Как новые технологии меняют образование

2018-12-20T13:24:51.941Z
2 0

Мы много говорим о цифровых изменениях в мире, новых вызовах и технологиях, о том, чтобы догнать и перегнать развитые страны в области образования. Но часто мы упускаем из виду, что изменения, происходящие в мире сейчас, ровно так же неожиданны для нас, как и для всех других стран на планете. Ни одна страна не смогла найти идеального решения проблемы цифрового мира, не смогла полностью встроить образование в существующие реалии, а кроме того, не имеет четкого сценария, как это сделать. Все понимают, что находятся в начале большого пути изменений, но никто не в курсе, как именно необходимо по нему двигаться. Именно поэтому в современном мире так много различных образовательных моделей, такое множество стратегий и программ и бесконечное количество концепций.

В конце ноября в Минске проходила Международная специализированная научно-техническая выставка-форум «Информационные технологии в образовании» ITE-2018. Мероприятие собрало вместе более 3 000 участников, заинтересованных в диалоге по вопросам информатизации образования. Одним из выступающих был Денис Филазафович, директор центра цифровой трансформации группы компаний А1 Telekom Austria Group. Сегодня мы публикуем основные тезисы его выступления, которые, возможно, помогут глобально взглянуть на процессы, связанные с трансформацией образования, происходящие сейчас в России.

Ссылку на полную запись презентации вы сможете найти в конце материала.

Кому и зачем нужна цифровая трансформация?

Если раньше термин «цифровая трансформация» вызывал страх и опасение, то спустя всего лишь несколько лет восприятие изменилось, сейчас это история из разряда индустриализации, электрификации, информатизации, роботизации и автоматизации. Термин сейчас постепенно превращается в описание некоего исторического отрезка, историческую данность, необходимость.

На текущем этапе общество получило новые инструменты и средства, которые мы можем применить в образовательном процессе, но при переосмыслении цифровой повестки возникает принципиальный вопрос: зачем и для кого мы это делаем? И ответ на этот вопрос должен быть дан в первую очередь лидерами, которые хотят привлечь цифровые средства для достижения каких-то конкретных целей, в противном случае мы получаем процесс ради процесса и пару красивых картинок в придачу.

Для сферы образования нужно сначала определиться с тем, кто является клиентом (выгодоприобретателем) цифровой трансформации. В первую очередь это, конечно, ученик, его родители, семья и люди, заинтересованные в том, чтобы из этого человека был создан полноценный член общества, который, с одной стороны, что-то отдает, а с другой – чувствует себя комфортно.

Второй клиент – это национальная экономика, ее сегмент, предъявляющий запрос на специалистов определенного профиля и заданной глубины знаний, по уровню которых они способны обеспечивать конкурентоспособность. Если человек не имеет знаний, он не получает интересной работы, не чувствует себя комфортно и перестает быть полноценным членом общества. И тогда все усилия, направленные на удовлетворение потребностей первого клиента, оказываются потраченными впустую.

Третий клиент – это образование как система, которая генерирует знания, создает основу конкурентоспособности страны и определяет способность страны оставаться суверенной.

Последовательность и этапы цифровой трансформации

Следующим методологическим шагом после определения цели будет формирование последовательности и понимание этапов реализации инициатив. И здесь логично выделить следующие шаги.

Во-первых, это информатизация процессов: создание легкодоступных простых сервисов, которыми можно пользоваться интуитивно, которые экономят время, деньги и позволяют повысить качество учебного процесса, сократив объем административной работы учителя и системы образования до минимума, который невозможно подвергнуть информатизации. Это тот этап, на котором сегодня находится наша система.

Во-вторых, это применение онлайн-технологий в самом учебном процессе: вовлечение детей, преподавателей, администраторов этой системы, выгодоприобретателей (секторов экономики и компаний) в образовательный процесс, проходящий в режиме онлайн. На этом этапе находится Европа, где уже решена инфраструктурная проблема.

И, в-третьих, сама цифровая трансформация, которая дает возможность персонифицировать контент, способы взаимодействия, место, где оно происходит, создать индивидуальное взаимодействие между носителем и получателем. Это цикличный процесс, в котором обе стороны взаимосвязаны. Персонификация происходит не столько на основании методологии, сколько на основании перманентного мониторинга того, как взаимодействуют ребенок и система.

Тренды текущего этапа

Важнейшее направление развития технологий в образовании – это геймификация, она позволяет лучше усваивать материал, повышает включенность в учебный процесс, помогает заинтересовать ребенка.

Огромное значение также приобретают большие данные и интерактивность: они позволяют оценивать взаимодействие потребителя с контентом, глядя на реакции человека на предлагаемый материал, а следовательно, оперативно оптимизировать контент.

Главный вопрос

Мы все находимся только в начале большого пути, и ни у кого нет однозначного решения, как двигаться дальше. Для всех стран и всех сторон процесса цифровизации очень важно понять и определиться, как на основе идей и критических наблюдений создать конкретные продукты, технологии для которых будут выбраны разработчиками и производителями.

Потребителю не нужно рассуждать о том, как создать продукт, ему необходимо предоставить запрос на данный продукт, вопросом «как» уже озаботится разработчик. Но это совершенно не упрощает задачи и, возможно, даже усложняет ее. Сформулировать цели зачастую сложнее, чем выбрать дорогу, но без однозначного понимания того, что необходимо получить на выходе, все разговоры о цифровой трансформации останутся лишь разговорами.

Полная версия выступления здесь.

Читайте также
Комментарии (0)

Как новые технологии меняют образование

2 0

2018-12-20T13:24:51.941Z

Мы много говорим о цифровых изменениях в мире, новых вызовах и технологиях, о том, чтобы догнать и перегнать развитые страны в области образования. Но часто мы упускаем из виду, что изменения, происходящие в мире сейчас, ровно так же неожиданны для нас, как и для всех других стран на планете. Ни одна страна не смогла найти идеального решения проблемы цифрового мира, не смогла полностью встроить образование в существующие реалии, а кроме того, не имеет четкого сценария, как это сделать. Все понимают, что находятся в начале большого пути изменений, но никто не в курсе, как именно необходимо по нему двигаться. Именно поэтому в современном мире так много различных образовательных моделей, такое множество стратегий и программ и бесконечное количество концепций.

В конце ноября в Минске проходила Международная специализированная научно-техническая выставка-форум «Информационные технологии в образовании» ITE-2018. Мероприятие собрало вместе более 3 000 участников, заинтересованных в диалоге по вопросам информатизации образования. Одним из выступающих был Денис Филазафович, директор центра цифровой трансформации группы компаний А1 Telekom Austria Group. Сегодня мы публикуем основные тезисы его выступления, которые, возможно, помогут глобально взглянуть на процессы, связанные с трансформацией образования, происходящие сейчас в России.

Ссылку на полную запись презентации вы сможете найти в конце материала.

Кому и зачем нужна цифровая трансформация?

Если раньше термин «цифровая трансформация» вызывал страх и опасение, то спустя всего лишь несколько лет восприятие изменилось, сейчас это история из разряда индустриализации, электрификации, информатизации, роботизации и автоматизации. Термин сейчас постепенно превращается в описание некоего исторического отрезка, историческую данность, необходимость.

На текущем этапе общество получило новые инструменты и средства, которые мы можем применить в образовательном процессе, но при переосмыслении цифровой повестки возникает принципиальный вопрос: зачем и для кого мы это делаем? И ответ на этот вопрос должен быть дан в первую очередь лидерами, которые хотят привлечь цифровые средства для достижения каких-то конкретных целей, в противном случае мы получаем процесс ради процесса и пару красивых картинок в придачу.

Для сферы образования нужно сначала определиться с тем, кто является клиентом (выгодоприобретателем) цифровой трансформации. В первую очередь это, конечно, ученик, его родители, семья и люди, заинтересованные в том, чтобы из этого человека был создан полноценный член общества, который, с одной стороны, что-то отдает, а с другой – чувствует себя комфортно.

Второй клиент – это национальная экономика, ее сегмент, предъявляющий запрос на специалистов определенного профиля и заданной глубины знаний, по уровню которых они способны обеспечивать конкурентоспособность. Если человек не имеет знаний, он не получает интересной работы, не чувствует себя комфортно и перестает быть полноценным членом общества. И тогда все усилия, направленные на удовлетворение потребностей первого клиента, оказываются потраченными впустую.

Третий клиент – это образование как система, которая генерирует знания, создает основу конкурентоспособности страны и определяет способность страны оставаться суверенной.

Последовательность и этапы цифровой трансформации

Следующим методологическим шагом после определения цели будет формирование последовательности и понимание этапов реализации инициатив. И здесь логично выделить следующие шаги.

Во-первых, это информатизация процессов: создание легкодоступных простых сервисов, которыми можно пользоваться интуитивно, которые экономят время, деньги и позволяют повысить качество учебного процесса, сократив объем административной работы учителя и системы образования до минимума, который невозможно подвергнуть информатизации. Это тот этап, на котором сегодня находится наша система.

Во-вторых, это применение онлайн-технологий в самом учебном процессе: вовлечение детей, преподавателей, администраторов этой системы, выгодоприобретателей (секторов экономики и компаний) в образовательный процесс, проходящий в режиме онлайн. На этом этапе находится Европа, где уже решена инфраструктурная проблема.

И, в-третьих, сама цифровая трансформация, которая дает возможность персонифицировать контент, способы взаимодействия, место, где оно происходит, создать индивидуальное взаимодействие между носителем и получателем. Это цикличный процесс, в котором обе стороны взаимосвязаны. Персонификация происходит не столько на основании методологии, сколько на основании перманентного мониторинга того, как взаимодействуют ребенок и система.

Тренды текущего этапа

Важнейшее направление развития технологий в образовании – это геймификация, она позволяет лучше усваивать материал, повышает включенность в учебный процесс, помогает заинтересовать ребенка.

Огромное значение также приобретают большие данные и интерактивность: они позволяют оценивать взаимодействие потребителя с контентом, глядя на реакции человека на предлагаемый материал, а следовательно, оперативно оптимизировать контент.

Главный вопрос

Мы все находимся только в начале большого пути, и ни у кого нет однозначного решения, как двигаться дальше. Для всех стран и всех сторон процесса цифровизации очень важно понять и определиться, как на основе идей и критических наблюдений создать конкретные продукты, технологии для которых будут выбраны разработчиками и производителями.

Потребителю не нужно рассуждать о том, как создать продукт, ему необходимо предоставить запрос на данный продукт, вопросом «как» уже озаботится разработчик. Но это совершенно не упрощает задачи и, возможно, даже усложняет ее. Сформулировать цели зачастую сложнее, чем выбрать дорогу, но без однозначного понимания того, что необходимо получить на выходе, все разговоры о цифровой трансформации останутся лишь разговорами.

Полная версия выступления здесь.

Читайте также
Комментарии (0)