Счетная палата: расходов бюджета 3,6% ВВП на образование недостаточно

2020-01-14T16:51:00.000Z
25 0

Счетная палата  (СП) опубликовала промежуточные результаты анализа реализации нацпроекта «Образование» по состоянию на ноябрь 2019 года. Наш обозреватель изучил отчет СП и выделил несколько существенных критических замечаний. Эксперты СП, в частности, отмечают отсутствие в федеральном проекте «Современная школа» задач по сокращению неравенства между школами и группами учащихся и по преодолению образовательной неуспешности, а также мероприятий, направленных на преодоление кадрового дефицита в образовательных организациях. Расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП), по мнению СП, недостаточно для обеспечения конкуренции со странами-лидерами в области образовательных технологий.

Краткие итоги мониторинга

На сайте Счетной палаты появился отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта “Образование”, необходимых для выполнения задач, поставленных в Указе президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”».

На 1 ноября текущего года кассовое исполнение мероприятий нацпроекта «Образование» составило 73 814,5 млн рублей, или 68,3% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью (СБР). Основной объем бюджетных расходов исполнен по федеральной программе (ФП) «Поддержка семей, имеющих детей» – 95,4% от объема, предусмотренного СБР, ФП «Молодые профессионалы» – 94,8% СБР, ФП «Экспорт образования» – 86,4% СБР. Не исполнялись бюджетные расходы по ФП «Новые возможности для каждого». На низком уровне исполнены расходы на реализацию мероприятий ФП «Современная школа» – 52,1% СБР, ФП «Социальные лифты для каждого» – 40,6% СБР.

СП критикует показатель «средневзвешенный результат»

В Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2024 года, направленных на реализацию положений Указа президента от 7 мая 2018 г. №204, одна из задач нацпроекта «Образование» сформулирована следующим образом: «вхождение Российской Федерации в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности по результатам исследования PISA, проводимого ОЭСР каждые три года».

Россия по результатам двух последних циклов исследований PISA занимает место в конце третьего десятка стран, что сложно назвать подходящей стартовой точкой для выполнения задачи «вхождения в топ-10 стран». Минпросвещения и Рособрнадзор предложили для определения места России учитывать и другие международные исследования (PIRLS, 4-й класс, чтение и понимание текста; TIMSS, 4-й и 8-й классы, математика и естествознание), в которых наши школьники показывают хорошие результаты. В итоге появился наспех сконструированный показатель – средневзвешенный результат РФ в группе международных исследований.

Запланированная динамика изменения «средневзвешенного результата РФ»

Счетная палата отмечает в отчете: «Поскольку в мировой практике не существует средневзвешенного результата исследований, данный показатель является не позицией России среди других стран, а расчетным значением, используемым только для целей мониторинга самого показателя. В этой связи считаем целесообразным рассматривать результаты каждого исследования отдельно, как это принято в мировой практике».

Отмечу, что с учетом последних известных результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS средневзвешенное место России по состоянию на декабрь 2019 года имеет значение 16,1 вместо запланированного 12,5, то есть наша страна не приближается к цели – топ-10 стран, а отдаляется от нее.

Кадры для учебного процесса

Счетная палата отмечает в отчете, что нацпроектом уже в 2019 году запланировано создание 75,9 тыс. новых мест в школах. Это потребует от региональных и муниципальных органов управления образованием принятия срочных мер по кадровому обеспечению учебного процесса, но федеральным и региональными проектами соответствующие мероприятия не предусмотрены. При этом уже в 2018/2019 учебном году в государственных школах число вакантных должностей педагогических работников составляло 20,9 тыс. единиц, в том числе учителей – 10,4 тыс. единиц. Наибольшее число вакансий наблюдается по должностям учителей-дефектологов – 561 ставка, или 8,1% от числа ставок по штату (в том числе в сельских школах – 154 ставки, или 14,2%), учителей-логопедов – 1090 ставок, или 5,6%, социальных педагогов – 663 ставки, или 2,8%, педагогов-психологов – 1621 ставка, или 5,2%, педагогов дополнительного образования – 1744 ставки, или 2,9%, тьюторов – 442 ставки, или 8,5%. Число вакансий учителей математики составляет 1025 штатных единиц, учителей иностранного языка – 2041 единиц.

Устранить неравенство в качестве образования

Недавно редакция ActivityEdu анализировала различные виды неравенства в образовании. В отчете подчеркивается, что для достижения цели нацпроекта «Образование» по вхождению России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования важно устранить неравенство в качестве образования, повышая уровень наиболее слабых учащихся и школ. О разрыве в качестве образования свидетельствуют данные статистики, согласно которым в 2018 году 2,9% городских выпускников 9-х и 11-х классов не получили аттестат об основном или среднем общем образовании, а в селе этот показатель составил 6,6% выпускников.

Россия демонстрирует средние результаты в исследовании функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA. По мнению экспертов Всемирного банка, России для вхождения в топ-10 стран необходимо повышать баллы учащихся, демонстрирующих низкие результаты. В будущем эти люди с большой вероятностью не смогут полноценно встроиться в экономику, что приведет к потерям в размере около 10-12% ВВП. Сокращение их доли в два раза означает прибавку как минимум 5% ВВП в долгосрочной перспективе. Однако в ФП не включены мероприятия по сокращению существующего разрыва в качестве образования и коррекции трудностей в обучении учащихся, имеющих соответствующие риски.

Увеличить расходы на образование

Счетная палата считает необходимым произвести перераспределение бюджетных средств путем увеличения расходов бюджета, в том числе по направлению «Образование» на 0,8-1% ВВП (в разные годы). По величине бюджетных расходов на образование в процентах ВВП Россия уступает развитым странам и странам Центральной и Восточной Европы более чем на 1% ВВП. Франция, к примеру, тратит на образование 5,5% ВВП, а Россия − 3, 6%, то есть разница составляет 1,9 процентных пункта (см. рисунок ниже).

В период 2019–2021 годов расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование составят 3,6% ВВП ежегодно, что соответствует уровню 2015–2017 годов. Этого недостаточно для страны, которая хочет конкурировать со странами-лидерами в области инноваций и технологий.

Расходы на образование в разных странах в процентах ВВП

Ожидать ли каких-либо изменений

Промежуточный отчет и информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия направлены в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Полагаю, что в ближайшее время никаких решений по следам опубликованного Счетной палатой отчета не последует. 

О нехватке педагогов в образовательных организациях глава Минпросвещения Ольга Васильева говорит регулярно и не прогнозирует каких-либо изменений до 2029 года. 

О негативном влиянии на экономику страны людей, которые из-за низкого уровня функциональной грамотности не могут встроиться в экономику, давно и подробно говорят эксперты, но это не приводит к включению мероприятий по преодолению образовательной неуспешности в федеральные программы. 

Увеличение же доли ВВП, расходуемой на образование, – это, на мой взгляд, вообще невероятное событие с учетом сложившихся трендов и приоритетов внутренней политики. 


Читайте также
Комментарии (0)
2020-01-14T16:51:00.000Z
25 0

Счетная палата: расходов бюджета 3,6% ВВП на образование недостаточно


Счетная палата  (СП) опубликовала промежуточные результаты анализа реализации нацпроекта «Образование» по состоянию на ноябрь 2019 года. Наш обозреватель изучил отчет СП и выделил несколько существенных критических замечаний. Эксперты СП, в частности, отмечают отсутствие в федеральном проекте «Современная школа» задач по сокращению неравенства между школами и группами учащихся и по преодолению образовательной неуспешности, а также мероприятий, направленных на преодоление кадрового дефицита в образовательных организациях. Расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП), по мнению СП, недостаточно для обеспечения конкуренции со странами-лидерами в области образовательных технологий.

Краткие итоги мониторинга

На сайте Счетной палаты появился отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта “Образование”, необходимых для выполнения задач, поставленных в Указе президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”».

На 1 ноября текущего года кассовое исполнение мероприятий нацпроекта «Образование» составило 73 814,5 млн рублей, или 68,3% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью (СБР). Основной объем бюджетных расходов исполнен по федеральной программе (ФП) «Поддержка семей, имеющих детей» – 95,4% от объема, предусмотренного СБР, ФП «Молодые профессионалы» – 94,8% СБР, ФП «Экспорт образования» – 86,4% СБР. Не исполнялись бюджетные расходы по ФП «Новые возможности для каждого». На низком уровне исполнены расходы на реализацию мероприятий ФП «Современная школа» – 52,1% СБР, ФП «Социальные лифты для каждого» – 40,6% СБР.

СП критикует показатель «средневзвешенный результат»

В Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2024 года, направленных на реализацию положений Указа президента от 7 мая 2018 г. №204, одна из задач нацпроекта «Образование» сформулирована следующим образом: «вхождение Российской Федерации в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности по результатам исследования PISA, проводимого ОЭСР каждые три года».

Россия по результатам двух последних циклов исследований PISA занимает место в конце третьего десятка стран, что сложно назвать подходящей стартовой точкой для выполнения задачи «вхождения в топ-10 стран». Минпросвещения и Рособрнадзор предложили для определения места России учитывать и другие международные исследования (PIRLS, 4-й класс, чтение и понимание текста; TIMSS, 4-й и 8-й классы, математика и естествознание), в которых наши школьники показывают хорошие результаты. В итоге появился наспех сконструированный показатель – средневзвешенный результат РФ в группе международных исследований.

Запланированная динамика изменения «средневзвешенного результата РФ»

Счетная палата отмечает в отчете: «Поскольку в мировой практике не существует средневзвешенного результата исследований, данный показатель является не позицией России среди других стран, а расчетным значением, используемым только для целей мониторинга самого показателя. В этой связи считаем целесообразным рассматривать результаты каждого исследования отдельно, как это принято в мировой практике».

Отмечу, что с учетом последних известных результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS средневзвешенное место России по состоянию на декабрь 2019 года имеет значение 16,1 вместо запланированного 12,5, то есть наша страна не приближается к цели – топ-10 стран, а отдаляется от нее.

Кадры для учебного процесса

Счетная палата отмечает в отчете, что нацпроектом уже в 2019 году запланировано создание 75,9 тыс. новых мест в школах. Это потребует от региональных и муниципальных органов управления образованием принятия срочных мер по кадровому обеспечению учебного процесса, но федеральным и региональными проектами соответствующие мероприятия не предусмотрены. При этом уже в 2018/2019 учебном году в государственных школах число вакантных должностей педагогических работников составляло 20,9 тыс. единиц, в том числе учителей – 10,4 тыс. единиц. Наибольшее число вакансий наблюдается по должностям учителей-дефектологов – 561 ставка, или 8,1% от числа ставок по штату (в том числе в сельских школах – 154 ставки, или 14,2%), учителей-логопедов – 1090 ставок, или 5,6%, социальных педагогов – 663 ставки, или 2,8%, педагогов-психологов – 1621 ставка, или 5,2%, педагогов дополнительного образования – 1744 ставки, или 2,9%, тьюторов – 442 ставки, или 8,5%. Число вакансий учителей математики составляет 1025 штатных единиц, учителей иностранного языка – 2041 единиц.

Устранить неравенство в качестве образования

Недавно редакция ActivityEdu анализировала различные виды неравенства в образовании. В отчете подчеркивается, что для достижения цели нацпроекта «Образование» по вхождению России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования важно устранить неравенство в качестве образования, повышая уровень наиболее слабых учащихся и школ. О разрыве в качестве образования свидетельствуют данные статистики, согласно которым в 2018 году 2,9% городских выпускников 9-х и 11-х классов не получили аттестат об основном или среднем общем образовании, а в селе этот показатель составил 6,6% выпускников.

Россия демонстрирует средние результаты в исследовании функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA. По мнению экспертов Всемирного банка, России для вхождения в топ-10 стран необходимо повышать баллы учащихся, демонстрирующих низкие результаты. В будущем эти люди с большой вероятностью не смогут полноценно встроиться в экономику, что приведет к потерям в размере около 10-12% ВВП. Сокращение их доли в два раза означает прибавку как минимум 5% ВВП в долгосрочной перспективе. Однако в ФП не включены мероприятия по сокращению существующего разрыва в качестве образования и коррекции трудностей в обучении учащихся, имеющих соответствующие риски.

Увеличить расходы на образование

Счетная палата считает необходимым произвести перераспределение бюджетных средств путем увеличения расходов бюджета, в том числе по направлению «Образование» на 0,8-1% ВВП (в разные годы). По величине бюджетных расходов на образование в процентах ВВП Россия уступает развитым странам и странам Центральной и Восточной Европы более чем на 1% ВВП. Франция, к примеру, тратит на образование 5,5% ВВП, а Россия − 3, 6%, то есть разница составляет 1,9 процентных пункта (см. рисунок ниже).

В период 2019–2021 годов расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование составят 3,6% ВВП ежегодно, что соответствует уровню 2015–2017 годов. Этого недостаточно для страны, которая хочет конкурировать со странами-лидерами в области инноваций и технологий.

Расходы на образование в разных странах в процентах ВВП

Ожидать ли каких-либо изменений

Промежуточный отчет и информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия направлены в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Полагаю, что в ближайшее время никаких решений по следам опубликованного Счетной палатой отчета не последует. 

О нехватке педагогов в образовательных организациях глава Минпросвещения Ольга Васильева говорит регулярно и не прогнозирует каких-либо изменений до 2029 года. 

О негативном влиянии на экономику страны людей, которые из-за низкого уровня функциональной грамотности не могут встроиться в экономику, давно и подробно говорят эксперты, но это не приводит к включению мероприятий по преодолению образовательной неуспешности в федеральные программы. 

Увеличение же доли ВВП, расходуемой на образование, – это, на мой взгляд, вообще невероятное событие с учетом сложившихся трендов и приоритетов внутренней политики. 

Читайте также
Комментарии (0)