Профориентация подростков: на вопросы отвечает эксперт Ирина Гришина



«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» − спрашиваем мы малыша, заранее приготовившись умилиться. Ребенок растет, и по мере его взросления вопрос становится более требовательным, в интонациях появляется нетерпеливое ожидание, что вуз будет «правильным», профессия – престижной. Но все ли мы сделали для того, чтобы наши надежды оправдались? Готов ли подросток к осознанному выбору? Как помочь школьнику сориентироваться в огромном выборе профессий, какие инструменты в вопросах профориентации наиболее эффективны, как родители могут повлиять на выбор своего ребенка, насколько сегодня при трудоустройстве актуально наличие «корочки» - на эти и другие вопросы педагогов и родителей отвечает Ирина Гришина, руководитель отдела управления талантами MAXIMUM Education, эксперт в области профориентации, автор книги «Поздравляем, у вас подросток!»

Благодарим всех, кто принял участие в опросе! Ниже приводим видеоразбор самых интересных тем и ответы эксперта.


Подскажите, пожалуйста, какой тест по профориентации вы считаете самым эффективным (в наиболее сложных случаях)? Подросток совершенно дезориентирован.

@Наталья

Ирина Гришина: Я не думаю, что в данном случае профтесты будут эффективным инструментом. Объясню почему:

  1. Тесты искусственно сужают выбор, поскольку в них заложены далеко не все профессии. Их тысячи, постоянно появляются новые, поэтому выбор профессии должен идти от живого исследования мира и поиска того, каким образом я в этой ситуации могу его улучшить, используя свои лучшие стороны, знания и компетенции. 
  2. Тесты дают поверхностный ответ в тот момент, когда на самом деле еще не сформулирован вопрос. Процесс выбора не может быть быстрым, поскольку предполагает поиск своего места в мире, и в какой-то момент это должно быть сформулировано в виде вопроса самим подростком. К сожалению, часто родителям и учителям виднее, что нужно их ребенку, поэтому сначала ему дают очень много знаний, а потом хотят быстро понять, где же он сможет их лучше применить. Вопрос о том, чего на самом деле хочет этот подросток и что ему для этого нужно, в принципе может не стоять. А это самая важная часть, потому что именно от того, как сам подросток воспримет ситуацию выбора, как будет его делать, зависят качество и результаты его будущей работы.
  3. Тест не дает подростку понимания, что из себя представляет профессия, люди какого склада там работают, что предстоит делать, в каких условиях и для чего. Наверное, поэтому мне ни разу не приходилось видеть, чтобы подростки, получив результаты профтеста, переходили к активным действиям вроде создания своих проектов или устройства на стажировку. Все, что может подросток сделать в отношении результатов профтеста, – это согласиться с ними (или нет, но для этого нужна альтернативная позиция, которая бывает далеко не всегда).

Надеюсь, в ответах на другие вопросы вы найдете для себя инструменты, которые помогут вам сориентировать своего ребенка. 

О каких конкретно тестах идет речь? В каком возрасте лучше проходить тестирование?

@Вера Л

Ирина Гришина: Речь не идет конкретно о тестах. Мы говорим о том, как помочь подростку найти свое любимое дело и начать заниматься им. Тесты в этом вопросе почти всегда оказываются бессильны, независимо от того, в каком возрасте их проходят. Вопрос лучше сформулировать иначе: когда начать задавать ребенку вопрос о выборе будущей профессии? Ответ на него: еще до школы. Причем не требовать от него, чтобы он сам как-то определился, а вместе с ним исследовать мир, показывать, как он устроен, благодаря чему и кому появляются какие-то вещи и явления. Чем больше ребенок узнает и увидит, попробует и осмыслит, тем точнее будет его ответ на вопрос о том, чем ему хочется заниматься. Задача родителя – создать среду, в которой это станет возможным.

У ребенка нет особых пожеланий, и учится он ровно - с тройки на четверку. А образование сейчас денег стоит немаленьких. Чем плохо не отталкиваться от таланта (ну нет какого-то явного), а просто получить высшее гуманитарное образование? На мой взгляд, уметь выражать свои мысли и быть начитанным − это и есть гарантия того, что в жизни не пропадешь. Мои дипломы, например, лежат в шкафу. По профессии не работала ни дня, хотя в свое время пошла учиться именно туда, куда очень хотела.

@Марина Игоревна

Ирина Гришина: Сразу захотелось задать вам несколько встречных вопросов: а что интересно вашему ребенку? Чем он увлекается? О чем мечтает? Узнавать его и создавать возможности для раскрытия сильных сторон нужно уже сейчас, а не оставлять это на будущее. В вашей ситуации я вижу риск не в том, что ребенок может «пропасть в жизни», а в том, что у него не получится раскрыться. Поэтому сейчас имеет смысл попытаться понять, где он все-таки бывает лучше многих, от чего у него горят глаза, и помочь ему начать развиваться.

Дочь закончила 8-й класс. За последние три года она хотела быть врачом, рекламщиком, дизайнером, работником банка. Никакого явного приоритета я не наблюдаю, а определяться, какие ЕГЭ сдавать, уже давно пора. Как не давить и в то же время помочь ей остановиться на чем-то одном?

@Irina

Ирина Гришина: Я не могу согласиться с вами, что 8 класс – это время, когда давно пора определиться с ЕГЭ. Скорее, это подходящий возраст, чтобы только начинать об этом думать. Подростки часто меняют свои решения. Тому есть две основные причины. Во-первых, на самом деле они не понимают, из чего выбирают, поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы показать, чем отличаются друг от друга интересующие ребенка профессии. А во-вторых, подростки – это еще не особенно сформированные личности, и меняться каждый день нормальное состояние для их возраста. При этом есть вещи, которые сохраняются в них более-менее неизменно: какие-то черты характера, личностные особенности, интересы, склонности. Однако сами подростки обычно затрудняются ответить на вопрос, чем они отличаются от других. В этом им должны помочь родители. 

И очень правильно, что вы не хотите давить: это излишне, а вот создавать условия, в которых подросток больше узнает о мире и самом себе, – это то, что надо.

Мой сын уже несколько лет занимается робототехникой, и вообще ему интересны технические вещи. Но при этом, мне кажется, что от природы он гуманитарий: ему легко даются история и литература, он «дружит» с речью (в том числе на публике), а вот для изучения математики и физики приходится прикладывать усилия. И математика сама по себе не очень увлекает. И вот как понять, куда мне его направить и какую профессию выбрать? Какие есть инструменты в помощь?

@Наталья

Ирина Гришина: Думаю, нам давно пора отходить от разделения на «гуманитариев» и «технарей», потому что в конечном счете это нам никак не помогает. Я бы поставила вопрос иначе: а есть ли профессиональное направление, в котором востребованы навыки работы с роботами и другими технологичными объектами, но при этом были бы актуальны и личные особенности подростка? Потому что любовь к литературе и истории часто говорит о том, что человеку интересно понимать людей и общественные процессы, анализировать их, искать взаимосвязи. Те, кто совмещают в себе любовь к технологиям и живой интерес к людям, могут быть востребованы, например, в направлении развития технологичных продуктов. Сейчас почти каждая средняя/крупная компания создает свои технологии, и там нужны сотрудники, которые будут управлять процессом от старта идеи до выхода на рынок готового продукта. То есть работа в большей степени управленческая, но требует понимания многих технических деталей. Возможно, вашему ребенку покажется интересным это направление. Изучите вместе, как работают современные технологичные компании и какие специалисты там нужны, – таким образом список потенциальных вариантов совершенно точно расширится. 

Интересуют инструменты и лучшие практики в профориентации и главное - результат (где это работает и как). Допустим, помогли школьнику сориентироваться в огромном выборе профессий, а получить качественное образование негде (отсутствует данное направление обучения в вузе или не соответствует потребностям рынка). И насколько сегодня при трудоустройстве актуально наличие «корочки»? 

@petrovaAB

Ирина Гришина: В целом современные инструменты профориентации подростков можно разделить на 3 группы, расскажу немного о каждой:

  1. Профориентационные тесты: позволяют получить первичное представление и идеи о том, в какую сторону направить свои профессиональные поиски. Плюсы: не требуют особых усилий со стороны подростка и родителей. Минусы: дают лишь примерное, а порой и ошибочное представление о подходящих профессиях. Профтест может быть одним из шагов в этом направлении, но точно не должен быть единственным.
  2. Инструменты работы с личностью подростка: позволяют ему лучше узнать себя, свои сильные стороны, интересы, склонности и ограничения. Развивают осознанность и ответственность по отношению к собственной жизни. Такая работа возможна с участием наставника, тренера, тьютора, психолога. Плюсы: подросток начинает понимать, что действительно ему нужно, и делать самостоятельные шаги. Минусы: эта работа требует усилий и инвестиций.
  3. Инструменты знакомства с профессиональным миром: предполагают общение с профессионалами из разных областей, посещение компаний и предприятий, профессиональные пробы и стажировки. Плюсы: подросток выбирает, основываясь на реальном представлении о профессии, а не выдуманном стереотипе. Минусы: придется много работать помимо школы, выходить из зоны комфорта, общаясь с людьми намного старше себя.

Есть программы, которые объединяют в себе все эти инструменты: например, «Система Выбор» в MAXIMUM Education. Профессиональные пробы можно найти в проектах «Билет в будущее», «Профсреда», «Кванториум».

Подробнее об этом можно узнать, перейдя по ссылке, – здесь представлены все основные практики, существующие в России, и результаты, на которые они ориентированы.

Что касается второй части вашего вопроса, то для современных компаний ценностью является не «корочка», а наличие компетенций и знаний. Есть множество профессий, которые не требуют конкретного образования для стартовых позиций (например, в сфере маркетинга, менеджмента, IT), а предполагают, что будущий сотрудник сможет на месте хорошо решать конкретные задачи. Но если далее человек захочет расти в выбранном направлении, занять пост руководителя, высшее образование будет очень кстати: не потому, что кто-то спросит его про «корочку», а потому, что управление требует определенного уровня мышления и культуры, который надо в себе развивать. И по-прежнему остается много профессий, где наличие диплома является обязательным для допуска на работу (врачи, юристы, педагоги и т. д.).

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)