Уровень школьного образования в России: позиции в мире

2018-12-14T08:51:00.000Z
4 0

В этой статье мы продолжим разговор про позиции российского образования в мире, но уже оценим общее образование. Рассмотрим вопросы доступности школьного образования, программу обучения, положение педагогов, оценим перспективы развития отечественной школы.

Статья подготовлена на основе «Материалов для дискуссии “Глобальная конкурентоспособность российского образования”» Высшей школы экономики (серия Современная аналитика образования, № 3 (20), 2018 г.).

Школа является ядром любой образовательной системы. 10-12 лет, проведенные в школе, определяют существенную часть жизни практически каждого члена общества, именно поэтому состояние школы является предметом внимания международного сообщества и национальных институтов, по этой же причине именно на уровне школы существует множество международных исследований, а значит, и широкое пространство для сравнений.

Всеобщий доступ к образованию и финансирование

Продолжительность обязательного образования в России составляет примерно 11 лет (с 7 до 18 лет включительно), что соответствует средним значениям для ОЭСР, с  той лишь разницей, что в большинстве стран обязательное образование начинается с 6 лет и заканчивается в 16. Лидерами по продолжительности образования являются Бразилия и Нидерланды (по 14 лет), наименьшая продолжительность в Корее, Индонезии и ЮАР (по 9 лет).

Здесь важно отметить, что из-за особенностей отечественной статистики мы не можем точно сказать, какое именно количество школьников не завершают общего образования ни в одной его форме (9 или 11 классов). Но при этом необходимо отметить, что примерно половина выпускников 9 классов завершают свое общее образование в системе среднего профессионального образования.

По доле ВВП, направляемой на развитие общего образования, Россия находится на среднем уровне среди других стран. Согласно данным ОЭСР, в 2014 году на одного учащегося в России было потрачено чуть менее 5 000 долларов США с учетом паритета покупательной способности, что почти в два раза меньше, чем в среднем по странам ОЭСР, и в четыре раза меньше, чем в Люксембурге, лидирующем по этому показателю.

Для сравнения, меньше, чем Россия, тратят на одного учащегося только Аргентина, Чили, Бразилия, Турция, Мексика, Колумбия и Индонезия. В то же время в два и более раза больше – Финляндия, Дания, Швеция, Корея, Ирландия, Япония, Австралия, Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Канада, США, Бельгия. В три раза больше – Швейцария, Австралия, Норвегия. Феномен Люксембурга уже упоминался выше.

Важно обратить внимание на тот факт, что связь между уровнем финансирования и образовательным результатом не является прямой. Если затраты страны на образование одного ребенка в течение 10 лет составляют менее 50 000 долларов США, наблюдается линейная зависимость, но за пределами этой суммы зависимость между объемом затрат и результатами носит более сложный характер.

В России указанные расходы составили 51 000 долларов США, и это говорит о том, что нам необходимо не только наращивать объем инвестиций, но и повышать результативность их использования.

Образовательные результаты

Глобальная конкурентоспособность школьной системы образования в большей степени связывается с ее способностью обеспечить готовность учащихся к жизни в изменяющемся мире в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Следовательно, формальное наличие свидетельства о завершении образования в современном мире уже не рассматривается в качестве показателя успешности системы. Поэтому в передовых образовательных системах происходит непрерывное обновление содержания образования.

Наиболее интересным представляется сравнение школьных систем с точки зрения актуальности планируемых результатов и применяемых технологий. Тут необходимо отметить, что отечественные образовательные стандарты содержат меньше задач по освоению исследовательских навыков, навыков кооперации и социального действия, знаний в области современных технологий.

Международные исследования качества образования

Россия участвует в различных международных исследованиях, начиная с 1990-х годов, традиционно они фокусируются на предметных достижениях, включая языковую и математическую грамотность.

Позиции России в основных исследованиях:

  1. TIMSS-2015. Математика 4-й класс – 7-е место из 49.
  2. TIMSS-2015. Математика 8-й класс – 6-е место из 39.
  3. TIMSS-2015. Естествознание 4-й класс – 4-е место из 47.
  4. TIMSS-2015. Естествознание 8-й класс – 7-е место из 39.
  5. TIMSS-2015. Продвинутая математика – 1-е место.
  6. PISA-2015. Математика – 20-30-е место из 70.
  7. PISA-2015. Естествознание – 30-34-е место из 70.
  8. PISA-2015. Чтение – 19-30-е место из 70.
  9. PIRLS-2016. Чтение – 1-е место из 50.

Россия демонстрирует высокие результаты в исследованиях, которые выявляют уровень освоения знаний и понимания тех явлений, которые изучаются в рамках образовательного стандарта. В то же время результаты наших школьников хуже в заданиях, характеризующих способность применять полученные знания для решения практических задач.

Так, в последнем исследовании PISA предложены задания на оценку совместного решения задач. Российские школьники показали результаты ниже среднего по странам ОЭСР, что говорит об отставании нашей системы образования в области развития тех качеств, которые становятся все важнее для меняющейся экономики. Также важно отметить, что доля учащихся, показавших наиболее высокие результаты по всем трем областям, для России составляет 1,7 процента, в то время как в среднем по ОЭСР данный показатель – 3,7 процента.

В исследовании PISA важным параметром является академическая резильентность – количество обучающихся, входящих в нижние 25 процентов по индексу PISA (по экономическому, социальному и культурному состоянию в стране) с результатами, соответствующими наиболее высокому квартилю по академическим результатам общемировой выборки. Этот параметр демонстрирует устойчивость обучающихся к плохим социально-экономическим условиям. В 2015 году по указанному параметру Россия находилась на 32-м месте из 43 возможных, что говорит о проблемах конкуренции с точки зрения равенства образования.

Талантливые дети

Особое внимание все страны уделяют работе с талантливыми детьми. Для сравнения успешности стран по этому параметру традиционно используют достижения участников международных олимпиад.

Российские учащиеся в последние годы добиваются серьезных успехов в международных олимпиадах. Так, по итогам олимпийского сезона 2017 года сборными командами нашей страны (38 человек) завоевано 38 медалей, в том числе 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых.

Педагоги

Качество системы образования не может быть выше качества педагогов, работающих в ней. Именно поэтому качество педагогов и условия их работы являются важнейшим индикатором конкурентоспособности системы.

В последние годы мы не видим сдвигов в возрастной структуре педагогического корпуса. Доля учителей в возрасте 50 лет и старше в России составляет 38 %, что на три пункта выше, чем в среднем по ОЭСР, при этом удельный вес учителей до 30 лет у нас несколько выше среднего – 14 процентов против 10.

Очень важно, что покупательская способность российского учителя остается очень низкой. С учетом паритета покупательской способности, в среднем российские учителя получают 16 786 долларов США ежегодно, при этом среднее значение для ОЭСР составляет почти 42 000 долларов. Меньше наших учителей получают только учителя в Словакии и Латвии. Наибольшие зарплаты получают педагоги в Люксембурге (почти 100 000), Швейцарии (почти 80 000), Германии (чуть более 70 000) и Канаде (65 000).

Российские учителя работают больше – их средняя неделя длится 46 часов, в то время как в среднем по всем странам – 38. Ощутимо больше времени у наших учителей занимает административная работа и, прежде всего, отчетность.

Несмотря на указанный разрыв в доходах, Россия занимает первое место по индексу профессионализма учительского корпуса (исследование TALIS-2018). Но важно учесть, что это же исследование показало: самая низкие показатели у России по параметру «Автономия». Данная часть содержит вопросы про выбор программы и учебных материалов, самостоятельность в выборе и разработку оценочных инструментов.

Также, в соответствии с результатами TALIS, российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 процента против 26,48 в среднем по странам-участницам).

Наши перспективы

На основании имеющихся данных основным направлением усилий для улучшения позиций отечественной школы должно стать формирование системы профилактики и преодоления школьной неуспешности. Школа должна акцентировать внимание на формировании у учащихся более сложных навыков (формулирование гипотез, прогнозирование и т. д.), способностей к решению задач проблемного и прикладного характера, в том числе и в групповом взаимодействии.

Для нашей страны характерен существенно более высокий среди стран-конкурентов уровень сегрегации – отличия между школами по социально-экономическому составу учащихся, что приводит к снижению уровня академических достижений, а также образовательных и карьерных притязаний. Также выраженными являются различия в ресурсном обеспечении школ. Система общего образования не выполняет в необходимой степени функции социального лифта.

Основным из направлений развития общего образования должно стать развитие кадрового потенциала системы как ключевого условия для повышения конкурентоспособности, а равно обеспечение качества жизни учащихся через формирование гармоничных отношений всех участников образовательного процесса (включая родителей), позитивного школьного климата.

Об уровне дошкольного образования читайте в статье по ссылке.  


Читайте также
Комментарии (0)
2018-12-14T08:51:00.000Z
4 0

Уровень школьного образования в России: позиции в мире


В этой статье мы продолжим разговор про позиции российского образования в мире, но уже оценим общее образование. Рассмотрим вопросы доступности школьного образования, программу обучения, положение педагогов, оценим перспективы развития отечественной школы.

Статья подготовлена на основе «Материалов для дискуссии “Глобальная конкурентоспособность российского образования”» Высшей школы экономики (серия Современная аналитика образования, № 3 (20), 2018 г.).

Школа является ядром любой образовательной системы. 10-12 лет, проведенные в школе, определяют существенную часть жизни практически каждого члена общества, именно поэтому состояние школы является предметом внимания международного сообщества и национальных институтов, по этой же причине именно на уровне школы существует множество международных исследований, а значит, и широкое пространство для сравнений.

Всеобщий доступ к образованию и финансирование

Продолжительность обязательного образования в России составляет примерно 11 лет (с 7 до 18 лет включительно), что соответствует средним значениям для ОЭСР, с  той лишь разницей, что в большинстве стран обязательное образование начинается с 6 лет и заканчивается в 16. Лидерами по продолжительности образования являются Бразилия и Нидерланды (по 14 лет), наименьшая продолжительность в Корее, Индонезии и ЮАР (по 9 лет).

Здесь важно отметить, что из-за особенностей отечественной статистики мы не можем точно сказать, какое именно количество школьников не завершают общего образования ни в одной его форме (9 или 11 классов). Но при этом необходимо отметить, что примерно половина выпускников 9 классов завершают свое общее образование в системе среднего профессионального образования.

По доле ВВП, направляемой на развитие общего образования, Россия находится на среднем уровне среди других стран. Согласно данным ОЭСР, в 2014 году на одного учащегося в России было потрачено чуть менее 5 000 долларов США с учетом паритета покупательной способности, что почти в два раза меньше, чем в среднем по странам ОЭСР, и в четыре раза меньше, чем в Люксембурге, лидирующем по этому показателю.

Для сравнения, меньше, чем Россия, тратят на одного учащегося только Аргентина, Чили, Бразилия, Турция, Мексика, Колумбия и Индонезия. В то же время в два и более раза больше – Финляндия, Дания, Швеция, Корея, Ирландия, Япония, Австралия, Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Канада, США, Бельгия. В три раза больше – Швейцария, Австралия, Норвегия. Феномен Люксембурга уже упоминался выше.

Важно обратить внимание на тот факт, что связь между уровнем финансирования и образовательным результатом не является прямой. Если затраты страны на образование одного ребенка в течение 10 лет составляют менее 50 000 долларов США, наблюдается линейная зависимость, но за пределами этой суммы зависимость между объемом затрат и результатами носит более сложный характер.

В России указанные расходы составили 51 000 долларов США, и это говорит о том, что нам необходимо не только наращивать объем инвестиций, но и повышать результативность их использования.

Образовательные результаты

Глобальная конкурентоспособность школьной системы образования в большей степени связывается с ее способностью обеспечить готовность учащихся к жизни в изменяющемся мире в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Следовательно, формальное наличие свидетельства о завершении образования в современном мире уже не рассматривается в качестве показателя успешности системы. Поэтому в передовых образовательных системах происходит непрерывное обновление содержания образования.

Наиболее интересным представляется сравнение школьных систем с точки зрения актуальности планируемых результатов и применяемых технологий. Тут необходимо отметить, что отечественные образовательные стандарты содержат меньше задач по освоению исследовательских навыков, навыков кооперации и социального действия, знаний в области современных технологий.

Международные исследования качества образования

Россия участвует в различных международных исследованиях, начиная с 1990-х годов, традиционно они фокусируются на предметных достижениях, включая языковую и математическую грамотность.

Позиции России в основных исследованиях:

  1. TIMSS-2015. Математика 4-й класс – 7-е место из 49.
  2. TIMSS-2015. Математика 8-й класс – 6-е место из 39.
  3. TIMSS-2015. Естествознание 4-й класс – 4-е место из 47.
  4. TIMSS-2015. Естествознание 8-й класс – 7-е место из 39.
  5. TIMSS-2015. Продвинутая математика – 1-е место.
  6. PISA-2015. Математика – 20-30-е место из 70.
  7. PISA-2015. Естествознание – 30-34-е место из 70.
  8. PISA-2015. Чтение – 19-30-е место из 70.
  9. PIRLS-2016. Чтение – 1-е место из 50.

Россия демонстрирует высокие результаты в исследованиях, которые выявляют уровень освоения знаний и понимания тех явлений, которые изучаются в рамках образовательного стандарта. В то же время результаты наших школьников хуже в заданиях, характеризующих способность применять полученные знания для решения практических задач.

Так, в последнем исследовании PISA предложены задания на оценку совместного решения задач. Российские школьники показали результаты ниже среднего по странам ОЭСР, что говорит об отставании нашей системы образования в области развития тех качеств, которые становятся все важнее для меняющейся экономики. Также важно отметить, что доля учащихся, показавших наиболее высокие результаты по всем трем областям, для России составляет 1,7 процента, в то время как в среднем по ОЭСР данный показатель – 3,7 процента.

В исследовании PISA важным параметром является академическая резильентность – количество обучающихся, входящих в нижние 25 процентов по индексу PISA (по экономическому, социальному и культурному состоянию в стране) с результатами, соответствующими наиболее высокому квартилю по академическим результатам общемировой выборки. Этот параметр демонстрирует устойчивость обучающихся к плохим социально-экономическим условиям. В 2015 году по указанному параметру Россия находилась на 32-м месте из 43 возможных, что говорит о проблемах конкуренции с точки зрения равенства образования.

Талантливые дети

Особое внимание все страны уделяют работе с талантливыми детьми. Для сравнения успешности стран по этому параметру традиционно используют достижения участников международных олимпиад.

Российские учащиеся в последние годы добиваются серьезных успехов в международных олимпиадах. Так, по итогам олимпийского сезона 2017 года сборными командами нашей страны (38 человек) завоевано 38 медалей, в том числе 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых.

Педагоги

Качество системы образования не может быть выше качества педагогов, работающих в ней. Именно поэтому качество педагогов и условия их работы являются важнейшим индикатором конкурентоспособности системы.

В последние годы мы не видим сдвигов в возрастной структуре педагогического корпуса. Доля учителей в возрасте 50 лет и старше в России составляет 38 %, что на три пункта выше, чем в среднем по ОЭСР, при этом удельный вес учителей до 30 лет у нас несколько выше среднего – 14 процентов против 10.

Очень важно, что покупательская способность российского учителя остается очень низкой. С учетом паритета покупательской способности, в среднем российские учителя получают 16 786 долларов США ежегодно, при этом среднее значение для ОЭСР составляет почти 42 000 долларов. Меньше наших учителей получают только учителя в Словакии и Латвии. Наибольшие зарплаты получают педагоги в Люксембурге (почти 100 000), Швейцарии (почти 80 000), Германии (чуть более 70 000) и Канаде (65 000).

Российские учителя работают больше – их средняя неделя длится 46 часов, в то время как в среднем по всем странам – 38. Ощутимо больше времени у наших учителей занимает административная работа и, прежде всего, отчетность.

Несмотря на указанный разрыв в доходах, Россия занимает первое место по индексу профессионализма учительского корпуса (исследование TALIS-2018). Но важно учесть, что это же исследование показало: самая низкие показатели у России по параметру «Автономия». Данная часть содержит вопросы про выбор программы и учебных материалов, самостоятельность в выборе и разработку оценочных инструментов.

Также, в соответствии с результатами TALIS, российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 процента против 26,48 в среднем по странам-участницам).

Наши перспективы

На основании имеющихся данных основным направлением усилий для улучшения позиций отечественной школы должно стать формирование системы профилактики и преодоления школьной неуспешности. Школа должна акцентировать внимание на формировании у учащихся более сложных навыков (формулирование гипотез, прогнозирование и т. д.), способностей к решению задач проблемного и прикладного характера, в том числе и в групповом взаимодействии.

Для нашей страны характерен существенно более высокий среди стран-конкурентов уровень сегрегации – отличия между школами по социально-экономическому составу учащихся, что приводит к снижению уровня академических достижений, а также образовательных и карьерных притязаний. Также выраженными являются различия в ресурсном обеспечении школ. Система общего образования не выполняет в необходимой степени функции социального лифта.

Основным из направлений развития общего образования должно стать развитие кадрового потенциала системы как ключевого условия для повышения конкурентоспособности, а равно обеспечение качества жизни учащихся через формирование гармоничных отношений всех участников образовательного процесса (включая родителей), позитивного школьного климата.

Об уровне дошкольного образования читайте в статье по ссылке.  

Читайте также
Комментарии (0)