Рост неравенства образовательных возможностей в условиях пандемии

2020-04-15T14:50:05.617Z
7 0

В условиях массового перехода к дистанционным форматам обучения растет образовательное неравенство. Счетная палата РФ подготовила дайджест материалов международных организаций, посвященных воздействию эпидемии коронавируса на сферу образования, из которого следует, что перевод школ на дистанционный формат или их закрытие, пусть даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения. О проявлениях образовательного неравенства в России и мире, а также о мерах по его сокращению читайте в нашей статье.

Неравенство образовательных возможностей

Неравенство есть всегда

Неравенство – как возможностей, так и результатов – есть всегда, в том числе и в школьном образовании. Мы уже писали, что в феврале этого года Минпросвещения и Рособрнадзор, обнаружив в стране аномально большую долю школ и учеников с низкими образовательными результатами, объявили о старте проекта «Школа равных возможностей: важен каждый ученик». Врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что в России 32-35% школьников не обладают минимальным уровнем знаний по какой-либо дисциплине школьной программы, в то время как в странах-лидерах по качеству образования этот показатель составляет 5%.

Профильное министерство и надзорная служба планировали в рамках проекта организовать методическую поддержку для 30% слабых школ страны и детей, испытывающих трудности с освоением учебной программы.

Эпидемия внесла в эти планы коррективы. 11 марта глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус объявил, что распространение новой коронавирусной инфекции носит характер пандемии, а c 16 марта образовательные организации нашей страны начали переходить на дистанционный формат.

Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк всегда уделяли пристальное внимание вопросам образовательного неравенства и продолжили мониторинг в условиях пандемии. Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ подготовил дайджест материалов международных организаций о влиянии эпидемии коронавируса на школьное образование.

Давайте разбираться, как изменение образовательного процесса – полное / частичное закрытие школ или переход на «дистанционку» – влияет на неравенство образовательных возможностей.

Последствия закрытия школ

Многие страны закрыли школы на время эпидемии. ЮНЕСКО формулирует социальные и экономические последствия такой решительной меры.

Прерванное обучение. Дети лишаются возможностей для роста и развития, причем главным образом это сказывается на школьниках из малообеспеченных семей, для которых образование вне государственной школы недоступно.

Питание. Вне школы многие дети больше не получают бесплатное или льготное питание.

Дети без присмотра. Работающие родители вынуждены оставлять детей одних, что может быть опасным для их жизни и здоровья.

Экономические издержки. Работающие родители вынуждены пропускать работу, чтобы заботиться о детях, что во многих случаях приводит к снижению заработной платы и негативно влияет на производительность.

Дополнительная нагрузка на систему здравоохранения. Женщины составляют большую часть работников здравоохранения и часто не могут посещать работу из-за необходимости ухода за ребенком. Это означает, что многие медицинские работники не находятся в учреждениях, где они необходимы во время эпидемии.

Нагрузка на школы, остающиеся открытыми. Локализованное закрытие одних школ обременяет другие, поскольку детей перенаправляют в открытые образовательные организации.

Отсев учеников. Обеспечить возвращение всех детей в школы после их открытия – сложная задача.

Социальная изоляция. Школы – это центры социальной активности и взаимодействия людей. Многие дети лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития.

Проблемы при переходе на дистанционное обучение

По данным ЮНЕСКО, 53 государства уже развернули национальные образовательные платформы для дистанционного обучения. Всемирный банк обращает внимание на проблемы, с которыми сталкиваются страны при переходе на новый формат.

На данный момент в мире мало систем образования, обладающих хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на онлайн-обучение.

Переход на дистант требует больших затрат. Нужно не только сформировать инфраструктуру, но и обеспечить поддержку учителей, предоставление качественных и актуальных цифровых учебных материалов, развитие у учеников навыков эффективного использования технологий для обучения, внедрение вспомогательных систем управления учебным процессом и информацией.

Дистанционное обучение способствует расслоению учащихся. Переход в онлайн приносит непропорционально большую пользу школьникам с изначально более выгодным положением. Расслоение может наблюдаться, например, по финансовым возможностям семей (состоятельные / малоимущие), по территориальному признаку (проживающие в городе / в сельской местности), по школьной успеваемости (с хорошими показателями / неуспевающие), по опыту (уже учились дистанционно / не было такой практики).

Для большинства школьников «дистанционка» создаст трудности и принесет меньше пользы, чем традиционный формат обучения, особенно для детей в бедных районах, не имеющих компьютеров и доступа в интернет. 

Поначалу учащиеся будут показывать более слабые результаты, что объясняется и нехваткой опыта обучения в новом формате, и сложностями создания дома благоприятных условий для учебы, и отсутствием мотивации.

Школам придется выбирать, чему обучать, а что оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы и школьные мероприятия перенести в онлайн-среду сложно или невозможно.

Не все учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход на новый формат, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются. Педагогам понадобится поддержка и дополнительное обучение.

В условиях дистанта родители играют ключевую роль в поддержке своих детей, но большинство из них плохо к этому подготовлены, поскольку не обладают достаточными техническими навыками. У родителей может быть несколько детей, посещающих школы, поэтому они столкнутся с проблемой распределения устройств между ними.

В мировом сообществе не выработан опыт для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения. Лица, принимающие решения, столкнутся с организационными трудностями. 

Важные задачи, требующие решения

ОЭСР выделяет основные задачи, связанные с внедрением дистанционного формата в образовательных организациях.

Установить баланс между цифровым обучением и деятельностью «вне экрана». Перенос обычного расписания в цифровую среду может негативно отразиться на здоровье школьников. Уроки нужно сократить и объединить с нецифровыми методами обучения.

Следить за эмоциональным состоянием учащихся. Закрытие школ может вызвать у детей повышенную тревожность.

Обеспечить школьников портативными компьютерами либо другими устройствами для обучения.

Обеспечить одновременный доступ всех учащихся к образовательным платформам, сервисам и инструментам.

А что в России?

ЮНЕСКО, Всемирный банк и ОЭСР, осуществляя мониторинг сферы образования, выделяют проблемы и задачи, присущие большинству стран. Многое из того, что нашло отражение в отчетах международных организаций, в той или иной степени относится и к России, но давайте посмотрим на ситуацию в нашей стране внимательнее.

Отсутствие компьютеров в малоимущих семьях

Ситуация, в которой оказались не самые обеспеченные семьи с двумя-тремя детьми школьного возраста, требует решительного вмешательства государства. Если еще и родители на «удаленке», то задача обеспечения школьников ноутбуками или хотя бы планшетами является ключевой для организации дистанционного обучения.

Нельзя сказать, что эта проблема никак не решается. Например, в Санкт-Петербурге компьютерную технику для малообеспеченных семей собирают жители города, а Рыбаков Фонд объявил о запуске проекта по поддержке многодетных семей, в рамках которого 500 детей получат компьютеры для дистанционного обучения.

Но это все частные случаи. В статье 5 «Закона об образовании в РФ» №273-ФЗ указано, что у нас в стране «гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования». Если государство гарантирует «общедоступность и бесплатность» школьного образования, то именно государство, а не благотворительные фонды и жители страны должны обеспечить условия для его получения.

Доступ в интернет

Нельзя не упомянуть еще один фактор роста неравенства образовательных возможностей – отсутствие качественного доступа в интернет во многих населенных пунктах страны. Но и в тех регионах, где такой проблемы нет, не всем семьям по карману услуги провайдера, предоставляющего высокоскоростной канал и бесперебойный сервис.

Доступ к образовательным ресурсам

Ресурсы и инструменты, которые рекомендует Минпросвещения, должны быть бесплатны для педагогов и школьников, в то время как некоторые популярные сервисы из рекомендованного списка, судя по сообщениям в родительских чатах, включают приоритетный доступ для обладателей платной подписки.

Конечно, сейчас перегружены все каналы и платформы, но разделение детей по финансовым возможностям родителей недопустимо. Возможно, такие ресурсы следует исключить из списка рекомендованных для использования.

Коммунальные платежи

В условиях, когда вся семья находится дома, резко возрастают коммунальные платежи, как минимум за электроэнергию и воду. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы для малообеспеченных семей этот фактор ограничивал дистанционные занятия школьников.

Готовность учителей

Трудозатраты педагогов в новых условиях возросли. По мнению экспертов, при переходе в онлайн наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически, но нельзя не отметить, что готовность учителей к новым форматам обучения варьируется в широких пределах. Разумеется, это также способствует росту неравенства образовательных возможностей.

Пути решения 

Всемирный банк дает несколько рекомендаций по решению проблем, связанных с внедрением дистанционного образования.

Использование единого портала для размещения всех программ, приложений, платформ и материалов, необходимых для обучения, а также руководств и рекомендаций для школьников, учителей и родителей. Важная задача – предоставление доступа к материалам с помощью широкого набора устройств, в том числе мобильных.

Привлечение к процессам принятия решений людей, обладающих практическими знаниями в области использования образовательных онлайн-технологий. Такое очевидное предложение не всегда находит отражение на практике.

Принятие дополнительных мер для обеспечения безопасности школьников, разработка и внедрение механизмов правовой защиты. При дистанционном обучении, когда учащиеся используют различные платформы, приложения и оборудование, у школ остается меньше возможностей для осуществления контроля их качества.

Отметим, что Минпросвещения РФ проводит большую работу по организации дистанционного обучения: публикует методические рекомендации, запускает телевизионные трансляции уроков для учеников девятых и одиннадцатых классов, оперативно и в полном объеме информирует о принятых решениях.

Адресная финансовая поддержка многодетных и малоимущих семей с детьми-школьниками, обеспечение всех нуждающихся компьютерами и доступом в интернет, а также оказание методической помощи учителям, испытывающим трудности в организации эффективного дистанционного обучения, – вот первоочередные задачи, на решении которых Минпросвещения, совместно с другими федеральными и региональными министерствами и ведомствами, должно сосредоточиться, чтобы не допустить рост образовательного неравенства в условиях пандемии.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-04-15T14:50:05.617Z
7 0

Рост неравенства образовательных возможностей в условиях пандемии


В условиях массового перехода к дистанционным форматам обучения растет образовательное неравенство. Счетная палата РФ подготовила дайджест материалов международных организаций, посвященных воздействию эпидемии коронавируса на сферу образования, из которого следует, что перевод школ на дистанционный формат или их закрытие, пусть даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения. О проявлениях образовательного неравенства в России и мире, а также о мерах по его сокращению читайте в нашей статье.

Неравенство образовательных возможностей

Неравенство есть всегда

Неравенство – как возможностей, так и результатов – есть всегда, в том числе и в школьном образовании. Мы уже писали, что в феврале этого года Минпросвещения и Рособрнадзор, обнаружив в стране аномально большую долю школ и учеников с низкими образовательными результатами, объявили о старте проекта «Школа равных возможностей: важен каждый ученик». Врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что в России 32-35% школьников не обладают минимальным уровнем знаний по какой-либо дисциплине школьной программы, в то время как в странах-лидерах по качеству образования этот показатель составляет 5%.

Профильное министерство и надзорная служба планировали в рамках проекта организовать методическую поддержку для 30% слабых школ страны и детей, испытывающих трудности с освоением учебной программы.

Эпидемия внесла в эти планы коррективы. 11 марта глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус объявил, что распространение новой коронавирусной инфекции носит характер пандемии, а c 16 марта образовательные организации нашей страны начали переходить на дистанционный формат.

Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк всегда уделяли пристальное внимание вопросам образовательного неравенства и продолжили мониторинг в условиях пандемии. Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ подготовил дайджест материалов международных организаций о влиянии эпидемии коронавируса на школьное образование.

Давайте разбираться, как изменение образовательного процесса – полное / частичное закрытие школ или переход на «дистанционку» – влияет на неравенство образовательных возможностей.

Последствия закрытия школ

Многие страны закрыли школы на время эпидемии. ЮНЕСКО формулирует социальные и экономические последствия такой решительной меры.

Прерванное обучение. Дети лишаются возможностей для роста и развития, причем главным образом это сказывается на школьниках из малообеспеченных семей, для которых образование вне государственной школы недоступно.

Питание. Вне школы многие дети больше не получают бесплатное или льготное питание.

Дети без присмотра. Работающие родители вынуждены оставлять детей одних, что может быть опасным для их жизни и здоровья.

Экономические издержки. Работающие родители вынуждены пропускать работу, чтобы заботиться о детях, что во многих случаях приводит к снижению заработной платы и негативно влияет на производительность.

Дополнительная нагрузка на систему здравоохранения. Женщины составляют большую часть работников здравоохранения и часто не могут посещать работу из-за необходимости ухода за ребенком. Это означает, что многие медицинские работники не находятся в учреждениях, где они необходимы во время эпидемии.

Нагрузка на школы, остающиеся открытыми. Локализованное закрытие одних школ обременяет другие, поскольку детей перенаправляют в открытые образовательные организации.

Отсев учеников. Обеспечить возвращение всех детей в школы после их открытия – сложная задача.

Социальная изоляция. Школы – это центры социальной активности и взаимодействия людей. Многие дети лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития.

Проблемы при переходе на дистанционное обучение

По данным ЮНЕСКО, 53 государства уже развернули национальные образовательные платформы для дистанционного обучения. Всемирный банк обращает внимание на проблемы, с которыми сталкиваются страны при переходе на новый формат.

На данный момент в мире мало систем образования, обладающих хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на онлайн-обучение.

Переход на дистант требует больших затрат. Нужно не только сформировать инфраструктуру, но и обеспечить поддержку учителей, предоставление качественных и актуальных цифровых учебных материалов, развитие у учеников навыков эффективного использования технологий для обучения, внедрение вспомогательных систем управления учебным процессом и информацией.

Дистанционное обучение способствует расслоению учащихся. Переход в онлайн приносит непропорционально большую пользу школьникам с изначально более выгодным положением. Расслоение может наблюдаться, например, по финансовым возможностям семей (состоятельные / малоимущие), по территориальному признаку (проживающие в городе / в сельской местности), по школьной успеваемости (с хорошими показателями / неуспевающие), по опыту (уже учились дистанционно / не было такой практики).

Для большинства школьников «дистанционка» создаст трудности и принесет меньше пользы, чем традиционный формат обучения, особенно для детей в бедных районах, не имеющих компьютеров и доступа в интернет. 

Поначалу учащиеся будут показывать более слабые результаты, что объясняется и нехваткой опыта обучения в новом формате, и сложностями создания дома благоприятных условий для учебы, и отсутствием мотивации.

Школам придется выбирать, чему обучать, а что оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы и школьные мероприятия перенести в онлайн-среду сложно или невозможно.

Не все учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход на новый формат, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются. Педагогам понадобится поддержка и дополнительное обучение.

В условиях дистанта родители играют ключевую роль в поддержке своих детей, но большинство из них плохо к этому подготовлены, поскольку не обладают достаточными техническими навыками. У родителей может быть несколько детей, посещающих школы, поэтому они столкнутся с проблемой распределения устройств между ними.

В мировом сообществе не выработан опыт для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения. Лица, принимающие решения, столкнутся с организационными трудностями. 

Важные задачи, требующие решения

ОЭСР выделяет основные задачи, связанные с внедрением дистанционного формата в образовательных организациях.

Установить баланс между цифровым обучением и деятельностью «вне экрана». Перенос обычного расписания в цифровую среду может негативно отразиться на здоровье школьников. Уроки нужно сократить и объединить с нецифровыми методами обучения.

Следить за эмоциональным состоянием учащихся. Закрытие школ может вызвать у детей повышенную тревожность.

Обеспечить школьников портативными компьютерами либо другими устройствами для обучения.

Обеспечить одновременный доступ всех учащихся к образовательным платформам, сервисам и инструментам.

А что в России?

ЮНЕСКО, Всемирный банк и ОЭСР, осуществляя мониторинг сферы образования, выделяют проблемы и задачи, присущие большинству стран. Многое из того, что нашло отражение в отчетах международных организаций, в той или иной степени относится и к России, но давайте посмотрим на ситуацию в нашей стране внимательнее.

Отсутствие компьютеров в малоимущих семьях

Ситуация, в которой оказались не самые обеспеченные семьи с двумя-тремя детьми школьного возраста, требует решительного вмешательства государства. Если еще и родители на «удаленке», то задача обеспечения школьников ноутбуками или хотя бы планшетами является ключевой для организации дистанционного обучения.

Нельзя сказать, что эта проблема никак не решается. Например, в Санкт-Петербурге компьютерную технику для малообеспеченных семей собирают жители города, а Рыбаков Фонд объявил о запуске проекта по поддержке многодетных семей, в рамках которого 500 детей получат компьютеры для дистанционного обучения.

Но это все частные случаи. В статье 5 «Закона об образовании в РФ» №273-ФЗ указано, что у нас в стране «гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования». Если государство гарантирует «общедоступность и бесплатность» школьного образования, то именно государство, а не благотворительные фонды и жители страны должны обеспечить условия для его получения.

Доступ в интернет

Нельзя не упомянуть еще один фактор роста неравенства образовательных возможностей – отсутствие качественного доступа в интернет во многих населенных пунктах страны. Но и в тех регионах, где такой проблемы нет, не всем семьям по карману услуги провайдера, предоставляющего высокоскоростной канал и бесперебойный сервис.

Доступ к образовательным ресурсам

Ресурсы и инструменты, которые рекомендует Минпросвещения, должны быть бесплатны для педагогов и школьников, в то время как некоторые популярные сервисы из рекомендованного списка, судя по сообщениям в родительских чатах, включают приоритетный доступ для обладателей платной подписки.

Конечно, сейчас перегружены все каналы и платформы, но разделение детей по финансовым возможностям родителей недопустимо. Возможно, такие ресурсы следует исключить из списка рекомендованных для использования.

Коммунальные платежи

В условиях, когда вся семья находится дома, резко возрастают коммунальные платежи, как минимум за электроэнергию и воду. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы для малообеспеченных семей этот фактор ограничивал дистанционные занятия школьников.

Готовность учителей

Трудозатраты педагогов в новых условиях возросли. По мнению экспертов, при переходе в онлайн наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически, но нельзя не отметить, что готовность учителей к новым форматам обучения варьируется в широких пределах. Разумеется, это также способствует росту неравенства образовательных возможностей.

Пути решения 

Всемирный банк дает несколько рекомендаций по решению проблем, связанных с внедрением дистанционного образования.

Использование единого портала для размещения всех программ, приложений, платформ и материалов, необходимых для обучения, а также руководств и рекомендаций для школьников, учителей и родителей. Важная задача – предоставление доступа к материалам с помощью широкого набора устройств, в том числе мобильных.

Привлечение к процессам принятия решений людей, обладающих практическими знаниями в области использования образовательных онлайн-технологий. Такое очевидное предложение не всегда находит отражение на практике.

Принятие дополнительных мер для обеспечения безопасности школьников, разработка и внедрение механизмов правовой защиты. При дистанционном обучении, когда учащиеся используют различные платформы, приложения и оборудование, у школ остается меньше возможностей для осуществления контроля их качества.

Отметим, что Минпросвещения РФ проводит большую работу по организации дистанционного обучения: публикует методические рекомендации, запускает телевизионные трансляции уроков для учеников девятых и одиннадцатых классов, оперативно и в полном объеме информирует о принятых решениях.

Адресная финансовая поддержка многодетных и малоимущих семей с детьми-школьниками, обеспечение всех нуждающихся компьютерами и доступом в интернет, а также оказание методической помощи учителям, испытывающим трудности в организации эффективного дистанционного обучения, – вот первоочередные задачи, на решении которых Минпросвещения, совместно с другими федеральными и региональными министерствами и ведомствами, должно сосредоточиться, чтобы не допустить рост образовательного неравенства в условиях пандемии.

Читайте также
Комментарии (0)