Школы-лидеры вылетели из топ-20: как изменился рейтинг московских школ

2019-09-13T14:04:54.188Z
15 1

На официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы на странице «Рейтинг вклада образовательных организаций Москвы в качественное образование московских школьников 2018/19» опубликованы списки школ, получивших гранты мэра Москвы. Какие произошли заметные изменения по сравнению с прошлым годом и чем они обусловлены – разбираемся.

Редакция ActivityEdu подробно разбирала принципы и критерии формирования рейтинга московских школ. Первый рейтинг, составленный по итогам 2010/11 учебного года, учитывал всего два показателя: результаты участия в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников и ЕГЭ/ГИА. Постепенно росло число учитываемых показателей, и в настоящее время рейтинг охватывает практически все параметры жизни школы, которые можно выразить количественно. Такого эффекта удалось достичь благодаря сложной аналитической работе команды во главе с директором ЦПМ Иваном Ященко.

Кто вылетел из топ-20

В топ-20 рейтинга этого года не вошли такие известные столичные образовательные организации, как «Школа № 179» (8-е место в рейтинге по итогам 2017/18 учебного года), СУНЦ МГУ (13-е место), «Московская школа на Юго-Западе № 1543» (17-е место), «Школа № 2007 ФМШ» (19-е место).

Очевидно, что вылет этих школ из топ-20 обусловлен не ухудшением образовательных достижений. На счету СУНЦ МГУ, например, в этом году 11 побед и 48 призовых мест по 8 предметам на заключительных этапах Всероссийской олимпиады, а также золотые медали международных олимпиад по физике, химии и информатике. В активе учеников «Школы № 179» 8 побед и 23 призовых места по 9 предметам на Всероссийской олимпиаде и золотая медаль Международной химической олимпиады.

Какие школы вошли в топ-20

Кто же сместил многолетних лидеров столичного школьного образования с первых строчек рейтинга?

Впечатляющего прогресса добилась образовательная организация из Новомосковского административного округа – «Школа № 2070». В прошлогоднем рейтинге эта школа заняла лишь 62-е место, а в этом ворвалась в топ-20. При этом ученики данной образовательной организации не добивались каких-то заметных успехов на олимпиадах и имеют весьма скромные результаты ЕГЭ. На Всероссийской олимпиаде, скажем, на счету школы в отчетном году всего лишь одна победа по физкультуре. Вошедшая в топ-20 «Школа № 1357 “На Братиславской”» из района Марьино не подготовила ни одного победителя и призера Всероссийской олимпиады.

За счет чего происходит подъем в рейтинге

К сожалению, форма представления информации в рейтинговых списках не позволяет точно выяснить, почему та или иная школа расположилась на высоком месте: то ли благодаря хорошим результатам сдачи ЕГЭ, то ли за счет отличной организации работы с олимпиадниками. Школы получают таблицы с подробным расчетом всех параметров, но родители, школьники, журналисты видят лишь итоговый рейтинг.

СУНЦ МГУ, демонстрирующий выдающиеся олимпиадные достижения, но не имеющий отделений дошкольного образования, вылетел из топ-20, в то время как «Школа № 2070», обладающая весьма скромными успехами на школьных олимпиадах, ворвалась в топ-20, в том числе во многом за счет наличия шести отделений дошкольного образования. Дошкольники вносят существенный вклад в увеличение рейтинговых баллов. Дело в том, что начиная с 2019 года за каждого воспитанника, переведенного до 25 мая включительно из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла (до этого начисляли 0,1 балла).

Редакция ActivityEdu в статье «Рейтинг московских школ нуждается в модернизации» подробно объясняла, почему начисление баллов за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации является одним из спорных пунктов рейтинга.

Кроме того, итоговый рейтинговый балл школы сильно зависит от числа учащихся. Крупные образовательные организации имеют заметное преимущество прежде всего за счет большого числа школьников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ и участвующих в олимпиадах. Так, к примеру, небольшие школы – № 179 и № 1543 – вылетели из списка лидеров, а «Школа № 1357 “На Братиславской”», имеющая 15 корпусов, вошла в топ-20.

Полный список обладателей гранта мэра Москвы

ОкругНазвание образовательной организации
ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1502 при МЭИ»
ЗападныйГБОУ «Школа №1329»
НовомосковскийГБОУ города Москвы «Школа №2070»
СеверныйГБОУ города Москвы «Школа №1474»
Северо-ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1568 имени Пабло Неруды»
Северо-ЗападныйГБОУ города Москвы «Школа №1571»
ГБОУ города Москвы «Школа №1517»
ЦентральныйФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики». Лицей
ГБОУ города Москвы «Школа №1501»
ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа»
ГБОУ города Москвы «Школа №1535»
Юго-ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1363»
ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова»
ГБОУ города Москвы «Школа №1357 “На Братиславской”»
ГБОУ города Москвы «Школа №1547»
Юго-ЗападныйГБОУ города Москвы «Лицей “Вторая школа”»
ГБОУ города Москвы «Школа №1514»
ГБОУ города Москвы «Школа №1980»
ЮжныйГБОУ города Москвы «Бауманская инженерная школа №1580»
ГАОУ города Москвы «Школа № 548 “Царицыно”»

Топ-20 образовательных организаций Москвы. Грант мэра Москвы 1-й степени

Грант мэра Москвы 2-й степени. 21-70 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы 3-й степени. 71-170 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы. 171-220 образовательные организации Москвы.

Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2017/18 учебного года

Особенности рейтинговых списков

Обратите внимание, что внутри группы топ-20 образовательные организации упорядочены не по баллам рейтинга, а в алфавитном порядке по округам. К примеру, в группе образовательных организаций, получивших грант мэра Москвы 3-й степени, невозможно определить, какая школа находится на 71-м месте, а какая – на 170-м.

К сожалению, в этом году не было традиционной пресс-конференции, посвященной публикации нового рейтинга, и Департамент образования не сопроводил публикацию комментариями, поэтому остается лишь строить догадки, почему в рейтинге этого года отсутствует такой показатель, как место школы.

Материальное вознаграждение

Что же получают образовательные организации за попадание на верхние строчки рейтинга? От мэра Москвы школы получили 20 грантов 1-й степени по 30 миллионов рублей, 50 грантов 2-й степени по 20 миллионов и 100 грантов 3-й степени по 10 миллионов рублей.

Если раньше гранты мэра шли не только на поощрение педагогов, но и расходовались на развитие материально-технической базы школ, то в декабре 2017 года Сергей Собянин объявил: «Гранты должны идти только на заработную плату и поощрение педагогов».

Резюме

У рейтинга имеется ряд очевидных недостатков. Во-первых, он никак не учитывает прогресс и регресс образовательных организаций. Школа, совершившая за год рывок с 600-го на 300-е место, заслуживает, возможно, большего уважения, чем образовательная организация, которая за тот же период опустилась с 10-го на 70-е место, но первая за свой прогресс не получит ничего, а вторая, несмотря на ухудшившиеся результаты, получит 20 миллионов рублей.

Во-вторых, рейтинг остается непрозрачным. Если школы получают таблицы с подробным расчетом всех показателей и имеют возможность оценить свою работу и скорректировать направления развития, то родители и школьники видят лишь итоговый рейтинг, из которого невозможно понять, почему та или иная школа расположилась на высоком месте: то ли благодаря хорошим результатам сдачи ЕГЭ и победам на олимпиадах, то ли решающим оказался вклад дошкольников, которые все дружно пошли в первый класс той же образовательной организации. 

В-третьих, нельзя утверждать, что достигнутые школами показатели – это результат исключительно административных и педагогических усилий образовательной организации. Часто существенный вклад в высокие баллы ЕГЭ и победы на школьных олимпиадах вносят не педагоги школы, а репетиторы, квалифицированные преподаватели «Сириуса», университетские преподаватели, занимающиеся подготовкой олимпиадников, онлайн-курсы и материальные вложения родителей в организацию поездок детей в языковые лагеря.

В-четвертых, Департаменту образования и науки стоило бы активнее разъяснять свою позицию и взгляды на развитие столичного школьного образования.

В следующем году выйдет уже 10-й рейтинг московских школ. Редакция ActivityEdu считает, что «Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников» должен развиваться, модернизироваться и постепенно превращаться в инструмент, полезный для всех участников образовательных отношений.


Читайте также
Комментарии (1)
2019-09-13T14:04:54.188Z
15 1

Школы-лидеры вылетели из топ-20: как изменился рейтинг московских школ


На официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы на странице «Рейтинг вклада образовательных организаций Москвы в качественное образование московских школьников 2018/19» опубликованы списки школ, получивших гранты мэра Москвы. Какие произошли заметные изменения по сравнению с прошлым годом и чем они обусловлены – разбираемся.

Редакция ActivityEdu подробно разбирала принципы и критерии формирования рейтинга московских школ. Первый рейтинг, составленный по итогам 2010/11 учебного года, учитывал всего два показателя: результаты участия в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников и ЕГЭ/ГИА. Постепенно росло число учитываемых показателей, и в настоящее время рейтинг охватывает практически все параметры жизни школы, которые можно выразить количественно. Такого эффекта удалось достичь благодаря сложной аналитической работе команды во главе с директором ЦПМ Иваном Ященко.

Кто вылетел из топ-20

В топ-20 рейтинга этого года не вошли такие известные столичные образовательные организации, как «Школа № 179» (8-е место в рейтинге по итогам 2017/18 учебного года), СУНЦ МГУ (13-е место), «Московская школа на Юго-Западе № 1543» (17-е место), «Школа № 2007 ФМШ» (19-е место).

Очевидно, что вылет этих школ из топ-20 обусловлен не ухудшением образовательных достижений. На счету СУНЦ МГУ, например, в этом году 11 побед и 48 призовых мест по 8 предметам на заключительных этапах Всероссийской олимпиады, а также золотые медали международных олимпиад по физике, химии и информатике. В активе учеников «Школы № 179» 8 побед и 23 призовых места по 9 предметам на Всероссийской олимпиаде и золотая медаль Международной химической олимпиады.

Какие школы вошли в топ-20

Кто же сместил многолетних лидеров столичного школьного образования с первых строчек рейтинга?

Впечатляющего прогресса добилась образовательная организация из Новомосковского административного округа – «Школа № 2070». В прошлогоднем рейтинге эта школа заняла лишь 62-е место, а в этом ворвалась в топ-20. При этом ученики данной образовательной организации не добивались каких-то заметных успехов на олимпиадах и имеют весьма скромные результаты ЕГЭ. На Всероссийской олимпиаде, скажем, на счету школы в отчетном году всего лишь одна победа по физкультуре. Вошедшая в топ-20 «Школа № 1357 “На Братиславской”» из района Марьино не подготовила ни одного победителя и призера Всероссийской олимпиады.

За счет чего происходит подъем в рейтинге

К сожалению, форма представления информации в рейтинговых списках не позволяет точно выяснить, почему та или иная школа расположилась на высоком месте: то ли благодаря хорошим результатам сдачи ЕГЭ, то ли за счет отличной организации работы с олимпиадниками. Школы получают таблицы с подробным расчетом всех параметров, но родители, школьники, журналисты видят лишь итоговый рейтинг.

СУНЦ МГУ, демонстрирующий выдающиеся олимпиадные достижения, но не имеющий отделений дошкольного образования, вылетел из топ-20, в то время как «Школа № 2070», обладающая весьма скромными успехами на школьных олимпиадах, ворвалась в топ-20, в том числе во многом за счет наличия шести отделений дошкольного образования. Дошкольники вносят существенный вклад в увеличение рейтинговых баллов. Дело в том, что начиная с 2019 года за каждого воспитанника, переведенного до 25 мая включительно из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла (до этого начисляли 0,1 балла).

Редакция ActivityEdu в статье «Рейтинг московских школ нуждается в модернизации» подробно объясняла, почему начисление баллов за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации является одним из спорных пунктов рейтинга.

Кроме того, итоговый рейтинговый балл школы сильно зависит от числа учащихся. Крупные образовательные организации имеют заметное преимущество прежде всего за счет большого числа школьников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ и участвующих в олимпиадах. Так, к примеру, небольшие школы – № 179 и № 1543 – вылетели из списка лидеров, а «Школа № 1357 “На Братиславской”», имеющая 15 корпусов, вошла в топ-20.

Полный список обладателей гранта мэра Москвы

ОкругНазвание образовательной организации
ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1502 при МЭИ»
ЗападныйГБОУ «Школа №1329»
НовомосковскийГБОУ города Москвы «Школа №2070»
СеверныйГБОУ города Москвы «Школа №1474»
Северо-ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1568 имени Пабло Неруды»
Северо-ЗападныйГБОУ города Москвы «Школа №1571»
ГБОУ города Москвы «Школа №1517»
ЦентральныйФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики». Лицей
ГБОУ города Москвы «Школа №1501»
ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа»
ГБОУ города Москвы «Школа №1535»
Юго-ВосточныйГБОУ города Москвы «Школа №1363»
ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова»
ГБОУ города Москвы «Школа №1357 “На Братиславской”»
ГБОУ города Москвы «Школа №1547»
Юго-ЗападныйГБОУ города Москвы «Лицей “Вторая школа”»
ГБОУ города Москвы «Школа №1514»
ГБОУ города Москвы «Школа №1980»
ЮжныйГБОУ города Москвы «Бауманская инженерная школа №1580»
ГАОУ города Москвы «Школа № 548 “Царицыно”»

Топ-20 образовательных организаций Москвы. Грант мэра Москвы 1-й степени

Грант мэра Москвы 2-й степени. 21-70 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы 3-й степени. 71-170 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы. 171-220 образовательные организации Москвы.

Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2017/18 учебного года

Особенности рейтинговых списков

Обратите внимание, что внутри группы топ-20 образовательные организации упорядочены не по баллам рейтинга, а в алфавитном порядке по округам. К примеру, в группе образовательных организаций, получивших грант мэра Москвы 3-й степени, невозможно определить, какая школа находится на 71-м месте, а какая – на 170-м.

К сожалению, в этом году не было традиционной пресс-конференции, посвященной публикации нового рейтинга, и Департамент образования не сопроводил публикацию комментариями, поэтому остается лишь строить догадки, почему в рейтинге этого года отсутствует такой показатель, как место школы.

Материальное вознаграждение

Что же получают образовательные организации за попадание на верхние строчки рейтинга? От мэра Москвы школы получили 20 грантов 1-й степени по 30 миллионов рублей, 50 грантов 2-й степени по 20 миллионов и 100 грантов 3-й степени по 10 миллионов рублей.

Если раньше гранты мэра шли не только на поощрение педагогов, но и расходовались на развитие материально-технической базы школ, то в декабре 2017 года Сергей Собянин объявил: «Гранты должны идти только на заработную плату и поощрение педагогов».

Резюме

У рейтинга имеется ряд очевидных недостатков. Во-первых, он никак не учитывает прогресс и регресс образовательных организаций. Школа, совершившая за год рывок с 600-го на 300-е место, заслуживает, возможно, большего уважения, чем образовательная организация, которая за тот же период опустилась с 10-го на 70-е место, но первая за свой прогресс не получит ничего, а вторая, несмотря на ухудшившиеся результаты, получит 20 миллионов рублей.

Во-вторых, рейтинг остается непрозрачным. Если школы получают таблицы с подробным расчетом всех показателей и имеют возможность оценить свою работу и скорректировать направления развития, то родители и школьники видят лишь итоговый рейтинг, из которого невозможно понять, почему та или иная школа расположилась на высоком месте: то ли благодаря хорошим результатам сдачи ЕГЭ и победам на олимпиадах, то ли решающим оказался вклад дошкольников, которые все дружно пошли в первый класс той же образовательной организации. 

В-третьих, нельзя утверждать, что достигнутые школами показатели – это результат исключительно административных и педагогических усилий образовательной организации. Часто существенный вклад в высокие баллы ЕГЭ и победы на школьных олимпиадах вносят не педагоги школы, а репетиторы, квалифицированные преподаватели «Сириуса», университетские преподаватели, занимающиеся подготовкой олимпиадников, онлайн-курсы и материальные вложения родителей в организацию поездок детей в языковые лагеря.

В-четвертых, Департаменту образования и науки стоило бы активнее разъяснять свою позицию и взгляды на развитие столичного школьного образования.

В следующем году выйдет уже 10-й рейтинг московских школ. Редакция ActivityEdu считает, что «Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников» должен развиваться, модернизироваться и постепенно превращаться в инструмент, полезный для всех участников образовательных отношений.

Читайте также
Комментарии (1)