STEAM-среда в детском саду: на вопросы отвечает эксперт Олег Поваляев



Новое время привносит свежие тенденции − опираясь на стратегические проекты государства в области образования (ФГОС ДО, «Десятилетие детства», национальный проект «Образование»), в детских садах России постепенно создается современная интерактивная образовательная среда, наполненная учебным и игровым оборудованием. Среда, которая готовит детей к жизни в новых технологических, индустриальных, социально-коммуникативных условиях, условиях цифровой трансформации общества. Какие инструменты для этого использовать педагогу? Как сделать так, чтобы проектная и игровая деятельность дошкольников не стала пунктом отчета для галочки, а превратилась в действенный способ развития soft skils будущего? Почему парциальная программа «Наустим» считается одной из лучших для достижения этих целей?

На вопросы читателей об инструментарии и методиках STEAM для дошкольных образовательных организаций и начальной школы ответил эксперт Олег Александрович Поваляев, кандидат технических наук, основатель и генеральный директор ООО «Научные развлечения».

Какие именно «навыки будущего» развивает проектная деятельность с использованием цифровых лабораторий? Чем эти навыки отличаются от того, чему мы учим детей уже много лет?

@Марина Игоревна

Олег Поваляев: Для работы с так называемой техникой будущего, конечно, требуется то, чему детей обучали и раньше: внимательность, умение анализировать, делать выводы. Но одно дело – внимательно рассмотреть деревянную заготовку поделки на предмет возможных изъянов, обработать ее правильно выбранными инструментами, правильными движениями (для детского сада это может быть задача подготовки бумажной выкройки и склейка красивой поделки), а другое дело – взять нашу букашку (измеритель освещенности, фонарик и световод) и в рамках опыта, когда свет проходит по световоду, найти подходящее положение для ее отражающих поверхностей. И там, и там требуются ловкие руки, но вот приборы, инструменты и материалы совсем другие. И чем раньше дети подержат их в руках, тем лучше закрепятся у них эти полезные навыки. 

Воспитатель может поставить ребенку задачу найти наилучшее положение, когда датчик фиксирует пик освещенности. Пятилетний ребенок легко найдет это положение и легко поймет, почему при этом расцвела оранжерея на экране компьютера. 

Новый инструментарий наглядно учит тому, что такое лучший выбор, и привязывает лучший результат к каким-то небольшим числам (чего не было раньше вообще). Позволяет, наконец, увидеть желаемый результат наглядно. 

Вот что при этом развивается: 

  • навыки использования ПО;
  • креативное мышление;
  • умение работать в команде;
  • умения, необходимые для работы над проектом;
  • умение быстро анализировать данные и находить способ решения задачи (элементы ТРИЗ).

Учитывают ли программы для оборудования «Наураши» для детских садов то, что предусмотрено по программе первого класса? Есть ли преемственность?

@Светлана Поручик

Олег Поваляев: Мы добивались полной преемственности между содержанием наших пособий и программой начальной школы по предмету окружающий мир. Конечно, объем материала, который можно предлагать в детском саду, должен быть меньше, чем в первом классе. Поэтому мы выбирали самые яркие темы. При этом стояла цель предоставить детям возможность учиться проводить простейшие измерения физических величин в увлекательном игровом формате. Поэтому, к примеру, изучать тему «Электричество» 6-леткам помогает динамо-машинка в виде электрокота с насадками (светодиод, зуммер, конденсатор, лампочка) и даже с колесиками. 

Траектория STEAM-образования
Траектория STEAM-образования

Насколько свободное владение ПК должно быть у педагога? Нужны ли специальные навыки для того, чтобы использовать ПО?

@Tatiana

Олег Поваляев: Программистом быть точно не обязательно, потребуются только навыки пользователя. Интерфейсы и элементы управления разработаны специально для удобства педагогов, не имеющих навыков работы с ПО.

Однако в составе лаборатории поставляется целый набор очень простого оборудования: светофильтры, простой и зеркальный картон, кювета, фонарик, электрическая динамо-машинка для детей от 6 лет, световод в виде подковы и многое другое. Совершенно точно, что педагог должен потратить какое-то время и усилия, чтобы предварительно познакомиться со всеми этими новыми игрушками. Тогда и ему самому, и детям станет понятно и интересно с этим работать. 

У нас есть мальчик Наураша. Он хозяин электронной лаборатории, который принимает на себя часть функций преподавателя. С одной стороны, это сделано для облегчения труда педагога. Но в то же время это мощный современный инструмент, с которым учитель должен ознакомиться заранее, приобрести опыт работы с ним.

В программах (особенно в «Школе Дроздова») предусмотрены системы подсказок.

Прилагаются ли к цифровой лаборатории сценарии занятий?

@Olga

Олег Поваляев: В цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» есть ряд экспериментов, объединенных в занятия. Педагог может по своему усмотрению использовать предложенные сценарии занятий или создавать собственные.

Сценарии занятий разные. Есть четыре хорошо иллюстрированных 100-страничных книги большого формата. Они предназначены для чтения детьми в старших группах детского сада и младших классах школы. Для тех, кто не читает сам, уроки из пособий (там же есть вопросы и практические указания) может зачитывать воспитатель. Много сценариев занятий с нашими продуктами можно найти на сайте maam.ru и на «Ютьюбе» (в поиске набрать «наураша»). Готовят их опытные методисты и педагоги. 

Как часто нужно обновлять программное обеспечение? С чего лучше начать, если оборудование только приобретено?

@celestial_child

Олег Поваляев: Обновление ПО лаборатории «Наураша в стране Наурандии» и «Школы профессора Дроздова» выходит не чаще одного раза в три месяца. Есть система оповещения пользователей (push-уведомления и электронные письма) о том, что необходимо обновить ПО. 

Только что приобретенное ПО подразумевает автоматическую установку самой последней версии.

Организация STEAM-образования возможна на базе любой учебной организации? Есть ли отзывы педагогов, которые уже работают с оборудованием вашей компании? Где можно посмотреть видеозаписи занятий?

@tg

Олег Поваляев: Мы считаем, что организация STEM-образования возможна на базе любой детской учебной организации. Альтернативы внедрению современных методик образования и технических средств обучения нет. Однако от нас зависит, насколько удобным для педагогов и учеников будет внедрение этих методик и технологий.  

Много отзывов и рабочих кейсов размещено на нашем сайте в разделе «Вебинары».


Обязательно педагогам проходить специальное обучение, повышение квалификации, для того чтобы работать с цифровыми лабораториями «Научных развлечений»? 

@tg

Олег Поваляев: Специальное обучение для работы с нашим оборудованием не требуется. Для тех, у кого есть потребность в повышении квалификации, онлайн-обучение педагогов регулярно организуют наши партнеры и мы сами (по запросу будем рады предоставить ссылки). 

Каждый наш набор сопровождается подробными методиками, разработана парциальная программа «НАУСТИМ», с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО.

Планируете ли вы в ближайшее время принимать участие в образовательных выставках, форумах? Где в ближайшее время можно узнать о новых продуктах и задать вопросы?

@tg

Олег Поваляев: Конечно же, наша компания участвует в многочисленных выставках и форумах. Сейчас почти все они проводятся в режиме онлайн, но мы надеемся, что и офлайн вскоре вернется.

Ближайшее онлайн-мероприятие, где можно будет познакомиться с кейсами и презентациями педагогов, которые успешно используют в своих детских садах парциальную программу «НАУСТИМ», лабораторию «Наураша», STEAM-лабораторию из серии «Академия Наураши», «Школу Дроздова», робота Наума для изучения искусственного интеллекта, состоится 24–27 марта на Международном Форуме «Технологии в образовании. STEM vs STEAM». Компания «Научные развлечения» впервые будет проводить в собственной виртуальной комнате видеообзоры, семинары, мастер-классы для воспитателей и методистов детских садов, школьных учителей и педагогов, которые работают с детьми с разным уровнем подготовки. Будем рады встрече! Регистрация для участников уже открыта.

Предполагается ли какое-то обучение для воспитателей, чтобы работать с лабораториями? Насколько методички помогут? Это важно. Наш детский сад в Алтайском крае, ездить в командировки в Москву на обучение будет сложно.

@OlyaSova

Олег Поваляев: На этот вопрос мы уже частично ответили выше. В течение двух с половиной лет мы разрабатывали методички для наших лабораторий таким образом, чтобы воспитатели детских садов или учителя младших классов могли быстро полностью разобраться в материале. Отличительные черты наших методичек – простой язык и максимальная наглядность. 

Для обмена опытом между педагогами существует Клуб сетевого сотрудничества НАУСТИМ. Приглашаем к нему присоединиться!

Какие образовательные области закрывает цифровая STEAM-лаборатория «Академия Наураши»?

@Сабина

Олег Поваляев: Лаборатория закрывает следующие области: развитие интереса к познанию окружающего мира; развитие речевых и социально-коммуникативных навыков; воспитание художественно-эстетического вкуса; организация здоровьесберегающих игр, развитие навыков совместной деятельности и др. 

Подробнее об этом в парциальной программе НАУСТИМ.

НАУСТИМ
«НАУСТИМ»

Есть ли особенности использования цифровых лабораторий при обучении мальчиков и девочек?

@Олег Лахновский

Олег Поваляев: Нет, не думаем. 

Что предполагает мультиязычная версия цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»?

@Диана

Олег Поваляев: В мультиязычной версии есть возможность использовать один из трех языков и изучить отдельные темы на иностранном языке. Конечно, это требует специальной подготовки педагога и детей.   

Также эта версия имеет дополнительный функционал, позволяющий создавать собственные эксперименты, интегрировать их в программу обучения, управлять устройствами учеников, давать индивидуальный план прохождения экспериментов, поощрять учеников бонусными играми.

Подробнее про мультиязычную версию «Наураши» можно узнать по ссылке

Рекомендуемый возраст для занятий с вашими наборами  от 5 до 12 лет. Насколько похожи наборы для детей разного возраста? Это один набор, несколько разбитых по возрастам или это взаимодополняемые наборы с рекомендациями занятий и экспериментов для каждого возраста? Насколько удобно их одновременное использование для дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста?

@Marina

Олег Поваляев: Основная задача концепции «Научных развлечений» – ранняя профориентация, непрерывное образование (от дошкольного возраста до выпускника вуза) инженерной, научно-технологической и технической направленности, подготовка квалифицированных кадров научного и инженерного профиля.

Естественно-научный профиль на схеме представлен линейкой цифровых лабораторий по всем основным областям знаний.

Для дошкольников и учеников начальной школы разработана развивающая интерактивная среда «НАУСТИМ», которая включает лабораторию с датчиками «Наураша в стране Наурандии», цифровую STEAM-лабораторию и еще несколько лабораторий по окружающему миру, что позволяет сформировать цифровой профиль каждого конкретного ученика.

Для учеников средней и старшей школы разработаны фронтальные и интерактивные практикумы по всем основным дисциплинам: математика, физика, химия, биология, ОБЖ, экология, физиология. Лаборатории рассчитаны как на базовый, так и на профильный уровень. 

Есть также специальные ФГОС-, ГИА-, ОГЭ-, ЕГЭ-лаборатории, предназначенные для подготовки и успешной сдачи соответствующих итоговых аттестаций и экзаменов. 

Инженерно-технический профиль (робототехнический) представлен тремя основными направлениями: программирование, электроника, конструирование.

Для каждого возрастного периода, начиная с дошкольного, предлагаются соответствующие образовательные модули. Каждый из них является последовательным учебным курсом, сочетающим как теоретическую, так и практическую составляющие. 

Предлагают ли цифровые лаборатории участие родителей в активных игровых практиках?

@Olga

Олег Поваляев: Участие родителей всегда крайне желательно для интересного совместного досуга, но не является обязательным, если только вы не планируете дистанционное обучение, в котором родители будут задействованы как участники процесса.

Да, при желании это может быть интересное совместное занятие в кругу семьи. Однако это не отменяет необходимости для взрослых освоить лабораторию самостоятельно, потренировавшись и прочитав учебное пособие и методичку. В ответ лаборатория подарит множество интересных занятий, с которыми ваш ребенок скоро начнет справляться совершенно самостоятельно.

Цифровая лаборатория
Цифровая лаборатория
к комментариям


Читайте также

Комментарии (2)