качественное хорошее образование», — отмечает Анна Попова, куратор образовательного агентства Univibes.org, помогающего с поступлением в вузы Европы, Америки и Азии.

Задача эссе — убедить приемную комиссию выбрать именно вас среди других кандидатов, доказать что вы нужны университету, заинтересованы не только в получении знаний, но и работе над развитием учебного заведения.

Как работает приемная комиссия

Приемная комиссия университета выбирает перспективных людей, которых нужно учить и помогать в исследовательской работе. Для этого они проводят короткие интервью, просматривают результаты тестов и оценки, изучают мотивационные письма.

В отдельных университетах по результатам теста абитуриенты делятся на три группы. Первая группа автоматически проходит на интервью, их письма не очень внимательно читают, а скорее задают вопросы вживую. Вторая группа — те, кто заведомо не прошли и нет предмета для обсуждения. Абитуриентов, которые показали средние результаты, изучают пристально: внимательно читают резюме, мотивационные и рекомендательные письма. Когда на одно место претендуют сразу несколько кандидатов с равным количеством баллов, выберут того, кто лучше раскроет в письме свои сильные стороны.

Без мотивационного письма для приемной комиссии абитуриент представляет собой только цифры и факты: средний балл, результат языкового теста, даты обучения, гражданство и так далее. Поскольку большинство зарубежных вузов принимают без экзаменов, мотивационное письмо — это визитная карточка кандидата и единственная возможность показать себя как личность, а не как список публикаций и достижений. 

Если приемная комиссия прочитывает все мотивационные письма, то в среднем сотрудники уделяют письму не больше 20-30 секунд. Поэтому, важно чтобы ваше письмо было структурированным и четким. Мотивационное эссе должно быть правдивым в изложении. Информация, которая предоставляется в письме, будет проверяться на интервью.

Как правильно писать

Есть два подхода к организации текста: хронологический и тематический. Первый предполагает последовательное изложение событий от прошлого к настоящему. Но есть вероятность, что мотивационное письмо превратится в монотонную автобиографию «я родился, учился, женился». Преимущество тематического подхода заключается в том, что он совмещает два разделенных по времени события, связанных по смыслу. Потребуется концентрация на 1-2 ключевых темах, которые могут излагаться как последовательно, так и не последовательно. 

Эссе всегда имеет трехчастную структуру: введение, основная часть, заключение. 

Структура

Введение должно заинтересовать читателя. В нем не резюмируют основное содержание мотивационного письма, иначе у читателя отпадет необходимость читать весь текст. Введение может указывать направление дальнейшего повествования. Существует несколько способов начать мотивационное письмо:

  • интересная цитата
  • описание интересного впечатления из жизни. Контекст указанного впечатления становится понятен читателю из последующего повествования
  • примечательный факт из биографии. Важно, чтобы данный факт органично вписывался в общий контекст повествования
  • констатация проблемы. Проблема может быть личная или социальная. В дальнейшем повествовании необходимо показать процесс внутреннего или внешнего преодоления этой проблемы
  • краткая и емкая презентация: представить данные о предыдущем образовании и сфере интересов, оформить краткое резюме своих достижений.

Основная часть представляет собой самопрезентацию. Перечислите релевантные заслуги и достижения. Напишите насколько сильно мечтаете учиться в выбранном учебном заведении. Укажите насколько силен интерес к дисциплинам, которые преподаются на выбранном факультете. Если имеются особые заслуги в этой области (открытия, призы, практический опыт и прочее), обязательно перечислите их с точным указанием что, где и когда.

Основная часть — возможность показать себя как человека, способного логически рассуждать, имеющего сформировавшиеся взгляды, соответствующие знания, навыки и отношение к выбранному курсу. Расположите факты так, чтобы читателю стало очевидно развитие личности. Логично и последовательно рассказывайте: по мере чтения письма, главный герой должен развиваться во всех жизненных сферах, как литературный персонаж.


Заключение должно оставить положительное впечатление от прочитанного. В заключении не резюмируйте каждый параграф, а представьте предложенные в письме проблемы под другим углом, свяжите их с более глобальными проблемами или полнее опишите ваши цели и мотивацию.

Повествование о долгосрочных целях — ещё один способ эффектно закончить мотивационное письмо. Цели должны логично вытекать из опыта и навыков, изложенных ранее. Тогда описание целей естественным образом объединит темы о прошлом, настоящем и будущем. Кроме стандартного «с наилучшими пожеланиями», добавьте призыв к действию, чтобы обратить на себя внимание. Например, «мечтаю встретить новый учебный год в вашем университете», выразить надежду на дальнейшее сотрудничество с университетом.

Лайфхаки

Советы, которые помогут, если будут сложности с вдохновением.

  • Перед написанием письма можно составить mind map — «облако слов и понятий», которые максимально описывают вас. Несколько основных понятий будут главными опорными точками, описывающими личность в письме. Они должны быть связаны с выбранной профессией.
  • Вспомните, когда случился тот самый переломный момент, который подтолкнул вас связать свою жизнь именно с этой профессией. Например, студентка в своем мотивационном письме для поступления на магистерскую программу коррекционной педагогики рассказала, что ее младший брат плохо говорил, и уже в детстве она начала искать способы, чтобы ему помочь.
  • Даже если опыта работы нет, всегда есть о чем рассказать. Можно о том, что лучше всего получается: писать информационные тексты (постами в инстаграм зачитываются все знакомые), общаться с трудными клиентами (можете уговорить вредного преподавателя дать шанс на пересдачу), вести переговоры (помирили двух враждующих друзей).
к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)