Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

2020-02-05T11:42:06.329Z
10 0

Маргарита Хрипунова
Марина Севастьянова

Словари, справочники, энциклопедии, методическая и художественная литература, периодические издания, учебники и пособия – все это элементы библиотечного фонда образовательного учреждения. Без правильного подхода к его формированию школе придется постоянно покупать новые книги, а быстро найти что-либо в библиотеке будет просто невозможно.

Быстрый переход по разделам:

  1. Из чего состоит библиотечный фонд школы.
  2. Инвентаризация библиотечного фонда.
  3. Библиотечный фонд в вопросах и ответах.

Из чего состоит библиотечный фонд школы

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

Есть два подразделения библиотечного фонда школы:

  1. Основной: справочно-библиографическая литература (словари, справочники, энциклопедии), отраслевые издания (методические материалы по образовательной программе школы), периодические (журналы, газеты), художественная литература (современная, классическая), издания по профессиональному и социальному самоопределению учеников.
  2. Специализированный: учебные пособия и издания, которые подбираются в соответствии с аккредитованной программой начального, среднего и основного общего образования.

Школа сама может выбрать и утвердить список учебных материалов из федерального перечня, но все они должны быть выпущены организациями, перечень которых утвержден Минобрнауки. Также руководство вправе решать, в каком формате будут книги – бумажном или электронном.

Из чего состоит положение о библиотечном фонде школы

Положение разрабатывается на основе ряда нормативных актов. Основные из них – закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ), «О библиотечном деле» (№ 78-ФЗ).

Положение состоит из нескольких разделов, включающих следующие сведения:

  1. Формирование фонда учебников и прочей литературы. В документе указывают, каким образом выбираются книги в библиотеку – например, при подборе учебной литературы педагоги должны ознакомиться с федеральным перечнем рекомендованных учебников, подготовить список нужных книг и утвердить его на педсовете, определить необходимое количество экземпляров, после чего формируется заказ, проводится аукцион и заключается договор с поставщиком.
  2. Порядок учета фонда литературы. Учет отражает поступление, выбытие и общее количество литературы и пособий, хранящихся в школьной библиотеке. Процесс учета включает в себя прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия и проверку. Кроме того, в документе отображаются ответственные за учет лица – как правило, это заведующий библиотекой. Стоимостный же учет ведется бухгалтерией школы.
  3. Порядок выдачи книг. В положении указывают, какие категории учащихся могут получать учебники бесплатно и как это происходит, какие пособия и материалы родители должны (могут) приобретать самостоятельно, возможна ли выдача книг на период летних каникул, когда необходимо возвращать книги (в том числе перед получением документа об окончании школы).
  4. Обеспечение сохранности библиотечного фонда. Необходимо указание условий, в которых должны храниться книги: важно, чтобы они находились под охраной от порчи и хищений, а условия отвечали требованиям пожарной безопасности. Если книга была утеряна по вине учащегося, его родители должны возместить ущерб. Также в положении может указываться возможность выборочной проверки выданных учебников в течение учебного года.
  5. Права и обязанности учащихся, их родителей, учителей, работников библиотеки. В частности, в документе может быть указано, что библиотека имеет право требовать от директора школы действий, направленных на соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности. При этом сами сотрудники несут ответственность за сохранность фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Инвентаризация библиотечного фонда

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

Смысл инвентаризации в том, чтобы проверить и зафиксировать, сколько в библиотеке изданий по факту. Чтобы провести необходимые мероприятия по учету, руководство школы издает соответствующий приказ или положение об инвентаризации. В документе фиксируется, в течение какого времени будет проводиться учет, кто войдет в проверяющую комиссию, какую методику будут применять.

Библиотечный фонд проверяют раз в пять лет, но в некоторых ситуациях необходим дополнительный учет книг и изданий:

  • при реорганизации или ликвидации образовательного учреждения;
  • если меняются материально ответственные лица;
  • когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;
  • при составлении годового бухгалтерского отчета;
  • если был выявлен факт хищения или повреждения имущества;
  • после стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций.

Допускается также проводить сверку в течение всего пятилетнего периода, но при этом в год специалистам нужно охватить минимум 20 % от всех материалов.

Как проводится инвентаризация библиотечного фонда

Есть три варианта проведения инвентаризации:

  • По регистрам индивидуального учета – инвентарной книге, регистрационным карточкам учебников. В этом случае работают два проверяющих: один берет книгу с полки в библиотеке и сообщает ее выходные данные другому специалисту, который находит соответствующую запись в инвентарной книге. Довольно медленный процесс инвентаризации, поскольку наименований книг меньше, чем экземпляров.
  • По книжным индикаторам, расположенным в алфавитном порядке, или по инвентарным номерам. Сам по себе процесс написания индикаторов сложен, но он существенно облегчает инвентаризацию, поскольку можно разделить общее число индикаторов на группы и задействовать в процессе проверки нескольких членов комиссии.
  • По топографическому каталогу, в котором карточки лежат в соответствии с расположением фонда.

Какой бы ни был выбран способ, в каждой книге и учетных документах должна быть запись об инвентаризации с указанием года.

Как оформить инвентаризацию

Оформление инвентаризации должно также осуществляться по правилам. Так, для подтверждения факта инвентаризации нужно составить протокол по установленной в школе форме. Документ включает в себя следующие сведения:

  • непосредственно фонд художественной, справочной, научно-популярной, энциклопедической, учебной литературы;
  • количество и стоимость имеющихся в наличии, недостающих и излишних изданиях;
  • при обнаружении недостачи в протокол вносят ее причины, виновных лиц (при необходимости) и действия, которые были приняты для предотвращения повторения ситуации.

К протоколу обязательно прилагаются копия инвентарной книги и опись ветхих, списанных, недостающих и находящихся у читателей материалов.

Протокол с приложениями подписывают все члены комиссии по инвентаризации. В течение десяти последующих дней его утверждает директор школы и передает в бухгалтерию для внесения результатов сверки в систему бухучета.

Библиотечный фонд в вопросах и ответах

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

На наши вопросы ответила школьный библиотекарь Ирина Викторовна Кузьмина.

Каков порядок формирования библиотеки? 

При формировании библиотечного фонда ориентируемся на федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию, на устав школы и положение о работе библиотеки. Также на закон об образовании, о библиотечном деле и о противодействии экстремизму. Заказ на учебники согласовывается с завучем по учебно-воспитательной работе и со школьным методическим объединением. 

Сколько книг должно храниться в библиотеке? 

Книг должно быть столько, чтобы всем хватало. В нашей школе учится 1434 ребенка, но читателей в библиотеке числится 1503, потому что сюда входят еще и 69 сотрудников. Наши дети полностью обеспечены учебниками, родители не покупают. Есть даже учебники по физкультуре. У нас в общей сложности 60 834 единицы хранения. Из них 46 757 учебников, 8900 художественных книг, 564 справочных пособия, 4613 единиц на магнитных и электронных носителях. В прошлом году районный совет депутатов выделил нашей школе субвенцию 2 858 300 рублей на покупку учебников. Деньги полностью освоены. Закупили на них 12 992 новых учебника. 

Принимают ли участие родители и учителя в формировании библиотечного фонда? 

Учителя русского языка и литературы, а также учителя начальных классов обязаны ежегодно предоставлять список художественной литературы для чтения, чтобы мы сформировали библиотечный фонд на следующий учебный год. За этим следят школьные завучи. 

Родители персонально редко обращаются. В основном через управляющий совет передают пожелания. Когда все учебные пособия перевели в электронный вид, родители жаловались, что зря: мол, бумажные пособия гораздо лучше. Но тут уже решил директор. 

Как выдаются учебники? 

Все ученики получают учебники сроком на один год, это происходит в конце июня. Если кто-то совсем не может прийти по уважительной причине, тогда получит книги в конце августа. И в июне же следующего года сдают всю литературу обратно в библиотеку, кроме книг, которые взяли на лето. Еще есть исключения: ученики 7-х и 8-х классов не сдают учебник по геометрии, ученики 10-х классов не сдают учебник по геометрии, а также учебники по русскому языку, географии и биологии. Все остальные все сдают и получают новые книги в июне. Первым, пятым и десятым классам учебники выдаются в конце августа.

Процедура стандартная: заполняем формуляр, который у нас заведен на каждого ребенка. Потом ученик в нем расписывается. Конечно, смотрим при этом на состояние книги. Если видно, что ребенок бережно относится, учебник сдан в хорошем состоянии, то стараемся ему выдать тоже экземпляр поновее. Если учебник растрепан, весь в каракулях, тогда этому ребенку даем в ответ что похуже. Но бывает, что поступила новая партия книг, тогда всем детям выдаем новые учебники. 

Кто несет ответственность за сохранность учебников? 

Конечно, материально ответственные лица – это библиотекари. Но мы следим за общим состоянием фонда, чтобы ничего не попортили, ничего не пропало, чтобы не было ветхих или морально устаревших пособий. А за каждый конкретный учебник отвечает школьник, который эту книгу получил. Если он учебник потерял или в невообразимое состояние привел, то обязан сдать в библиотеку аналогичную книгу или такую, которую наш сотрудник признает равнозначной. Конечно, понятно, что это родители покупают, а не сами дети. 

Как учебники списываются? 

Физически устаревшими считаются учебники, бывшие в употреблении пять лет. Все они списываются через бухгалтерию, как положено. Если помните, эта норма была и в Советском Союзе. В учебниках даже печаталась такая табличка, рассчитанная на пять человек, и в нее каждый учебный год заносились сведения о новом владельце. Помню, в 1990-е годы, когда с финансированием было совсем плохо, в учебниках к этой табличке мы подрисовывали от руки новые графы – бывало, и на десять лет учебника хватало, то есть по десять ребят одной книгой пользовались. Сейчас не так, к счастью. Все с соблюдением нормы. Например, в конце прошлого учебного года списали 4802 учебника. Все они идут в счет сданной макулатуры. У нас в школе эта акция постоянно: вместе с детьми собираем и сдаем макулатуру. В конце весны сдали 1200 килограмм бумаги, а в первом полугодии еще 5500 килограмм. Вырученные деньги пойдут на закупку новой литературы для школы. 

Как организована электронная библиотека? 

В медиатеке у нас десять рабочих мест за столами, также экран и проектор. Это отдельно от читального зала. За каждым компьютером может работать не более двух человек. Интернет присутствует, пользоваться им можно свободно. Но наш интернет-провайдер блокирует доступ со школьных компьютеров ко всяким подозрительным сайтам, в том числе экстремистского содержания. В медиатеке есть материалы из самых разных предметных областей, можно также сохранять на диске свои документы, которые только-только создал и не успеваешь закончить. Хранятся они не больше двух суток. Можно взять диск домой, но не больше чем на пять дней. Работать за компьютером приходят не только дети, но и учителя. Это им помощь в подготовке видеоуроков. 

Как решается проблема с авторскими правами на текстовые произведения и мультимедиа? 

Да, это сложный вопрос. Если 70 лет не прошло со смерти автора, то произведение не является общественным достоянием. Ориентируемся на законодательство. 

Во-первых, у нас все источники лицензированные. Поэтому разрешено их предоставлять читателям безвозмездно во временное пользование. Копировать можно в учебных целях. Но вот стараемся детям тоже объяснять, что такое авторские права, чтобы они не думали, что если это в Сети, то ничье. Всегда есть автор. 

Во-вторых, используем электронную библиотеку – информационную систему. Единое окно доступа к информационным ресурсам – там собрано около 30 000 учебных пособий и для детей, и для преподавателей. Все официально. Очень полезный федеральный сайт, и нет никаких проблем с авторскими правами. 


Читайте также
Комментарии (0)
2020-02-05T11:42:06.329Z
10 0

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация


Маргарита Хрипунова
Марина Севастьянова

Словари, справочники, энциклопедии, методическая и художественная литература, периодические издания, учебники и пособия – все это элементы библиотечного фонда образовательного учреждения. Без правильного подхода к его формированию школе придется постоянно покупать новые книги, а быстро найти что-либо в библиотеке будет просто невозможно.

Быстрый переход по разделам:

  1. Из чего состоит библиотечный фонд школы.
  2. Инвентаризация библиотечного фонда.
  3. Библиотечный фонд в вопросах и ответах.

Из чего состоит библиотечный фонд школы

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

Есть два подразделения библиотечного фонда школы:

  1. Основной: справочно-библиографическая литература (словари, справочники, энциклопедии), отраслевые издания (методические материалы по образовательной программе школы), периодические (журналы, газеты), художественная литература (современная, классическая), издания по профессиональному и социальному самоопределению учеников.
  2. Специализированный: учебные пособия и издания, которые подбираются в соответствии с аккредитованной программой начального, среднего и основного общего образования.

Школа сама может выбрать и утвердить список учебных материалов из федерального перечня, но все они должны быть выпущены организациями, перечень которых утвержден Минобрнауки. Также руководство вправе решать, в каком формате будут книги – бумажном или электронном.

Из чего состоит положение о библиотечном фонде школы

Положение разрабатывается на основе ряда нормативных актов. Основные из них – закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ), «О библиотечном деле» (№ 78-ФЗ).

Положение состоит из нескольких разделов, включающих следующие сведения:

  1. Формирование фонда учебников и прочей литературы. В документе указывают, каким образом выбираются книги в библиотеку – например, при подборе учебной литературы педагоги должны ознакомиться с федеральным перечнем рекомендованных учебников, подготовить список нужных книг и утвердить его на педсовете, определить необходимое количество экземпляров, после чего формируется заказ, проводится аукцион и заключается договор с поставщиком.
  2. Порядок учета фонда литературы. Учет отражает поступление, выбытие и общее количество литературы и пособий, хранящихся в школьной библиотеке. Процесс учета включает в себя прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия и проверку. Кроме того, в документе отображаются ответственные за учет лица – как правило, это заведующий библиотекой. Стоимостный же учет ведется бухгалтерией школы.
  3. Порядок выдачи книг. В положении указывают, какие категории учащихся могут получать учебники бесплатно и как это происходит, какие пособия и материалы родители должны (могут) приобретать самостоятельно, возможна ли выдача книг на период летних каникул, когда необходимо возвращать книги (в том числе перед получением документа об окончании школы).
  4. Обеспечение сохранности библиотечного фонда. Необходимо указание условий, в которых должны храниться книги: важно, чтобы они находились под охраной от порчи и хищений, а условия отвечали требованиям пожарной безопасности. Если книга была утеряна по вине учащегося, его родители должны возместить ущерб. Также в положении может указываться возможность выборочной проверки выданных учебников в течение учебного года.
  5. Права и обязанности учащихся, их родителей, учителей, работников библиотеки. В частности, в документе может быть указано, что библиотека имеет право требовать от директора школы действий, направленных на соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности. При этом сами сотрудники несут ответственность за сохранность фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Инвентаризация библиотечного фонда

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

Смысл инвентаризации в том, чтобы проверить и зафиксировать, сколько в библиотеке изданий по факту. Чтобы провести необходимые мероприятия по учету, руководство школы издает соответствующий приказ или положение об инвентаризации. В документе фиксируется, в течение какого времени будет проводиться учет, кто войдет в проверяющую комиссию, какую методику будут применять.

Библиотечный фонд проверяют раз в пять лет, но в некоторых ситуациях необходим дополнительный учет книг и изданий:

  • при реорганизации или ликвидации образовательного учреждения;
  • если меняются материально ответственные лица;
  • когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;
  • при составлении годового бухгалтерского отчета;
  • если был выявлен факт хищения или повреждения имущества;
  • после стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций.

Допускается также проводить сверку в течение всего пятилетнего периода, но при этом в год специалистам нужно охватить минимум 20 % от всех материалов.

Как проводится инвентаризация библиотечного фонда

Есть три варианта проведения инвентаризации:

  • По регистрам индивидуального учета – инвентарной книге, регистрационным карточкам учебников. В этом случае работают два проверяющих: один берет книгу с полки в библиотеке и сообщает ее выходные данные другому специалисту, который находит соответствующую запись в инвентарной книге. Довольно медленный процесс инвентаризации, поскольку наименований книг меньше, чем экземпляров.
  • По книжным индикаторам, расположенным в алфавитном порядке, или по инвентарным номерам. Сам по себе процесс написания индикаторов сложен, но он существенно облегчает инвентаризацию, поскольку можно разделить общее число индикаторов на группы и задействовать в процессе проверки нескольких членов комиссии.
  • По топографическому каталогу, в котором карточки лежат в соответствии с расположением фонда.

Какой бы ни был выбран способ, в каждой книге и учетных документах должна быть запись об инвентаризации с указанием года.

Как оформить инвентаризацию

Оформление инвентаризации должно также осуществляться по правилам. Так, для подтверждения факта инвентаризации нужно составить протокол по установленной в школе форме. Документ включает в себя следующие сведения:

  • непосредственно фонд художественной, справочной, научно-популярной, энциклопедической, учебной литературы;
  • количество и стоимость имеющихся в наличии, недостающих и излишних изданиях;
  • при обнаружении недостачи в протокол вносят ее причины, виновных лиц (при необходимости) и действия, которые были приняты для предотвращения повторения ситуации.

К протоколу обязательно прилагаются копия инвентарной книги и опись ветхих, списанных, недостающих и находящихся у читателей материалов.

Протокол с приложениями подписывают все члены комиссии по инвентаризации. В течение десяти последующих дней его утверждает директор школы и передает в бухгалтерию для внесения результатов сверки в систему бухучета.

Библиотечный фонд в вопросах и ответах

Библиотечный фонд школы: формирование, документы, инвентаризация

На наши вопросы ответила школьный библиотекарь Ирина Викторовна Кузьмина.

Каков порядок формирования библиотеки? 

При формировании библиотечного фонда ориентируемся на федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию, на устав школы и положение о работе библиотеки. Также на закон об образовании, о библиотечном деле и о противодействии экстремизму. Заказ на учебники согласовывается с завучем по учебно-воспитательной работе и со школьным методическим объединением. 

Сколько книг должно храниться в библиотеке? 

Книг должно быть столько, чтобы всем хватало. В нашей школе учится 1434 ребенка, но читателей в библиотеке числится 1503, потому что сюда входят еще и 69 сотрудников. Наши дети полностью обеспечены учебниками, родители не покупают. Есть даже учебники по физкультуре. У нас в общей сложности 60 834 единицы хранения. Из них 46 757 учебников, 8900 художественных книг, 564 справочных пособия, 4613 единиц на магнитных и электронных носителях. В прошлом году районный совет депутатов выделил нашей школе субвенцию 2 858 300 рублей на покупку учебников. Деньги полностью освоены. Закупили на них 12 992 новых учебника. 

Принимают ли участие родители и учителя в формировании библиотечного фонда? 

Учителя русского языка и литературы, а также учителя начальных классов обязаны ежегодно предоставлять список художественной литературы для чтения, чтобы мы сформировали библиотечный фонд на следующий учебный год. За этим следят школьные завучи. 

Родители персонально редко обращаются. В основном через управляющий совет передают пожелания. Когда все учебные пособия перевели в электронный вид, родители жаловались, что зря: мол, бумажные пособия гораздо лучше. Но тут уже решил директор. 

Как выдаются учебники? 

Все ученики получают учебники сроком на один год, это происходит в конце июня. Если кто-то совсем не может прийти по уважительной причине, тогда получит книги в конце августа. И в июне же следующего года сдают всю литературу обратно в библиотеку, кроме книг, которые взяли на лето. Еще есть исключения: ученики 7-х и 8-х классов не сдают учебник по геометрии, ученики 10-х классов не сдают учебник по геометрии, а также учебники по русскому языку, географии и биологии. Все остальные все сдают и получают новые книги в июне. Первым, пятым и десятым классам учебники выдаются в конце августа.

Процедура стандартная: заполняем формуляр, который у нас заведен на каждого ребенка. Потом ученик в нем расписывается. Конечно, смотрим при этом на состояние книги. Если видно, что ребенок бережно относится, учебник сдан в хорошем состоянии, то стараемся ему выдать тоже экземпляр поновее. Если учебник растрепан, весь в каракулях, тогда этому ребенку даем в ответ что похуже. Но бывает, что поступила новая партия книг, тогда всем детям выдаем новые учебники. 

Кто несет ответственность за сохранность учебников? 

Конечно, материально ответственные лица – это библиотекари. Но мы следим за общим состоянием фонда, чтобы ничего не попортили, ничего не пропало, чтобы не было ветхих или морально устаревших пособий. А за каждый конкретный учебник отвечает школьник, который эту книгу получил. Если он учебник потерял или в невообразимое состояние привел, то обязан сдать в библиотеку аналогичную книгу или такую, которую наш сотрудник признает равнозначной. Конечно, понятно, что это родители покупают, а не сами дети. 

Как учебники списываются? 

Физически устаревшими считаются учебники, бывшие в употреблении пять лет. Все они списываются через бухгалтерию, как положено. Если помните, эта норма была и в Советском Союзе. В учебниках даже печаталась такая табличка, рассчитанная на пять человек, и в нее каждый учебный год заносились сведения о новом владельце. Помню, в 1990-е годы, когда с финансированием было совсем плохо, в учебниках к этой табличке мы подрисовывали от руки новые графы – бывало, и на десять лет учебника хватало, то есть по десять ребят одной книгой пользовались. Сейчас не так, к счастью. Все с соблюдением нормы. Например, в конце прошлого учебного года списали 4802 учебника. Все они идут в счет сданной макулатуры. У нас в школе эта акция постоянно: вместе с детьми собираем и сдаем макулатуру. В конце весны сдали 1200 килограмм бумаги, а в первом полугодии еще 5500 килограмм. Вырученные деньги пойдут на закупку новой литературы для школы. 

Как организована электронная библиотека? 

В медиатеке у нас десять рабочих мест за столами, также экран и проектор. Это отдельно от читального зала. За каждым компьютером может работать не более двух человек. Интернет присутствует, пользоваться им можно свободно. Но наш интернет-провайдер блокирует доступ со школьных компьютеров ко всяким подозрительным сайтам, в том числе экстремистского содержания. В медиатеке есть материалы из самых разных предметных областей, можно также сохранять на диске свои документы, которые только-только создал и не успеваешь закончить. Хранятся они не больше двух суток. Можно взять диск домой, но не больше чем на пять дней. Работать за компьютером приходят не только дети, но и учителя. Это им помощь в подготовке видеоуроков. 

Как решается проблема с авторскими правами на текстовые произведения и мультимедиа? 

Да, это сложный вопрос. Если 70 лет не прошло со смерти автора, то произведение не является общественным достоянием. Ориентируемся на законодательство. 

Во-первых, у нас все источники лицензированные. Поэтому разрешено их предоставлять читателям безвозмездно во временное пользование. Копировать можно в учебных целях. Но вот стараемся детям тоже объяснять, что такое авторские права, чтобы они не думали, что если это в Сети, то ничье. Всегда есть автор. 

Во-вторых, используем электронную библиотеку – информационную систему. Единое окно доступа к информационным ресурсам – там собрано около 30 000 учебных пособий и для детей, и для преподавателей. Все официально. Очень полезный федеральный сайт, и нет никаких проблем с авторскими правами. 

Читайте также
Комментарии (0)