Сначала фигуры, потом композиция. Главное - подход к интеллекту ребенка

2018-11-26T16:22:00.000Z
4 0

В дошкольном отделении московской школы №1504 прошел мастер-класс «Эффективные инструменты педагогического сопровождения изобразительной деятельности дошкольников в предметном рисовании». Главная проблема, которую обсудили за отработкой изобразительных техник – как научить детей видеть объемно, продумывать детали, а самое главное – мыслить самостоятельно.

Маленький кабинет дошкольного отделения московской школы №1504 вплотную заставлен партами. Здесь собрались преподаватели и воспитатели школ и гимназий, чтобы познакомиться с универсальной и действенной техникой преподавания изобразительного искусства детям.

- Это методика, которая требует достаточно глубокого погружения, чтобы работы детей были выразительными, - рассказывает педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности высшей квалификационной категории Людмила Бахристова. – Я поделилась своими наблюдениями многолетней практики. Они помогут сокращать время занятия, не тратить его на организацию. Как использовать кисти, различные материалы, чтобы работа казалась выразительнее и качественнее, достигала намеченного результата. Мы с пришедшими на мастер-класс педагогами поработали практически, немного коснулись теории. Надеюсь, эти знания пригодятся нашим воспитателям, а работы дошкольников, которые я имею возможность наблюдать, находясь в жюри конкурса «Карусель», заиграют новыми красками.

Профессиональным путеводителем Людмилы Бахристовой стала книга «Изобразительная деятельность в детском саду», в которой рассказывается, как просто и последовательно научить малышей изображать элементарные вещи.  

- На курсах повышения квалификации мне очень понравилась методика природного художника Татьяны Копцевой, которая одухотворяет изображение, я бы даже сказала, очеловечивает, обожествляет, проникает в самое сердце, – говорит Людмила Бахристова. – И, конечно, Светлана Ивановна Мерзлякова, с которой мы работали над программой «Росинка». 

Людмила Бахристова по образованию – преподаватель дошкольной психологии и педагогики. Работала методистом в детском саду в 90-е годы, а затем ушла в дополнительное образование.

- Я счастлива, – признается Людмила Александровна. – Это цель моей жизни – воспитывать у детей чувство повышенного эстетического восприятия мира. И я надеюсь, что таким образом наш мир станет лучше. Дети – это чистые души. И счастье, что из моих уст они узнают, что такое красота.

Мастер-класс оставил после себя не только впечатления, но и готовые рисунки, которые за считанные минуты, следуя представленной технике, выполняли педагоги.

- Это был замечательный мастер-класс, – делится впечатлениями преподаватель школы № 1304 Елена Жуковская. – Мы рисовали разными техниками и были большими молодцами. Лучше всего у меня получилось рисовать сухой кистью. И лошадь хорошо вышла.

- Хорошо получились все рисунки, – подхватывает преподаватель гимназии № 1591 Людмила Пузикова. – Даже не ожидала от себя. Я буду использовать в работе все техники. Сейчас приду домой, сяду и все вспомню. И дальше на каждом своем занятии буду применять какие-то элементы из этого мастер-класса.

- Я очень люблю рисовать сама и вместе с детьми, – признается воспитатель гимназии № 1591 Наталья Понетайкина. – Сегодня для себя узнала много нового. 

Лайфхаки 

Вот несколько озвученных на мастер-классе тезисов, помогающих работать с детьми:

1. Игровая форма

Ведущая форма преподавания в дошкольных учреждениях – игровая. Дидактические игры помогают ребенку усвоить конструкцию формы и развить творческий подход к рисунку.

- Художники-профессионалы ругают нас за то, что мы навязываем детям стереотипы, – объясняет Людмила Бахристова. – У некоторых звучит слово «образец». Никакого «образца»! Я показываю способ изображения, а лучше не один. Ребенок все равно выберет самый простой, который ему доступен. Дети меня спрашивают, правильно или не правильно. Но это же не прописи. Может быть, это неправильно. Но я всегда это обыгрываю: «Ух ты, места для ножек не осталось. Будет сидеть/лежать». Это очень важно в нашей практике. Когда на занятии мы строим какое-то изображение, обязательно все проговариваем. «На что похожа трапеция? На лодочку, ведерко, крышу, стаканчик». «Я не умею рисовать овал», – говорит ребенок. Я объясняю: «Шел медведь (Рисую круглую часть.), наступил на круг, круг расплющился (Веду длинную полосу, закругляю.)». Или, например, ребенок боится приступить к работе с листом, смотрит на него, будто гипнотизирует. Видимо, критично относится к себе. Может быть, действительно не держал в руках кисточку. Я говорю: «Давай совершим с тобой прогулку. Я пойду пальцами, а ты за мной поедешь кисточкой». Я показываю направление, а он за мной ведет кистью. Игра должна быть как в названиях, так и в движении.

2. А4 ограничивает возможности

Чем меньше формат листа, тем тяжелее ребенку работать с деталями.

- Мы все работаем на альбомном формате А4, а это миниатюра, – утверждает Людмила Бахристова. – Это маленькая кисточка, маленький карандашик. Даже взрослому надо очень постараться, чтобы передать здесь сюжет, разместить елки, человека и так далее. На большом формате это сделать легче.

3. Много видов краски, кисточек и прочего инструментария

Как правило, 10 минут уходит на то, чтобы настроить детей на работу. На сам рисунок остается всего 15–20 минут. Не каждый ребенок может быстро включиться и понять, что ему делать. Большие листы и богатый выбор инструментов помогают справляться с этой проблемой.

- Наши воспитанники никогда не работают одной кистью и одним материалом, – уверяет Людмила Александровна. – У них в доступной досягаемости всегда выбор материала, формата, цвета, формы. Обычно я готовлю все заранее. Например, если рисуем дерево, я выдаю не обычный прямоугольник, а вытянутую панораму. Чтобы это было огромное дерево, чтобы у него был ствол, крона и так далее.

4. Сначала фигуры, потом композиция

Все программы разные, но построены по одному принципу. Каждое изображение делится на простейшие геометрические формы. Например, целый год дети рисуют круги, шары, мячи. И только в конце года их учат работать с деталями.

- В возрасте постарше это уже конструкции из форм, – говорит Людмила Бахристова. – Программа построена так, что ребенок сначала лепит эту форму в объеме, чувствует ее в аппликации, а только потом может ее изобразить. 

5. Главное слово в работе с детьми – художественное

В работе с детьми помогает художественное слово. Вдохновение стоит черпать из книжной графики или старинных книжных иллюстраций. И помнить, что всех тайн перед занятием раскрывать не стоит.

- «А что мы сегодня будем рисовать?» – первый вопрос мне задают, – приводит пример Людмила Александровна. – Никогда не говорю. Тут интрига. Только если тебе интересно, будешь стараться, даже если это очень трудно. Когда показывает педагог, у детей реакция такая: конечно, это взрослая тетя, она все умеет, а я такого никогда не сделаю. Я отвечаю: «Вот сейчас и будем пробовать». Поэтому на своем листе я намеренно иногда оставляю что-то недорисованным. Или делаю корпус крупным, а ручки тоненькими. Говорю: «Так оставить?» Какая-то масса говорит «да». Они думают, раз я взрослая тетя, значит, можно и правда так оставить. «А это красиво?» – отвечаю. Я все время подхожу проблемно. Чтобы ребенок включал голову. 

6. Оставлять пространство для вариантов

Обычно предметное рисование предполагает фронтальное изображение и статичные позы. Детям нужно предлагать несколько разных вариантов. Только тогда они смогут выбрать что-то по душе и проявить себя, не копируя взрослого. 

- Рисуем лебедя, – рассказывает Людмила Бахристова. – Движение и поза дают индивидуальность. Мы изображаем его форму, а дальше думаем, будет ли он смотреть на хвостик, с какой стороны рисовать шею, куда лебедь поплывет. Конечно, ребенок, который не очень в себе уверен, выберет простое изображение. Но показов должно быть несколько. Даже когда мы рисуем одного медведя, на каждом из рисунков у него своя поза, другая краска. Хорошо, когда правильно сделано. Но творческая составляющая намного важнее.

7. Умение видеть перспективу, детали и разный угол – путь к тому, чтобы научиться думать

Главное в предметном изображении – форма и строение, величина, фактура, соотношение частей. Особая тема – цвет. Желательно, чтобы дети не рисовали локальными цветами: яблоко красное, апельсин оранжевый, елка зеленая. 

- Цвет в объеме – это темнота и светлота, – объясняет Людмила Александровна. – Возьмем для примера предметное изображение в натюрморте. Стенку и обои дети нарисуют. А чтобы высветить предмет, мы используем более светлые или темные цвета. А вода, она какая? Синяя? А вот и нет! Она прозрачная и имеет отражательные свойства, значит, рисуем то, что вода отражает. Должен быть качественный подход к интеллекту ребенка, чтобы он это увидел и познал. Будет ли он рисовать, одно дело. Но он будет видеть. Это главное для художника.

Чтобы эффективно сопровождать деятельность школьников, воспитателям важно самим погрузиться в этот процесс, заранее изучить тему и выполнить практическое задание до урока. Один из главных советов от Людмилы Александровны для начинающих преподавателей – в голове построить комментарий к своему рисунку. Тогда легче, не тратя лишних слов, донести до детей главную задачу и объяснить, как ее выполнить. 



Читайте также
Комментарии (0)

Сначала фигуры, потом композиция. Главное - подход к интеллекту ребенка

4 0

2018-11-26T16:22:00.000Z

В дошкольном отделении московской школы №1504 прошел мастер-класс «Эффективные инструменты педагогического сопровождения изобразительной деятельности дошкольников в предметном рисовании». Главная проблема, которую обсудили за отработкой изобразительных техник – как научить детей видеть объемно, продумывать детали, а самое главное – мыслить самостоятельно.

Маленький кабинет дошкольного отделения московской школы №1504 вплотную заставлен партами. Здесь собрались преподаватели и воспитатели школ и гимназий, чтобы познакомиться с универсальной и действенной техникой преподавания изобразительного искусства детям.

- Это методика, которая требует достаточно глубокого погружения, чтобы работы детей были выразительными, - рассказывает педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности высшей квалификационной категории Людмила Бахристова. – Я поделилась своими наблюдениями многолетней практики. Они помогут сокращать время занятия, не тратить его на организацию. Как использовать кисти, различные материалы, чтобы работа казалась выразительнее и качественнее, достигала намеченного результата. Мы с пришедшими на мастер-класс педагогами поработали практически, немного коснулись теории. Надеюсь, эти знания пригодятся нашим воспитателям, а работы дошкольников, которые я имею возможность наблюдать, находясь в жюри конкурса «Карусель», заиграют новыми красками.

Профессиональным путеводителем Людмилы Бахристовой стала книга «Изобразительная деятельность в детском саду», в которой рассказывается, как просто и последовательно научить малышей изображать элементарные вещи.  

- На курсах повышения квалификации мне очень понравилась методика природного художника Татьяны Копцевой, которая одухотворяет изображение, я бы даже сказала, очеловечивает, обожествляет, проникает в самое сердце, – говорит Людмила Бахристова. – И, конечно, Светлана Ивановна Мерзлякова, с которой мы работали над программой «Росинка». 

Людмила Бахристова по образованию – преподаватель дошкольной психологии и педагогики. Работала методистом в детском саду в 90-е годы, а затем ушла в дополнительное образование.

- Я счастлива, – признается Людмила Александровна. – Это цель моей жизни – воспитывать у детей чувство повышенного эстетического восприятия мира. И я надеюсь, что таким образом наш мир станет лучше. Дети – это чистые души. И счастье, что из моих уст они узнают, что такое красота.

Мастер-класс оставил после себя не только впечатления, но и готовые рисунки, которые за считанные минуты, следуя представленной технике, выполняли педагоги.

- Это был замечательный мастер-класс, – делится впечатлениями преподаватель школы № 1304 Елена Жуковская. – Мы рисовали разными техниками и были большими молодцами. Лучше всего у меня получилось рисовать сухой кистью. И лошадь хорошо вышла.

- Хорошо получились все рисунки, – подхватывает преподаватель гимназии № 1591 Людмила Пузикова. – Даже не ожидала от себя. Я буду использовать в работе все техники. Сейчас приду домой, сяду и все вспомню. И дальше на каждом своем занятии буду применять какие-то элементы из этого мастер-класса.

- Я очень люблю рисовать сама и вместе с детьми, – признается воспитатель гимназии № 1591 Наталья Понетайкина. – Сегодня для себя узнала много нового. 

Лайфхаки 

Вот несколько озвученных на мастер-классе тезисов, помогающих работать с детьми:

1. Игровая форма

Ведущая форма преподавания в дошкольных учреждениях – игровая. Дидактические игры помогают ребенку усвоить конструкцию формы и развить творческий подход к рисунку.

- Художники-профессионалы ругают нас за то, что мы навязываем детям стереотипы, – объясняет Людмила Бахристова. – У некоторых звучит слово «образец». Никакого «образца»! Я показываю способ изображения, а лучше не один. Ребенок все равно выберет самый простой, который ему доступен. Дети меня спрашивают, правильно или не правильно. Но это же не прописи. Может быть, это неправильно. Но я всегда это обыгрываю: «Ух ты, места для ножек не осталось. Будет сидеть/лежать». Это очень важно в нашей практике. Когда на занятии мы строим какое-то изображение, обязательно все проговариваем. «На что похожа трапеция? На лодочку, ведерко, крышу, стаканчик». «Я не умею рисовать овал», – говорит ребенок. Я объясняю: «Шел медведь (Рисую круглую часть.), наступил на круг, круг расплющился (Веду длинную полосу, закругляю.)». Или, например, ребенок боится приступить к работе с листом, смотрит на него, будто гипнотизирует. Видимо, критично относится к себе. Может быть, действительно не держал в руках кисточку. Я говорю: «Давай совершим с тобой прогулку. Я пойду пальцами, а ты за мной поедешь кисточкой». Я показываю направление, а он за мной ведет кистью. Игра должна быть как в названиях, так и в движении.

2. А4 ограничивает возможности

Чем меньше формат листа, тем тяжелее ребенку работать с деталями.

- Мы все работаем на альбомном формате А4, а это миниатюра, – утверждает Людмила Бахристова. – Это маленькая кисточка, маленький карандашик. Даже взрослому надо очень постараться, чтобы передать здесь сюжет, разместить елки, человека и так далее. На большом формате это сделать легче.

3. Много видов краски, кисточек и прочего инструментария

Как правило, 10 минут уходит на то, чтобы настроить детей на работу. На сам рисунок остается всего 15–20 минут. Не каждый ребенок может быстро включиться и понять, что ему делать. Большие листы и богатый выбор инструментов помогают справляться с этой проблемой.

- Наши воспитанники никогда не работают одной кистью и одним материалом, – уверяет Людмила Александровна. – У них в доступной досягаемости всегда выбор материала, формата, цвета, формы. Обычно я готовлю все заранее. Например, если рисуем дерево, я выдаю не обычный прямоугольник, а вытянутую панораму. Чтобы это было огромное дерево, чтобы у него был ствол, крона и так далее.

4. Сначала фигуры, потом композиция

Все программы разные, но построены по одному принципу. Каждое изображение делится на простейшие геометрические формы. Например, целый год дети рисуют круги, шары, мячи. И только в конце года их учат работать с деталями.

- В возрасте постарше это уже конструкции из форм, – говорит Людмила Бахристова. – Программа построена так, что ребенок сначала лепит эту форму в объеме, чувствует ее в аппликации, а только потом может ее изобразить. 

5. Главное слово в работе с детьми – художественное

В работе с детьми помогает художественное слово. Вдохновение стоит черпать из книжной графики или старинных книжных иллюстраций. И помнить, что всех тайн перед занятием раскрывать не стоит.

- «А что мы сегодня будем рисовать?» – первый вопрос мне задают, – приводит пример Людмила Александровна. – Никогда не говорю. Тут интрига. Только если тебе интересно, будешь стараться, даже если это очень трудно. Когда показывает педагог, у детей реакция такая: конечно, это взрослая тетя, она все умеет, а я такого никогда не сделаю. Я отвечаю: «Вот сейчас и будем пробовать». Поэтому на своем листе я намеренно иногда оставляю что-то недорисованным. Или делаю корпус крупным, а ручки тоненькими. Говорю: «Так оставить?» Какая-то масса говорит «да». Они думают, раз я взрослая тетя, значит, можно и правда так оставить. «А это красиво?» – отвечаю. Я все время подхожу проблемно. Чтобы ребенок включал голову. 

6. Оставлять пространство для вариантов

Обычно предметное рисование предполагает фронтальное изображение и статичные позы. Детям нужно предлагать несколько разных вариантов. Только тогда они смогут выбрать что-то по душе и проявить себя, не копируя взрослого. 

- Рисуем лебедя, – рассказывает Людмила Бахристова. – Движение и поза дают индивидуальность. Мы изображаем его форму, а дальше думаем, будет ли он смотреть на хвостик, с какой стороны рисовать шею, куда лебедь поплывет. Конечно, ребенок, который не очень в себе уверен, выберет простое изображение. Но показов должно быть несколько. Даже когда мы рисуем одного медведя, на каждом из рисунков у него своя поза, другая краска. Хорошо, когда правильно сделано. Но творческая составляющая намного важнее.

7. Умение видеть перспективу, детали и разный угол – путь к тому, чтобы научиться думать

Главное в предметном изображении – форма и строение, величина, фактура, соотношение частей. Особая тема – цвет. Желательно, чтобы дети не рисовали локальными цветами: яблоко красное, апельсин оранжевый, елка зеленая. 

- Цвет в объеме – это темнота и светлота, – объясняет Людмила Александровна. – Возьмем для примера предметное изображение в натюрморте. Стенку и обои дети нарисуют. А чтобы высветить предмет, мы используем более светлые или темные цвета. А вода, она какая? Синяя? А вот и нет! Она прозрачная и имеет отражательные свойства, значит, рисуем то, что вода отражает. Должен быть качественный подход к интеллекту ребенка, чтобы он это увидел и познал. Будет ли он рисовать, одно дело. Но он будет видеть. Это главное для художника.

Чтобы эффективно сопровождать деятельность школьников, воспитателям важно самим погрузиться в этот процесс, заранее изучить тему и выполнить практическое задание до урока. Один из главных советов от Людмилы Александровны для начинающих преподавателей – в голове построить комментарий к своему рисунку. Тогда легче, не тратя лишних слов, донести до детей главную задачу и объяснить, как ее выполнить. 



Читайте также
Комментарии (0)