Исаак Калина об инклюзии, допобразовании, искусственном интеллекте

2018-12-28T09:33:24.940Z
4 0

Как соотносятся основное и дополнительное образование, возможно ли, что в скором времени искусственный интеллект сможет вести уроки, в чем преимущество обучения детей с различными особенностями здоровья в общеобразовательной школе, а также возможно ли появление в московских школах педагогических классов.

25 декабря в эфире МосОбрТВ Исаак Калина, руководитель департамента образования города Москвы, ответил на вопросы педагогов. По правилам программы, из всех поступивших предварительно вопросов, а их было более 130, выбираются только три, заранее они не оглашаются, Исаак Иосифович услышал их только в студии, в конце эфира зрители в студии также могли задать дополнительные вопросы. Программа заняла более часа, мы же публикуем основные тезисы выступления, ссылка на полное видео есть в конце материала.

Вопрос 1. Как соотносится основное и дополнительное образование? Дополнительное образование дополняет основное или они конкурируют?

Боюсь, что это проблема скорее программ и учебников, чем реальной школьной жизни. Нормальный учитель никогда не ограничивает урок программой или учебником. Точно так же никогда руководитель кружка или секции не ставит барьеров между знаниями ученика теоретическими и умениями, которые нужны в кружках.

Знания тогда становятся умением человека, когда изучил и применил. Поэтому мне кажется, что соединение основного и дополнительного в том и состоит, что то, что изучено по программе основного, является основой применения в программе дополнительного образования. Коллеги говорят про конвергентность, а жизнь вообще очень конвергентна по природе своей. Всегда привожу замечательный пример: птицу на каком предмете изучать надо? Кто-то скажет,  наверное, на биологии. Я скажу, хорошо, а на физике птица какой пример, а на литературе, а на изобразительном искусстве? Жизнь не делится так жестко междисциплинарными барьерами, а  требует конвергентного подхода.

Дополнительное образование – это такая связующая нить между разными предметами, между теорией и практикой, пройдет еще какое-то количество времени, и мы перестанем делить образование на основное и дополнительное. Жизнь нас подталкивает к тому, что не надо делить, сегодня они разделимы только по форме. То, что сегодня во всех школах Москвы массово присутствует дополнительное образование, хороший знак, что и по форме оно престало делиться.

Я не скрываю, что серьезно участвовал в продвижении ЕГЭ, и не жалею об том. ЕГЭ в свое время был крайне необходим, только с его помощью удалось уйти от состояния, когда для поступления в вуз были нужны сильные связи с вузом, и не обязательно в коррупционной форме, а, например, подготовительные курсы. И ЕГЭ тогда помог справиться с этой проблемой, но понятно, что у всякого сильного есть и слабые стороны. И сегодня ахиллесова пята ЕГЭ в том, что в нем очень мало практико-ориентированных заданий.

Думаю, что итоговые испытания должны постепенно накапливать информацию о знаниях человека и о его умениях. И если знания в основном приобретаются в формате уроков, то умения приобретаются в формате дополнительного образования. Думаю, что сегодня мы все еще продолжаем делить, потому что, к сожалению, у нас итоговое испытание проверяет только одну часть, которая приобретается на уроках, но я уверен, что оценка со временем обязательно будет складываться и из знаний, и из умений. И мы тогда забудем про деление на основное и дополнительное.  Верю, что лет через 5-10 такой вопрос не будет звучать из уст учителей.

Вопрос 2. Возможно ли, что в скором времени искусственный интеллект заменит учителя?


В отношениях между людьми всегда очень важна оригинальность, непредсказуемость, симпатия, антипатия. Мы формируем не только знания формул, законов, но формируем самое главное – отношение человека к другим людям, себе, миру.

Если наше поколение можно было разделить на тех, кого легко или сложно обучать, то сегодня слово «обучать» к нынешнему поколению детей не подходит. У них появилось качество, которое в нашем поколении не было всеобщим, – это способность к самообучению. Мы иногда этого не учитываем в своей работе. А сегодня дети такие, что если их что-то зацепило, то дальше они обучаются этому уже без нас. И это абсолютно новое явление, которое мы недооцениваем, недоиспользуем. Это абсолютно новый характер отношений «учитель – ученик», когда наша задача зацепить так, чтобы заработал механизм самообучения.

Уверен, что никто, кроме человека, так зацепить не сможет. В обозримом будущем точно не стоит беспокоиться тем, кто умеет зацепить ребят чем-то интересным, может запустить в них механизм самообучения. Мы пока не до конца учитываем это в нашей работе с детьми.

Вопрос 3. В чем преимущество обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе?

Очень непростой вопрос. Я абсолютно понимаю родителей детей, которые беспокоятся, боятся погрузить ребенка с ОВЗ в среду более здоровых детей.

Но вы знаете, можно я не буду отвечать на вопрос, который задан, а попробую его переформулировать? Преимущества обучения – не знаю. А вот в чем необходимость жизни детей с ОВЗ в общеобразовательной школе?

Школа реализует не только тот стандарт, который где-то записан, но она реализует стандарт естественной жизни общества, в которой нельзя разделить [людей]. Образования не зря называется общим, это образование, которое дает не только знания, но формирует отношение человека к миру, себе, другим людям, умение понимать, уважать, принимать, жить с непохожими на тебя людьми.

Это только в стае все должны быть похожи, но мы же с вами не хотим быть стаей, мы хотим быть обществом. А если мы в детстве разделим, то когда же потом они образуют общество? Они так и привыкнут, что каждый – это своя общность, не соединяемая с другими. Мне кажется, что это гораздо важнее тем, у кого проблем нет. Потому что только так они могут вырасти человеком, способным принимать и уважать непохожего на тебя, что и является признаком человека.

 К сожалению, я нигде не нашел в мире опыта учить в общеобразовательной школе незрячих детей. Не придумал мир, как помочь этим детям учиться вместе с остальными, а вот все остальные проблемы здоровья уже давно не являются непреодолимым барьером, для того чтобы учиться в общеобразовательной школе. А вернее даже не учиться – жить. Классы-то могут быть отдельными, формы обучения разными, но вот жизнь в общем коллективе давно стала стандартом нормального общества.

Дополнительный вопрос. В московских школах есть инженерные, медицинские, кадетские классы. Как вы относитесь к созданию педагогических классов в московской школе?

То, что является городским проектом – это попытка повернуть часть школ Москвы в сторону организации такого предпрофессионального образования, которого явно недоставало городу. Не секрет, что был момент, когда московские школьники практически не поступали в медвузы. При этом Москва была, есть и будет центром медицины. И это направление жизни наших ребят будет востребовано городом. Поэтому мы начали проект медицинских класс в московской школе. Сегодня мы отмечаем, что среди первокурсников той же Сеченовки доля московских школьников выросла кратно. Понятно, что это выпускники медицинских классов, предуниверсариев, которые тоже открыты.

То же самое с инженерными, кадетскими классами. Москва была, есть и будет центром конструкторской мысли, высоких технологий, безопасности страны.

Да, мы очень мало открыли пока академических классов. Такие ребята тоже нужны, но мы понимаем, что количество ученых сильно большим быть не может и точно не будет, поэтому таких классов немного.

Мы с первого сентября готовимся и совершенно точно запустим проект по развитию IT-классов. Что касается экономических классов, юридических и прочих, так их и без нас было такое количество, что сказать, что у Москвы есть нехватка кадров в этом направлении, было бы неправильно. Нельзя сказать, что это направление, которое было провальным.

Что касается педагогических классов, то они тоже должны быть, но сказать о том, что они должны быть глобальным проектом, при том что у нас практически нет вакансий учительских в наших школах, было бы не совсем честно по отношению к нашим старшеклассникам. То есть мы их соблазним… а вы не готовы уступить место.

Вот ответ на вопрос – классы любые могут быть, а городской проект должен быть направлен на ликвидацию дефицитов кадровых в городе.

Полная запись разговора

Читайте также
Комментарии (0)

Исаак Калина об инклюзии, допобразовании, искусственном интеллекте

4 0

2018-12-28T09:33:24.940Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

Как соотносятся основное и дополнительное образование, возможно ли, что в скором времени искусственный интеллект сможет вести уроки, в чем преимущество обучения детей с различными особенностями здоровья в общеобразовательной школе, а также возможно ли появление в московских школах педагогических классов.

25 декабря в эфире МосОбрТВ Исаак Калина, руководитель департамента образования города Москвы, ответил на вопросы педагогов. По правилам программы, из всех поступивших предварительно вопросов, а их было более 130, выбираются только три, заранее они не оглашаются, Исаак Иосифович услышал их только в студии, в конце эфира зрители в студии также могли задать дополнительные вопросы. Программа заняла более часа, мы же публикуем основные тезисы выступления, ссылка на полное видео есть в конце материала.

Вопрос 1. Как соотносится основное и дополнительное образование? Дополнительное образование дополняет основное или они конкурируют?

Боюсь, что это проблема скорее программ и учебников, чем реальной школьной жизни. Нормальный учитель никогда не ограничивает урок программой или учебником. Точно так же никогда руководитель кружка или секции не ставит барьеров между знаниями ученика теоретическими и умениями, которые нужны в кружках.

Знания тогда становятся умением человека, когда изучил и применил. Поэтому мне кажется, что соединение основного и дополнительного в том и состоит, что то, что изучено по программе основного, является основой применения в программе дополнительного образования. Коллеги говорят про конвергентность, а жизнь вообще очень конвергентна по природе своей. Всегда привожу замечательный пример: птицу на каком предмете изучать надо? Кто-то скажет,  наверное, на биологии. Я скажу, хорошо, а на физике птица какой пример, а на литературе, а на изобразительном искусстве? Жизнь не делится так жестко междисциплинарными барьерами, а  требует конвергентного подхода.

Дополнительное образование – это такая связующая нить между разными предметами, между теорией и практикой, пройдет еще какое-то количество времени, и мы перестанем делить образование на основное и дополнительное. Жизнь нас подталкивает к тому, что не надо делить, сегодня они разделимы только по форме. То, что сегодня во всех школах Москвы массово присутствует дополнительное образование, хороший знак, что и по форме оно престало делиться.

Я не скрываю, что серьезно участвовал в продвижении ЕГЭ, и не жалею об том. ЕГЭ в свое время был крайне необходим, только с его помощью удалось уйти от состояния, когда для поступления в вуз были нужны сильные связи с вузом, и не обязательно в коррупционной форме, а, например, подготовительные курсы. И ЕГЭ тогда помог справиться с этой проблемой, но понятно, что у всякого сильного есть и слабые стороны. И сегодня ахиллесова пята ЕГЭ в том, что в нем очень мало практико-ориентированных заданий.

Думаю, что итоговые испытания должны постепенно накапливать информацию о знаниях человека и о его умениях. И если знания в основном приобретаются в формате уроков, то умения приобретаются в формате дополнительного образования. Думаю, что сегодня мы все еще продолжаем делить, потому что, к сожалению, у нас итоговое испытание проверяет только одну часть, которая приобретается на уроках, но я уверен, что оценка со временем обязательно будет складываться и из знаний, и из умений. И мы тогда забудем про деление на основное и дополнительное.  Верю, что лет через 5-10 такой вопрос не будет звучать из уст учителей.

Вопрос 2. Возможно ли, что в скором времени искусственный интеллект заменит учителя?


В отношениях между людьми всегда очень важна оригинальность, непредсказуемость, симпатия, антипатия. Мы формируем не только знания формул, законов, но формируем самое главное – отношение человека к другим людям, себе, миру.

Если наше поколение можно было разделить на тех, кого легко или сложно обучать, то сегодня слово «обучать» к нынешнему поколению детей не подходит. У них появилось качество, которое в нашем поколении не было всеобщим, – это способность к самообучению. Мы иногда этого не учитываем в своей работе. А сегодня дети такие, что если их что-то зацепило, то дальше они обучаются этому уже без нас. И это абсолютно новое явление, которое мы недооцениваем, недоиспользуем. Это абсолютно новый характер отношений «учитель – ученик», когда наша задача зацепить так, чтобы заработал механизм самообучения.

Уверен, что никто, кроме человека, так зацепить не сможет. В обозримом будущем точно не стоит беспокоиться тем, кто умеет зацепить ребят чем-то интересным, может запустить в них механизм самообучения. Мы пока не до конца учитываем это в нашей работе с детьми.

Вопрос 3. В чем преимущество обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе?

Очень непростой вопрос. Я абсолютно понимаю родителей детей, которые беспокоятся, боятся погрузить ребенка с ОВЗ в среду более здоровых детей.

Но вы знаете, можно я не буду отвечать на вопрос, который задан, а попробую его переформулировать? Преимущества обучения – не знаю. А вот в чем необходимость жизни детей с ОВЗ в общеобразовательной школе?

Школа реализует не только тот стандарт, который где-то записан, но она реализует стандарт естественной жизни общества, в которой нельзя разделить [людей]. Образования не зря называется общим, это образование, которое дает не только знания, но формирует отношение человека к миру, себе, другим людям, умение понимать, уважать, принимать, жить с непохожими на тебя людьми.

Это только в стае все должны быть похожи, но мы же с вами не хотим быть стаей, мы хотим быть обществом. А если мы в детстве разделим, то когда же потом они образуют общество? Они так и привыкнут, что каждый – это своя общность, не соединяемая с другими. Мне кажется, что это гораздо важнее тем, у кого проблем нет. Потому что только так они могут вырасти человеком, способным принимать и уважать непохожего на тебя, что и является признаком человека.

 К сожалению, я нигде не нашел в мире опыта учить в общеобразовательной школе незрячих детей. Не придумал мир, как помочь этим детям учиться вместе с остальными, а вот все остальные проблемы здоровья уже давно не являются непреодолимым барьером, для того чтобы учиться в общеобразовательной школе. А вернее даже не учиться – жить. Классы-то могут быть отдельными, формы обучения разными, но вот жизнь в общем коллективе давно стала стандартом нормального общества.

Дополнительный вопрос. В московских школах есть инженерные, медицинские, кадетские классы. Как вы относитесь к созданию педагогических классов в московской школе?

То, что является городским проектом – это попытка повернуть часть школ Москвы в сторону организации такого предпрофессионального образования, которого явно недоставало городу. Не секрет, что был момент, когда московские школьники практически не поступали в медвузы. При этом Москва была, есть и будет центром медицины. И это направление жизни наших ребят будет востребовано городом. Поэтому мы начали проект медицинских класс в московской школе. Сегодня мы отмечаем, что среди первокурсников той же Сеченовки доля московских школьников выросла кратно. Понятно, что это выпускники медицинских классов, предуниверсариев, которые тоже открыты.

То же самое с инженерными, кадетскими классами. Москва была, есть и будет центром конструкторской мысли, высоких технологий, безопасности страны.

Да, мы очень мало открыли пока академических классов. Такие ребята тоже нужны, но мы понимаем, что количество ученых сильно большим быть не может и точно не будет, поэтому таких классов немного.

Мы с первого сентября готовимся и совершенно точно запустим проект по развитию IT-классов. Что касается экономических классов, юридических и прочих, так их и без нас было такое количество, что сказать, что у Москвы есть нехватка кадров в этом направлении, было бы неправильно. Нельзя сказать, что это направление, которое было провальным.

Что касается педагогических классов, то они тоже должны быть, но сказать о том, что они должны быть глобальным проектом, при том что у нас практически нет вакансий учительских в наших школах, было бы не совсем честно по отношению к нашим старшеклассникам. То есть мы их соблазним… а вы не готовы уступить место.

Вот ответ на вопрос – классы любые могут быть, а городской проект должен быть направлен на ликвидацию дефицитов кадровых в городе.

Полная запись разговора

Читайте также
Комментарии (0)