Всероссийская олимпиада: Москва немного уступила сборной 84 регионов




Сборная Москвы всегда показывала на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) впечатляющие результаты, но если 5 лет назад на долю учеников столичных образовательных организаций приходилось около трети дипломов победителей и призеров, то в этом году учащиеся московских школ по числу завоеванных дипломов вплотную подошли к знаковому рубежу 50%. Еще немного усилий – и Москва будет обыгрывать на ВсОШ сборную остальной России. О столичных школах-лидерах по результатам главного интеллектуального соревнования страны и интересных фактах завершившегося олимпиадного сезона читайте в нашей статье.

Всероссийская олимпиада: Москва немного уступила сборной 84 регионов

Столичные лидеры

По итогам завершившихся заключительных этапов ВсОШ ученики московских школ завоевали 1346 дипломов: 266 победителей и 1080 призеров. Всего по итогам финалов ВсОШ по 24 предметам было выдано 2875 дипломов, то есть на долю школьников из столичных образовательных организаций приходится почти 47% от всех дипломов. Какие же школы внесли наибольший вклад в столь успешное выступление Москвы? Назовем 13 лучших по количеству завоеванных олимпиадных дипломов. Почему именно 13? Ответ узнаете чуть позже.

Образовательная организацияДипломыПобедителиПризерыПредметы
Школа ЦПМ127299819
СУНЦ МГУ7012589
Лицей НИУ ВШЭ69165314
Лицей «Вторая школа»6717508
Пятьдесят седьмая школа65155014
Школа «Летово»60124815
Школа №179456399
Лицей Финансового университета419329
Школа №15353052510
Школа №1252286224
Воробьевы горы246186
Школа №1543235188
Курчатовская школа225173


Всего в списке 244 образовательные организации, в которых учится хотя бы один обладатель диплома Всероссийской олимпиады.

На 13 школ приходится половина дипломов

Руководители столичного образования подчеркивают, что олимпиадное движение развито в Москве широко, и отнюдь не горстка школ вносит заметный вклад в победы города. Действительно, в 2021 году победителями и призерами ВсОШ стали представители 244 школ. Неплохой результат, если учесть, что в столице порядка шести сотен школ, но это лишь на первый взгляд.

Во-первых, примерно 60% образовательных организаций Москвы не смогли подготовить ни одного лауреата ВсОШ. В-вторых, в 123 школах из 244, представленных в списке, – всего по одному обладателю диплома. Один призер Всероссийской олимпиады на школу зачастую вообще не является показателем качественного обучения в этой образовательной организации: могу назвать десяток-другой лауреатов ВсОШ по экономике, праву или, к примеру, итальянскому языку, которые в своих школах не изучают эти предметы. В-третьих, почти половину столичных дипломов, если точнее – 49,9%, завоевали в этом году ученики всего 13 московских образовательных организаций. Их вы и видите в приведенной выше таблице. Судите сами, являются ли такие показатели свидетельством широкого развития олимпиадного движения.

А какова динамика изменений? В 2019 году ученики 228 школ Москвы завоевали 946 дипломов ВсОШ, причем половина этих дипломов пришлась на долю школьников из 19 образовательных организаций. Показатели 2021 года: 244 школы – 1346 дипломов – половина дипломов приходится на учеников 13 школ. Если рост числа завоеванных дипломов превысил 40%, то количество школ, в которых учатся лауреаты, выросло всего на 7%. При этом число образовательных организаций, которые обеспечивают столице половину всех дипломов, сократилось с 19 до 13, то есть на треть.

Вот так в реальности выглядит «широкое» развитие олимпиадного движения в Москве.

Школы универсальные и специализированные

Среди московских образовательных организаций можно обнаружить как школы, подготовившие победителей и призеров сразу по многим предметам (Школа Центра педагогического мастерства – 19, Школа «Летово» – 15, Лицей НИУ ВШЭ и Пятьдесят седьмая школа – по 14), так и специализирующиеся на одном-двух предметах. Например, из 22 дипломов Курчатовской школы 20 (4 победителя и 16 призеров) приходятся на один предмет – экологию, а ученики школы №1252 имени Сервантеса 24 из 28 дипломов завоевали в финале ВсОШ по испанскому языку.

По некоторым предметам в Москве очень легко выделить лидеров: по астрономии – Школа ЦПМ (11 дипломов: 2 победителя и 9 призеров); по биологии – СУНЦ МГУ (15: 3 и 12); по информатике – школа №179 (20: 4 и 16) и СУНЦ МГУ (17: 4 и 13); по испанскому языку – школа №1252 имени Сервантеса (24: 6 и 18); по литературе – Школа ЦПМ (12: 4 и 8); по математике – Лицей «Вторая школа» (21: 3 и 18); по обществознанию – Лицей Финансового университета (15: 3 и 12) и Лицей НИУ ВШЭ (14: 4 и 10); по химии – СУНЦ МГУ (11: 1 и 10) и Школа ЦПМ (9 призеров); по экономике – Лицей «Вторая школа» (19: 6 и 13) и Пятьдесят седьмая школа (18: 5 и 13).


По другим предметам сразу несколько школ показывают близкие результаты, поэтому назвать явного лидера проблематично: по физике, французскому языку, физкультуре, технологии, немецкому языку.

Перспективные проекты или «образовательный разврат»?

Одна из тенденций этого олимпиадного года – лидерство школ, ориентированных в основном на работу с талантливыми детьми, которые уже продемонстрировали не просто потенциал, а заметные результаты на интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

О впечатляющих результатах и некоторых, скажем так, особенностях комплектования Школы ЦПМ, которую в этом году следует признать лидером не только московского, но и общероссийского олимпиадного рейтинга, мы недавно писали.

Партнерскими проектами для ЦПМ – учредителя Школы ЦПМ – являются, в частности, эколого-биологические классы Курчатовской школы и социально-гуманитарные классы Лицея Финансового университета. Обучение в них происходит под руководством олимпиадных тренеров ЦПМ с проживанием в общежитиях в Москве.

Предельно корректная формулировка принципов обучения в классах этих проектов выглядит так:

В план занятий интегрированы модули, посвященные освоению форматов и алгоритмов написания предметных олимпиад.

Детальное знакомство с учебным процессом в Школе ЦПМ, эколого-биологических классах Курчатовской школы и социально-гуманитарных классах Лицея Финансового университета, а также отзывы самих учеников позволяют сделать некоторые уточнения: эти проекты больше напоминают отличные курсы олимпиадной подготовки, чем школы, ориентированные на глубокое и всестороннее образование. На этих курсах с учениками работают не столько учителя, сколько олимпиадные тренеры. Прекрасные профессионалы, многие из которых в прошлом сами выигрывали всероссийские и международные олимпиады, но – тренеры. При этом сам процесс обучения напоминает сборы по подготовке к очередному соревнованию.

Приведу пару высказываний опытных директоров школ, воспитавших не одно поколение школьников, в том числе и победителей разнообразных олимпиад, о подобных проектах: «пароксизм специализации» и «образовательный разврат». Слышал и более крепкие выражения, которые просто не рискну здесь воспроизвести.


Ни в коем случае не собираюсь отговаривать школьников и их родителей от обучения в названных проектах, прекрасно понимая колоссальную востребованность углубленной олимпиадной подготовки. Есть ниша – она будет заполнена. Диплом ВсОШ – это не только пропуск в «вуз мечты», но и солидные премиальные для столичного школьника. Двух этих пунктов достаточно, чтобы «не заметить» разницы между классическим образованием и курсами по подготовке к заключительному этапу Всероса.

Сборная Москвы против сборной остальной России

Доля дипломов, полученных школьниками московских образовательных организаций, в общем количестве дипломов победителей и призеров ВсОШ неуклонно растет: 2016 – 32%; 2017 – 37%; 2018 – 40%; 2019 – 42%; 2020 – опускаем из-за отмены заключительных этапов; 2021 – 47%.

Назовем ключевые действия столичных властей, направленные на активизацию работы с олимпиадниками и повышение ее эффективности: выплата премиальных участникам, призерам и победителям заключительного этапа Всероса; создание и развитие в Москве сети школ, ориентированных на работу со способными и мотивированными детьми; приглашение отлично подготовленных олимпиадников из других регионов на учебу в одной из школ этой сети; использование не только очных, но и очно-заочных форматов обучения, что позволяет школьникам из других регионов, не уезжая из родного города, официально считаться учеником столичной образовательной организации; привлечение к работе олимпиадными тренерами учителей, которые у себя в регионах подготовили победителей и призеров ВсОШ.

Как легко заметить, многие действия направлены на ослабление регионов. С учетом имеющихся у Москвы финансовых и организационных возможностей шансов на победу в неофициальном соревновании у столицы гораздо больше.

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)