Подготовка к школе: на вопросы отвечает эксперт Марина Пашкевич

Специальный проект «Спросите эксперта»
2020-05-23T14:55:00.000Z
17 0

Для родителей шестилеток наступает ответственный период − уже через несколько месяцев их дети в новеньких школьных формах и с букетами цветов отправятся в первый класс, и сейчас самое время задуматься, все ли учтено при подготовке ребенка. Какие документы понадобятся для зачисления? Что предпринять, чтобы начало учебы не превратилось для первоклассника в кошмарный стресс? Можно ли заранее познакомиться с классным руководителем и одноклассниками ребенка? На эти и другие вопросы читателей о переходе из детского сада в школу отвечает эксперт Марина Пашкевич, ведущий методист компании Active Education.

Благодарим всех, кто принял участие в опросе! Ниже приводим видеоразбор самых интересных тем и ответы эксперта на вопросы родителей.


На данный момент всех родителей интересует вопрос, вернутся ли дети в школу первого сентября. Некоторые школы уже сейчас сообщают родителям, что учебный год начнется дистанционно. Хотелось бы получить разъяснения по этому вопросу.

@dmitrieva79uu

Марина Пашкевич: Действительно, в Министерстве просвещения РФ обсуждается возможность начала нового учебного года (2020/2021) в дистанционном режиме. Все будет зависеть от того, позволит ли санитарно-эпидемиологическая ситуация вернуться в классы. Мы все надеемся, что 1 сентября учебный год начнется в привычном для нас формате. Пока никаких официальных распоряжений нет.


Сейчас в школах учат по разным программам. Как подобрать для ребенка самую эффективную? Чем руководствоваться? Хотелось бы узнать плюсы и минусы каждой из них.

@Елена

Марина Пашкевич: Разделяют традиционные и развивающие системы обучения. Это разделение условно, так как любая образовательная система, или программа обучения, должна развивать, воспитывать и обучать. Но и те, и другие программы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). 

Традиционные системы обучения

Как правило, к ним относят следующие программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «РИТМ». Кратко расскажу о каждой из них.

«Школа России» – самая распространенная система обучения. Программа наиболее близка к традиционной, классической. К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках. 

Но несомненным плюсом программы является ее ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

«Перспективная начальная школа» – ориентирована на системно-деятельностный подход в образовании. Этим объясняется большое количество проектной работы. 

К недостаткам можно отнести:

  • сложность при изложении материала; 
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.

Успех освоения этой программы во многом зависит от мастерства учителя. Если он хорошо подготовлен и имеет большой опыт работы в рамках «Перспективной начальной школы», дети могут показать неплохие результаты.

«РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») – доработка учебно-методического комплекта программы «Классическая начальная школа». Все учебники данной программы направлены на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и развитие личности ребенка как гражданина и патриота своей страны. 

«Начальная школа XXI века» – создана под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебные материалы, относящиеся к разным предметам, рассматриваются как целостный комплекс подготовки ученика. Программа учитывает преемственность между начальной и средней школой.

Многие родители отмечают сложность данной программы для среднего школьника и ее запутанность. Кроме того, отводится мало времени повторению пройденного материала. 

«Перспектива» – программа предполагает соединение традиционного и развивающего типа обучения. Согласно программным требованиям, ребенок должен быть заинтересованным участником процесса, но достичь этого не всегда просто. Из недостатков программы: 

  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило учителя, работающие по УМК «Перспектива», используют прописи других учебных программ);
  • выполнение заданий может потребовать дополнительно пользоваться другими источниками, не входящими в комплект; 
  • большое количество проектов потребует помощи родителей. 

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

«Гармония» – учебная программа, основанная на деятельностном подходе в образовании, когда ребенок не получает решение проблемы в готовом виде, а учится добывать его самостоятельно в проблемных ситуациях. Однако, при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала. При изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией. В целом письму отводится очень мало времени. 

«Школа 2100» — это единственная программа непрерывного образования с детского сада и до одиннадцатого класса школы. На данный момент программа используется в ограниченном числе школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень рекомендованных учебных пособий, то есть не прошли экспертизу Министерства просвещения. 

К плюсам программы можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания. 

Среди минусов − задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей. Минусом может быть и отсутствие у учителей желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе. 

«Планета знаний» — это традиционная программа с развивающим компонентом, ориентированная на самостоятельную деятельность ребенка. Однако многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно. Занимаясь по этой программе, ребенок тратит очень большое количество времени на выполнение домашних заданий.

В целом программу «Планета знаний» можно оценить как более сложную, чем «Школа России», но после обучения по ней дети отлично подготовлены к переходу в основную школу.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы, Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов– известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других систем обучения. Развивающее обучение предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий. 

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры. 

Среди минусов – преподавание предметов на сложном уровне, трудности при переходе на другую систему обучения.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

Среди плюсов программы можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Среди минусов − при поступлении в школу необходима хорошая подготовка, и так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Подведем итоги 

Выбирая учебную программу нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе, Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.


Ребенок очень переживает из-за предстоящего поступления в школу, боится, что ему не понравятся учителя и одноклассники. Подскажите, как ему помочь настроиться на рабочий лад?

@Alexandra

Марина Пашкевич: Перед школой все без исключения: и первоклассники, и их родители − испытывают волнение. Расскажите ребенку то, что помните о школе, подчеркивая положительные моменты. Поговорите о том, что в школе появляются новые друзья, расскажите о своих любимых учителях. Можно вместе с ребенком посмотреть старые советские фильмы о школе (лучше комедии). 

Обязательно подчеркните, что если ему кто-то или что-то не понравится – это нормально. Постарайтесь донести главное – вы рядом, и обязательно поддержите. Познакомьтесь с одноклассниками ребенка и их родителями и расскажите им о вашем сыне (дочери). Дайте ребенку возможность общаться с ребятами из класса вне занятий, например, на школьном дворе после уроков, пока вы общаетесь с другими родителями − так дети быстрее привыкнут друг к другу. 


Ребенок идет в первый класс. Можно ли познакомиться с классным руководителем до 1 сентября?

@mlovtseva777

Марина Пашкевич: Сейчас сложно сказать, в какой форме из-за пандемии коронавируса это будет возможно, но как правило, знакомство происходит на дне открытых дверей в школе или на собрании для родителей первоклассников, которое обычно проводится в августе. С просьбой о знакомстве с учителем ребенка можно обратиться к администрации школы в момент оформления документов о зачислении в первый класс. Чаще всего администрация образовательной организации идет на встречу в этом вопросе.


Какая программа легче и проще всего для ребенка с гуманитарным складом ума? Мальчик много рисует и любит стихи, по психотипу интроверт, очень стеснительный.

@Юлия

Марина Пашкевич: Вам лучше обратить внимание на то, к какому учителю попадает ваш ребенок. Поговорите с будущим классным руководителем. Детям нужен чуткий и понимающий учитель, способный дать им возможность раскрыться. 

Что касается программы, ее стоит выбирать, основываясь на уровне подготовки и готовности к обучению. Стеснительность и гуманитарный склад ума не помеха успешному обучению даже по сложной программе. Дети-гуманитарии обычно обладают сильной мотивацией к получению новых знаний, богатым воображением, умением нестандартно мыслить, что может стать преимуществом в учебе. О программах обучения вы можете прочитать выше.


Мы сейчас в другой стране. Не в России живем уже пять лет, вернуться планируем в июле. Ребенок ни в России, ни здесь в детский сад не ходил, умеет читать по-русски по слогам, знает счет до 100. Что нам нужно, чтобы его приняли в первый класс? Гражданство у него есть.

@Сергей Петрович

Марина Пашкевич: Сергей Петрович, никаких препятствий для зачисления вашего ребенка в школу в России нет. Записать детей, граждан РФ, или если их родители (законные представители) тоже граждане РФ, в 1 класс школы можно через портал «Госуслуги» (отдельно отмечу – онлайн-запись в школу доступна не во всех регионах России). Найти необходимую информацию о том, как записать ребенка в школу, можно на сайте местного управления образования.

Если в населенном пункте, где планируется посещать школу, онлайн-запись не предусмотрена, придется действовать по старинке. Ребенка нужно будет записать в первый класс лично, подав заявление непосредственно директору школы. Это может сделать и ваш представитель по доверенности. Обратите внимание на правильное оформление документов представителя – доверенность должна быть оформлена нотариально и содержать информацию о том, что лицо представляет интересы и вашего ребенка и ваши.

Для записи в школу понадобятся следующие документы:

  • паспорт родителя или другого законного представителя ребенка;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о рождении ребенка;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства.

Если родители не имеют гражданства РФ, понадобятся дополнительные документы о праве заявителя законно находиться в России и его родстве с ребенком. Более подробно о правах детей без российского гражданства на территории нашей страны можно узнать в этой статье.


Мой сын совсем недолго ходил в детский сад − в силу ряда причин, он в основном находился с бабушкой дома. У него есть друзья во дворе, двоюродные братья и сестры. Не могу сказать, что он совсем лишен общения со сверстниками, но все же теперь ему придется большое количество времени проводить в классе, в коллективе. Как помочь ребенку, когда он пойдет в школу, найти общий язык с одноклассниками?

@Olga

Марина Пашкевич: Если ребенок легко сходится со сверстниками во дворе, то особых проблем с общением не должно быть и в школе. Трудности могут быть у детей, которым не легко сделать первый шаг к знакомству, замкнутых в себе, тревожных. Также может вызывать сложности необходимость находиться в большой группе детей и делить с ними внимание взрослого. 

Поделитесь с ребенком воспоминаниями о том, как дружили с кем-то в школе, как вам было весело, покажите ему школьные фотографии, расскажите смешные истории. Дайте понять, что и в школе есть место радости и приключениям.

Если среди друзей вашего сына есть школьники, поговорите все вместе о школе, только не о том, как они учатся, а об их дружбе с одноклассниками, занятиях вне школы. Пусть ребенок почувствует эту атмосферу. Не останавливайте разговор, если дети будут говорить и не о самых положительных моментах школьной жизни, − ребенку стоит узнать и о возможных сложностях. Позже обсудите рассказанные проблемные ситуации (когда он захочет об этом говорить) и объясните, что вокруг него всегда будут люди, к которым можно обратиться за помощью – учитель, завуч, вы. 

С учетом непосещения ребенком детского сада могут возникнуть сложности с соблюдением режима дня, выполнением заданий учителя. Постарайтесь подготовить ребенка к новому для него периоду жизни, когда соблюдение распорядка дня и дисциплины становится необходимыми. За три месяца ребенок сможет привыкнуть к раннему подъему, выполнению каких-либо поручений или, к примеру, нежеланной утренней зарядки. Установите для него режим дня, максимально похожий на тот, которого нужно будет придерживаться с началом учебы. Обратите внимание также на уровень его овладения навыками самообслуживания, и за имеющееся до первого сентября время вместе устраните пробелы, если они обнаружатся.


Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы? Есть ли сейчас в школах продленка и как там обеспечивается питание? Можно ли оплатить обеды?

@AnastasiaMons

Марина Пашкевич: Группы продленного дня комплектуются в зависимости от количества заявлений родителей. Вы можете записать ребенка при поступлении в школу, или в начале учебного года. Комплектуются группы обычно из учеников одного класса либо параллельных классов. 

Важно понимать, что организация ухода и присмотра за детьми в школе может быть платной. Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает плату за присмотр и уход за детьми, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 65 этого же закона предусматривает и категории граждан, с которых такая плата не взимается — это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Размер оплаты за присмотр и уход устанавливает учредитель образовательной организации, к примеру местный департамент образования. Он же вправе принять решение плату не взимать.

При посещении группы продленного дня необходимо учитывать, что работающий в ней воспитатель не обязан контролировать выполнение домашнего задания или разъяснять его, он лишь помогает ученикам его выполнять.

Согласно закону об обеспечении школьников с первого по четвертый класс бесплатным горячим питанием, подписанному Владимиром Путиным 1.03.2020, всех младшеклассников будут кормить, и платить за это родителям не придется. Однако, если вы против организованного питания в школе (даже если оно бесплатно для вашего ребенка), подумайте о его обедах и перекусах самостоятельно. Купить в школьном буфете что-то он, безусловно, сможет, но дети, как правило, ограничиваются приобретением шоколада, булочек или пиццы. Вам решать, насколько это правильно.


Организована ли в начальной школе внеурочная деятельность?

@Ирина Светова

Марина Пашкевич: Да, внеурочная деятельность реализуется в начальной школе в формате кружков разной направленности, хоровых студий, школьных спортивных клубов и секций, краеведческой работы, олимпиад, военно-патриотических объединений, экскурсий, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно-полезных практик. Уточнить, что из перечисленного организовано в школе, где будет учиться ваш ребенок, можно у администрации образовательной организации. Не забудьте также уточнить, как именно осуществляется внеурочная деятельность, платными или бесплатными будут занятия, в какое время работают кружки и секции, есть ли противопоказания или ограничения для посещения.


Расскажите, пожалуйста, как организована в школе пропускная система.

@julia_julia

Марина Пашкевич: Росстандарт ввел в действие с 1 сентября 2019 новый национальный стандарт (ГОСТ Р 58485-2019) «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

Они предусматривают наличие в образовательной организации:

  • системы видеонаблюдения; 
  • системы оповещения, тревожной кнопки;
  • охраны лицензированными охранными предприятиями;
  • ограждения по периметру здания, а также достаточный уровень освещения территории;
  • решеток на окнах первого этажа;
  • пункта пропуска в образовательную организацию, где должны быть копия Положения «О пропускном режиме», должностная инструкция охранника, постовые книги, журнал вскрытия помещений и другие журналы, связанные с дежурством на объекте;
  • системы учета посетителей. 

Обязательна также и разработка Положения о пропускном внутриобъектовом режиме организации. Оно согласовывается с представителем охранной фирмы. 


Какая сейчас система оценок в первом классе?

@katerina

Марина Пашкевич: Главная цель оценки – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника, но в первом классе дети отметки не получают. Родителям при этом сложно понять, усваивает ли их ребенок программу обучения, насколько он успешен на уроке. 

Ребенок-первоклассник только учится, собственно, учиться, привыкает к учебному процессу. Отметка, оценка, особенно отрицательная, может его травмировать, сформировать негативное отношение к обучению в школе. Родителям стоит уделить особое внимание воспитанию у ребенка самоконтроля, самооценки, критичного подхода к решению задачи. Говорите с ребенком чаще о том, как он выполнил свою работу, обращайте внимание на положительные моменты (не замалчивайте, но и не акцентируйте его внимание на неудачах), помогая ему, говорите о том, что он может справиться с заданием сам. Как можно чаще давайте ему шанс сделать все самостоятельно. 

Ребенок, обучаясь в первом классе должен научиться самостоятельно оценивать свою работу. Тогда отметка во втором классе не станет для него чем-то необычным.


Как помочь первоклашке адаптироваться к школе, если она привыкла к садовскому режиму (сон, обед, погулять, поиграть)? При этом остро стоит вопрос, как ей отпрашиваться в тот же туалет, если она стесняется спросить.

@Эльвира Лупина

Марина Пашкевич: Если ребенок привык к детскому саду, то особых трудностей переход в школу не вызовет. Режим в первом классе отличается лишь увеличением времени занятий-уроков. Прогулка и игра останутся на ваше усмотрение, но для здоровья ребенка лучше будет запланировать хотя бы часовую прогулку в день. Дневной сон, если первоклассник утомляется, также вполне допустим, или его можно заменить спокойной игрой. Режим постепенно перейдет в новую норму.

Расскажите дочери о «правиле поднятой руки». Объясните, что в школе давно закреплено это правило, и для учителя оно не будет чем-то необычным. Если ребенок поднимает руку и просится выйти, ему всегда разрешают это сделать. Скажите дочери, что ей не обязательно озвучивать, куда она идет и зачем, простое «можно выйти» вполне подойдет.


Как научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание и к какому возрасту он должен этому уже научиться?

@Мария

Марина Пашкевич: Точно ответить на ваш вопрос сложно, но есть способ как организовать этот процесс так, чтобы ребенок научился.

В первом классе, выполняя домашнее задание, ребенок может быть в замешательстве и не понимать, с чего начать. Задача родителей — помочь составить план работы над домашним заданием, объяснить, что предпочтительнее сделать в первую очередь, а чем лучше закончить. Объясните ребенку, как правильно записать ответ, проговорите вслух, в каком порядке выполнять задания (всю последовательность действий). 

По окончании подготовки домашнего задания под вашим контролем попросите ребенка проговаривать план самостоятельно. Не поправляйте его, если ошибется, − через какое-то время он перестанет путаться. 

Постепенно ослабляйте контроль за выполнением заданий, пусть привыкнет к мысли о том, что это его задание, а не ваше. Но если ребенок просит помочь, не отталкивайте. Спросите, в чем именно ему нужна помощь, объясняйте непонятое, но ни в коем случае не выполняйте работу за него.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-05-23T14:55:00.000Z
17 0

Подготовка к школе: на вопросы отвечает эксперт Марина Пашкевич

Специальный проект «Спросите эксперта»

Для родителей шестилеток наступает ответственный период − уже через несколько месяцев их дети в новеньких школьных формах и с букетами цветов отправятся в первый класс, и сейчас самое время задуматься, все ли учтено при подготовке ребенка. Какие документы понадобятся для зачисления? Что предпринять, чтобы начало учебы не превратилось для первоклассника в кошмарный стресс? Можно ли заранее познакомиться с классным руководителем и одноклассниками ребенка? На эти и другие вопросы читателей о переходе из детского сада в школу отвечает эксперт Марина Пашкевич, ведущий методист компании Active Education.

Благодарим всех, кто принял участие в опросе! Ниже приводим видеоразбор самых интересных тем и ответы эксперта на вопросы родителей.


На данный момент всех родителей интересует вопрос, вернутся ли дети в школу первого сентября. Некоторые школы уже сейчас сообщают родителям, что учебный год начнется дистанционно. Хотелось бы получить разъяснения по этому вопросу.

@dmitrieva79uu

Марина Пашкевич: Действительно, в Министерстве просвещения РФ обсуждается возможность начала нового учебного года (2020/2021) в дистанционном режиме. Все будет зависеть от того, позволит ли санитарно-эпидемиологическая ситуация вернуться в классы. Мы все надеемся, что 1 сентября учебный год начнется в привычном для нас формате. Пока никаких официальных распоряжений нет.


Сейчас в школах учат по разным программам. Как подобрать для ребенка самую эффективную? Чем руководствоваться? Хотелось бы узнать плюсы и минусы каждой из них.

@Елена

Марина Пашкевич: Разделяют традиционные и развивающие системы обучения. Это разделение условно, так как любая образовательная система, или программа обучения, должна развивать, воспитывать и обучать. Но и те, и другие программы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). 

Традиционные системы обучения

Как правило, к ним относят следующие программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «РИТМ». Кратко расскажу о каждой из них.

«Школа России» – самая распространенная система обучения. Программа наиболее близка к традиционной, классической. К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках. 

Но несомненным плюсом программы является ее ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

«Перспективная начальная школа» – ориентирована на системно-деятельностный подход в образовании. Этим объясняется большое количество проектной работы. 

К недостаткам можно отнести:

  • сложность при изложении материала; 
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.

Успех освоения этой программы во многом зависит от мастерства учителя. Если он хорошо подготовлен и имеет большой опыт работы в рамках «Перспективной начальной школы», дети могут показать неплохие результаты.

«РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») – доработка учебно-методического комплекта программы «Классическая начальная школа». Все учебники данной программы направлены на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и развитие личности ребенка как гражданина и патриота своей страны. 

«Начальная школа XXI века» – создана под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебные материалы, относящиеся к разным предметам, рассматриваются как целостный комплекс подготовки ученика. Программа учитывает преемственность между начальной и средней школой.

Многие родители отмечают сложность данной программы для среднего школьника и ее запутанность. Кроме того, отводится мало времени повторению пройденного материала. 

«Перспектива» – программа предполагает соединение традиционного и развивающего типа обучения. Согласно программным требованиям, ребенок должен быть заинтересованным участником процесса, но достичь этого не всегда просто. Из недостатков программы: 

  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило учителя, работающие по УМК «Перспектива», используют прописи других учебных программ);
  • выполнение заданий может потребовать дополнительно пользоваться другими источниками, не входящими в комплект; 
  • большое количество проектов потребует помощи родителей. 

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

«Гармония» – учебная программа, основанная на деятельностном подходе в образовании, когда ребенок не получает решение проблемы в готовом виде, а учится добывать его самостоятельно в проблемных ситуациях. Однако, при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала. При изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией. В целом письму отводится очень мало времени. 

«Школа 2100» — это единственная программа непрерывного образования с детского сада и до одиннадцатого класса школы. На данный момент программа используется в ограниченном числе школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень рекомендованных учебных пособий, то есть не прошли экспертизу Министерства просвещения. 

К плюсам программы можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания. 

Среди минусов − задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей. Минусом может быть и отсутствие у учителей желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе. 

«Планета знаний» — это традиционная программа с развивающим компонентом, ориентированная на самостоятельную деятельность ребенка. Однако многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно. Занимаясь по этой программе, ребенок тратит очень большое количество времени на выполнение домашних заданий.

В целом программу «Планета знаний» можно оценить как более сложную, чем «Школа России», но после обучения по ней дети отлично подготовлены к переходу в основную школу.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы, Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов– известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других систем обучения. Развивающее обучение предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий. 

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры. 

Среди минусов – преподавание предметов на сложном уровне, трудности при переходе на другую систему обучения.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

Среди плюсов программы можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Среди минусов − при поступлении в школу необходима хорошая подготовка, и так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Подведем итоги 

Выбирая учебную программу нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе, Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.


Ребенок очень переживает из-за предстоящего поступления в школу, боится, что ему не понравятся учителя и одноклассники. Подскажите, как ему помочь настроиться на рабочий лад?

@Alexandra

Марина Пашкевич: Перед школой все без исключения: и первоклассники, и их родители − испытывают волнение. Расскажите ребенку то, что помните о школе, подчеркивая положительные моменты. Поговорите о том, что в школе появляются новые друзья, расскажите о своих любимых учителях. Можно вместе с ребенком посмотреть старые советские фильмы о школе (лучше комедии). 

Обязательно подчеркните, что если ему кто-то или что-то не понравится – это нормально. Постарайтесь донести главное – вы рядом, и обязательно поддержите. Познакомьтесь с одноклассниками ребенка и их родителями и расскажите им о вашем сыне (дочери). Дайте ребенку возможность общаться с ребятами из класса вне занятий, например, на школьном дворе после уроков, пока вы общаетесь с другими родителями − так дети быстрее привыкнут друг к другу. 


Ребенок идет в первый класс. Можно ли познакомиться с классным руководителем до 1 сентября?

@mlovtseva777

Марина Пашкевич: Сейчас сложно сказать, в какой форме из-за пандемии коронавируса это будет возможно, но как правило, знакомство происходит на дне открытых дверей в школе или на собрании для родителей первоклассников, которое обычно проводится в августе. С просьбой о знакомстве с учителем ребенка можно обратиться к администрации школы в момент оформления документов о зачислении в первый класс. Чаще всего администрация образовательной организации идет на встречу в этом вопросе.


Какая программа легче и проще всего для ребенка с гуманитарным складом ума? Мальчик много рисует и любит стихи, по психотипу интроверт, очень стеснительный.

@Юлия

Марина Пашкевич: Вам лучше обратить внимание на то, к какому учителю попадает ваш ребенок. Поговорите с будущим классным руководителем. Детям нужен чуткий и понимающий учитель, способный дать им возможность раскрыться. 

Что касается программы, ее стоит выбирать, основываясь на уровне подготовки и готовности к обучению. Стеснительность и гуманитарный склад ума не помеха успешному обучению даже по сложной программе. Дети-гуманитарии обычно обладают сильной мотивацией к получению новых знаний, богатым воображением, умением нестандартно мыслить, что может стать преимуществом в учебе. О программах обучения вы можете прочитать выше.


Мы сейчас в другой стране. Не в России живем уже пять лет, вернуться планируем в июле. Ребенок ни в России, ни здесь в детский сад не ходил, умеет читать по-русски по слогам, знает счет до 100. Что нам нужно, чтобы его приняли в первый класс? Гражданство у него есть.

@Сергей Петрович

Марина Пашкевич: Сергей Петрович, никаких препятствий для зачисления вашего ребенка в школу в России нет. Записать детей, граждан РФ, или если их родители (законные представители) тоже граждане РФ, в 1 класс школы можно через портал «Госуслуги» (отдельно отмечу – онлайн-запись в школу доступна не во всех регионах России). Найти необходимую информацию о том, как записать ребенка в школу, можно на сайте местного управления образования.

Если в населенном пункте, где планируется посещать школу, онлайн-запись не предусмотрена, придется действовать по старинке. Ребенка нужно будет записать в первый класс лично, подав заявление непосредственно директору школы. Это может сделать и ваш представитель по доверенности. Обратите внимание на правильное оформление документов представителя – доверенность должна быть оформлена нотариально и содержать информацию о том, что лицо представляет интересы и вашего ребенка и ваши.

Для записи в школу понадобятся следующие документы:

  • паспорт родителя или другого законного представителя ребенка;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о рождении ребенка;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства.

Если родители не имеют гражданства РФ, понадобятся дополнительные документы о праве заявителя законно находиться в России и его родстве с ребенком. Более подробно о правах детей без российского гражданства на территории нашей страны можно узнать в этой статье.


Мой сын совсем недолго ходил в детский сад − в силу ряда причин, он в основном находился с бабушкой дома. У него есть друзья во дворе, двоюродные братья и сестры. Не могу сказать, что он совсем лишен общения со сверстниками, но все же теперь ему придется большое количество времени проводить в классе, в коллективе. Как помочь ребенку, когда он пойдет в школу, найти общий язык с одноклассниками?

@Olga

Марина Пашкевич: Если ребенок легко сходится со сверстниками во дворе, то особых проблем с общением не должно быть и в школе. Трудности могут быть у детей, которым не легко сделать первый шаг к знакомству, замкнутых в себе, тревожных. Также может вызывать сложности необходимость находиться в большой группе детей и делить с ними внимание взрослого. 

Поделитесь с ребенком воспоминаниями о том, как дружили с кем-то в школе, как вам было весело, покажите ему школьные фотографии, расскажите смешные истории. Дайте понять, что и в школе есть место радости и приключениям.

Если среди друзей вашего сына есть школьники, поговорите все вместе о школе, только не о том, как они учатся, а об их дружбе с одноклассниками, занятиях вне школы. Пусть ребенок почувствует эту атмосферу. Не останавливайте разговор, если дети будут говорить и не о самых положительных моментах школьной жизни, − ребенку стоит узнать и о возможных сложностях. Позже обсудите рассказанные проблемные ситуации (когда он захочет об этом говорить) и объясните, что вокруг него всегда будут люди, к которым можно обратиться за помощью – учитель, завуч, вы. 

С учетом непосещения ребенком детского сада могут возникнуть сложности с соблюдением режима дня, выполнением заданий учителя. Постарайтесь подготовить ребенка к новому для него периоду жизни, когда соблюдение распорядка дня и дисциплины становится необходимыми. За три месяца ребенок сможет привыкнуть к раннему подъему, выполнению каких-либо поручений или, к примеру, нежеланной утренней зарядки. Установите для него режим дня, максимально похожий на тот, которого нужно будет придерживаться с началом учебы. Обратите внимание также на уровень его овладения навыками самообслуживания, и за имеющееся до первого сентября время вместе устраните пробелы, если они обнаружатся.


Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы? Есть ли сейчас в школах продленка и как там обеспечивается питание? Можно ли оплатить обеды?

@AnastasiaMons

Марина Пашкевич: Группы продленного дня комплектуются в зависимости от количества заявлений родителей. Вы можете записать ребенка при поступлении в школу, или в начале учебного года. Комплектуются группы обычно из учеников одного класса либо параллельных классов. 

Важно понимать, что организация ухода и присмотра за детьми в школе может быть платной. Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает плату за присмотр и уход за детьми, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 65 этого же закона предусматривает и категории граждан, с которых такая плата не взимается — это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Размер оплаты за присмотр и уход устанавливает учредитель образовательной организации, к примеру местный департамент образования. Он же вправе принять решение плату не взимать.

При посещении группы продленного дня необходимо учитывать, что работающий в ней воспитатель не обязан контролировать выполнение домашнего задания или разъяснять его, он лишь помогает ученикам его выполнять.

Согласно закону об обеспечении школьников с первого по четвертый класс бесплатным горячим питанием, подписанному Владимиром Путиным 1.03.2020, всех младшеклассников будут кормить, и платить за это родителям не придется. Однако, если вы против организованного питания в школе (даже если оно бесплатно для вашего ребенка), подумайте о его обедах и перекусах самостоятельно. Купить в школьном буфете что-то он, безусловно, сможет, но дети, как правило, ограничиваются приобретением шоколада, булочек или пиццы. Вам решать, насколько это правильно.


Организована ли в начальной школе внеурочная деятельность?

@Ирина Светова

Марина Пашкевич: Да, внеурочная деятельность реализуется в начальной школе в формате кружков разной направленности, хоровых студий, школьных спортивных клубов и секций, краеведческой работы, олимпиад, военно-патриотических объединений, экскурсий, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно-полезных практик. Уточнить, что из перечисленного организовано в школе, где будет учиться ваш ребенок, можно у администрации образовательной организации. Не забудьте также уточнить, как именно осуществляется внеурочная деятельность, платными или бесплатными будут занятия, в какое время работают кружки и секции, есть ли противопоказания или ограничения для посещения.


Расскажите, пожалуйста, как организована в школе пропускная система.

@julia_julia

Марина Пашкевич: Росстандарт ввел в действие с 1 сентября 2019 новый национальный стандарт (ГОСТ Р 58485-2019) «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

Они предусматривают наличие в образовательной организации:

  • системы видеонаблюдения; 
  • системы оповещения, тревожной кнопки;
  • охраны лицензированными охранными предприятиями;
  • ограждения по периметру здания, а также достаточный уровень освещения территории;
  • решеток на окнах первого этажа;
  • пункта пропуска в образовательную организацию, где должны быть копия Положения «О пропускном режиме», должностная инструкция охранника, постовые книги, журнал вскрытия помещений и другие журналы, связанные с дежурством на объекте;
  • системы учета посетителей. 

Обязательна также и разработка Положения о пропускном внутриобъектовом режиме организации. Оно согласовывается с представителем охранной фирмы. 


Какая сейчас система оценок в первом классе?

@katerina

Марина Пашкевич: Главная цель оценки – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника, но в первом классе дети отметки не получают. Родителям при этом сложно понять, усваивает ли их ребенок программу обучения, насколько он успешен на уроке. 

Ребенок-первоклассник только учится, собственно, учиться, привыкает к учебному процессу. Отметка, оценка, особенно отрицательная, может его травмировать, сформировать негативное отношение к обучению в школе. Родителям стоит уделить особое внимание воспитанию у ребенка самоконтроля, самооценки, критичного подхода к решению задачи. Говорите с ребенком чаще о том, как он выполнил свою работу, обращайте внимание на положительные моменты (не замалчивайте, но и не акцентируйте его внимание на неудачах), помогая ему, говорите о том, что он может справиться с заданием сам. Как можно чаще давайте ему шанс сделать все самостоятельно. 

Ребенок, обучаясь в первом классе должен научиться самостоятельно оценивать свою работу. Тогда отметка во втором классе не станет для него чем-то необычным.


Как помочь первоклашке адаптироваться к школе, если она привыкла к садовскому режиму (сон, обед, погулять, поиграть)? При этом остро стоит вопрос, как ей отпрашиваться в тот же туалет, если она стесняется спросить.

@Эльвира Лупина

Марина Пашкевич: Если ребенок привык к детскому саду, то особых трудностей переход в школу не вызовет. Режим в первом классе отличается лишь увеличением времени занятий-уроков. Прогулка и игра останутся на ваше усмотрение, но для здоровья ребенка лучше будет запланировать хотя бы часовую прогулку в день. Дневной сон, если первоклассник утомляется, также вполне допустим, или его можно заменить спокойной игрой. Режим постепенно перейдет в новую норму.

Расскажите дочери о «правиле поднятой руки». Объясните, что в школе давно закреплено это правило, и для учителя оно не будет чем-то необычным. Если ребенок поднимает руку и просится выйти, ему всегда разрешают это сделать. Скажите дочери, что ей не обязательно озвучивать, куда она идет и зачем, простое «можно выйти» вполне подойдет.


Как научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание и к какому возрасту он должен этому уже научиться?

@Мария

Марина Пашкевич: Точно ответить на ваш вопрос сложно, но есть способ как организовать этот процесс так, чтобы ребенок научился.

В первом классе, выполняя домашнее задание, ребенок может быть в замешательстве и не понимать, с чего начать. Задача родителей — помочь составить план работы над домашним заданием, объяснить, что предпочтительнее сделать в первую очередь, а чем лучше закончить. Объясните ребенку, как правильно записать ответ, проговорите вслух, в каком порядке выполнять задания (всю последовательность действий). 

По окончании подготовки домашнего задания под вашим контролем попросите ребенка проговаривать план самостоятельно. Не поправляйте его, если ошибется, − через какое-то время он перестанет путаться. 

Постепенно ослабляйте контроль за выполнением заданий, пусть привыкнет к мысли о том, что это его задание, а не ваше. Но если ребенок просит помочь, не отталкивайте. Спросите, в чем именно ему нужна помощь, объясняйте непонятое, но ни в коем случае не выполняйте работу за него.

Читайте также
Комментарии (0)