Второй обязательный иностранный язык: хорошая идея или мучение?

Fri Oct 26 2018 13:19:58 GMT+0000 (GMT)

Обязательно ли его изучение в школе или это факультатив. Разбираемся вместе с педагогом.

В начале 2015-2016 учебного года Министерством образования и науки было рекомендовано введение второго иностранного языка в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нововведение вызвало большой ажиотаж среди педагогов, руководителей, детей и, конечно же, родителей.

Обязательно ли введение второго иностранного языка во всех школах?

Да, это обязательно. Совсем недавно не существовало какого-либо законодательного акта, который бы утверждал сроки введения второго языка в школах. Так же не определен объем освоения программы и требования к навыкам выпускника. В начале октября 2018 года по средним школам России был разослан приказ Министерства просвещения, в котором четко отражена необходимость введения второго иностранного языка во всех пятых классах страны с 2019-2020 учебного года.

В учебном плане действительно существует два интересующих нас предмета области «Филология»: иностранный язык и второй иностранный язык. Это требование заложено Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При этом школы свободны в выборе следующих моментов:

  • содержание предмета (то есть, того, чему именно учить и в каком объеме развивать языковые навыки);
  • учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительные пособия);
  • образовательные технологии (подходы, с помощью которых учитель формирует языковые навыки).

А примерная образовательная программа имеет тоже рекомендательный характер, что расширяет возможности школы в ее трактовке. Несмотря на это, педагоги не вправе проводить уроки второго иностранного за счёт часов внеурочной деятельности. Должны быть выделены специальные часы под эти занятия. Обычно школы останавливаются на одном уроке в неделю.

Так что введение второго иностранного языка не за горами во всех школах России – это вопрос одного года.

Какие есть варианты на выбор?

Известно, что в большинстве школ главную нишу занимает английский как первый иностранный язык. Он вытеснил когда-то немецкий и до сих пор не сдает позиций.   

Тем не менее, в российских общеобразовательных учебных заведениях дети изучают ещё ряд  языков:

  • французский;
  • китайский;
  • испанский;
  • немецкий. 

Из этих языков руководители школ могут выбирать второй иностранный для своих воспитанников. Не всегда легко это сделать, ведь не в каждом учреждении есть для этого кадровый состав. Положа руку на сердце, не в каждой российской школе есть квалифицированный учитель первого иностранного, а не только второго. Если руководитель найдет возможность и пригласит учителя, скажем, японского – никто ему это не запретит. Ведь, как мы уже отметили выше, школа имеет большие возможности в плане реализации образовательных программ.

Два языка – сразу с первого класса?

Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной впридачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса. 

Те школы, которые уже выполнили требования ФГОС и ввели второй иностранный, сделали это только для пятиклассников. То есть, дети, пришедшие в пятый класс, уже учатся по новому стандарту, с немецким, французским или еще каким-то языком, кроме первого. При этом шестые классы и старше под этот стандарт не подпадают. Почему? Потому что программа рассчитана на определенное количество лет. И если начать осваивать ее с шестого, седьмого и далее класса, то закончить к выпуску из школы не представляется возможным. 

При этом нагрузка на ученика по второму иностранному языку составляет обычно 1 час в неделю. В данном случае мы рассматриваем общеобразовательные школы без уклона в филологическую область. 

Мнения экспертов, педагогов и родителей

Инициатива с первого взгляда кажется прекрасной, ведь знать два языка, помимо родного, это так здорово! Это дает больше возможностей в профессиональном плане, развивает мышление и память, расширяет кругозор.  Это навевает ностальгию по классическому российскому образованию, когда гении изучали множество языков в гимназиях, лицеях или с гувернерами.

Но не всегда все так просто с реализацией чудесных идей, как это может казаться «сверху».

Во-первых, школьники уже имеют достаточно серьезную учебную нагрузку. Особенно это касается старшеклассников, учеников профильных классов, а также тех, занят в дополнительном образовании и развивает свои творческие и технические способности. Обязательное нововведение означает, что этим категориям ребят придется отнять время от уже избранных направлений или свободных часов в пользу нового предмета. Конечно, не каждый этому обрадуется. Кроме того, в некоторых школах этот предмет вводится за счет часа русского языка, например. 

Во-вторых, большая проблема – это кадры. В школах постоянная нехватка учителей иностранного языка, особенно в регионах. Зарплаты небольшие, нагрузка зашкаливает, требования высокие. Многие выпускники филологических факультетов идут работать в частные школы и на курсы, ведь там платят больше, нагрузка приемлемая, и есть возможность выбора качественных зарубежных учебников.  

Поэтому руководителям школ приходится направлять на переподготовку по иностранному языку других педагогов, чтобы «закрыть дыры» в штатном расписании и не оставить детей без предмета. Где же взять учителя со вторым языком, чтобы реализовать рекомендации ФГОС? Большой вопрос.

В-третьих, насколько хорошо можно выучить иностранный язык при нагрузке 1 час в неделю? Даже если изучать его с пятого класса, это больше похоже на изучение некоторого набора фактов о языке, чем освоение конкретных языковых навыков. 

Если же довести нагрузку до стандартной трехчасовой в неделю, то придется пожертвовать другими предметами или свободным временем ребят. Ни то, ни другое не кажется хорошим выходом.

Что же думают по этому поводу признанные эксперты от образования?

Например, Ольга Васильева, министр образования и науки, обозначила свою позицию вполне однозначно: 

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» (2017 год). Министр имела в виду непрофильные школы, где языки не являются предметом углубленного изучения. 

Конечно, такое высказывание вызвало массу вопросов общественности. Может быть, стоит тогда отменить  обязательный второй иностранный язык в общеобразовательных школах?

Ольга Денисенко, руководитель центра иностранных языков корпорации "Российский учебник", напротив, полагает, что необходимо срочно возвращать вторые языки в школы (2018 год). Сетует на то, даже в гимназиях и лицеях преподается, в основном, только один иностранный язык. Проблему кадров она предлагает решать двумя способами. 

Первый – это переподготовка учителей. Второй – создание условий для учителей первого иностранного языка для восстановления знаний другого языка – ведь многие из них в ВУЗах изучали именно два. 

Мнения педагогов тоже отличаются полярностью.

В сообществе «Подслушано у учителей» в соцсети был поднят вопрос о том, насколько нужен второй иностранный язык в школах.

Мнение учителя английского языка Любови М.:

«У нас с этого года изучение второго ин.яз. обязательно! Это ФГОС! Буду восстанавливать свой немецкий))»

Анастасия Л., тоже учитель иностранного, считает совсем иначе:

«Коллеги, вы чего? Удивляют комы [комментарии – прим.ред.] особенно учителей ин. языков. Давайте-ка приоткроем методику? Можем ещё психологию приоткрыть. Изучение любого следующего языка происходит успешно только тогда, когда предыдущий язык уже освоен хорошо. Пример. Выучили ваши дети за 3 года английский на уверенном среднем уровне?- хорошо. Вводим дальше еще один язык.

И схема эта работает только в таком виде. Исключение - гениальные дети и супер мотивированные "языковые". Все.

А по факту. Хотя бы к концу 9 класса хороший средний уровень и выше у вас в каждом классе? Дай боже, если 3 человека, кто с репетиторами с пеленок.

И в конце концов в 5 классе "математические" дети сидят над текстом и не поймут, что это за буква. Хэ, икс, экс или вообще плюсик. Какой второй язык?!»

А вот позиция одной из мам, Светланы С.:

«Я не хочу, чтобы мой ребенок изучал 2ой ин. яз, толку все равно не будет. Будет только доп. нагрузка, а она и так немаленькая. Лишняя нервотрепка для детей и родителей. Лучше бы учили один, но более основательно, чем галопом по европам»

Как видим, мнения экспертов, педагогов и родителей разнятся. И разнятся существенно. 

Логичный итог подводит высказывание учителя Ольги Х.:

«Коллеги, ну документы должны знать все. Не только администрация. Хотя бы, чтобы не было таких пустых дискуссий. Откройте примерную программу ООО по ФГОСу и найдите учебные планы. Их несколько вариантов (4 или 5). Админы выбирают тот УП [учебный план – прим. ред.], который подходит для вашей школы. Наверняка у вас нет изучения национального языка, вот для вас и подходит УП с изучением второго иностранного. И у вас нет никакого выбора. Отказаться не можете. Школа исходит из наличия спецов. Можете попытаться поучаствовать в выборе языка.»

Как к изучению языков подходят за рубежом?

Всегда интересно сравнить свою ситуацию с тем, как это у других. 

В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским. 

С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Например, во Франции планируется отменить изучение второго иностранного, а именно немецкого. По этому поводу даже назревают дипломатические разногласия между Германией и Францией. Учителя немецкого во Франции весьма недовольны перспективой лишиться работы.

Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – как эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).

Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен. Может, сказывается тяга северян к теплу? 

 Наши соседи – жители Украины – тоже планируют введение обязательного второго иностранного для своих детей. Причем английский вводится уже с первого класса, а второй – с пятого. Выбор предлагаемых для изучения языков, достаточно широк:

  • немецкий; 
  • французский;
  • испанский;
  • польский;
  • русский;
  • языки национальных меньшинств.

Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.

Главное, как всегда, заключается в деталях. Нужно, чтобы реализация была столь же хорошей, сколько и сама идея. Чтобы были созданы адекватные условия со стороны кадров, построения учебного плана, материального обеспечения. 

Читайте также
Комментарии (0)
Алиса Рождественская
все материалы автора
Я - обычный учитель английского языка в школе. Учу детей и учусь сама

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Второй обязательный иностранный язык: хорошая идея или мучение?

Обязательно ли его изучение в школе или это факультатив. Разбираемся вместе с педагогом
Fri Oct 26 2018 13:19:58 GMT+0000 (GMT)

Алиса Рождественская
Подписаться

.

В начале 2015-2016 учебного года Министерством образования и науки было рекомендовано введение второго иностранного языка в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нововведение вызвало большой ажиотаж среди педагогов, руководителей, детей и, конечно же, родителей.

Обязательно ли введение второго иностранного языка во всех школах?

Да, это обязательно. Совсем недавно не существовало какого-либо законодательного акта, который бы утверждал сроки введения второго языка в школах. Так же не определен объем освоения программы и требования к навыкам выпускника. В начале октября 2018 года по средним школам России был разослан приказ Министерства просвещения, в котором четко отражена необходимость введения второго иностранного языка во всех пятых классах страны с 2019-2020 учебного года.

В учебном плане действительно существует два интересующих нас предмета области «Филология»: иностранный язык и второй иностранный язык. Это требование заложено Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При этом школы свободны в выборе следующих моментов:

  • содержание предмета (то есть, того, чему именно учить и в каком объеме развивать языковые навыки);
  • учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительные пособия);
  • образовательные технологии (подходы, с помощью которых учитель формирует языковые навыки).

А примерная образовательная программа имеет тоже рекомендательный характер, что расширяет возможности школы в ее трактовке. Несмотря на это, педагоги не вправе проводить уроки второго иностранного за счёт часов внеурочной деятельности. Должны быть выделены специальные часы под эти занятия. Обычно школы останавливаются на одном уроке в неделю.

Так что введение второго иностранного языка не за горами во всех школах России – это вопрос одного года.

Какие есть варианты на выбор?

Известно, что в большинстве школ главную нишу занимает английский как первый иностранный язык. Он вытеснил когда-то немецкий и до сих пор не сдает позиций.   

Тем не менее, в российских общеобразовательных учебных заведениях дети изучают ещё ряд  языков:

  • французский;
  • китайский;
  • испанский;
  • немецкий. 

Из этих языков руководители школ могут выбирать второй иностранный для своих воспитанников. Не всегда легко это сделать, ведь не в каждом учреждении есть для этого кадровый состав. Положа руку на сердце, не в каждой российской школе есть квалифицированный учитель первого иностранного, а не только второго. Если руководитель найдет возможность и пригласит учителя, скажем, японского – никто ему это не запретит. Ведь, как мы уже отметили выше, школа имеет большие возможности в плане реализации образовательных программ.

Два языка – сразу с первого класса?

Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной впридачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса. 

Те школы, которые уже выполнили требования ФГОС и ввели второй иностранный, сделали это только для пятиклассников. То есть, дети, пришедшие в пятый класс, уже учатся по новому стандарту, с немецким, французским или еще каким-то языком, кроме первого. При этом шестые классы и старше под этот стандарт не подпадают. Почему? Потому что программа рассчитана на определенное количество лет. И если начать осваивать ее с шестого, седьмого и далее класса, то закончить к выпуску из школы не представляется возможным. 

При этом нагрузка на ученика по второму иностранному языку составляет обычно 1 час в неделю. В данном случае мы рассматриваем общеобразовательные школы без уклона в филологическую область. 

Мнения экспертов, педагогов и родителей

Инициатива с первого взгляда кажется прекрасной, ведь знать два языка, помимо родного, это так здорово! Это дает больше возможностей в профессиональном плане, развивает мышление и память, расширяет кругозор.  Это навевает ностальгию по классическому российскому образованию, когда гении изучали множество языков в гимназиях, лицеях или с гувернерами.

Но не всегда все так просто с реализацией чудесных идей, как это может казаться «сверху».

Во-первых, школьники уже имеют достаточно серьезную учебную нагрузку. Особенно это касается старшеклассников, учеников профильных классов, а также тех, занят в дополнительном образовании и развивает свои творческие и технические способности. Обязательное нововведение означает, что этим категориям ребят придется отнять время от уже избранных направлений или свободных часов в пользу нового предмета. Конечно, не каждый этому обрадуется. Кроме того, в некоторых школах этот предмет вводится за счет часа русского языка, например. 

Во-вторых, большая проблема – это кадры. В школах постоянная нехватка учителей иностранного языка, особенно в регионах. Зарплаты небольшие, нагрузка зашкаливает, требования высокие. Многие выпускники филологических факультетов идут работать в частные школы и на курсы, ведь там платят больше, нагрузка приемлемая, и есть возможность выбора качественных зарубежных учебников.  

Поэтому руководителям школ приходится направлять на переподготовку по иностранному языку других педагогов, чтобы «закрыть дыры» в штатном расписании и не оставить детей без предмета. Где же взять учителя со вторым языком, чтобы реализовать рекомендации ФГОС? Большой вопрос.

В-третьих, насколько хорошо можно выучить иностранный язык при нагрузке 1 час в неделю? Даже если изучать его с пятого класса, это больше похоже на изучение некоторого набора фактов о языке, чем освоение конкретных языковых навыков. 

Если же довести нагрузку до стандартной трехчасовой в неделю, то придется пожертвовать другими предметами или свободным временем ребят. Ни то, ни другое не кажется хорошим выходом.

Что же думают по этому поводу признанные эксперты от образования?

Например, Ольга Васильева, министр образования и науки, обозначила свою позицию вполне однозначно: 

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» (2017 год). Министр имела в виду непрофильные школы, где языки не являются предметом углубленного изучения. 

Конечно, такое высказывание вызвало массу вопросов общественности. Может быть, стоит тогда отменить  обязательный второй иностранный язык в общеобразовательных школах?

Ольга Денисенко, руководитель центра иностранных языков корпорации "Российский учебник", напротив, полагает, что необходимо срочно возвращать вторые языки в школы (2018 год). Сетует на то, даже в гимназиях и лицеях преподается, в основном, только один иностранный язык. Проблему кадров она предлагает решать двумя способами. 

Первый – это переподготовка учителей. Второй – создание условий для учителей первого иностранного языка для восстановления знаний другого языка – ведь многие из них в ВУЗах изучали именно два. 

Мнения педагогов тоже отличаются полярностью.

В сообществе «Подслушано у учителей» в соцсети был поднят вопрос о том, насколько нужен второй иностранный язык в школах.

Мнение учителя английского языка Любови М.:

«У нас с этого года изучение второго ин.яз. обязательно! Это ФГОС! Буду восстанавливать свой немецкий))»

Анастасия Л., тоже учитель иностранного, считает совсем иначе:

«Коллеги, вы чего? Удивляют комы [комментарии – прим.ред.] особенно учителей ин. языков. Давайте-ка приоткроем методику? Можем ещё психологию приоткрыть. Изучение любого следующего языка происходит успешно только тогда, когда предыдущий язык уже освоен хорошо. Пример. Выучили ваши дети за 3 года английский на уверенном среднем уровне?- хорошо. Вводим дальше еще один язык.

И схема эта работает только в таком виде. Исключение - гениальные дети и супер мотивированные "языковые". Все.

А по факту. Хотя бы к концу 9 класса хороший средний уровень и выше у вас в каждом классе? Дай боже, если 3 человека, кто с репетиторами с пеленок.

И в конце концов в 5 классе "математические" дети сидят над текстом и не поймут, что это за буква. Хэ, икс, экс или вообще плюсик. Какой второй язык?!»

А вот позиция одной из мам, Светланы С.:

«Я не хочу, чтобы мой ребенок изучал 2ой ин. яз, толку все равно не будет. Будет только доп. нагрузка, а она и так немаленькая. Лишняя нервотрепка для детей и родителей. Лучше бы учили один, но более основательно, чем галопом по европам»

Как видим, мнения экспертов, педагогов и родителей разнятся. И разнятся существенно. 

Логичный итог подводит высказывание учителя Ольги Х.:

«Коллеги, ну документы должны знать все. Не только администрация. Хотя бы, чтобы не было таких пустых дискуссий. Откройте примерную программу ООО по ФГОСу и найдите учебные планы. Их несколько вариантов (4 или 5). Админы выбирают тот УП [учебный план – прим. ред.], который подходит для вашей школы. Наверняка у вас нет изучения национального языка, вот для вас и подходит УП с изучением второго иностранного. И у вас нет никакого выбора. Отказаться не можете. Школа исходит из наличия спецов. Можете попытаться поучаствовать в выборе языка.»

Как к изучению языков подходят за рубежом?

Всегда интересно сравнить свою ситуацию с тем, как это у других. 

В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским. 

С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Например, во Франции планируется отменить изучение второго иностранного, а именно немецкого. По этому поводу даже назревают дипломатические разногласия между Германией и Францией. Учителя немецкого во Франции весьма недовольны перспективой лишиться работы.

Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – как эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).

Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен. Может, сказывается тяга северян к теплу? 

 Наши соседи – жители Украины – тоже планируют введение обязательного второго иностранного для своих детей. Причем английский вводится уже с первого класса, а второй – с пятого. Выбор предлагаемых для изучения языков, достаточно широк:

  • немецкий; 
  • французский;
  • испанский;
  • польский;
  • русский;
  • языки национальных меньшинств.

Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.

Главное, как всегда, заключается в деталях. Нужно, чтобы реализация была столь же хорошей, сколько и сама идея. Чтобы были созданы адекватные условия со стороны кадров, построения учебного плана, материального обеспечения. 

Читайте также
Комментарии (0)