Влияние дошкольного и школьного образования на успешность ребенка

2019-01-25T10:34:55.651Z
3 0

На прошедшем в Москве Гайдаровском форуме эксперты обсудили траектории развития дошкольного и школьного образования и их влияние на карьерное развитие каждого ребенка.

Финансирование и СПО

Обсуждение началось с вопроса финансирования. По мнению экспертов, усилий национального проекта «Образование», развитие которого разворачивается сейчас в России, не будет достаточно для покрытия всех необходимых расходов.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

- Мы посмотрели, как национальный проект в будущем должен изменить ситуацию с финансированием образования. По 2019 году – это 3,7 % ВВП, затрачиваемых на финансирование. И если мы тянем этот прогноз до 2024 года, то мы выходим снова на 3,7 %, что, на наш взгляд, является крайне недостаточным для развития сферы образования. По нашим расчетам, нам нужно 4,4 или 4,6 %, чтобы сфера образования могла нормально развиваться и эффективно готовить кадры для роста нашей экономики.

Также эксперты коснулись вопроса успеваемости, подчеркнув, что этот аспект сильно коррелирует с переходом детей в среднее профессиональное образование (СПО). По словам специалистов, опрос учителей 8–11-х классов показал, что треть из них уверены: около 15 % детей не могут освоить школьную программу, находясь в 8–9-х классах, однако в 10–11-х классах этот процент резко снижается.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

- Если вы посмотрите на 1995 год, то тогда 25,7 % выпускников 9-х классов уходили учиться на рабочих, и только 12,8 % – на специалистов среднего звена. Сейчас только 11 % после 9-го класса поступают в систему среднего профобразования и готовятся на рабочих, а 31,6 % поступают на специалистов среднего звена. Соответственно, уменьшается число тех, кто идет в 10-й класс. Сейчас много говорят, что в системе среднего профобразования надо ввести ЕГЭ, чтобы унифицировать систему. Но это несколько преждевременно. Пока мы не решим вопрос успешности детей, которые из 9-го класса уходят в систему СПО, мы получим только недовольство родителей и не повысим качество подготовки тех, кто учится в системе профобразования.

Помимо прочего, эксперты сделали акцент на дисбалансе выпускников медицинских вузов и гуманитарной сферы, отметив большое количество выпускников по направлению «бизнес и управление» – 33,4 %.

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

- Проблема среднего профессионального образования в том, что многие идут туда, чтобы без ЕГЭ поступить в вузы. Но кто говорит о том, как оценивается качество профессиональной подготовки в среднем профессиональном образовании? Какие есть механизмы? Это процедура объективная? Давайте совершенствовать стандарты. И тогда система будет развиваться. Объективная оценка и честность всех в системе образования и работа с результатом дадут новую эффективность системы образования. И это очевидно повлияет на эффективность развития страны и экономики человеческого капитала.

Успех студентов – в дошкольном образовании

По словам экспертов, два сектора образования в России имеют низкий охват: обучение детей раннего возраста (в первую очередь 3–4 лет) и обучение взрослых (в России учится всего 15 % взрослых, тогда как в развитых странах это 40–50 %, а в Швеции больше 60 %). Это означает нехватку реальных программ, которые бы «залатали эти дыры».

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

- Именно в школе закладывается образовательная неуспешность. Школа не работает с теми, кто начинает отставать, кто с художественным воображением, но не аналитическим мышлением, кто не может освоить математику и проваливается. Самый глубинный эффект – это 20-летний лаг. Это, конечно, психолого-педагогическая помощь молодым родителям. Это есть во многих странах (так называемый психолого-педагогический патронат). У нас до половины школьной неуспешности закладывается в возрасте до 3 лет в силу дефектов воспитания совсем маленьких детей, работы с ними. У нас этой программы нет. Она есть в проектах с символическим финансированием (около 1,5 млрд рублей в год). На эту сумму можно создать систему просвещения, но не реальные патронаты, которые помогут родителям.

Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ

- Мы понимаем, что от качества образовательных программ, а следовательно, тех молодых людей, которые получают образование сегодня в наших университетах, зависят детки в дошколке, те программы, которые придут в эту дошколку. Программы, которые учтут особенности демографии и то, что сегодня дошкольные программы, ставшие уровнем образования, могут качественно изменить подготовку детей до их вступления в школьный возраст. Эти все задачи лежат на нас с вами.

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета

- Очень важна роль периодов раннего развития, когда закладываются многие вещи. Поэтому университеты и идут в школы. Одна из проблем: дети держат произвольное внимание 3–8 минут. Потом детей начинают развлекать. Чтобы внимание удерживалось дольше, этот навык нужно формировать. Университетам нужны сложные ребята. С одной стороны, с хорошими когнитивными способностями. С другой стороны, нужны ребята коммуникативные, осмысленно подходящие к жизни.

Работа с одаренными детьми

Эксперты отметили важность работы с одаренными детьми. По их словам, ресурсы, которые предоставляются таким детям, в первую очередь должны быть доступны даже жителям самых отдаленных регионов, безопасны и актуальны (информация должна быть интересной и увлекательной с точки зрения детей, а не взрослых).

Анна Бухало, руководитель молодежных проектов Ассоциации инновационных регионов России

- Наша задача – не терять школьников из регионов. Легко быть одаренным ребенком в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, где большое количество инфраструктуры, возможностей развития и всего остального. Легко ли ребенку быть одаренным в городе Козельске, в Пензенской области? Наверное, гораздо тяжелее. Доступ к образованию через интернет-ресурсы дает возможность подтянуть молодежь из отдаленных регионов. И они больше замотивированы, чем школьники, живущие в городах и видящие более качественные ресурсы.

Читайте также
Комментарии (0)

Влияние дошкольного и школьного образования на успешность ребенка

3 0

2019-01-25T10:34:55.651Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

На прошедшем в Москве Гайдаровском форуме эксперты обсудили траектории развития дошкольного и школьного образования и их влияние на карьерное развитие каждого ребенка.

Финансирование и СПО

Обсуждение началось с вопроса финансирования. По мнению экспертов, усилий национального проекта «Образование», развитие которого разворачивается сейчас в России, не будет достаточно для покрытия всех необходимых расходов.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

- Мы посмотрели, как национальный проект в будущем должен изменить ситуацию с финансированием образования. По 2019 году – это 3,7 % ВВП, затрачиваемых на финансирование. И если мы тянем этот прогноз до 2024 года, то мы выходим снова на 3,7 %, что, на наш взгляд, является крайне недостаточным для развития сферы образования. По нашим расчетам, нам нужно 4,4 или 4,6 %, чтобы сфера образования могла нормально развиваться и эффективно готовить кадры для роста нашей экономики.

Также эксперты коснулись вопроса успеваемости, подчеркнув, что этот аспект сильно коррелирует с переходом детей в среднее профессиональное образование (СПО). По словам специалистов, опрос учителей 8–11-х классов показал, что треть из них уверены: около 15 % детей не могут освоить школьную программу, находясь в 8–9-х классах, однако в 10–11-х классах этот процент резко снижается.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

- Если вы посмотрите на 1995 год, то тогда 25,7 % выпускников 9-х классов уходили учиться на рабочих, и только 12,8 % – на специалистов среднего звена. Сейчас только 11 % после 9-го класса поступают в систему среднего профобразования и готовятся на рабочих, а 31,6 % поступают на специалистов среднего звена. Соответственно, уменьшается число тех, кто идет в 10-й класс. Сейчас много говорят, что в системе среднего профобразования надо ввести ЕГЭ, чтобы унифицировать систему. Но это несколько преждевременно. Пока мы не решим вопрос успешности детей, которые из 9-го класса уходят в систему СПО, мы получим только недовольство родителей и не повысим качество подготовки тех, кто учится в системе профобразования.

Помимо прочего, эксперты сделали акцент на дисбалансе выпускников медицинских вузов и гуманитарной сферы, отметив большое количество выпускников по направлению «бизнес и управление» – 33,4 %.

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

- Проблема среднего профессионального образования в том, что многие идут туда, чтобы без ЕГЭ поступить в вузы. Но кто говорит о том, как оценивается качество профессиональной подготовки в среднем профессиональном образовании? Какие есть механизмы? Это процедура объективная? Давайте совершенствовать стандарты. И тогда система будет развиваться. Объективная оценка и честность всех в системе образования и работа с результатом дадут новую эффективность системы образования. И это очевидно повлияет на эффективность развития страны и экономики человеческого капитала.

Успех студентов – в дошкольном образовании

По словам экспертов, два сектора образования в России имеют низкий охват: обучение детей раннего возраста (в первую очередь 3–4 лет) и обучение взрослых (в России учится всего 15 % взрослых, тогда как в развитых странах это 40–50 %, а в Швеции больше 60 %). Это означает нехватку реальных программ, которые бы «залатали эти дыры».

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

- Именно в школе закладывается образовательная неуспешность. Школа не работает с теми, кто начинает отставать, кто с художественным воображением, но не аналитическим мышлением, кто не может освоить математику и проваливается. Самый глубинный эффект – это 20-летний лаг. Это, конечно, психолого-педагогическая помощь молодым родителям. Это есть во многих странах (так называемый психолого-педагогический патронат). У нас до половины школьной неуспешности закладывается в возрасте до 3 лет в силу дефектов воспитания совсем маленьких детей, работы с ними. У нас этой программы нет. Она есть в проектах с символическим финансированием (около 1,5 млрд рублей в год). На эту сумму можно создать систему просвещения, но не реальные патронаты, которые помогут родителям.

Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ

- Мы понимаем, что от качества образовательных программ, а следовательно, тех молодых людей, которые получают образование сегодня в наших университетах, зависят детки в дошколке, те программы, которые придут в эту дошколку. Программы, которые учтут особенности демографии и то, что сегодня дошкольные программы, ставшие уровнем образования, могут качественно изменить подготовку детей до их вступления в школьный возраст. Эти все задачи лежат на нас с вами.

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета

- Очень важна роль периодов раннего развития, когда закладываются многие вещи. Поэтому университеты и идут в школы. Одна из проблем: дети держат произвольное внимание 3–8 минут. Потом детей начинают развлекать. Чтобы внимание удерживалось дольше, этот навык нужно формировать. Университетам нужны сложные ребята. С одной стороны, с хорошими когнитивными способностями. С другой стороны, нужны ребята коммуникативные, осмысленно подходящие к жизни.

Работа с одаренными детьми

Эксперты отметили важность работы с одаренными детьми. По их словам, ресурсы, которые предоставляются таким детям, в первую очередь должны быть доступны даже жителям самых отдаленных регионов, безопасны и актуальны (информация должна быть интересной и увлекательной с точки зрения детей, а не взрослых).

Анна Бухало, руководитель молодежных проектов Ассоциации инновационных регионов России

- Наша задача – не терять школьников из регионов. Легко быть одаренным ребенком в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, где большое количество инфраструктуры, возможностей развития и всего остального. Легко ли ребенку быть одаренным в городе Козельске, в Пензенской области? Наверное, гораздо тяжелее. Доступ к образованию через интернет-ресурсы дает возможность подтянуть молодежь из отдаленных регионов. И они больше замотивированы, чем школьники, живущие в городах и видящие более качественные ресурсы.

Читайте также
Комментарии (0)