Инновационная деятельность в школе: организация, финансирование, примеры

2020-02-07T08:15:21.412Z
4 0

Сегодня в учебных заведениях активно внедряется инновационная деятельность, призванная повысить эффективность образовательного процесса, главная цель которого – раскрытие уникальных способностей каждого ребенка и формирование у него навыков, отвечающих актуальным запросам общества.

Под инновационной деятельностью подразумевается реализация принципиально нового проекта. При этом инновацией может считаться решение, перенесенное на российские реалии из других стран.

Инновационная деятельность в школе: организация, финансирование, примеры

Быстрый переход по разделам:

  1. Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет.
  2. Получение финансирования.
  3. Инновационная деятельность в школе: примеры

Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет 

Российская школа – это традиционная школа, в которой живут по порядкам, установившимся еще во времена славного советского прошлого. Сторонников привычной модели, восхищающихся ее достоинствами, немало, равно как и ее противников, однако и те, и другие сходятся во мнении, что образовательная система нуждается в модернизации. Масштабные реформы происходят и на федеральном уровне (введение ФГОС), и внедряются в отдельно взятых учреждениях. К слову, школы могут брать за образец зарубежные педагогические практики и, адаптируя их к российской специфике, реализовать в качестве инновационных проектов.

Федеральным законом об образовании определены две основные формы реализации инновационной деятельности в школе:

  • программа,
  • проект.

Программа инновационной деятельности школы является приложением к программе развития школы, разрабатываемой на несколько лет (обычно на 5), в то время как проект – это, по сути, план инновационной деятельности в школе, содержащий конкретные данные. Так, в проекте отображаются цели, задачи, актуальность, этапы (организационный, тестовый, реализуемый, итогово-аналитический) и сроки его реализации. Разработкой проекта занимается педагогический (управляющий) совет школы или группа педагогов во главе с куратором. Как правило, участниками группы становятся учителя, профессиональные навыки и личные качества которых соответствуют профилю проекта. Так, инновационная деятельность в начальной школе часто имеет творческую направленность, что делает необходимым участие в проектах учителей музыки, изобразительного искусства, а также педагогов, обладающих креативным и нестандартным мышлением. Инновации также могут быть направлены на внедрение оригинальных методик и технологий преподавания (тестовые, модульные методики), на модернизацию образовательной деятельности (уроки-пары, динамическое расписание) и др.

По истечении запланированного срока реализации проекта на очередном заседании педсовета предъявляется отчет, в котором анализируется и оценивается инновационная деятельность учителей школы, отражаются достигнутые результаты и определяются слабые аспекты, требующие доработки в будущем.

Получение финансирования

Так как развитие инновационной деятельности в школе является одной из приоритетных задач правительства, государство ее стимулирует. Для получения гранта необходимо одержать победу в конкурсах, информация о которых публикуется на официальном сайте Минпроса. На первом этапе заполняется и подается заявка, где указываются цели и задачи проекта, его целевая аудитория, а также этапы и сроки реализации.

Основными критериями, по которым оцениваются образовательные учреждения, являются:  

  • новизна и актуальность инновационного проекта;
  • наличие у конкурсанта наработок по заявленной теме;
  • репутация учебного заведения, основанная на результативности его предыдущей конкурсной деятельности;
  • ориентированность инновационной разработки на достижение высоких результатов, согласно основным направлениям политики государства в сфере общего образования;
  • открытость конкурсанта получению новых знаний и готовность свободного тиражирования собственного опыта.

Определенные требования выдвигаются к образовательным учреждениям, уже получившим субсидию. Так, государство рекомендует дополнительно привлекать внебюджетные средства и в обязательном порядке соблюдать условия, которые были указаны грантополучателем при подаче заявки. Также необходимо активно делиться достигнутыми результатами, проводя вебинары для целевой аудитории и размещая в Интернете видеоматериалы о работе в рамках проекта.

Кроме того, выиграв конкурс на получение гранта, школа берет на себя ряд обязательств, среди которых:

  • предоставление сведений о реализации инновационного проекта по запросу Министерства просвещения;
  • в случаях, когда более чем на 10 % изменяется сумма расходуемых целевых средств, грантополучатель обязан согласовывать траты с Министерством просвещения;
  • в случаях, когда учебным заведением использованы не все средства, полученные по гранту, их необходимо возвратить в бюджет государства.

Инновационная деятельность в школе: примеры

Тема инновационной деятельности школы весьма актуальна и востребована в современном обществе, и ежегодно в мире реализуются десятки проектов, наиболее интересные из которых освещаются в СМИ. Так, в европейских учебных заведениях активно внедряются новшества, направленные на создание неформальной атмосферы во время обучения. Учебные пространства без стен, с панорамными окнами и свободной расстановкой парт часто можно встретить в учебных заведениях Швеции. В развитых азиатских странах акцент традиционно делается на внедрение современных технологий в образовательный процесс. Так, в 2019 году в Японии была запущена программа оснащения нескольких сотен классов начальной и средней школы роботами, которые заменили учителей английского языка. В подобных экспериментах также участвовали и некоторые южнокорейские образовательные учреждения.

Организация инновационной деятельности школы в России зачастую тоже направляется на модернизацию образовательного процесса. Во многих учебных заведениях страны организованы локальные информационные сети, открывающие доступ к медиатеке и позволяющие проводить вебинары и открытые уроки для большого количества участников, а также внедрять методики дистанционного обучения.

Говоря о внедрении инновационных методик, стоит упомянуть такие востребованные формы инновационной деятельности в школе, как уроки, основанные на проектной деятельности, и применение практики интегрирования. Данное нововведение подразумевает использование знаний, полученных по одному предмету, на других уроках, что позволяет ученикам на реальных примерах усваивать связи между дисциплинами.

Инновационная деятельность может касаться не только образовательного процесса. Так, победителем сразу в нескольких номинациях конкурса инноваций в образовании КИвО-2019 стал проект «Школьный двор с детьми как соавторами», реализованный в московской школе № 91. В течение годового образовательного курса дети постигали все сложности архитектурного дела, «по-взрослому» изучая каждый этап: проводили «скучный» предпроектный анализ, чтобы завершить проект сдачей готового объекта – школьного двора, в котором воплотились самые смелые, оригинальные и неожиданные идеи. Уход от стандартов и индивидуальный подход к каждому из участников проекта позволили создать пространство, в котором дети с удовольствием проводят время, общаясь и познавая мир.   


Читайте также
Комментарии (0)
2020-02-07T08:15:21.412Z
4 0

Инновационная деятельность в школе: организация, финансирование, примеры


Сегодня в учебных заведениях активно внедряется инновационная деятельность, призванная повысить эффективность образовательного процесса, главная цель которого – раскрытие уникальных способностей каждого ребенка и формирование у него навыков, отвечающих актуальным запросам общества.

Под инновационной деятельностью подразумевается реализация принципиально нового проекта. При этом инновацией может считаться решение, перенесенное на российские реалии из других стран.

Инновационная деятельность в школе: организация, финансирование, примеры

Быстрый переход по разделам:

  1. Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет.
  2. Получение финансирования.
  3. Инновационная деятельность в школе: примеры

Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет 

Российская школа – это традиционная школа, в которой живут по порядкам, установившимся еще во времена славного советского прошлого. Сторонников привычной модели, восхищающихся ее достоинствами, немало, равно как и ее противников, однако и те, и другие сходятся во мнении, что образовательная система нуждается в модернизации. Масштабные реформы происходят и на федеральном уровне (введение ФГОС), и внедряются в отдельно взятых учреждениях. К слову, школы могут брать за образец зарубежные педагогические практики и, адаптируя их к российской специфике, реализовать в качестве инновационных проектов.

Федеральным законом об образовании определены две основные формы реализации инновационной деятельности в школе:

  • программа,
  • проект.

Программа инновационной деятельности школы является приложением к программе развития школы, разрабатываемой на несколько лет (обычно на 5), в то время как проект – это, по сути, план инновационной деятельности в школе, содержащий конкретные данные. Так, в проекте отображаются цели, задачи, актуальность, этапы (организационный, тестовый, реализуемый, итогово-аналитический) и сроки его реализации. Разработкой проекта занимается педагогический (управляющий) совет школы или группа педагогов во главе с куратором. Как правило, участниками группы становятся учителя, профессиональные навыки и личные качества которых соответствуют профилю проекта. Так, инновационная деятельность в начальной школе часто имеет творческую направленность, что делает необходимым участие в проектах учителей музыки, изобразительного искусства, а также педагогов, обладающих креативным и нестандартным мышлением. Инновации также могут быть направлены на внедрение оригинальных методик и технологий преподавания (тестовые, модульные методики), на модернизацию образовательной деятельности (уроки-пары, динамическое расписание) и др.

По истечении запланированного срока реализации проекта на очередном заседании педсовета предъявляется отчет, в котором анализируется и оценивается инновационная деятельность учителей школы, отражаются достигнутые результаты и определяются слабые аспекты, требующие доработки в будущем.

Получение финансирования

Так как развитие инновационной деятельности в школе является одной из приоритетных задач правительства, государство ее стимулирует. Для получения гранта необходимо одержать победу в конкурсах, информация о которых публикуется на официальном сайте Минпроса. На первом этапе заполняется и подается заявка, где указываются цели и задачи проекта, его целевая аудитория, а также этапы и сроки реализации.

Основными критериями, по которым оцениваются образовательные учреждения, являются:  

  • новизна и актуальность инновационного проекта;
  • наличие у конкурсанта наработок по заявленной теме;
  • репутация учебного заведения, основанная на результативности его предыдущей конкурсной деятельности;
  • ориентированность инновационной разработки на достижение высоких результатов, согласно основным направлениям политики государства в сфере общего образования;
  • открытость конкурсанта получению новых знаний и готовность свободного тиражирования собственного опыта.

Определенные требования выдвигаются к образовательным учреждениям, уже получившим субсидию. Так, государство рекомендует дополнительно привлекать внебюджетные средства и в обязательном порядке соблюдать условия, которые были указаны грантополучателем при подаче заявки. Также необходимо активно делиться достигнутыми результатами, проводя вебинары для целевой аудитории и размещая в Интернете видеоматериалы о работе в рамках проекта.

Кроме того, выиграв конкурс на получение гранта, школа берет на себя ряд обязательств, среди которых:

  • предоставление сведений о реализации инновационного проекта по запросу Министерства просвещения;
  • в случаях, когда более чем на 10 % изменяется сумма расходуемых целевых средств, грантополучатель обязан согласовывать траты с Министерством просвещения;
  • в случаях, когда учебным заведением использованы не все средства, полученные по гранту, их необходимо возвратить в бюджет государства.

Инновационная деятельность в школе: примеры

Тема инновационной деятельности школы весьма актуальна и востребована в современном обществе, и ежегодно в мире реализуются десятки проектов, наиболее интересные из которых освещаются в СМИ. Так, в европейских учебных заведениях активно внедряются новшества, направленные на создание неформальной атмосферы во время обучения. Учебные пространства без стен, с панорамными окнами и свободной расстановкой парт часто можно встретить в учебных заведениях Швеции. В развитых азиатских странах акцент традиционно делается на внедрение современных технологий в образовательный процесс. Так, в 2019 году в Японии была запущена программа оснащения нескольких сотен классов начальной и средней школы роботами, которые заменили учителей английского языка. В подобных экспериментах также участвовали и некоторые южнокорейские образовательные учреждения.

Организация инновационной деятельности школы в России зачастую тоже направляется на модернизацию образовательного процесса. Во многих учебных заведениях страны организованы локальные информационные сети, открывающие доступ к медиатеке и позволяющие проводить вебинары и открытые уроки для большого количества участников, а также внедрять методики дистанционного обучения.

Говоря о внедрении инновационных методик, стоит упомянуть такие востребованные формы инновационной деятельности в школе, как уроки, основанные на проектной деятельности, и применение практики интегрирования. Данное нововведение подразумевает использование знаний, полученных по одному предмету, на других уроках, что позволяет ученикам на реальных примерах усваивать связи между дисциплинами.

Инновационная деятельность может касаться не только образовательного процесса. Так, победителем сразу в нескольких номинациях конкурса инноваций в образовании КИвО-2019 стал проект «Школьный двор с детьми как соавторами», реализованный в московской школе № 91. В течение годового образовательного курса дети постигали все сложности архитектурного дела, «по-взрослому» изучая каждый этап: проводили «скучный» предпроектный анализ, чтобы завершить проект сдачей готового объекта – школьного двора, в котором воплотились самые смелые, оригинальные и неожиданные идеи. Уход от стандартов и индивидуальный подход к каждому из участников проекта позволили создать пространство, в котором дети с удовольствием проводят время, общаясь и познавая мир.   

Читайте также
Комментарии (0)