В ведущие вузы – только с ЕГЭ по географии: миф или будущее

2019-05-21T15:11:24.532Z
13 2

15 мая Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам популяризации географии: 18 августа будем праздновать День географа, в общероссийском классификаторе занятий появится группа «Географы», будет разработан профессиональный стандарт «Географ» и установлено почетное звание «Заслуженный географ РФ», а ЕГЭ по географии, возможно, потребуется теперь для поступления не только на географические факультеты вузов. Разбираемся с поручениями и вероятными последствиями их выполнения.

Точка зрения автора

Я совершенно искренне полагаю, что география – это важный и обязательный для изучения школьный предмет.

В советском кинофильме «Большая перемена» есть эпизод, в котором учительница Серафима Павловна в блестящем исполнении Анастасии Георгиевской призывает сержанта милиции, которого сыграл великолепный Лев Дуров, «показать этим врагам географии, где находится город Киркенес». Сейчас любой школьник может «загуглить» информацию об этом норвежском городке, расположенном неподалеку от российско-норвежской границы. Некоторые вообще считают, что география не нужна, поскольку есть навигаторы. Сразу вспоминается госпожа Простакова, мать Митрофанушки: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь». Раньше этот фрагмент фонвизинского «Недоросля» даже у школьников вызывал смех, а сейчас все больше взрослых людей считают изучение географии пустой тратой времени.

Я с таким подходом к географии не согласен, но не тороплюсь хлопать в ладоши от радости и провозглашать, что наконец-то география займет подобающее место в рейтинге значимости школьных предметов. История, биология или, скажем, литература – это, на наш взгляд, не менее важные и значимые предметы школьной программы, чем география.

Точка зрения Русского географического общества

Комментарии президента Русского географического общества (РГО) Сергея Шойгу к поручениям Владимира Путина не позволяют надеяться, что для школ процесс выполнения поручений пройдет гладко и безболезненно.

«Считаю, что этот документ раз и навсегда утверждает: география – важнейший, основополагающий предмет школьной программы, базис для университетского образования, залог дальнейшего развития и процветания нашей страны», – сказал Шойгу.

В тезисе «география – важнейший, основополагающий предмет школьной программы» географию можно смело заменить на русский язык или математику, литературу или физику, любой вариант – чистейшая правда, иначе и быть не может.

Настораживает требование непременного увеличения количества часов преподавания географии в средней и старшей школе до двух часов в неделю. Для географии не жалко и пяти часов, только нужно помнить, что для увеличения объема учебной нагрузки по географии требуется сократить количество часов преподавания какого-то другого предмета. И какой предмет будет объявлен – для неминуемой реализации планов РГО – не самым нужным и важным?

Минпросвещения России и Рособрнадзору поручено подготовить предложения по реализации мер, направленных на повышение качества преподавания в школе учебного предмета «география». Мы хорошо представляем типовые меры Рособрнадзора: очередная порция проверочных работ и документов, которые должны заполнить учителя и школьная администрация. И все эти меры будут сопровождаться словами: «Ну вы же понимаете, это указания Владимира Путина и Сергея Шойгу!» На практике это будет означать, что на учителей, как обычно, упадет дополнительная нагрузка.

Настораживает и уверенность, с которой министр обороны РФ дает определение идеального учителя географии: «Это не кабинетный педагог, это энтузиаст, который увлекает учеников в походы и экспедиции». А энтузиаст, обладающий энциклопедическими знаниями и умеющий объяснить сложные явления, не выходя за территорию школы, уже не годится? Всех нужно непременно отправить в походы и экспедиции?

Как увеличить количество школьников, сдающих ЕГЭ по географии

Минобрнауки, Русское географическое общество и Российский союз ректоров получили указание подготовить предложения по включению в перечень вступительных испытаний при приеме на обучение в вузы обязательного вступительного испытания по географии, которое будет проводиться при приеме на обучение по направлениям подготовки и специальностям, требующим знания этого учебного предмета. В переводе с бюрократического языка на литературный это означает, что Михаил Котюков, Сергей Шойгу и Виктор Садовничий должны решить, при приеме на какие специальности и направления абитуриент должен обязательно предъявлять результат сдачи ЕГЭ по географии.

В настоящее время обязаны сдавать ЕГЭ по географии все, кто поступает на специальности «география» (например, на геофак МГУ или СПбГУ), «экология и природопользование» (в Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, РУДН и во многие другие вузы) и, разумеется, будущие учителя географии, поступающие в педагогические вузы.

Сергей Шойгу, выполняя указание Владимира Путина, предлагает расширить перечень специальностей и направлений: «… сейчас знание географии не требуется при поступлении в вузы. Причем это касается даже таких специальностей, как “туризм”, “регионоведение”, “международные отношения”. По этой логике, специалисту-международнику или менеджеру в сфере туризма не нужно глубоко знать географию. Странная логика, согласитесь». Соглашусь, пожалуй, но не со всеми утверждениями. Международнику и регионоведу нужны глубокие знания как географии, так и иностранного языка, а еще науки, культуры и истории, причем как мировой цивилизации в целом, так и отдельно взятого региона. Что касается менеджера в сфере туризма, то далеко не все работодатели считают, что география – приоритетный предмет для такого специалиста.

В этом году поступающие на направления «зарубежное регионоведение» и «международные отношения» в МГИМО предъявляют результаты ЕГЭ по русскому языку, истории и иностранному языку, а также сдают дополнительное вступительное испытание по иностранному языку. Заменить географией историю или иностранный язык – это не выход, поэтому можно предположить, что будущим регионоведам и международникам придется предъявлять результаты сдачи ЕГЭ по четырем предметам. В перечне поручений указан срок подготовки предложений – до 1 декабря 2019 года, поэтому выпускники следующего года, вероятно, могут вздохнуть с облегчением: правила приема и перечень вступительных испытаний вузы обязаны опубликовать не позднее 1 октября. С другой стороны, нельзя исключать, что некоторые вузы сыграют на опережение и добавят ЕГЭ по географии в качестве обязательного для специальностей «туризм», «регионоведение» и «международные отношения» 1 октября 2019 года, не дожидаясь рекомендаций и решений Минобрнауки, РГО и Российского союза ректоров.

Кстати, ничего экстраординарного в четырех обязательных ЕГЭ нет: при поступлении, например, в МГУ на биофак требуется предъявить результаты ЕГЭ по биологии, математике, химии и русскому языку. Убежден, что будущие специалисты по туризму, регионоведению и международным отношениям справятся, если потребуется, с географией, только родителям придется потратить больше денежных средств на репетиторов, потому что в школах не все учителя географии смогут показать на карте норвежский город Киркенес.

Об учителях географии и их подготовке ни в перечне поручений Владимира Путина, ни в заявлении Сергея Шойгу, к сожалению, ничего не сказано, не считая того, что они должны быть энтузиастами и «увлекать учеников в походы и экспедиции».

Резюме

Отличная идея, как это чаще всего бывает, с большой вероятностью сведется к увеличению проверочных работ по географии, заполнению отчетов по выполнению указаний президента РФ и обязательной сдаче ЕГЭ для поступления на некоторые специальности. Во всяком случае, никаких мер, направленных на повышение конкурса в педагогические вузы на специальность «география», не предусмотрено. Не идет речь и о повышении квалификации и материальном стимулировании педагогов, разработке новых методик преподавания, выделении средств на походы и экспедиции. Едва ли стоит ожидать энтузиазма от учителя с высоким уровнем учебной и бюрократической нагрузки, но с низкой зарплатой.

Уважаемые читатели, что вы думаете по этому поводу? Каково ваше отношение к стремлению назначить географию «главным школьным предметом»?


Читайте также
Комментарии (2)
2019-05-21T15:11:24.532Z
13 2

В ведущие вузы – только с ЕГЭ по географии: миф или будущее


15 мая Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам популяризации географии: 18 августа будем праздновать День географа, в общероссийском классификаторе занятий появится группа «Географы», будет разработан профессиональный стандарт «Географ» и установлено почетное звание «Заслуженный географ РФ», а ЕГЭ по географии, возможно, потребуется теперь для поступления не только на географические факультеты вузов. Разбираемся с поручениями и вероятными последствиями их выполнения.

Точка зрения автора

Я совершенно искренне полагаю, что география – это важный и обязательный для изучения школьный предмет.

В советском кинофильме «Большая перемена» есть эпизод, в котором учительница Серафима Павловна в блестящем исполнении Анастасии Георгиевской призывает сержанта милиции, которого сыграл великолепный Лев Дуров, «показать этим врагам географии, где находится город Киркенес». Сейчас любой школьник может «загуглить» информацию об этом норвежском городке, расположенном неподалеку от российско-норвежской границы. Некоторые вообще считают, что география не нужна, поскольку есть навигаторы. Сразу вспоминается госпожа Простакова, мать Митрофанушки: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь». Раньше этот фрагмент фонвизинского «Недоросля» даже у школьников вызывал смех, а сейчас все больше взрослых людей считают изучение географии пустой тратой времени.

Я с таким подходом к географии не согласен, но не тороплюсь хлопать в ладоши от радости и провозглашать, что наконец-то география займет подобающее место в рейтинге значимости школьных предметов. История, биология или, скажем, литература – это, на наш взгляд, не менее важные и значимые предметы школьной программы, чем география.

Точка зрения Русского географического общества

Комментарии президента Русского географического общества (РГО) Сергея Шойгу к поручениям Владимира Путина не позволяют надеяться, что для школ процесс выполнения поручений пройдет гладко и безболезненно.

«Считаю, что этот документ раз и навсегда утверждает: география – важнейший, основополагающий предмет школьной программы, базис для университетского образования, залог дальнейшего развития и процветания нашей страны», – сказал Шойгу.

В тезисе «география – важнейший, основополагающий предмет школьной программы» географию можно смело заменить на русский язык или математику, литературу или физику, любой вариант – чистейшая правда, иначе и быть не может.

Настораживает требование непременного увеличения количества часов преподавания географии в средней и старшей школе до двух часов в неделю. Для географии не жалко и пяти часов, только нужно помнить, что для увеличения объема учебной нагрузки по географии требуется сократить количество часов преподавания какого-то другого предмета. И какой предмет будет объявлен – для неминуемой реализации планов РГО – не самым нужным и важным?

Минпросвещения России и Рособрнадзору поручено подготовить предложения по реализации мер, направленных на повышение качества преподавания в школе учебного предмета «география». Мы хорошо представляем типовые меры Рособрнадзора: очередная порция проверочных работ и документов, которые должны заполнить учителя и школьная администрация. И все эти меры будут сопровождаться словами: «Ну вы же понимаете, это указания Владимира Путина и Сергея Шойгу!» На практике это будет означать, что на учителей, как обычно, упадет дополнительная нагрузка.

Настораживает и уверенность, с которой министр обороны РФ дает определение идеального учителя географии: «Это не кабинетный педагог, это энтузиаст, который увлекает учеников в походы и экспедиции». А энтузиаст, обладающий энциклопедическими знаниями и умеющий объяснить сложные явления, не выходя за территорию школы, уже не годится? Всех нужно непременно отправить в походы и экспедиции?

Как увеличить количество школьников, сдающих ЕГЭ по географии

Минобрнауки, Русское географическое общество и Российский союз ректоров получили указание подготовить предложения по включению в перечень вступительных испытаний при приеме на обучение в вузы обязательного вступительного испытания по географии, которое будет проводиться при приеме на обучение по направлениям подготовки и специальностям, требующим знания этого учебного предмета. В переводе с бюрократического языка на литературный это означает, что Михаил Котюков, Сергей Шойгу и Виктор Садовничий должны решить, при приеме на какие специальности и направления абитуриент должен обязательно предъявлять результат сдачи ЕГЭ по географии.

В настоящее время обязаны сдавать ЕГЭ по географии все, кто поступает на специальности «география» (например, на геофак МГУ или СПбГУ), «экология и природопользование» (в Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, РУДН и во многие другие вузы) и, разумеется, будущие учителя географии, поступающие в педагогические вузы.

Сергей Шойгу, выполняя указание Владимира Путина, предлагает расширить перечень специальностей и направлений: «… сейчас знание географии не требуется при поступлении в вузы. Причем это касается даже таких специальностей, как “туризм”, “регионоведение”, “международные отношения”. По этой логике, специалисту-международнику или менеджеру в сфере туризма не нужно глубоко знать географию. Странная логика, согласитесь». Соглашусь, пожалуй, но не со всеми утверждениями. Международнику и регионоведу нужны глубокие знания как географии, так и иностранного языка, а еще науки, культуры и истории, причем как мировой цивилизации в целом, так и отдельно взятого региона. Что касается менеджера в сфере туризма, то далеко не все работодатели считают, что география – приоритетный предмет для такого специалиста.

В этом году поступающие на направления «зарубежное регионоведение» и «международные отношения» в МГИМО предъявляют результаты ЕГЭ по русскому языку, истории и иностранному языку, а также сдают дополнительное вступительное испытание по иностранному языку. Заменить географией историю или иностранный язык – это не выход, поэтому можно предположить, что будущим регионоведам и международникам придется предъявлять результаты сдачи ЕГЭ по четырем предметам. В перечне поручений указан срок подготовки предложений – до 1 декабря 2019 года, поэтому выпускники следующего года, вероятно, могут вздохнуть с облегчением: правила приема и перечень вступительных испытаний вузы обязаны опубликовать не позднее 1 октября. С другой стороны, нельзя исключать, что некоторые вузы сыграют на опережение и добавят ЕГЭ по географии в качестве обязательного для специальностей «туризм», «регионоведение» и «международные отношения» 1 октября 2019 года, не дожидаясь рекомендаций и решений Минобрнауки, РГО и Российского союза ректоров.

Кстати, ничего экстраординарного в четырех обязательных ЕГЭ нет: при поступлении, например, в МГУ на биофак требуется предъявить результаты ЕГЭ по биологии, математике, химии и русскому языку. Убежден, что будущие специалисты по туризму, регионоведению и международным отношениям справятся, если потребуется, с географией, только родителям придется потратить больше денежных средств на репетиторов, потому что в школах не все учителя географии смогут показать на карте норвежский город Киркенес.

Об учителях географии и их подготовке ни в перечне поручений Владимира Путина, ни в заявлении Сергея Шойгу, к сожалению, ничего не сказано, не считая того, что они должны быть энтузиастами и «увлекать учеников в походы и экспедиции».

Резюме

Отличная идея, как это чаще всего бывает, с большой вероятностью сведется к увеличению проверочных работ по географии, заполнению отчетов по выполнению указаний президента РФ и обязательной сдаче ЕГЭ для поступления на некоторые специальности. Во всяком случае, никаких мер, направленных на повышение конкурса в педагогические вузы на специальность «география», не предусмотрено. Не идет речь и о повышении квалификации и материальном стимулировании педагогов, разработке новых методик преподавания, выделении средств на походы и экспедиции. Едва ли стоит ожидать энтузиазма от учителя с высоким уровнем учебной и бюрократической нагрузки, но с низкой зарплатой.

Уважаемые читатели, что вы думаете по этому поводу? Каково ваше отношение к стремлению назначить географию «главным школьным предметом»?

Читайте также
Комментарии (2)