Современный учитель: кто он? Изменение парадигмы под влиянием технологий

2018-10-23T15:39:00.000Z
46 0

В рамках форума EdCrunch-2018 прошла панельная дискуссия «Современный учитель: кто он? Изменение парадигмы под влиянием новых технологий». Спикеры – ведущие мировые специалисты в сфере образования – рассуждали на наиболее болезненные и острые темы, поговорили про роль учителя, педагогическое образование, новые технологии и перспективы замены учителей роботами. Выводы экспертов и наш взгляд на проблемы – в этой статье. 


Спикеры

Дискуссия собрала большой зал «Амфитеатр» Всемирного торгового центра. Свободных мест практически не осталось, и это говорит о том, что тема роли учителя в современном обществе, грядущих изменений в этой профессии более чем актуальна. На сцене пять стульев для спикеров, и ими стали:

- Аркадий Марголис, российский психолог, кандидат психологических наук, профессор, первый проректор МГППУ;

- Ричард Кулатта, генеральный директор ISTE (Международное сообщество по технологиям в образовании, США);

- Марк Аткинсон, сооснователь и генеральный директор Mursion, США;

- Дэвид Росс, генеральный директор P21 (Partnership for 21st Century Learning, США); 

- Майкл Трукано, мировой лидер в области инноваций в образовании, старший специалист по образовательной и технологической политике Всемирного банка, США.

Сорок минут отведенного времени, конечно, не позволяют каждому из спикеров подробно изложить свою позицию по всем возможным вопросам, но основные моменты были озвучены, именно на них мы дальше и остановимся.

Учитель в современном технологически насыщенном мире

Мир меняется, и это влечет за собой изменения как роли учителя, так и методов его работы. Вокруг становится все больше и больше новых технологий, гаджеты уже не только в каждом доме, они оплетают нас плотной сетью из смартфонов, умных часов, фитнес-браслетов и прочих вещей, без которых скоро невозможно будет представить жизнь. Мир сжимается до размера ладони, коммуникации упрощаются, время не имеет значения, и информация становится все более открытой и доступной. Мы находимся в той точке, после прохождения которой не останется сакрального знания.

Цель работы учителя – это не транслирование информации, поскольку доступ к информации в любых объемах становится все проще. В современном мире учитель – это как куратор в музее, он должен помочь ученику выбрать необходимую информацию.

Ричард Кулатта

Все изменения в окружающем мире не могут не сказаться на роли педагога и потому так часто сейчас говорят о глобальных, структурных изменениях, вокруг постоянно возникают темы менторства, наставничества, компетенций, формирования ценностей, интереса к учебе как процессу и множество других, иногда пугающих своей радикальностью, а периодически вызывающих ассоциацию типа «ах да, это же так просто и логично».

Раньше образовательная модель предполагала, что ученики только собирают информацию, но сейчас все изменилось. То, что мы сейчас даем учащимся, не формирует их персональной ценности. Наша цель – сформировать интерес к учебе как к процессу.

Ричард Кулатта

Собственно спикеры говорили именно об этом, подчеркивая роль учителя как проводника в новом мире и акцентируя внимание на медленных изменениях в сфере образования.

Большинство учителей думают, что они знают все в мире, но любой ученик в классе имеет устройство с бо’льшим объемом знаний.

 Дэвид Росс

Мы все оказались в той реальности, когда образование постепенно превращается в постоянный процесс: курсы, повышение квалификации, тренинги, дополнительное образование сопровождают человека всю жизнь, и это не говоря о том, что ежедневно мы сталкиваемся с новыми задачами, которые требуют погружения в сферы, не имеющие отношения к нашей квалификации или университетскому диплому.

Все вышесказанное порождает не только множество вопросов ко всей системе классического образования, но приводит нас к парадоксальным выводам. Учителей в мире будет становиться все больше и больше, готово ли общество позволить себе такое количество? Могут ли современные  технологии заменить педагогов?

Сейчас уже 33 страны в мире испытывают острую нехватку учителей.

Майкл Трукано

Мы все понимаем, что обучение – это не просто трансляция знаний, и недостаточно только поставить монитор в класс, выводя на него красивые слайды и внятное голосовое сообщение. Никакие технологии виртуальной реальности, интерактивные панели, цифровые лаборатории не смогут сформировать личность человека, стать наставником и показать ему всю красоту этого мира, заинтересовать процессом получения новых знаний.

Образование – это про личность как ученика, так и педагога, про открытый диалог, обмен мнениями и свободу выбора. Никакие технологии тут заменить учителя не смогут, но эти же самые технологии помогут сделать процесс более эффективным и интересным.

Несмотря на все разговоры, технологии не смогут заменить учителей, но серьезно повлияют на некоторые их компетенции. Сейчас образ учителя как коуча или ментора все более актуален. И самый главный вопрос – это формат взаимодействия между педагогом и учеником.

Майкл Трукано

Именно поэтому сейчас мы понимаем, что говоря об изменении системы образования, мы не имеем в виду полное ее замещение технологическими новинками и уход в онлайн – речь в первую очередь идет о качественных изменениях в работе педагога и об эффективности его работы. И, как представляется, глубокие структурные изменения в системе образования приведут к трем фундаментальным вещам: повышению производительности труда учителей, новому типу компетентности, существенному возрастанию роли и позиции ученика (его личности).

Учитель как профессия. Подготовка менторов для нового поколения

Роль учителя в современном мире стремительно меняется, и технологии усугубляют возникающие противоречия. Мы имеем с одной стороны классно-урочную систему, а с другой – очень разных детей, и перед педагогом стоит задача достучаться до каждого из них.

Существует очень большой разрыв между тем, что преподают в педагогических вузах, и реальностью. И система образования педагогов никак не разрешает данной проблемы – мало того, она еще и не учит анализировать собственную деятельность и перестраивать ее в соответствии с изменяющимися условиями. Нам только предстоит пройти важные этапы преобразования: от учителя, через методиста и до наставника. Сейчас мы примерно в середине этого пути.

Проект для России: учитель – методист – наставник. Решить эту задачу без технологий в образовании педагогов невозможно.

 Аркадий Марголис

Технологии в отрыве от практики мало что значат, невозможно просто отдать технические новинки в вузы – необходимо моделировать ситуации и погружать студента в среду. Именно среда должна сформировать набор навыков, которые местами оттачиваются до автоматизма. Обучение педагога – это в первую очередь практический опыт и навыки, а уже потом методические рекомендации.

При образовании педагогов необходимо использовать не только стандартные практики, но и применять элементы виртуальной реальности, моделирование ситуаций. Педагогу необходима автоматичность во многих действиях при работе с оборудованием.

Марк Аткинсон

Учителя очень одиноки и, возможно, это один из профессиональных аспектов, который мы всегда считали неотделимым от профессии и даже в чем-то ее романтизирующим.

Тут необходимо небольшое пояснение. Говоря про одиночество, имею в виду именно профессиональную составляющую: учитель один при работе с классом или учеником, он так же один встречается с родителями, общается с ними в чатах, так же один ведет детей в поход и убирает с ними опавшую листву во дворе, и даже точно так же один отвечает за свои ошибки перед обществом в виде прессы, администрации, комитетов, один проверяет тетради и готовится к следующему уроку. У педагога нет серьезной поддержки сообщества, поскольку оно состоит из таких же одиночек. И это накладывает серьезный отпечаток на личность учителя, его отношение к миру и обществу, часто ведет к профессиональному выгоранию.

Учитель – это очень изолированная профессия. И педагоги чувствуют себя одинокими. Очень важно выстраивать коммуникации внутри педагогического сообщества, в этом случае учитель сможет использовать знания других.

Ричард Кулатта

Построить систему взаимной помощи и поддержки для педагогов обществу еще предстоит. И это должна быть не громоздкая структура типа профсоюза – в результате мы должны получить сеть из миллионов взаимодействий педагогов всего мира, групп по интересам, системы поддержки молодых учителей, библиотек знаний и наработок. Это должен быть постоянно развивающийся организм, который позволит сделать каждый отдельный опыт действительно глобальным, сравнить свои действия, взвешенно оценить методику или решение.

Для педагога важно иметь возможность оценить свою работу и использовать знания других.

Марк Аткинсон

Именно новые технологии помогут создать такое сообщество учителей и решить проблему профессионального одиночества. Это глобальные процессы, которые объединяют людей, и нет смысла им сопротивляться, и самое главное – изменения произойдут намного быстрее, чем нам кажется.

Для педагога характерно чувство одиночества, но технологии могут помочь объединиться с миром.

Майкл Трукано

Вместо заключения

Мы сейчас находимся внутри удивительного момента, но совершенно не ощущаем важности всего происходящего. Так всегда бывает: в периоды великих революций человек не замечает происходящего вокруг, он решает свои текущие проблемы, кофе утром, горячая вода в ванной, ужин, дети, не помешало бы выспаться…

Но сейчас, возможно, стоит остановиться, оглянуться и попробовать ответить на вопросы: какое наше место в этом изменяющемся мире, куда мы хотим прийти и что получить? От этих  ответов зависит будущее не только страны, но и каждого из нас.

Поверьте, эти изменения произойдут в ближайшее время, а потому перекладывать их на плечи своих детей бессмысленно – все это случится именно с нами.  


Читайте также
Комментарии (0)
2018-10-23T15:39:00.000Z
46 0

Современный учитель: кто он? Изменение парадигмы под влиянием технологий


В рамках форума EdCrunch-2018 прошла панельная дискуссия «Современный учитель: кто он? Изменение парадигмы под влиянием новых технологий». Спикеры – ведущие мировые специалисты в сфере образования – рассуждали на наиболее болезненные и острые темы, поговорили про роль учителя, педагогическое образование, новые технологии и перспективы замены учителей роботами. Выводы экспертов и наш взгляд на проблемы – в этой статье. 


Спикеры

Дискуссия собрала большой зал «Амфитеатр» Всемирного торгового центра. Свободных мест практически не осталось, и это говорит о том, что тема роли учителя в современном обществе, грядущих изменений в этой профессии более чем актуальна. На сцене пять стульев для спикеров, и ими стали:

- Аркадий Марголис, российский психолог, кандидат психологических наук, профессор, первый проректор МГППУ;

- Ричард Кулатта, генеральный директор ISTE (Международное сообщество по технологиям в образовании, США);

- Марк Аткинсон, сооснователь и генеральный директор Mursion, США;

- Дэвид Росс, генеральный директор P21 (Partnership for 21st Century Learning, США); 

- Майкл Трукано, мировой лидер в области инноваций в образовании, старший специалист по образовательной и технологической политике Всемирного банка, США.

Сорок минут отведенного времени, конечно, не позволяют каждому из спикеров подробно изложить свою позицию по всем возможным вопросам, но основные моменты были озвучены, именно на них мы дальше и остановимся.

Учитель в современном технологически насыщенном мире

Мир меняется, и это влечет за собой изменения как роли учителя, так и методов его работы. Вокруг становится все больше и больше новых технологий, гаджеты уже не только в каждом доме, они оплетают нас плотной сетью из смартфонов, умных часов, фитнес-браслетов и прочих вещей, без которых скоро невозможно будет представить жизнь. Мир сжимается до размера ладони, коммуникации упрощаются, время не имеет значения, и информация становится все более открытой и доступной. Мы находимся в той точке, после прохождения которой не останется сакрального знания.

Цель работы учителя – это не транслирование информации, поскольку доступ к информации в любых объемах становится все проще. В современном мире учитель – это как куратор в музее, он должен помочь ученику выбрать необходимую информацию.

Ричард Кулатта

Все изменения в окружающем мире не могут не сказаться на роли педагога и потому так часто сейчас говорят о глобальных, структурных изменениях, вокруг постоянно возникают темы менторства, наставничества, компетенций, формирования ценностей, интереса к учебе как процессу и множество других, иногда пугающих своей радикальностью, а периодически вызывающих ассоциацию типа «ах да, это же так просто и логично».

Раньше образовательная модель предполагала, что ученики только собирают информацию, но сейчас все изменилось. То, что мы сейчас даем учащимся, не формирует их персональной ценности. Наша цель – сформировать интерес к учебе как к процессу.

Ричард Кулатта

Собственно спикеры говорили именно об этом, подчеркивая роль учителя как проводника в новом мире и акцентируя внимание на медленных изменениях в сфере образования.

Большинство учителей думают, что они знают все в мире, но любой ученик в классе имеет устройство с бо’льшим объемом знаний.

 Дэвид Росс

Мы все оказались в той реальности, когда образование постепенно превращается в постоянный процесс: курсы, повышение квалификации, тренинги, дополнительное образование сопровождают человека всю жизнь, и это не говоря о том, что ежедневно мы сталкиваемся с новыми задачами, которые требуют погружения в сферы, не имеющие отношения к нашей квалификации или университетскому диплому.

Все вышесказанное порождает не только множество вопросов ко всей системе классического образования, но приводит нас к парадоксальным выводам. Учителей в мире будет становиться все больше и больше, готово ли общество позволить себе такое количество? Могут ли современные  технологии заменить педагогов?

Сейчас уже 33 страны в мире испытывают острую нехватку учителей.

Майкл Трукано

Мы все понимаем, что обучение – это не просто трансляция знаний, и недостаточно только поставить монитор в класс, выводя на него красивые слайды и внятное голосовое сообщение. Никакие технологии виртуальной реальности, интерактивные панели, цифровые лаборатории не смогут сформировать личность человека, стать наставником и показать ему всю красоту этого мира, заинтересовать процессом получения новых знаний.

Образование – это про личность как ученика, так и педагога, про открытый диалог, обмен мнениями и свободу выбора. Никакие технологии тут заменить учителя не смогут, но эти же самые технологии помогут сделать процесс более эффективным и интересным.

Несмотря на все разговоры, технологии не смогут заменить учителей, но серьезно повлияют на некоторые их компетенции. Сейчас образ учителя как коуча или ментора все более актуален. И самый главный вопрос – это формат взаимодействия между педагогом и учеником.

Майкл Трукано

Именно поэтому сейчас мы понимаем, что говоря об изменении системы образования, мы не имеем в виду полное ее замещение технологическими новинками и уход в онлайн – речь в первую очередь идет о качественных изменениях в работе педагога и об эффективности его работы. И, как представляется, глубокие структурные изменения в системе образования приведут к трем фундаментальным вещам: повышению производительности труда учителей, новому типу компетентности, существенному возрастанию роли и позиции ученика (его личности).

Учитель как профессия. Подготовка менторов для нового поколения

Роль учителя в современном мире стремительно меняется, и технологии усугубляют возникающие противоречия. Мы имеем с одной стороны классно-урочную систему, а с другой – очень разных детей, и перед педагогом стоит задача достучаться до каждого из них.

Существует очень большой разрыв между тем, что преподают в педагогических вузах, и реальностью. И система образования педагогов никак не разрешает данной проблемы – мало того, она еще и не учит анализировать собственную деятельность и перестраивать ее в соответствии с изменяющимися условиями. Нам только предстоит пройти важные этапы преобразования: от учителя, через методиста и до наставника. Сейчас мы примерно в середине этого пути.

Проект для России: учитель – методист – наставник. Решить эту задачу без технологий в образовании педагогов невозможно.

 Аркадий Марголис

Технологии в отрыве от практики мало что значат, невозможно просто отдать технические новинки в вузы – необходимо моделировать ситуации и погружать студента в среду. Именно среда должна сформировать набор навыков, которые местами оттачиваются до автоматизма. Обучение педагога – это в первую очередь практический опыт и навыки, а уже потом методические рекомендации.

При образовании педагогов необходимо использовать не только стандартные практики, но и применять элементы виртуальной реальности, моделирование ситуаций. Педагогу необходима автоматичность во многих действиях при работе с оборудованием.

Марк Аткинсон

Учителя очень одиноки и, возможно, это один из профессиональных аспектов, который мы всегда считали неотделимым от профессии и даже в чем-то ее романтизирующим.

Тут необходимо небольшое пояснение. Говоря про одиночество, имею в виду именно профессиональную составляющую: учитель один при работе с классом или учеником, он так же один встречается с родителями, общается с ними в чатах, так же один ведет детей в поход и убирает с ними опавшую листву во дворе, и даже точно так же один отвечает за свои ошибки перед обществом в виде прессы, администрации, комитетов, один проверяет тетради и готовится к следующему уроку. У педагога нет серьезной поддержки сообщества, поскольку оно состоит из таких же одиночек. И это накладывает серьезный отпечаток на личность учителя, его отношение к миру и обществу, часто ведет к профессиональному выгоранию.

Учитель – это очень изолированная профессия. И педагоги чувствуют себя одинокими. Очень важно выстраивать коммуникации внутри педагогического сообщества, в этом случае учитель сможет использовать знания других.

Ричард Кулатта

Построить систему взаимной помощи и поддержки для педагогов обществу еще предстоит. И это должна быть не громоздкая структура типа профсоюза – в результате мы должны получить сеть из миллионов взаимодействий педагогов всего мира, групп по интересам, системы поддержки молодых учителей, библиотек знаний и наработок. Это должен быть постоянно развивающийся организм, который позволит сделать каждый отдельный опыт действительно глобальным, сравнить свои действия, взвешенно оценить методику или решение.

Для педагога важно иметь возможность оценить свою работу и использовать знания других.

Марк Аткинсон

Именно новые технологии помогут создать такое сообщество учителей и решить проблему профессионального одиночества. Это глобальные процессы, которые объединяют людей, и нет смысла им сопротивляться, и самое главное – изменения произойдут намного быстрее, чем нам кажется.

Для педагога характерно чувство одиночества, но технологии могут помочь объединиться с миром.

Майкл Трукано

Вместо заключения

Мы сейчас находимся внутри удивительного момента, но совершенно не ощущаем важности всего происходящего. Так всегда бывает: в периоды великих революций человек не замечает происходящего вокруг, он решает свои текущие проблемы, кофе утром, горячая вода в ванной, ужин, дети, не помешало бы выспаться…

Но сейчас, возможно, стоит остановиться, оглянуться и попробовать ответить на вопросы: какое наше место в этом изменяющемся мире, куда мы хотим прийти и что получить? От этих  ответов зависит будущее не только страны, но и каждого из нас.

Поверьте, эти изменения произойдут в ближайшее время, а потому перекладывать их на плечи своих детей бессмысленно – все это случится именно с нами.  

Читайте также
Комментарии (0)