Академик Алексей Хохлов рассказал о базовых школах РАН

2019-04-12T08:56:28.809Z
8 0

Вице-президент РАН раскрыл детали совместного с Министерством просвещения проекта создания базовых школ в регионах: по каким моделям они будут работать, что академия сможет предложить школам и какой ожидается эффект от реализации проекта.

В 2019 году Российская академия наук всерьез взялась за школьное образование. Популяризацией науки среди школьников РАН занимается давно и довольно успешно, но с недавних пор прослеживается явное стремление академии к более активному участию в образовательных процессах.

26 марта в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, во время которого вице-президент РАН Алексей Хохлов рассказал о базовых школах. На сайте ОП РФ была организована онлайн-трансляция, поэтому заинтересованные лица могли следить за рассказом академика в прямом эфире. Предлагаем вашему вниманию наиболее важные высказывания Алексея Ремовича и комментарии редакции.

В начале своего выступления Алексей Хохлов сослался на изменения, которые были внесены прошлым летом в федеральный закон о РАН. В частности, об основных видах деятельности академии теперь говорится, что она «участвует в разработке и обеспечении реализации программ популяризации и пропаганды науки, научных знаний, достижений науки и техники и программ поддержки научно-технического творчества среди детей и молодежи».

Затем академик приступил к детальному рассказу о новом совместном проекте РАН и Министерства просвещения – базовых школах. Следует отметить, что 25 марта мы писали о проекте создания трех опорных школ в Иркутской области. По всей видимости, терминология проекта – по причине его новизны – еще не устоялась, поэтому региональные чиновники и руководители федерального уровня используют разные наименования.

Для придания веса своим словам Алексей Ремович сообщил, что президент РАН Александр Сергеев в конце прошлого года был у президента РФ Владимира Путина. Проект, по словам докладчика, получил полное одобрение, и сейчас академия совместно с Министерством просвещения приступила к его реализации.

Цель проекта – «создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей», чтобы они строили успешную карьеру в области науки и высоких технологий, что «послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом».

Что такое базовая школа РАН

В первую очередь, по утверждению вице-президента РАН, базовой школой может стать лишь та образовательная организация, которая показывает высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах, в том числе международных, и имеет хорошие показатели сдачи ЕГЭ и поступлений выпускников в ведущие вузы, то есть фигурирует в рейтингах лучших школ России. Ранее министр образования Иркутской области Елена Апанович сообщила, что одна из базовых школ будет создана в Братске, при этом не сказав, на базе какой образовательной организации это произойдет. Анализ общедоступных федеральных рейтингов позволяет без труда установить, что подходящей площадкой может стать братская гимназия № 1 им. А. А. Иноземцева. О каких-либо успехах этой гимназии в международных олимпиадах речь, к сожалению, не идет, но в заключительных этапах Всероссийской олимпиады гимназисты участвуют и дипломы лауреатов получают. Официальные лица тем не менее пока воздерживаются от объявления результатов отбора. Редакции портала ActivityEdu задается вопросом, почему нельзя уже сейчас приоткрыть завесу тайны.

Другие критерии отбора – потенциал для формирования исследовательских умений учащихся, а также опыт организации профильного обучения и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Если «опыт профильного обучения» – это понятный критерий, то об измерении «потенциала для формирования исследовательских умений» хотелось бы услышать пояснения исполнителей проекта.

Модели для базовой школы

За неполных три месяца, прошедших с начала разработки проекта, РАН сгенерировала следующие модели для базовой школы:

  • профильная школа, осуществляющая обучение по одному или нескольким профилям;
  • школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • школа при университете или научной организации;
  • школа-лаборатория, которая организует научно-исследовательскую деятельность с использованием существующей лабораторной базы институтов РАН или университетов;
  • школа – ресурсно-сетевой центр, который используется для проведения консультаций, для обучения учителей;
  • смешанная модель, которая объединяет несколько вариантов.

Школы, работающие по первым двум моделям, хорошо известны и распространены по всей стране. Школы при университетах активно развиваются в Москве: при МГУ им. М. В. Ломоносова – университетская гимназия и специализированный учебно-научный центр – школа-интернат им. А. Н. Колмогорова; предуниверсарии при РГГУ, МГПУ и Первом МГМУ им. И. М. Сеченова; лицей НИУ ВШЭ; предуниверситарии при МГЛУ и НИЯУ МИФИ. Что касается школ, функционирующих по моделям лабораторий и ресурсно-сетевых центров, то не помешало бы более подробное описание таких образовательных организаций.

Что предлагается для базовых школ

В качестве основного направления деятельности заявлено «повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки». Для повышения качества образования РАН предложит базовым школам профильные учебные курсы и факультативы, курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности, индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых, научно-популярные образовательные проекты, сетевые лектории и интеллектуальные творческие конкурсы.

С особым удовольствием академик Алексей Хохлов вспомнил свои школьные годы и московскую физико-математическую школу № 2 (нынешнее наименование – лицей «Вторая школа». – Прим. ред.): «То обстоятельство, что в нашу школу приходили ведущие ученые, вели беседы со школьниками и читали какие-то факультативы, было очень важным для выбора дальнейшей научной карьеры».

Второе направление – это повышение профессиональной квалификации педагогических работников: проведение обучающих информационных семинаров, мастер-классов, консультаций и курсов повышения квалификации, знакомство учителей с новыми методами обучения и образовательными технологиями. Третье направление – это создание лабораторий и укрепление материально-технической базы.

Что уже сделано

На основании федеральных рейтингов и других критериев произведен отбор 110 школ в 32 субъектах РФ и для каждого региона определен координатор. Среди этих координаторов – академики, члены-корреспонденты, доктора и кандидаты наук, региональные представители РАН, но в любом случае – «личности, которые будут вкладывать душу в этот проект, и уже имеющие опыт взаимодействия со школами».

Определены организации, которые будут осуществлять поддержку этих школ. Это могут быть отделения РАН или региональные научно-образовательные центры, но чаще всего это научные институты РАН и университеты.

Ожидаемый эффект от реализации проекта

В очередной раз прозвучало словосочетание «повышение качества образования». Алексей Ремович выразил уверенность, что «благодаря поддержке РАН и Министерства просвещения базовые школы повысят свой статус и расширят влияние на региональном и федеральном уровнях», а сами базовые школы станут центрами дополнительного образования и «точками роста по разработке и распространению опыта подготовки молодых ученых». В конечном итоге этот проект, по замыслу РАН, «обеспечит приток молодых ученых в научные и образовательные организации, особенно в регионах».

Подведем итоги

Рассматривая представленный проект с позиции талантливых школьников и их родителей, можно с уверенностью сказать, что в регионах появятся школы, способные не только подготовить учащихся к олимпиадам высокого уровня и сдаче ЕГЭ на высокие баллы, но и привить школьникам вкус научных исследований.

Сложнее ответить на вопрос: сможет ли Российская академия наук получить дивиденды от базовых школ? Речь не о государственном финансировании этого проекта, а о притоке выпускников этих школ – после обучения, разумеется, в университетах – в научные институты РАН. По всей видимости, в первую очередь это будет определяться условиями, которые академия сможет предложить талантливому выпускнику университета.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-04-12T08:56:28.809Z
8 0

Академик Алексей Хохлов рассказал о базовых школах РАН


Вице-президент РАН раскрыл детали совместного с Министерством просвещения проекта создания базовых школ в регионах: по каким моделям они будут работать, что академия сможет предложить школам и какой ожидается эффект от реализации проекта.

В 2019 году Российская академия наук всерьез взялась за школьное образование. Популяризацией науки среди школьников РАН занимается давно и довольно успешно, но с недавних пор прослеживается явное стремление академии к более активному участию в образовательных процессах.

26 марта в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, во время которого вице-президент РАН Алексей Хохлов рассказал о базовых школах. На сайте ОП РФ была организована онлайн-трансляция, поэтому заинтересованные лица могли следить за рассказом академика в прямом эфире. Предлагаем вашему вниманию наиболее важные высказывания Алексея Ремовича и комментарии редакции.

В начале своего выступления Алексей Хохлов сослался на изменения, которые были внесены прошлым летом в федеральный закон о РАН. В частности, об основных видах деятельности академии теперь говорится, что она «участвует в разработке и обеспечении реализации программ популяризации и пропаганды науки, научных знаний, достижений науки и техники и программ поддержки научно-технического творчества среди детей и молодежи».

Затем академик приступил к детальному рассказу о новом совместном проекте РАН и Министерства просвещения – базовых школах. Следует отметить, что 25 марта мы писали о проекте создания трех опорных школ в Иркутской области. По всей видимости, терминология проекта – по причине его новизны – еще не устоялась, поэтому региональные чиновники и руководители федерального уровня используют разные наименования.

Для придания веса своим словам Алексей Ремович сообщил, что президент РАН Александр Сергеев в конце прошлого года был у президента РФ Владимира Путина. Проект, по словам докладчика, получил полное одобрение, и сейчас академия совместно с Министерством просвещения приступила к его реализации.

Цель проекта – «создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей», чтобы они строили успешную карьеру в области науки и высоких технологий, что «послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом».

Что такое базовая школа РАН

В первую очередь, по утверждению вице-президента РАН, базовой школой может стать лишь та образовательная организация, которая показывает высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах, в том числе международных, и имеет хорошие показатели сдачи ЕГЭ и поступлений выпускников в ведущие вузы, то есть фигурирует в рейтингах лучших школ России. Ранее министр образования Иркутской области Елена Апанович сообщила, что одна из базовых школ будет создана в Братске, при этом не сказав, на базе какой образовательной организации это произойдет. Анализ общедоступных федеральных рейтингов позволяет без труда установить, что подходящей площадкой может стать братская гимназия № 1 им. А. А. Иноземцева. О каких-либо успехах этой гимназии в международных олимпиадах речь, к сожалению, не идет, но в заключительных этапах Всероссийской олимпиады гимназисты участвуют и дипломы лауреатов получают. Официальные лица тем не менее пока воздерживаются от объявления результатов отбора. Редакции портала ActivityEdu задается вопросом, почему нельзя уже сейчас приоткрыть завесу тайны.

Другие критерии отбора – потенциал для формирования исследовательских умений учащихся, а также опыт организации профильного обучения и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Если «опыт профильного обучения» – это понятный критерий, то об измерении «потенциала для формирования исследовательских умений» хотелось бы услышать пояснения исполнителей проекта.

Модели для базовой школы

За неполных три месяца, прошедших с начала разработки проекта, РАН сгенерировала следующие модели для базовой школы:

  • профильная школа, осуществляющая обучение по одному или нескольким профилям;
  • школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • школа при университете или научной организации;
  • школа-лаборатория, которая организует научно-исследовательскую деятельность с использованием существующей лабораторной базы институтов РАН или университетов;
  • школа – ресурсно-сетевой центр, который используется для проведения консультаций, для обучения учителей;
  • смешанная модель, которая объединяет несколько вариантов.

Школы, работающие по первым двум моделям, хорошо известны и распространены по всей стране. Школы при университетах активно развиваются в Москве: при МГУ им. М. В. Ломоносова – университетская гимназия и специализированный учебно-научный центр – школа-интернат им. А. Н. Колмогорова; предуниверсарии при РГГУ, МГПУ и Первом МГМУ им. И. М. Сеченова; лицей НИУ ВШЭ; предуниверситарии при МГЛУ и НИЯУ МИФИ. Что касается школ, функционирующих по моделям лабораторий и ресурсно-сетевых центров, то не помешало бы более подробное описание таких образовательных организаций.

Что предлагается для базовых школ

В качестве основного направления деятельности заявлено «повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки». Для повышения качества образования РАН предложит базовым школам профильные учебные курсы и факультативы, курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности, индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых, научно-популярные образовательные проекты, сетевые лектории и интеллектуальные творческие конкурсы.

С особым удовольствием академик Алексей Хохлов вспомнил свои школьные годы и московскую физико-математическую школу № 2 (нынешнее наименование – лицей «Вторая школа». – Прим. ред.): «То обстоятельство, что в нашу школу приходили ведущие ученые, вели беседы со школьниками и читали какие-то факультативы, было очень важным для выбора дальнейшей научной карьеры».

Второе направление – это повышение профессиональной квалификации педагогических работников: проведение обучающих информационных семинаров, мастер-классов, консультаций и курсов повышения квалификации, знакомство учителей с новыми методами обучения и образовательными технологиями. Третье направление – это создание лабораторий и укрепление материально-технической базы.

Что уже сделано

На основании федеральных рейтингов и других критериев произведен отбор 110 школ в 32 субъектах РФ и для каждого региона определен координатор. Среди этих координаторов – академики, члены-корреспонденты, доктора и кандидаты наук, региональные представители РАН, но в любом случае – «личности, которые будут вкладывать душу в этот проект, и уже имеющие опыт взаимодействия со школами».

Определены организации, которые будут осуществлять поддержку этих школ. Это могут быть отделения РАН или региональные научно-образовательные центры, но чаще всего это научные институты РАН и университеты.

Ожидаемый эффект от реализации проекта

В очередной раз прозвучало словосочетание «повышение качества образования». Алексей Ремович выразил уверенность, что «благодаря поддержке РАН и Министерства просвещения базовые школы повысят свой статус и расширят влияние на региональном и федеральном уровнях», а сами базовые школы станут центрами дополнительного образования и «точками роста по разработке и распространению опыта подготовки молодых ученых». В конечном итоге этот проект, по замыслу РАН, «обеспечит приток молодых ученых в научные и образовательные организации, особенно в регионах».

Подведем итоги

Рассматривая представленный проект с позиции талантливых школьников и их родителей, можно с уверенностью сказать, что в регионах появятся школы, способные не только подготовить учащихся к олимпиадам высокого уровня и сдаче ЕГЭ на высокие баллы, но и привить школьникам вкус научных исследований.

Сложнее ответить на вопрос: сможет ли Российская академия наук получить дивиденды от базовых школ? Речь не о государственном финансировании этого проекта, а о притоке выпускников этих школ – после обучения, разумеется, в университетах – в научные институты РАН. По всей видимости, в первую очередь это будет определяться условиями, которые академия сможет предложить талантливому выпускнику университета.

Читайте также
Комментарии (0)