Алихан Динаев: Мои уроки – это не классические лекции

2019-04-04T13:01:34.429Z
81 0

Алихан Динаев – учитель обществознания в математической школе им. Х. И. Ибрагимова в Грозном и победитель конкурса «Учитель года России – 2018»  – в интервью ActivityEdu рассказал, как можно провести урок обществознания, чтобы школьники шли на него с радостью, и дал несколько советов по подготовке к экзаменам.

Алихан Мавладиевич, как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы стали учителем года? 

Жизнь, конечно, изменилась очень сильно. Стала намного более насыщенной, богатой на многочисленные события. Прежде всего, я ежедневно получаю огромное количество сообщений, писем и звонков, комментариев, предложений, приглашений от коллег, учеников, знакомых и незнакомых людей со всей страны. Даю многочисленные интервью. Очень много езжу по стране. У меня своеобразные гастроли, как я их в шутку называю. Приглашают в разные регионы поделиться опытом, выступить с мастер-классами, открытыми уроками, поэтому все последние месяцы я активно познаю географию и культуру нашей страны в разных уголках России. Во-вторых, конечно, я, безусловно, чувствую, что мой статус и отношение ко мне со стороны коллег и самых разных людей изменились. И несмотря на то, что прошло уже почти полгода, я вижу, что эта победа стала большим праздником для всей республики и чувствую благодарность и радость со стороны коллег, очень доброжелательное, позитивное отношение со стороны жителей республики. Чувствую, что мои ученики стали более старательны и ответственны, конечно.

Устаете?

Да, это обратная, темная сторона статуса «Учитель года России». (Смеется.) Безусловно, это тяжело. Я не буду скрывать и рисовать все в исключительно розовых тонах. Есть сложности. Я, безусловно, очень устаю, нагрузка колоссальная. Я вам честно скажу, что сегодня мой первый выходной, наверное, за полтора месяца.

Как Вы отдыхаете, чтобы зарядиться энергией для такой интенсивной работы?

Прежде всего, стараюсь гулять, пешие прогулки я очень люблю. Люблю читать. Я читаю классику, художественную литературу, когда я отдыхаю и провожу время со своими племянниками. Я обожаю детей. У меня девять племянников, маленький сын девятимесячный, с которым я стараюсь проводить каждую свободную секунду, если она все-таки появляется, и, безусловно, это заряжает меня энергией, радостью и энтузиазмом.

А о карьерном росте думаете?

С точки зрения карьерного роста я вижу себя учителем. Я считаю, что это и так огромная важная должность, высокая, почетная и ответственная. Я вовсе не считаю, что директор или какой-нибудь работник министерства более престижная или высокая должность, чем учитель, поэтому собираюсь оставаться работать учителем, заниматься своим делом, которое приносит мне удовольствие.

Вы говорите, что гордитесь тем, что умеете находить общий язык с детьми. Как вам это удается: вы изучаете психологию или это у вас от природы?

Мне кажется, тут, с одной стороны, есть какие-то врожденные моменты, особенности моего характера и темперамента, но, с другой стороны, я много читаю, в том числе о психологии общения с детьми разного возраста начиная от рождения до совершеннолетних взрослых студентов. Поэтому стараюсь совмещать какие-то мои особенности с проверенными и эффективными методиками.

Могли бы Вы дать какую-нибудь рекомендацию родителям, как мотивировать ребенка сесть за уроки? 

Я сразу признаюсь, что никакой панацеи тут, к сожалению, нет. У меня и у самого есть немало проблем как у преподавателя. Тем не менее что можно было бы посоветовать? Во-первых, не критиковать детей, не давить на них и попытаться избавиться от этого приказного тона, который вызывает, как правило, исключительно негативные эмоции. Знаете, я, может быть, отвечу на этот вопрос маленькой историей, связанной с моим племянником, который учится в 5-м классе. Мой брат живет через стену от меня. И как-то я весь вечер слышал слезы и крики, сквозь которые до меня доносились отдельные цифры, дроби и прочее. Я понял, что они очень тяжело и напряженно решают какие-то примеры. Я зашел к ним и вижу, как мама кричит на своего ребенка, ребенок плачет, ничего не понимает и не хочет делать. Я просто сказал ему: «Пойдем, дружище, ко мне». Мы с ним 20 минут просто пили чай, смеялись, разговаривали, что-то обсуждали. Потом без единого критического слова в его адрес, без повышения голоса, с улыбкой на лице я пытался раз за разом терпеливо донести до него информацию, и мы с ним решили эти не самые простые для пятиклассника задания. Более того, мы с ним решили и задания повышенной сложности. Он сам с ними справился и ушел домой с чувством восторга. Знаете, нужно просто верить в своего ребенка и нужно правильно поддерживать и хвалить его. Но хвалить надо не в целом ребенка: «Ты молодец!», а за конкретное дело: «Это у тебя хорошо получается! Здорово ты это уравнение решил! Сегодня замечательно сыграл на поле!» Критиковать нужно точно так же. Не говорить: «Ты плохой, несносный, отвратительный и т. д.», а лучше сказать: «Вот это у тебя плохо получается, над этим надо поработать».

На занятиях используете ли вы какие-то методы, информационные технологии, нестандартные задания, кроме лекций и тестов? 

Да, мои уроки не напоминают классические школьные или вузовские лекции. Я стараюсь использовать самые разные методы и современные технологии. Главная цель моих уроков – заинтересовать детей, сделать так, чтобы им было интересно и чтобы они почувствовали, что изучают важный предмет, а не какую-то там гуманитарную болтовню, как часто называют обществознание, к сожалению.

Могли бы Вы привести какой-то пример?

Например, могу с гордостью сказать, что я, возможно, один из первых, кто применяет такую форму урока, как урок-баттл, на котором мы используем специальные приложения интеллектуальных игр. Мы играем с ними и готовимся к экзамену. Это очень интересная онлайн-игра, где задаются вопросы по школьным предметам, в том числе в формате ЕГЭ. И мы играли так, что одна команда против другой, потом победители играли против меня. В общем, я тоже был активным участником этой игры. И она встретила невероятный восторг, заинтересованность и одобрение, и много положительных эмоций со стороны учеников. Или, например, если мы проводим урок, посвященный избирательным системам. Я всегда провожу на своем уроке выборы, так чтобы дети выставляли свои кандидатуры, чтобы они агитировали за себя, за своих кандидатов. Мы организуем там небольшую кабинку для голосования, бюллетени сами готовим, подсчет голосов проводим. И все это, чтобы показать открытость выборов и то, что они свободные, конкурентные. И детям очень нравится, их это привлекает. Мы на уроке можем написать с ними петицию. И мы свои петиции готовили или подписывали какие-то имеющиеся, выставляли их на соответствующих сайтах. Показать им, что обществознание – важный предмет в реальной жизни – это, наверное, моя главная задача.

Я люблю такое задание, где мы рассматриваем разные новости и ищем среди них фейковые. Я хочу, чтобы дети сами понимали и научились находить фейковые новости в этом огромном потоке новостей.  Когда у нас уроки, посвященные финансовой грамотности, мы бороздим с ними просторы Интернета и рассматриваем варианты финансовых предложений от разных организаций, разные объявления, чтобы найти среди них мошенников, нереалистичные предложения и т. д. В общем, много разных вариантов и технологий: и суды мы проводим, и деловые, ролевые игры – все для того, чтобы детям было интересно и чтобы они сами хотели учиться.

Какие советы Вы можете дать школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по обществознанию?

Обществознание - сложный предмет, в котором сочетаются экономика, юриспруденция, политология, социология, психология и немного философии. И все это в одном курсе. Конечно, это непросто. Если говорить в целом, я бы очень посоветовал ученикам, в первую очередь составить план подготовки. Осталось еще примерно два с половиной месяца. Насколько это возможно, четко распланировать все темы, все типы заданий с сроками, с дедлайнами, когда они должны повторить, прочитать и т.д. Во-вторых, очень посоветовал бы ученикам и выпускникам найти себе партнера по подготовке, с которым они могли бы проверять и тестировать друг друга. В- третьих, я бы посоветовал, как можно больше практиковаться с помощью конкретных вариантов ЕГЭ. Чтобы они посещали разные онлайн ресурсы «Решу ЕГЭ», «Незнайка», «Яндекс.ЕГЭ» и прочие, в которых можно практиковаться.

Я вспоминаю своего вузовского преподавателя философии, который заставлял нас зубрить определения. Уж так построен ЕГЭ, что определения надо знать. Их там очень много, там больше ста, наверное. Но чем раньше ученики начнут учить определения, пусть даже не такие строгие и научные как в учебниках, тем не менее, если они будут знать определения, понимать основные признаки понятий, то это, конечно, поможет им на экзамене. А еще, чтобы помочь справится с психологическим давлением, было бы замечательно перед экзаменом, если бы для школьников организовывались пробные ЕГЭ в максимально боевых условиях. И практика показывает, что, если для учеников это экзамен уже не первый, а по сути пятый, десятый с учетом пробных, они проще и комфортнее чувствуют себя на экзамене.

В своем пособии «Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ для школьников и поступающих в ВУЗы» я даю советы более детального характера, как запоминать, как понимать те или иные вопросы темы, как решать конкретные задания.

В чем отличие вашей книги от существующих пособий и учебников?  

Я ставил своей задачей не только помочь детям сдать ЕГЭ и набрать максимальные баллы. Вся необходимая теория объясняется максимально простым и доступным языком, без чрезмерного наукообразия и сознательного и бессмысленного усложнения текста.

Я очень хотел, чтобы, может быть, впервые в своей жизни, читая учебное пособие, справочник, они улыбались. Возможно, это звучит как оксюморон, но это реально. Я получаю каждый день отзывы от моих учеников, от учеников и учителей со всей страны, которые пишут мне: «Никогда бы не подумал, что предпочту справочник художественной литературе», «Моя мама забрала эту книгу и уже полчаса мне не отдает, настолько увлеклась» и т. д. Они читают, им это нравится, и это здорово. Для меня это огромная радость и счастье!

Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?

По моему опыту, чтобы набрать проходной балл по обществознанию, недели вполне достаточно. Интенсивной, хорошей, качественной подготовки, в ходе которой ребенок уделяет этому предмету хотя бы 4 часа в день. Мне кажется, это вполне реально и возможно. А чтобы получить 100 баллов, иногда нужно готовиться не месяцами, а годами, потому что это невероятный труд и огромное достижение для любого выпускника. И я хотел бы придать оптимизма тем ученикам, которые не верят, что за оставшееся время они могут подготовиться. Даже если представить, что у ученика невысокие знания, за два месяца можно подготовиться и на 70–80 баллов. На самом деле нет ничего невозможного. И я всегда это говорю своим ученикам.

Ваш предмет тесно связан с жизнью. Вам, наверное, нужно постоянно работать над собой, быть в интеллектуальном тонусе?

Безусловно. Потому что обществознание – это изучение общества, которое стремительно меняется. Есть блоки и темы, в которых изменений десятилетиями не будет. Это такие философские вопросы об абсолютной истине или критериях истины, но есть, например, право, где законы меняются стремительно. Интернет-ресурсы, учебные пособия в этом отношении устаревают очень быстро, и учитель должен быть в авангарде, он должен следить за всеми последними новостями и доносить до детей самую актуальную информацию.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-04-04T13:01:34.429Z
81 0

Алихан Динаев: Мои уроки – это не классические лекции


Алихан Динаев – учитель обществознания в математической школе им. Х. И. Ибрагимова в Грозном и победитель конкурса «Учитель года России – 2018»  – в интервью ActivityEdu рассказал, как можно провести урок обществознания, чтобы школьники шли на него с радостью, и дал несколько советов по подготовке к экзаменам.

Алихан Мавладиевич, как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы стали учителем года? 

Жизнь, конечно, изменилась очень сильно. Стала намного более насыщенной, богатой на многочисленные события. Прежде всего, я ежедневно получаю огромное количество сообщений, писем и звонков, комментариев, предложений, приглашений от коллег, учеников, знакомых и незнакомых людей со всей страны. Даю многочисленные интервью. Очень много езжу по стране. У меня своеобразные гастроли, как я их в шутку называю. Приглашают в разные регионы поделиться опытом, выступить с мастер-классами, открытыми уроками, поэтому все последние месяцы я активно познаю географию и культуру нашей страны в разных уголках России. Во-вторых, конечно, я, безусловно, чувствую, что мой статус и отношение ко мне со стороны коллег и самых разных людей изменились. И несмотря на то, что прошло уже почти полгода, я вижу, что эта победа стала большим праздником для всей республики и чувствую благодарность и радость со стороны коллег, очень доброжелательное, позитивное отношение со стороны жителей республики. Чувствую, что мои ученики стали более старательны и ответственны, конечно.

Устаете?

Да, это обратная, темная сторона статуса «Учитель года России». (Смеется.) Безусловно, это тяжело. Я не буду скрывать и рисовать все в исключительно розовых тонах. Есть сложности. Я, безусловно, очень устаю, нагрузка колоссальная. Я вам честно скажу, что сегодня мой первый выходной, наверное, за полтора месяца.

Как Вы отдыхаете, чтобы зарядиться энергией для такой интенсивной работы?

Прежде всего, стараюсь гулять, пешие прогулки я очень люблю. Люблю читать. Я читаю классику, художественную литературу, когда я отдыхаю и провожу время со своими племянниками. Я обожаю детей. У меня девять племянников, маленький сын девятимесячный, с которым я стараюсь проводить каждую свободную секунду, если она все-таки появляется, и, безусловно, это заряжает меня энергией, радостью и энтузиазмом.

А о карьерном росте думаете?

С точки зрения карьерного роста я вижу себя учителем. Я считаю, что это и так огромная важная должность, высокая, почетная и ответственная. Я вовсе не считаю, что директор или какой-нибудь работник министерства более престижная или высокая должность, чем учитель, поэтому собираюсь оставаться работать учителем, заниматься своим делом, которое приносит мне удовольствие.

Вы говорите, что гордитесь тем, что умеете находить общий язык с детьми. Как вам это удается: вы изучаете психологию или это у вас от природы?

Мне кажется, тут, с одной стороны, есть какие-то врожденные моменты, особенности моего характера и темперамента, но, с другой стороны, я много читаю, в том числе о психологии общения с детьми разного возраста начиная от рождения до совершеннолетних взрослых студентов. Поэтому стараюсь совмещать какие-то мои особенности с проверенными и эффективными методиками.

Могли бы Вы дать какую-нибудь рекомендацию родителям, как мотивировать ребенка сесть за уроки? 

Я сразу признаюсь, что никакой панацеи тут, к сожалению, нет. У меня и у самого есть немало проблем как у преподавателя. Тем не менее что можно было бы посоветовать? Во-первых, не критиковать детей, не давить на них и попытаться избавиться от этого приказного тона, который вызывает, как правило, исключительно негативные эмоции. Знаете, я, может быть, отвечу на этот вопрос маленькой историей, связанной с моим племянником, который учится в 5-м классе. Мой брат живет через стену от меня. И как-то я весь вечер слышал слезы и крики, сквозь которые до меня доносились отдельные цифры, дроби и прочее. Я понял, что они очень тяжело и напряженно решают какие-то примеры. Я зашел к ним и вижу, как мама кричит на своего ребенка, ребенок плачет, ничего не понимает и не хочет делать. Я просто сказал ему: «Пойдем, дружище, ко мне». Мы с ним 20 минут просто пили чай, смеялись, разговаривали, что-то обсуждали. Потом без единого критического слова в его адрес, без повышения голоса, с улыбкой на лице я пытался раз за разом терпеливо донести до него информацию, и мы с ним решили эти не самые простые для пятиклассника задания. Более того, мы с ним решили и задания повышенной сложности. Он сам с ними справился и ушел домой с чувством восторга. Знаете, нужно просто верить в своего ребенка и нужно правильно поддерживать и хвалить его. Но хвалить надо не в целом ребенка: «Ты молодец!», а за конкретное дело: «Это у тебя хорошо получается! Здорово ты это уравнение решил! Сегодня замечательно сыграл на поле!» Критиковать нужно точно так же. Не говорить: «Ты плохой, несносный, отвратительный и т. д.», а лучше сказать: «Вот это у тебя плохо получается, над этим надо поработать».

На занятиях используете ли вы какие-то методы, информационные технологии, нестандартные задания, кроме лекций и тестов? 

Да, мои уроки не напоминают классические школьные или вузовские лекции. Я стараюсь использовать самые разные методы и современные технологии. Главная цель моих уроков – заинтересовать детей, сделать так, чтобы им было интересно и чтобы они почувствовали, что изучают важный предмет, а не какую-то там гуманитарную болтовню, как часто называют обществознание, к сожалению.

Могли бы Вы привести какой-то пример?

Например, могу с гордостью сказать, что я, возможно, один из первых, кто применяет такую форму урока, как урок-баттл, на котором мы используем специальные приложения интеллектуальных игр. Мы играем с ними и готовимся к экзамену. Это очень интересная онлайн-игра, где задаются вопросы по школьным предметам, в том числе в формате ЕГЭ. И мы играли так, что одна команда против другой, потом победители играли против меня. В общем, я тоже был активным участником этой игры. И она встретила невероятный восторг, заинтересованность и одобрение, и много положительных эмоций со стороны учеников. Или, например, если мы проводим урок, посвященный избирательным системам. Я всегда провожу на своем уроке выборы, так чтобы дети выставляли свои кандидатуры, чтобы они агитировали за себя, за своих кандидатов. Мы организуем там небольшую кабинку для голосования, бюллетени сами готовим, подсчет голосов проводим. И все это, чтобы показать открытость выборов и то, что они свободные, конкурентные. И детям очень нравится, их это привлекает. Мы на уроке можем написать с ними петицию. И мы свои петиции готовили или подписывали какие-то имеющиеся, выставляли их на соответствующих сайтах. Показать им, что обществознание – важный предмет в реальной жизни – это, наверное, моя главная задача.

Я люблю такое задание, где мы рассматриваем разные новости и ищем среди них фейковые. Я хочу, чтобы дети сами понимали и научились находить фейковые новости в этом огромном потоке новостей.  Когда у нас уроки, посвященные финансовой грамотности, мы бороздим с ними просторы Интернета и рассматриваем варианты финансовых предложений от разных организаций, разные объявления, чтобы найти среди них мошенников, нереалистичные предложения и т. д. В общем, много разных вариантов и технологий: и суды мы проводим, и деловые, ролевые игры – все для того, чтобы детям было интересно и чтобы они сами хотели учиться.

Какие советы Вы можете дать школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по обществознанию?

Обществознание - сложный предмет, в котором сочетаются экономика, юриспруденция, политология, социология, психология и немного философии. И все это в одном курсе. Конечно, это непросто. Если говорить в целом, я бы очень посоветовал ученикам, в первую очередь составить план подготовки. Осталось еще примерно два с половиной месяца. Насколько это возможно, четко распланировать все темы, все типы заданий с сроками, с дедлайнами, когда они должны повторить, прочитать и т.д. Во-вторых, очень посоветовал бы ученикам и выпускникам найти себе партнера по подготовке, с которым они могли бы проверять и тестировать друг друга. В- третьих, я бы посоветовал, как можно больше практиковаться с помощью конкретных вариантов ЕГЭ. Чтобы они посещали разные онлайн ресурсы «Решу ЕГЭ», «Незнайка», «Яндекс.ЕГЭ» и прочие, в которых можно практиковаться.

Я вспоминаю своего вузовского преподавателя философии, который заставлял нас зубрить определения. Уж так построен ЕГЭ, что определения надо знать. Их там очень много, там больше ста, наверное. Но чем раньше ученики начнут учить определения, пусть даже не такие строгие и научные как в учебниках, тем не менее, если они будут знать определения, понимать основные признаки понятий, то это, конечно, поможет им на экзамене. А еще, чтобы помочь справится с психологическим давлением, было бы замечательно перед экзаменом, если бы для школьников организовывались пробные ЕГЭ в максимально боевых условиях. И практика показывает, что, если для учеников это экзамен уже не первый, а по сути пятый, десятый с учетом пробных, они проще и комфортнее чувствуют себя на экзамене.

В своем пособии «Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ для школьников и поступающих в ВУЗы» я даю советы более детального характера, как запоминать, как понимать те или иные вопросы темы, как решать конкретные задания.

В чем отличие вашей книги от существующих пособий и учебников?  

Я ставил своей задачей не только помочь детям сдать ЕГЭ и набрать максимальные баллы. Вся необходимая теория объясняется максимально простым и доступным языком, без чрезмерного наукообразия и сознательного и бессмысленного усложнения текста.

Я очень хотел, чтобы, может быть, впервые в своей жизни, читая учебное пособие, справочник, они улыбались. Возможно, это звучит как оксюморон, но это реально. Я получаю каждый день отзывы от моих учеников, от учеников и учителей со всей страны, которые пишут мне: «Никогда бы не подумал, что предпочту справочник художественной литературе», «Моя мама забрала эту книгу и уже полчаса мне не отдает, настолько увлеклась» и т. д. Они читают, им это нравится, и это здорово. Для меня это огромная радость и счастье!

Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?

По моему опыту, чтобы набрать проходной балл по обществознанию, недели вполне достаточно. Интенсивной, хорошей, качественной подготовки, в ходе которой ребенок уделяет этому предмету хотя бы 4 часа в день. Мне кажется, это вполне реально и возможно. А чтобы получить 100 баллов, иногда нужно готовиться не месяцами, а годами, потому что это невероятный труд и огромное достижение для любого выпускника. И я хотел бы придать оптимизма тем ученикам, которые не верят, что за оставшееся время они могут подготовиться. Даже если представить, что у ученика невысокие знания, за два месяца можно подготовиться и на 70–80 баллов. На самом деле нет ничего невозможного. И я всегда это говорю своим ученикам.

Ваш предмет тесно связан с жизнью. Вам, наверное, нужно постоянно работать над собой, быть в интеллектуальном тонусе?

Безусловно. Потому что обществознание – это изучение общества, которое стремительно меняется. Есть блоки и темы, в которых изменений десятилетиями не будет. Это такие философские вопросы об абсолютной истине или критериях истины, но есть, например, право, где законы меняются стремительно. Интернет-ресурсы, учебные пособия в этом отношении устаревают очень быстро, и учитель должен быть в авангарде, он должен следить за всеми последними новостями и доносить до детей самую актуальную информацию.

Читайте также
Комментарии (0)