Обсуждение с подростком художественных фильмов: рекомендации психолога

2020-07-23T17:28:59.683Z
5 0

В одной из прошлых статей мы писали о подростковых фильмах, которые стоит посмотреть всей семьей. А сегодня вместе с подростковым психологом, профориентологом Анастасией Камаевой расскажем о том, как такое времяпровождение использовать для укрепления эмоциональных связей с ребенком и воспитать в нем вдумчивого зрителя, способного критически оценивать и анализировать увиденное. Наблюдения Анастасии, собранные на практике, − в нашем материале.

Почему смотреть фильмы вместе − полезно

Я работаю с подростками уже более 10 лет. Мои подопечные называют меня даже не психологом, а скорее наставником, который помогает им определиться с выбором вектора будущей жизни. С некоторых пор на наших встречах мы практикуем совместный просмотр фильмов и их обсуждение − такая форма работы помогает сблизиться, говорить на одном языке, предоставляет целый ряд ситуаций, обсуждая которые, подростки раскрываются и начинают делиться собственными взглядами, делятся умозаключениями и чувствами. Обсуждение картин на моих занятиях направлено в числе прочего и на понимание ребятами самих себя.

Какие фильмы можно выбрать для просмотра и обсуждения

На первых порах я испытывала сложности с поиском подходящих фильмов. Их было всего четыре: короткометражка «Цирк бабочек», «Умница Уилл Хантинг», «Хористы», «Мирный воин». Чуть позже к ним добавилась картина «Частное пионерское. Часть 2», о которой очень хорошо отзывались мои ребята:

Сегодня я посмотрела фильм “Частное пионерское – 2”. Давно меня так не трогали современные российские фильмы. Зацепила реалистичность отношений между главными героями. Как будто сам проживаешь ситуацию вместе с ними. Очень понравились пещера и катакомбы. От просмотра остались приятные впечатления.

Марина, 14 лет.

Фильм, который хочется пересматривать снова и снова. И каждый раз я нахожу в нем что-то еще, размышляю о разном.

 Илья, 13 лет.

Я не готова сейчас сказать про себя лично, для меня это слишком глубоко, нужно обдумать, разобраться с чувствами. Фильм, который заставляет о многом задуматься.

Оксана, 14 лет.

Сейчас список значительно расширился. К примеру, в него вошли такие фильмы: «Бунтарка», «Географ глобус пропил», «Жизнь Пи», «Три идиота», «Про Петра и Павла», «Ромео и Джульетта», «История Золушки», «Хороший мальчик», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Леди Берд», «Всем парням, которых я любила раньше», «Мальчик, который обуздал ветер», «Субмарина», «Повелитель мух», «Клуб “Завтрак”», «Учитель на замену», «Билли Элиот».

Как воспитывать осознанность в отношении кино

К совместным просмотрам я готовлюсь заранее: выбираю и смотрю фильм, читаю о том, как создавалась картина, нахожу интересные истории, связанные с ней, выписываю моменты, на которые стоит обратить внимание подростков, и самое главное − составляю список вопросов для обсуждения после просмотра. 

О фильме я рассказываю перед просмотром, а во время кинопоказа внимательно смотрю на юных зрителей, стараясь как можно более точно запомнить их реакции на сюжетные повороты. Отмечу, это очень интересно.

Обсуждение картины занимает от 10 до 40 минут. В первую очередь, мы говорим с ребятами о том, что им больше всего запомнилось, произвело самое сильное впечатление. Высказываются только желающие, и для кого-то предоставляемое право просто присутствовать, слушать, не вытягивать из себя слова, становится открытием.

Особое внимание мы уделяем обсуждению действий главных героев и ситуаций, в которых они оказываются. Я стараюсь детально анализировать чувства, мысли, реакции, которые вызвали те или иные персонажи у ребят, и резюмирую их высказывания.

Приведу список вопросов, которые я обычно задаю после кинопросмотра. Эти вопросы видоизменяются в зависимости от сюжета фильма. Иногда, чтобы подросток раскрылся, и обсуждение получилось глубоким и живым, бывает достаточно двух-трех из них, а иногда у нас возникает значительно больше тем для обсуждения.

Итак, вопросы.

Сюжетная линия, главные герои и герои второго плана

  • Понравился фильм или нет? Почему? 
  • О чем был фильм? Что лежало в основе сюжета? Какие персонажи − главные, а кто − на вторых ролях?
  • Составляем психологический портрет героев: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манера поведения.
  • Каковы отношения между героями?
  • Приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями и отношениями в жизни?

Восприятие фильма

  • Кто из героев наиболее симпатичен, а кто вызывал антипатию? Кто вызывает сочувствие, страх, жалость, восхищение, зависть, презрение, злость? Почему герой вызвал эти чувства? 
  • Есть ли в фильме герои, на которых похожи вы сами или кто-то из ваших близких? В чем это сходство?
  • На кого из героев вы хотели бы быть похожими?
  • Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
  • Как бы вы поступили на месте героя, если бы оказались в ситуации, представленной в фильме? Что вам пришлось бы для этого сделать, в отличие от него?
  • Что вы считаете правильным или неправильным в поступках героев?
  • Кто из персонажей прав / виноват в той или иной ситуации и почему?
  • Что бы произошло, поступи тот или иной герой по-другому?
  • Какие эмоции вызвал фильм? Что рассмешило, обрадовало, расстроило, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т. д.?
  • Как этот фильм перекликается с вашей жизнью?
  • Извлекли ли вы для себя какие-то уроки, посмотрев фильм?
  • Как бы отнесся к фильму кто-то из ваших знакомых (друг, подруга, мать, отец) и почему?
  • Кому бы вы рекомендовали посмотреть этот фильм и почему?
  • Какие сцены вы пересмотрели бы снова?

Идейные и стилистические особенности фильма

  • О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт и как ее решает режиссер? Какие художественные и технические приемы помогают ему в этом? Что, по вашему мнению, он хотел сказать зрителям?
  • Почему фильму дано именно такое название? Как оно раскрывает смысл картины?
  • Какие в фильме встретились метафоры, алегории, символы? Почему, по вашему мнению, режиссер решил их использовать?
  • Каким образом развивались бы события, сними режиссер продолжение фильма?
  • Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие из них волнуют вас в настоящий момент или волновали в прошлом?
  • Какие фильмы/произведения освещают схожие проблемы?

Что смотрят подростки

Сейчас мне нравится смотреть фильмы, основанные на реальных событиях (“Эверест”, “В сердце моря”), приключенческие (“Код да Винчи”, “Дом Солнца”). Они захватывают, в них можно увидеть, как и из-за чего происходили те или иные события, что влияло на поступки главных героев. От просмотра этих фильмов я получаю заряд эмоций, силы для новых свершений, а может, и нахожу новое хобби.

 Светлана, 15 лет

Я смотрю в основном японское аниме. Мне нравятся романтические комедии про школу. Там раскрывается идеал взаимоотношений как в классе, так и на личном фронте. Круто, когда можно взглянуть на школьную жизнь с другой стороны.

В детективах и экшене я развиваю свою логику, учусь мыслить нестандартно, приобретаю жизненный опыт, поскольку чаще всего в фильмах показаны бытовые ситуации.

Приключения и фэнтези дают простор для воображения, возможность отвлечься от реальности.

Ну и последнее − драма. Как правило, такие аниме очень эмоциональны, они сложны для понимания, но учат чему-то духовному, после них твоя жизнь меняется. Но по-настоящему хороших аниме немного.

Герман, 14 лет

В фильмах, которые вызываю самые сильные эмоции у подростков, я увидела много общего:

  • главный герой испытывает чувства, знакомые юному зрителю, попадают в ситуации, в которых оказывался и сам подросток;
  • фильм подсказывает альтернативные способы выхода из сложных ситуаций, аналогичных тем, в которые попадал и подросток;
  • ситуации, которые пугают, разрешаются в фильме, и это успокаивает юных зрителей;
  • в фильмах показаны различные эмоции и способы их выражения, которые, по мнению подростков, можно использовать в жизни.

Подростку очень важно иметь возможность проявить себя. Он ищет варианты применения своего таланта, дара, призвания. Он считает себя главным героем своей жизни. 

Обсуждение фильмов, грамотно и вдумчиво подобранных взрослыми, может весомо помочь ему не только увидеть способы преодоления сложных жизненных ситуаций, в которых так или иначе оказывается человек, но и подсказать правильное направление для самореализации. 

А кроме того, привитие привычки находить в сюжете идеи, которые вкладывает в него режиссер, развитие умения отличать хорошую актерскую игру от посредственной, подмечать художественные приемы кино и понимать их назначение, развивают художественный вкус. И чем чаще вы будете вместе обсуждать хорошие кинокартины, тем сильнее он разовьется.

Благодарим за помощь в подготовке материала сценариста, режиссера, главного редактора альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы»  Татьяну Мирошник.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-07-23T17:28:59.683Z
5 0

Обсуждение с подростком художественных фильмов: рекомендации психолога


В одной из прошлых статей мы писали о подростковых фильмах, которые стоит посмотреть всей семьей. А сегодня вместе с подростковым психологом, профориентологом Анастасией Камаевой расскажем о том, как такое времяпровождение использовать для укрепления эмоциональных связей с ребенком и воспитать в нем вдумчивого зрителя, способного критически оценивать и анализировать увиденное. Наблюдения Анастасии, собранные на практике, − в нашем материале.

Почему смотреть фильмы вместе − полезно

Я работаю с подростками уже более 10 лет. Мои подопечные называют меня даже не психологом, а скорее наставником, который помогает им определиться с выбором вектора будущей жизни. С некоторых пор на наших встречах мы практикуем совместный просмотр фильмов и их обсуждение − такая форма работы помогает сблизиться, говорить на одном языке, предоставляет целый ряд ситуаций, обсуждая которые, подростки раскрываются и начинают делиться собственными взглядами, делятся умозаключениями и чувствами. Обсуждение картин на моих занятиях направлено в числе прочего и на понимание ребятами самих себя.

Какие фильмы можно выбрать для просмотра и обсуждения

На первых порах я испытывала сложности с поиском подходящих фильмов. Их было всего четыре: короткометражка «Цирк бабочек», «Умница Уилл Хантинг», «Хористы», «Мирный воин». Чуть позже к ним добавилась картина «Частное пионерское. Часть 2», о которой очень хорошо отзывались мои ребята:

Сегодня я посмотрела фильм “Частное пионерское – 2”. Давно меня так не трогали современные российские фильмы. Зацепила реалистичность отношений между главными героями. Как будто сам проживаешь ситуацию вместе с ними. Очень понравились пещера и катакомбы. От просмотра остались приятные впечатления.

Марина, 14 лет.

Фильм, который хочется пересматривать снова и снова. И каждый раз я нахожу в нем что-то еще, размышляю о разном.

 Илья, 13 лет.

Я не готова сейчас сказать про себя лично, для меня это слишком глубоко, нужно обдумать, разобраться с чувствами. Фильм, который заставляет о многом задуматься.

Оксана, 14 лет.

Сейчас список значительно расширился. К примеру, в него вошли такие фильмы: «Бунтарка», «Географ глобус пропил», «Жизнь Пи», «Три идиота», «Про Петра и Павла», «Ромео и Джульетта», «История Золушки», «Хороший мальчик», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Леди Берд», «Всем парням, которых я любила раньше», «Мальчик, который обуздал ветер», «Субмарина», «Повелитель мух», «Клуб “Завтрак”», «Учитель на замену», «Билли Элиот».

Как воспитывать осознанность в отношении кино

К совместным просмотрам я готовлюсь заранее: выбираю и смотрю фильм, читаю о том, как создавалась картина, нахожу интересные истории, связанные с ней, выписываю моменты, на которые стоит обратить внимание подростков, и самое главное − составляю список вопросов для обсуждения после просмотра. 

О фильме я рассказываю перед просмотром, а во время кинопоказа внимательно смотрю на юных зрителей, стараясь как можно более точно запомнить их реакции на сюжетные повороты. Отмечу, это очень интересно.

Обсуждение картины занимает от 10 до 40 минут. В первую очередь, мы говорим с ребятами о том, что им больше всего запомнилось, произвело самое сильное впечатление. Высказываются только желающие, и для кого-то предоставляемое право просто присутствовать, слушать, не вытягивать из себя слова, становится открытием.

Особое внимание мы уделяем обсуждению действий главных героев и ситуаций, в которых они оказываются. Я стараюсь детально анализировать чувства, мысли, реакции, которые вызвали те или иные персонажи у ребят, и резюмирую их высказывания.

Приведу список вопросов, которые я обычно задаю после кинопросмотра. Эти вопросы видоизменяются в зависимости от сюжета фильма. Иногда, чтобы подросток раскрылся, и обсуждение получилось глубоким и живым, бывает достаточно двух-трех из них, а иногда у нас возникает значительно больше тем для обсуждения.

Итак, вопросы.

Сюжетная линия, главные герои и герои второго плана

  • Понравился фильм или нет? Почему? 
  • О чем был фильм? Что лежало в основе сюжета? Какие персонажи − главные, а кто − на вторых ролях?
  • Составляем психологический портрет героев: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манера поведения.
  • Каковы отношения между героями?
  • Приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями и отношениями в жизни?

Восприятие фильма

  • Кто из героев наиболее симпатичен, а кто вызывал антипатию? Кто вызывает сочувствие, страх, жалость, восхищение, зависть, презрение, злость? Почему герой вызвал эти чувства? 
  • Есть ли в фильме герои, на которых похожи вы сами или кто-то из ваших близких? В чем это сходство?
  • На кого из героев вы хотели бы быть похожими?
  • Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
  • Как бы вы поступили на месте героя, если бы оказались в ситуации, представленной в фильме? Что вам пришлось бы для этого сделать, в отличие от него?
  • Что вы считаете правильным или неправильным в поступках героев?
  • Кто из персонажей прав / виноват в той или иной ситуации и почему?
  • Что бы произошло, поступи тот или иной герой по-другому?
  • Какие эмоции вызвал фильм? Что рассмешило, обрадовало, расстроило, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т. д.?
  • Как этот фильм перекликается с вашей жизнью?
  • Извлекли ли вы для себя какие-то уроки, посмотрев фильм?
  • Как бы отнесся к фильму кто-то из ваших знакомых (друг, подруга, мать, отец) и почему?
  • Кому бы вы рекомендовали посмотреть этот фильм и почему?
  • Какие сцены вы пересмотрели бы снова?

Идейные и стилистические особенности фильма

  • О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт и как ее решает режиссер? Какие художественные и технические приемы помогают ему в этом? Что, по вашему мнению, он хотел сказать зрителям?
  • Почему фильму дано именно такое название? Как оно раскрывает смысл картины?
  • Какие в фильме встретились метафоры, алегории, символы? Почему, по вашему мнению, режиссер решил их использовать?
  • Каким образом развивались бы события, сними режиссер продолжение фильма?
  • Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие из них волнуют вас в настоящий момент или волновали в прошлом?
  • Какие фильмы/произведения освещают схожие проблемы?

Что смотрят подростки

Сейчас мне нравится смотреть фильмы, основанные на реальных событиях (“Эверест”, “В сердце моря”), приключенческие (“Код да Винчи”, “Дом Солнца”). Они захватывают, в них можно увидеть, как и из-за чего происходили те или иные события, что влияло на поступки главных героев. От просмотра этих фильмов я получаю заряд эмоций, силы для новых свершений, а может, и нахожу новое хобби.

 Светлана, 15 лет

Я смотрю в основном японское аниме. Мне нравятся романтические комедии про школу. Там раскрывается идеал взаимоотношений как в классе, так и на личном фронте. Круто, когда можно взглянуть на школьную жизнь с другой стороны.

В детективах и экшене я развиваю свою логику, учусь мыслить нестандартно, приобретаю жизненный опыт, поскольку чаще всего в фильмах показаны бытовые ситуации.

Приключения и фэнтези дают простор для воображения, возможность отвлечься от реальности.

Ну и последнее − драма. Как правило, такие аниме очень эмоциональны, они сложны для понимания, но учат чему-то духовному, после них твоя жизнь меняется. Но по-настоящему хороших аниме немного.

Герман, 14 лет

В фильмах, которые вызываю самые сильные эмоции у подростков, я увидела много общего:

  • главный герой испытывает чувства, знакомые юному зрителю, попадают в ситуации, в которых оказывался и сам подросток;
  • фильм подсказывает альтернативные способы выхода из сложных ситуаций, аналогичных тем, в которые попадал и подросток;
  • ситуации, которые пугают, разрешаются в фильме, и это успокаивает юных зрителей;
  • в фильмах показаны различные эмоции и способы их выражения, которые, по мнению подростков, можно использовать в жизни.

Подростку очень важно иметь возможность проявить себя. Он ищет варианты применения своего таланта, дара, призвания. Он считает себя главным героем своей жизни. 

Обсуждение фильмов, грамотно и вдумчиво подобранных взрослыми, может весомо помочь ему не только увидеть способы преодоления сложных жизненных ситуаций, в которых так или иначе оказывается человек, но и подсказать правильное направление для самореализации. 

А кроме того, привитие привычки находить в сюжете идеи, которые вкладывает в него режиссер, развитие умения отличать хорошую актерскую игру от посредственной, подмечать художественные приемы кино и понимать их назначение, развивают художественный вкус. И чем чаще вы будете вместе обсуждать хорошие кинокартины, тем сильнее он разовьется.

Благодарим за помощь в подготовке материала сценариста, режиссера, главного редактора альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы»  Татьяну Мирошник.

Читайте также
Комментарии (0)