Ирина Сидорова: Цель проекта «Образование» не соотносится с результатами

2019-02-21T15:35:28.153Z
8 0

Недавно мы опубликовали новость о том, что советник губернатора ЯНАО Ирина Сидорова на недавней конференции «Тенденции развития образования» раскритиковала нацпроект «Образование». Мы бы хотели подробнее осветить этот дискурс, касающийся степени влияния на школы в рамках развития нацпроекта.

Риск затягивания старта

В своем докладе Ирина Сидорова попыталась оценить положительные и отрицательные стороны проекта «Образование», а также к каким реальным результатам он может привести.

С позиции исполнителей нам нужно разобраться с тем, что мы можем извлечь из тех возможностей, которые предоставляет национальный проект, и наилучшим образом это воплотить в жизнь. На совещании с руководителями органов управления образования министр просвещения Ольга Васильева заявила о целях и задачах национального проекта в качестве ответа на запрос указа президента от 7 мая 2018 года. Здесь обратить внимание нужно на цель - вхождение России в 10 ведущих стран мира по качеству образования.

В докладе из 10 федеральных проектов были представлены 6: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность». Это те проекты, которые прямо связаны со всеми школами страны. По словам Сидоровой, хотя проект уже давно обсуждают публично, до сих пор нет документов, поясняющих связанные с ним мероприятия. Да и самого старта еще не произошло.

До сих пор идут согласования соглашений Министерства образования с регионами по каждому из федеральных проектов. В этом смысле есть очень высокий риск затягивания старта и скомканности всех процессов при реализации проектов. Именно поэтому не надо ждать, когда сверху дадут отмашку. Запуск проектов нужно сделать уже сейчас. Ранее нынешний заместитель министра просвещения Марина Ракова говорила о применении модели коробочного решения. Мы попытались ответить на возникшие в связи с этим вопросы. А также попытались найти риски в реализации проектов и способы их минимизации. 

Инфраструктура и риски

По мнению Ирины Сидоровой, в плане инфраструктуры школы только выиграют: будет создано 6,5 миллионов новых, современно оснащенных мест. Также будут созданы детские технопарки и центры развития. По отдельным направлениям предусмотрено создание новых мест и оснащение дополнительной материально-технической базой. К примеру, в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» планируется к созданию платформа-навигатор, представляющая собой набор сервисов цифрового образования, созданный на федеральной площадке и впоследствии применяемый в каждой отдельной школе. При этом чиновница указала на неучтенные риски проекта.

Один из главных рисков для российских школ кроется в достижении уровня трафика не менее 100 мб/с. Очевидно, те, кто разрабатывал проект, не понимают, что большинство российских школ находится в таких глубинках, где нет связи, кроме спутниковой. Но и она не поможет установить такую скорость интернета. Это означает, что множество показателей могут быть не выполнены на уровне муниципалитетов и регионов. 

Содержание

По мнению Ирины Сидоровой, один из самых запутанных и не разъясненных вопросов касается содержания каждого проекта: не наблюдается концептуальной основы, не предложено каких-либо конкретных мероприятий. Например, неясно, как будет развиваться «организация занятий в сетевой форме», которые предполагают дистанционное обучение для детей с проблемами здоровья. Коснутся ли занятия здоровых детей, как они будут реализованы в принципе – нигде не указано. По словам Ирины Сидоровой, неясно, чего ожидать в этой ситуации: либо такие точечные решения, как локомотив, «потащат» за собой самостоятельные изменения в регионах, либо так и останутся красивой теорией.

Всеобщим в этом смысле является внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ. Встречается этот пункт единожды. Он никак не развернут. Указаны только сроки (2024 год). Не указаны ни поэтапность, ни оснащенность, ни как будут обучаться люди. Поэтому сложно представить, как развернется этот зонтик, и как работа повлияет на изменение качества образования в школах. 

Деньги и решения

Как отметила Ирина Сидорова, практически все решения и финансы проекта сосредоточены на федеральном уровне. Соответственно, правила игры диктует федеральный центр. Все остальные уровни – исполнители – должны ждать, когда будет разработана та или иная целевая модель, система аттестации и так далее. Это, по мнению Сидоровой, приводит регионы в состояние ступора. Они не знают, что им делать дальше. Таким образом создается ситуация неопределенности.

Главный вывод, который мы сделали – ждать центр не нужно. Давайте разработаем свою модель, свои методики, начнем работать и потом их между собой как-то синхронизируем.

Оценка результатов школ

Одно из мероприятий, тоже, по словам Ирины Сидоровой, никак не развернутое, но сформулированное в проекте – это качество общего образования, которое будет оцениваться на основе массовых оценочных процедур и опыта международных исследований. 

Я попробовала выяснить, что означают массовые оценочные процедуры и опыт международных исследований. Нашла в методических рекомендациях для регионов, которые составляли свои паспорта. Массовые процедуры – это ГИА, ЕГЭ, ВПР, НИКО. Рособрнадзор относит НИКО к исследованиям, которые очень близки к международным. С моей точки зрения, если международные сопоставительные исследования будут влиять на место России в числе лучших стран с системами образования, то массовые оценочные процедуры могут повлиять на оценки учащихся персонально. И то, в моем понимании по ВПР (всероссийские проверочные работы) с большим вопросом. Объясню, почему. В электронной среде мы видим результаты Всероссийских проверочных работ как единицы и нули по каждому ученику. То есть выполнил или не выполнил задание. С таким материалом директору школы вместе с командой нужно долго работать, чтобы выявить дефициты и поработать над улучшением качества образования в школе и каждого ученика. На 2019 год утверждено 30 таких процедур для каждой школы. И можно предположить, что полученные результаты не будут обрабатываться и использоваться для получения качества образовательных результатов в каждой конкретной школе.

Цель необоснованна

В заключение Ирина Сидорова подчеркнула, что цель проекта – вхождение России в десятку лучших стран по уровню образования – никак не соотносится с массовыми процедурами и их результатами. Также неясно, каким образом будет повышено само качество образования. Однако спикер призвала извлекать из проекта лучшее, работать самостоятельно и нацеливаться на собственные результаты.

Читайте также
Комментарии (0)

Ирина Сидорова: Цель проекта «Образование» не соотносится с результатами

8 0

2019-02-21T15:35:28.153Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

Недавно мы опубликовали новость о том, что советник губернатора ЯНАО Ирина Сидорова на недавней конференции «Тенденции развития образования» раскритиковала нацпроект «Образование». Мы бы хотели подробнее осветить этот дискурс, касающийся степени влияния на школы в рамках развития нацпроекта.

Риск затягивания старта

В своем докладе Ирина Сидорова попыталась оценить положительные и отрицательные стороны проекта «Образование», а также к каким реальным результатам он может привести.

С позиции исполнителей нам нужно разобраться с тем, что мы можем извлечь из тех возможностей, которые предоставляет национальный проект, и наилучшим образом это воплотить в жизнь. На совещании с руководителями органов управления образования министр просвещения Ольга Васильева заявила о целях и задачах национального проекта в качестве ответа на запрос указа президента от 7 мая 2018 года. Здесь обратить внимание нужно на цель - вхождение России в 10 ведущих стран мира по качеству образования.

В докладе из 10 федеральных проектов были представлены 6: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность». Это те проекты, которые прямо связаны со всеми школами страны. По словам Сидоровой, хотя проект уже давно обсуждают публично, до сих пор нет документов, поясняющих связанные с ним мероприятия. Да и самого старта еще не произошло.

До сих пор идут согласования соглашений Министерства образования с регионами по каждому из федеральных проектов. В этом смысле есть очень высокий риск затягивания старта и скомканности всех процессов при реализации проектов. Именно поэтому не надо ждать, когда сверху дадут отмашку. Запуск проектов нужно сделать уже сейчас. Ранее нынешний заместитель министра просвещения Марина Ракова говорила о применении модели коробочного решения. Мы попытались ответить на возникшие в связи с этим вопросы. А также попытались найти риски в реализации проектов и способы их минимизации. 

Инфраструктура и риски

По мнению Ирины Сидоровой, в плане инфраструктуры школы только выиграют: будет создано 6,5 миллионов новых, современно оснащенных мест. Также будут созданы детские технопарки и центры развития. По отдельным направлениям предусмотрено создание новых мест и оснащение дополнительной материально-технической базой. К примеру, в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» планируется к созданию платформа-навигатор, представляющая собой набор сервисов цифрового образования, созданный на федеральной площадке и впоследствии применяемый в каждой отдельной школе. При этом чиновница указала на неучтенные риски проекта.

Один из главных рисков для российских школ кроется в достижении уровня трафика не менее 100 мб/с. Очевидно, те, кто разрабатывал проект, не понимают, что большинство российских школ находится в таких глубинках, где нет связи, кроме спутниковой. Но и она не поможет установить такую скорость интернета. Это означает, что множество показателей могут быть не выполнены на уровне муниципалитетов и регионов. 

Содержание

По мнению Ирины Сидоровой, один из самых запутанных и не разъясненных вопросов касается содержания каждого проекта: не наблюдается концептуальной основы, не предложено каких-либо конкретных мероприятий. Например, неясно, как будет развиваться «организация занятий в сетевой форме», которые предполагают дистанционное обучение для детей с проблемами здоровья. Коснутся ли занятия здоровых детей, как они будут реализованы в принципе – нигде не указано. По словам Ирины Сидоровой, неясно, чего ожидать в этой ситуации: либо такие точечные решения, как локомотив, «потащат» за собой самостоятельные изменения в регионах, либо так и останутся красивой теорией.

Всеобщим в этом смысле является внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ. Встречается этот пункт единожды. Он никак не развернут. Указаны только сроки (2024 год). Не указаны ни поэтапность, ни оснащенность, ни как будут обучаться люди. Поэтому сложно представить, как развернется этот зонтик, и как работа повлияет на изменение качества образования в школах. 

Деньги и решения

Как отметила Ирина Сидорова, практически все решения и финансы проекта сосредоточены на федеральном уровне. Соответственно, правила игры диктует федеральный центр. Все остальные уровни – исполнители – должны ждать, когда будет разработана та или иная целевая модель, система аттестации и так далее. Это, по мнению Сидоровой, приводит регионы в состояние ступора. Они не знают, что им делать дальше. Таким образом создается ситуация неопределенности.

Главный вывод, который мы сделали – ждать центр не нужно. Давайте разработаем свою модель, свои методики, начнем работать и потом их между собой как-то синхронизируем.

Оценка результатов школ

Одно из мероприятий, тоже, по словам Ирины Сидоровой, никак не развернутое, но сформулированное в проекте – это качество общего образования, которое будет оцениваться на основе массовых оценочных процедур и опыта международных исследований. 

Я попробовала выяснить, что означают массовые оценочные процедуры и опыт международных исследований. Нашла в методических рекомендациях для регионов, которые составляли свои паспорта. Массовые процедуры – это ГИА, ЕГЭ, ВПР, НИКО. Рособрнадзор относит НИКО к исследованиям, которые очень близки к международным. С моей точки зрения, если международные сопоставительные исследования будут влиять на место России в числе лучших стран с системами образования, то массовые оценочные процедуры могут повлиять на оценки учащихся персонально. И то, в моем понимании по ВПР (всероссийские проверочные работы) с большим вопросом. Объясню, почему. В электронной среде мы видим результаты Всероссийских проверочных работ как единицы и нули по каждому ученику. То есть выполнил или не выполнил задание. С таким материалом директору школы вместе с командой нужно долго работать, чтобы выявить дефициты и поработать над улучшением качества образования в школе и каждого ученика. На 2019 год утверждено 30 таких процедур для каждой школы. И можно предположить, что полученные результаты не будут обрабатываться и использоваться для получения качества образовательных результатов в каждой конкретной школе.

Цель необоснованна

В заключение Ирина Сидорова подчеркнула, что цель проекта – вхождение России в десятку лучших стран по уровню образования – никак не соотносится с массовыми процедурами и их результатами. Также неясно, каким образом будет повышено само качество образования. Однако спикер призвала извлекать из проекта лучшее, работать самостоятельно и нацеливаться на собственные результаты.

Читайте также
Комментарии (0)