Школьная территория: центр социальной жизни или огороженная пустота?

2019-08-20T11:41:18.120Z
4 0

В последние годы Москву захватила реновация,− обновляются парки, скверы, набережные, дворовые территории. Без сомнения, все эти общественные пространства города находятся в свободном пользовании жителей и должны быть максимально комфортными для них. Однако существует еще одна общественная зона, определить возможности доступа и использования которой несколько проблематично: школьная территория. Является ли она достоянием школы или должна быть открыта для досуга и отдыха всех желающих? Она должна быть пустующим пространством или иметь спортивную и рекреативную зону? Какой видят школьную территорию обычные горожане и чего от нее хотят? На эти вопросы ответили сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ. 

С ноября 2017 по июнь 2018 года сотрудники лаборатории Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Оксана Нестерова провели исследование, в котором участвовали 8 школьных комплексов из 7 районов Москвы. Разделив работу на два этапа — наблюдение и опрос, сотрудники оценили загруженность школьных территорий и качество их визуальной коммуникации, а также узнали мнение случайных прохожих и родителей школьников относительно их удовлетворенности школьными территориями. Для максимально объективной оценки исследование проводилось без предварительного предупреждения администрации и охраны школ.

Исходная точка

Футбол у школы. Источник фото

Изначальное представление о том, как должен выглядеть школьный двор, сформировалось еще в 1930-х годах: школьная территория использовалась для проведения уроков физкультуры, естествознания, труда, военного дела и ботаники. Не останавливалась жизнь на ней и после уроков: на площадки для игры в футбол, волейбол и лапту, располагавшиеся в школьном дворе, все желающие могли приходить в любое время!

Однако повышение уровня тревожности в обществе, связанное с угрозой терроризма и многими другими причинами, привело к тому, что в наши дни обычная московская школа в глазах прохожего, не имеющего отношения к образовательному процессу, стала бесконечным черным забором.

Между тем, в дневное время на территории школ каждый может заниматься спортом, гулять с детьми и без них. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как закрытую изолированную территорию. Почему так происходит и нужно ли это менять?

Наблюдение

Сказать, что школа намеренно закрывает примыкающую к ней территорию, было бы неверно, ведь она действительно предпринимает попытки общаться с городом, организовывать различные мероприятия. Примером этому могут быть разнообразные объявления о мероприятиях школы или о доступе жителей на ее территорию. Однако часто они остаются совершенно незамеченными из-за низкого качества исполнения этих объявлений или размещения их на устаревших, не привлекающих внимание конструкциях. 

Другой проблемой является обход школьной территории: человеку, не знающему местность, приходится наугад обходить школьный двор, ведь расположение калиток нигде не указано. 

С ориентацией на местности связана еще одна проблема: плохое качество городской навигации. Бело-синие таблички, призванные упростить нахождение дороги, нередко лишь путают горожан. Размещая в центре информационного указателя номер и название образовательной организации, создатели указателя забывают, что разглядеть адрес, написанный ниже мелким шрифтом, порой бывает очень сложно. К курьезным ситуациям приводит еще и то, что тип объекта, его особенности и номер площадки на навигационном знаке не уточняются, а ведь за несколькими одинаковыми названиями скрываются разные здания детских садов, начальной и средней школ.

Чего хотят горожане

Выявленные проблемы в определенной степени объясняют результаты, полученные в ходе опроса жителей города (199 анкет) и родителей школьников (406 анкет). Далее будут приведены результаты опроса по наиболее значимым для исследования темам.

Вы знаете, у какого здания мы стоим?

Несмотря на выделенный исследователями недостаток городской навигации, подавляющее большинство (87 %) горожан, принявших участие в уличном опросе, точно определяют школьное здание по внешнему виду даже при полном отсутствии знаков навигации. 

Вы замечаете навигационные знаки?

Показательно, что почти треть всех участников опроса не замечают навигационные знаки. Самодельные плакаты и объявления, размещенные на территории школы, они не замечают вовсе. А ведь это именно так школа пытается общаться с городом и его жителями.

Как часто вы бываете на территории школы? С какой целью ее посещаете?

Отвечая на вопрос о причине посещения школьной территории, респонденты разделились на три основные группы: 

  • родители школьников, посещающие школьные мероприятия; 
  • прохожие, в жизни которых школа не выполняет никакой определенной функции;
  • социально активные родители, участвующие в различных образовательных программах и иных мероприятиях, реализуемых в школе.

Причины посещения школьного двора каждой группой были вполне предсказуемы. Родители провожают и встречают детей, приходят на собрания; прохожие не часто и не регулярно прогуливаются по территории или проходят сквозь школьный двор; социально активные родители не ограничиваются исключительно жизнью детей и участвуют в различных мероприятиях, проходящих на территории школы.

Какой должна быть, на ваш взгляд, школьная территория?

Роль школы в жизни каждой из групп определяет ее взгляд на то, какой должна быть школьная территория. Тем не менее, большинство респондентов (78,9% среди родителей и 51,5% среди прохожих) ответило, что школьный двор должен быть закрыт для всех, кроме учителей, учеников и родителей. 

Вторым по популярности стало мнение, что школа должна быть открытой для досуга и отдыха (14,8% родителей и 32% прохожих).

Очень немногие из опрошенных видят территорию школы открытой для сквозного прохода — лишь 15% прохожих и 6% родителей.

Таким образом, тенденция закрытия школьной территории и самого здания от посторонних в глазах общества является оправданной. Граждане воспринимают школу как изолированную территорию, и многие хотят, чтобы она таковой оставалась. 

Что бы вас привлекло посетить школу и ее территорию?

Самые популярные ответы на этот вопрос среди прохожих, не имеющих отношения к школе: «спортивные программы» (31%) и «ничего» (27%). 

Родители относятся к школе не так отстраненно, отмечая, что они готовы посещать различные праздники и мероприятия (59,1%), а также заниматься спортом (35%).

Наиболее востребованные по результатам опроса функции школьной территории — игровая площадка, спортивная зона, образовательное пространство. Однако в большинстве школ есть все вышеперечисленное, но многие просто не знают, что пользоваться этим могут все желающие. 

Подведем итоги

Школьные территории обладают высоким потенциалом как для самой образовательной организации, так и для жителей окрестных микрорайонов. Сегодня большинство школьных дворов открыто в дневное время для всех, являясь безопасным пространством для детей и молодежи. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как изолированную территорию.

Необходимо планомерно решать вопросы по реновации школьных территорий в сторону открытости, сохраняя уровень безопасности. Обращая внимание на редизайн, функциональность и многозадачность, навигационную доступность и увеличение разных видов активности, школа и ее территория смогут стать центром социальной жизни горожан.

Узнать больше о результатах исследования, проведенного Лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ, вы можете во втором выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты».


Иванова Е., Барсукова Е., Нестерова Е. Школьная территория: центр социальной жизни или огороженная пустота? // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С.Н. Вачковой. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – С. 47-70. – (вып.2).


Читайте также
Комментарии (0)
2019-08-20T11:41:18.120Z
4 0

Школьная территория: центр социальной жизни или огороженная пустота?


В последние годы Москву захватила реновация,− обновляются парки, скверы, набережные, дворовые территории. Без сомнения, все эти общественные пространства города находятся в свободном пользовании жителей и должны быть максимально комфортными для них. Однако существует еще одна общественная зона, определить возможности доступа и использования которой несколько проблематично: школьная территория. Является ли она достоянием школы или должна быть открыта для досуга и отдыха всех желающих? Она должна быть пустующим пространством или иметь спортивную и рекреативную зону? Какой видят школьную территорию обычные горожане и чего от нее хотят? На эти вопросы ответили сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ. 

С ноября 2017 по июнь 2018 года сотрудники лаборатории Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Оксана Нестерова провели исследование, в котором участвовали 8 школьных комплексов из 7 районов Москвы. Разделив работу на два этапа — наблюдение и опрос, сотрудники оценили загруженность школьных территорий и качество их визуальной коммуникации, а также узнали мнение случайных прохожих и родителей школьников относительно их удовлетворенности школьными территориями. Для максимально объективной оценки исследование проводилось без предварительного предупреждения администрации и охраны школ.

Исходная точка

Футбол у школы. Источник фото

Изначальное представление о том, как должен выглядеть школьный двор, сформировалось еще в 1930-х годах: школьная территория использовалась для проведения уроков физкультуры, естествознания, труда, военного дела и ботаники. Не останавливалась жизнь на ней и после уроков: на площадки для игры в футбол, волейбол и лапту, располагавшиеся в школьном дворе, все желающие могли приходить в любое время!

Однако повышение уровня тревожности в обществе, связанное с угрозой терроризма и многими другими причинами, привело к тому, что в наши дни обычная московская школа в глазах прохожего, не имеющего отношения к образовательному процессу, стала бесконечным черным забором.

Между тем, в дневное время на территории школ каждый может заниматься спортом, гулять с детьми и без них. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как закрытую изолированную территорию. Почему так происходит и нужно ли это менять?

Наблюдение

Сказать, что школа намеренно закрывает примыкающую к ней территорию, было бы неверно, ведь она действительно предпринимает попытки общаться с городом, организовывать различные мероприятия. Примером этому могут быть разнообразные объявления о мероприятиях школы или о доступе жителей на ее территорию. Однако часто они остаются совершенно незамеченными из-за низкого качества исполнения этих объявлений или размещения их на устаревших, не привлекающих внимание конструкциях. 

Другой проблемой является обход школьной территории: человеку, не знающему местность, приходится наугад обходить школьный двор, ведь расположение калиток нигде не указано. 

С ориентацией на местности связана еще одна проблема: плохое качество городской навигации. Бело-синие таблички, призванные упростить нахождение дороги, нередко лишь путают горожан. Размещая в центре информационного указателя номер и название образовательной организации, создатели указателя забывают, что разглядеть адрес, написанный ниже мелким шрифтом, порой бывает очень сложно. К курьезным ситуациям приводит еще и то, что тип объекта, его особенности и номер площадки на навигационном знаке не уточняются, а ведь за несколькими одинаковыми названиями скрываются разные здания детских садов, начальной и средней школ.

Чего хотят горожане

Выявленные проблемы в определенной степени объясняют результаты, полученные в ходе опроса жителей города (199 анкет) и родителей школьников (406 анкет). Далее будут приведены результаты опроса по наиболее значимым для исследования темам.

Вы знаете, у какого здания мы стоим?

Несмотря на выделенный исследователями недостаток городской навигации, подавляющее большинство (87 %) горожан, принявших участие в уличном опросе, точно определяют школьное здание по внешнему виду даже при полном отсутствии знаков навигации. 

Вы замечаете навигационные знаки?

Показательно, что почти треть всех участников опроса не замечают навигационные знаки. Самодельные плакаты и объявления, размещенные на территории школы, они не замечают вовсе. А ведь это именно так школа пытается общаться с городом и его жителями.

Как часто вы бываете на территории школы? С какой целью ее посещаете?

Отвечая на вопрос о причине посещения школьной территории, респонденты разделились на три основные группы: 

  • родители школьников, посещающие школьные мероприятия; 
  • прохожие, в жизни которых школа не выполняет никакой определенной функции;
  • социально активные родители, участвующие в различных образовательных программах и иных мероприятиях, реализуемых в школе.

Причины посещения школьного двора каждой группой были вполне предсказуемы. Родители провожают и встречают детей, приходят на собрания; прохожие не часто и не регулярно прогуливаются по территории или проходят сквозь школьный двор; социально активные родители не ограничиваются исключительно жизнью детей и участвуют в различных мероприятиях, проходящих на территории школы.

Какой должна быть, на ваш взгляд, школьная территория?

Роль школы в жизни каждой из групп определяет ее взгляд на то, какой должна быть школьная территория. Тем не менее, большинство респондентов (78,9% среди родителей и 51,5% среди прохожих) ответило, что школьный двор должен быть закрыт для всех, кроме учителей, учеников и родителей. 

Вторым по популярности стало мнение, что школа должна быть открытой для досуга и отдыха (14,8% родителей и 32% прохожих).

Очень немногие из опрошенных видят территорию школы открытой для сквозного прохода — лишь 15% прохожих и 6% родителей.

Таким образом, тенденция закрытия школьной территории и самого здания от посторонних в глазах общества является оправданной. Граждане воспринимают школу как изолированную территорию, и многие хотят, чтобы она таковой оставалась. 

Что бы вас привлекло посетить школу и ее территорию?

Самые популярные ответы на этот вопрос среди прохожих, не имеющих отношения к школе: «спортивные программы» (31%) и «ничего» (27%). 

Родители относятся к школе не так отстраненно, отмечая, что они готовы посещать различные праздники и мероприятия (59,1%), а также заниматься спортом (35%).

Наиболее востребованные по результатам опроса функции школьной территории — игровая площадка, спортивная зона, образовательное пространство. Однако в большинстве школ есть все вышеперечисленное, но многие просто не знают, что пользоваться этим могут все желающие. 

Подведем итоги

Школьные территории обладают высоким потенциалом как для самой образовательной организации, так и для жителей окрестных микрорайонов. Сегодня большинство школьных дворов открыто в дневное время для всех, являясь безопасным пространством для детей и молодежи. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как изолированную территорию.

Необходимо планомерно решать вопросы по реновации школьных территорий в сторону открытости, сохраняя уровень безопасности. Обращая внимание на редизайн, функциональность и многозадачность, навигационную доступность и увеличение разных видов активности, школа и ее территория смогут стать центром социальной жизни горожан.

Узнать больше о результатах исследования, проведенного Лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ, вы можете во втором выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты».


Иванова Е., Барсукова Е., Нестерова Е. Школьная территория: центр социальной жизни или огороженная пустота? // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С.Н. Вачковой. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – С. 47-70. – (вып.2).

Читайте также
Комментарии (0)