Российские подростки справляются лишь с простыми финансовыми задачами

2020-05-13T17:10:00.000Z
9 0

С 2012 года Россия участвует в исследовании финансовой грамотности 15-летних подростков в рамках PISA (Programme for International Student Assessment). В 2018 году наши результаты средние: 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании. Бросаются в глаза отличия между нашими подростками и их сверстниками из стран - лидеров по умению решать сложные финансовые задачи: в России только каждый шестнадцатый 15-летний школьник достигает высокого уровня, в то время как в Эстонии и Финляндии доля таких подростков в 3 раза выше. О том, какие задания являются камнем преткновения и что способствует повышению финансовой грамотности подростков, читайте в нашей статье.

Финансовая грамотность

Принимать аргументированные решения

В исследовании PISA принимают участие 15-летние подростки, получающие основное общее образование. Задача исследования – установить, обладают ли школьники знаниями и умениями, которые нужны для жизни в современном обществе, то есть для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Областями оценивания являются читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Исследование финансовой грамотности является дополнительной опцией PISA.

Финансовая грамотность в рамках PISA – это знание и понимание подростками финансовых понятий и рисков, а также навыки, мотивация и использование знаний для принятия аргументированных решений, направленных на улучшение благосостояния человека и общества.

Оценка проводилась в 2018 году в 3-й раз, в ней приняли участие 117 тыс. учащихся, представляющих суммарную выборку 13,5 млн 15-летних школьников из 20 стран. Результаты изложены в отчете Рособрнадзора.

Рейтинг финансовой грамотности по странам

В 2018 году наши школьники показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место. Таким образом, Россия несколько улучшила свой показатель по сравнению с 2012 годом, когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран).

Финансовая грамотность

Рейтинг финансовой грамотности из отчета Рособрнадзора

Лидеры рейтинга PISA-2018 по финансовой грамотности – Эстония, Финляндия и Канада, а аутсайдеры – Перу, Грузия и Индонезия.

Уровни финансовой грамотности

В исследовании выделяют пять уровней финансовой грамотности. Каждому соответствует некоторый набор знаний и умений.

Уровень 1 подразумевает минимальные знания о типичных продуктах и финансовых терминах, а также умение принимать простые решения о ежедневных тратах. Для достижения 4-го и 5-го уровней 15-летний школьник должен понимать, как рассчитывается процент по кредиту и что такое сложный процент в накопительном счете, уметь проанализировать сложные финансовые продукты, учитывать значимые, но неочевидные особенности финансовых документов, выполнять задания с высокой степенью точности, описывать возможные последствия финансовых решений.

Финансовая грамотность

Доля школьников на каждом уровне финансовой грамотности

В странах-лидерах PISA-2018 почти половина обучающихся (47%) имеют 4-й и 5-й уровни, а 1-й и ниже 1-го показали только 8%. В странах-аутсайдерах обратная ситуация: половина школьников показывают финансовую грамотность, соответствующую 1-му уровню и ниже, а высокие результаты демонстрируют менее 6%.

Самый распространенный уровень финансовой грамотности в России – 3-й, с заданиями которого справляются более 33% обучающихся. В России, по сравнению со средними значениями стран ОЭСР, меньше доля школьников, показавших уровень ниже 1-го, и больше – со 2-м и 3-м уровнями. Но на 5-м уровне финансовой грамотности доля 15-летних российских подростков (6,3%) практически в 2 раза ниже, чем в среднем по странам ОЭСР, и в 3 раза ниже, чем в Эстонии и Финляндии (19%).

Примеры заданий высоких уровней

Какие же задания вызывают затруднения у российских школьников? Рассмотрим два примера.

Задание «Музыкальная система»

Катя обратилась в банк с просьбой предоставить ей кредит на 2000 зед., чтобы купить музыкальную систему. Катя может выбрать, на какой срок взять кредит, – на 2 или 3 года. Годовая процентная ставка по кредиту одинакова в том и в другом случае. Таблица показывает условия погашения кредита, взятого в размере 2000 зед. на два года.

Финансовая грамотность

Вопрос (4-й уровень). Как условия погашения кредита в размере 2000 зед. в течение 3 лет будут отличаться от условий погашения такого же кредита в течение 2 лет? Отметьте «Верное» или «Неверное» для каждого утверждения.

Финансовая грамотность

Комментарий. Учащимся предлагается определить влияние увеличения срока погашения кредита с 2 до 3 лет на ежемесячные выплаты и общую сумму выплаченных процентов при условии, что годовая процентная ставка не изменится. Поскольку кредиты широко доступны для молодежи и могут предлагаться при покупках в некоторых странах, важно, чтобы подростки понимали, как работают кредиты, и могли выбрать выгодный для них вариант.

Ответ. Первое утверждение неверное, второе верное, то есть для кредита со сроком возврата в 3 года ежемесячные выплаты будут меньше, а общая сумма выплаченных процентов – больше. 

Задание «Выписка из банка»

Каждую неделю Анна Михайловна Борисова переводит 130 зед. на банковский счет своего сына. В Зедландии банки берут комиссионную плату за каждый перевод. За ноябрь Анна Михайловна получила из банка выписку со своего счета.

Финансовая грамотность

Вопрос 1 (4-й уровень). Какую общую сумму банк удержал в качестве комиссионной платы в ноябре? Общая сумма комиссионной платы в зедах: ___________ .

Комментарий. Учащиеся должны правильно интерпретировать банковскую выписку, определить суммы, удержанные банком, и выполнить простое вычисление (сложение или умножение). Цель – проверить, могут ли подростки найти нужную информацию в банковской выписке. Такие навыки имеют основополагающее значение для правильного понимания информации, получаемой от поставщиков финансовых услуг.

Ответ. 1,50 х 4 = 6 зед.

Вопрос 2 (5-й уровень). Последующие денежные операции были совершены только 3 декабря.

  • На счет Анны Михайловны поступила зарплата в сумме 575 зед.
  • Анна Михайловна перевела 130 зед. на счет своего сына.

Другие операции 3 декабря не производились. Каким стал остаток на банковском счету Анны Михайловны после проведения операций 3 декабря? Остаток в зедах: _________ .

Комментарий. Второй вопрос задания «Выписка из банка» требует расчета банковского баланса в определенный момент времени с учетом первоначального баланса и произведенных операций. Ответ засчитывается полностью, если учащийся не только складывает и вычитает внесенные на счет и списанные со счета суммы, но и учитывает комиссию за операцию, хотя она и не была упомянута в вопросе при описании транзакций.

Ответ. 2015,35 + 575,00 – 130,00 – 1,50 = 2458,85 зед.

Что влияет на финансовую грамотность

Результаты исследования PISA-2018 показывают, что на финансовую грамотность 15-летнего школьника оказывают влияние многие факторы: пол учащегося и его социально-экономический статус, размер населенного пункта, в котором он проживает, изучение финансовых вопросов на школьных уроках, общение с родителями на эти темы, возможность самостоятельного принятия финансовых решений.

В России, как и в других странах, принявших участие в исследовании, прослеживается сильная взаимосвязь финансовой грамотности с уровнями читательской и математической грамотности. Степень сформированности математических и/или читательских компетенций объясняет 77,5% результатов по финансовой грамотности. Это означает, что учащиеся, независимо от территории проживания, будь то сельская местность или город, при высоком уровне читательской и математической грамотности обладают и высоким уровнем финансовой грамотности. С другой стороны, 22,5% результатов не связаны с математической и читательской грамотностью, то есть высокий уровень финансовой грамотности могут показать и подростки с невысокими уровнями читательской и/или математической грамотности.

Отбросим пол, размер населенного пункта и социально-экономический статус, изменить которые невозможно или сложно, и обратим внимание на оставшиеся факторы.

Значительную роль, как и во многих других вопросах, играет семья: 8 из 10 школьников обсуждают с родителями денежные вопросы, при этом значимо более высокие результаты финансовой грамотности показывают подростки, которые делают это часто.

Рассмотрение финансовых вопросов в рамках школьных предметов также позитивно сказывается на результатах исследования. Большинство российских школьников сообщили, что соответствующие темы затрагивались на уроках математики. Финансовое образование в школе повышает уверенность подростков при совершении финансовых операций (в среднем +17%) – больше, чем общение с родителями (+13%). В странах ОЭСР, напротив, разговоры с родителями оказывают на уверенность подростков чуть большее влияние, чем занятия в школе. 

Кроме того, во всех странах, принявших участие в исследовании, возможность самостоятельного принятия финансовых решений оказалась фактором, который однозначно связан с уровнем финансовой грамотности. В России она в среднем на 41 балл выше у тех подростков, которые считают себя самостоятельными в принятии финансовых решений. Более низкие баллы оказались у тех, кто должен спрашивать разрешения родителей при каждой покупке на свои деньги.

Необходимые меры

В одной из наших статей мы рассказывали о том, как в России обучают финансовой грамотности, а также сообщали о презентации Минфином новых учебников для учащихся российских школ.

Для развития финансовой грамотности подростков большое значение имеет их собственная активность в финансовой сфере, причем важно не столько владение определенными банковскими продуктами, сколько возможность самостоятельно распоряжаться собственными деньгами и ощущение уверенности при совершении денежных операций.

На уверенность российских школьников при выполнении финансовых операций значимое влияние оказывают уроки финансовой грамотности в школе. В этой связи, предлагается в отчете Рособрнадзора, целесообразно рассмотреть возможность корректировки примерных общеобразовательных программ и включения в них соответствующего содержания. Наиболее эффективным с точки зрения учебного плана может быть дополнение программ по математике соответствующими задачами. В то же время распространение знаний о финансовых продуктах и профилактика финансового мошенничества может осуществляться в рамках системы дополнительного образования.

Кроме того, Министерству финансов необходимо продолжать проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».


Читайте также
Комментарии (0)
2020-05-13T17:10:00.000Z
9 0

Российские подростки справляются лишь с простыми финансовыми задачами


С 2012 года Россия участвует в исследовании финансовой грамотности 15-летних подростков в рамках PISA (Programme for International Student Assessment). В 2018 году наши результаты средние: 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании. Бросаются в глаза отличия между нашими подростками и их сверстниками из стран - лидеров по умению решать сложные финансовые задачи: в России только каждый шестнадцатый 15-летний школьник достигает высокого уровня, в то время как в Эстонии и Финляндии доля таких подростков в 3 раза выше. О том, какие задания являются камнем преткновения и что способствует повышению финансовой грамотности подростков, читайте в нашей статье.

Финансовая грамотность

Принимать аргументированные решения

В исследовании PISA принимают участие 15-летние подростки, получающие основное общее образование. Задача исследования – установить, обладают ли школьники знаниями и умениями, которые нужны для жизни в современном обществе, то есть для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Областями оценивания являются читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Исследование финансовой грамотности является дополнительной опцией PISA.

Финансовая грамотность в рамках PISA – это знание и понимание подростками финансовых понятий и рисков, а также навыки, мотивация и использование знаний для принятия аргументированных решений, направленных на улучшение благосостояния человека и общества.

Оценка проводилась в 2018 году в 3-й раз, в ней приняли участие 117 тыс. учащихся, представляющих суммарную выборку 13,5 млн 15-летних школьников из 20 стран. Результаты изложены в отчете Рособрнадзора.

Рейтинг финансовой грамотности по странам

В 2018 году наши школьники показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место. Таким образом, Россия несколько улучшила свой показатель по сравнению с 2012 годом, когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран).

Финансовая грамотность

Рейтинг финансовой грамотности из отчета Рособрнадзора

Лидеры рейтинга PISA-2018 по финансовой грамотности – Эстония, Финляндия и Канада, а аутсайдеры – Перу, Грузия и Индонезия.

Уровни финансовой грамотности

В исследовании выделяют пять уровней финансовой грамотности. Каждому соответствует некоторый набор знаний и умений.

Уровень 1 подразумевает минимальные знания о типичных продуктах и финансовых терминах, а также умение принимать простые решения о ежедневных тратах. Для достижения 4-го и 5-го уровней 15-летний школьник должен понимать, как рассчитывается процент по кредиту и что такое сложный процент в накопительном счете, уметь проанализировать сложные финансовые продукты, учитывать значимые, но неочевидные особенности финансовых документов, выполнять задания с высокой степенью точности, описывать возможные последствия финансовых решений.

Финансовая грамотность

Доля школьников на каждом уровне финансовой грамотности

В странах-лидерах PISA-2018 почти половина обучающихся (47%) имеют 4-й и 5-й уровни, а 1-й и ниже 1-го показали только 8%. В странах-аутсайдерах обратная ситуация: половина школьников показывают финансовую грамотность, соответствующую 1-му уровню и ниже, а высокие результаты демонстрируют менее 6%.

Самый распространенный уровень финансовой грамотности в России – 3-й, с заданиями которого справляются более 33% обучающихся. В России, по сравнению со средними значениями стран ОЭСР, меньше доля школьников, показавших уровень ниже 1-го, и больше – со 2-м и 3-м уровнями. Но на 5-м уровне финансовой грамотности доля 15-летних российских подростков (6,3%) практически в 2 раза ниже, чем в среднем по странам ОЭСР, и в 3 раза ниже, чем в Эстонии и Финляндии (19%).

Примеры заданий высоких уровней

Какие же задания вызывают затруднения у российских школьников? Рассмотрим два примера.

Задание «Музыкальная система»

Катя обратилась в банк с просьбой предоставить ей кредит на 2000 зед., чтобы купить музыкальную систему. Катя может выбрать, на какой срок взять кредит, – на 2 или 3 года. Годовая процентная ставка по кредиту одинакова в том и в другом случае. Таблица показывает условия погашения кредита, взятого в размере 2000 зед. на два года.

Финансовая грамотность

Вопрос (4-й уровень). Как условия погашения кредита в размере 2000 зед. в течение 3 лет будут отличаться от условий погашения такого же кредита в течение 2 лет? Отметьте «Верное» или «Неверное» для каждого утверждения.

Финансовая грамотность

Комментарий. Учащимся предлагается определить влияние увеличения срока погашения кредита с 2 до 3 лет на ежемесячные выплаты и общую сумму выплаченных процентов при условии, что годовая процентная ставка не изменится. Поскольку кредиты широко доступны для молодежи и могут предлагаться при покупках в некоторых странах, важно, чтобы подростки понимали, как работают кредиты, и могли выбрать выгодный для них вариант.

Ответ. Первое утверждение неверное, второе верное, то есть для кредита со сроком возврата в 3 года ежемесячные выплаты будут меньше, а общая сумма выплаченных процентов – больше. 

Задание «Выписка из банка»

Каждую неделю Анна Михайловна Борисова переводит 130 зед. на банковский счет своего сына. В Зедландии банки берут комиссионную плату за каждый перевод. За ноябрь Анна Михайловна получила из банка выписку со своего счета.

Финансовая грамотность

Вопрос 1 (4-й уровень). Какую общую сумму банк удержал в качестве комиссионной платы в ноябре? Общая сумма комиссионной платы в зедах: ___________ .

Комментарий. Учащиеся должны правильно интерпретировать банковскую выписку, определить суммы, удержанные банком, и выполнить простое вычисление (сложение или умножение). Цель – проверить, могут ли подростки найти нужную информацию в банковской выписке. Такие навыки имеют основополагающее значение для правильного понимания информации, получаемой от поставщиков финансовых услуг.

Ответ. 1,50 х 4 = 6 зед.

Вопрос 2 (5-й уровень). Последующие денежные операции были совершены только 3 декабря.

  • На счет Анны Михайловны поступила зарплата в сумме 575 зед.
  • Анна Михайловна перевела 130 зед. на счет своего сына.

Другие операции 3 декабря не производились. Каким стал остаток на банковском счету Анны Михайловны после проведения операций 3 декабря? Остаток в зедах: _________ .

Комментарий. Второй вопрос задания «Выписка из банка» требует расчета банковского баланса в определенный момент времени с учетом первоначального баланса и произведенных операций. Ответ засчитывается полностью, если учащийся не только складывает и вычитает внесенные на счет и списанные со счета суммы, но и учитывает комиссию за операцию, хотя она и не была упомянута в вопросе при описании транзакций.

Ответ. 2015,35 + 575,00 – 130,00 – 1,50 = 2458,85 зед.

Что влияет на финансовую грамотность

Результаты исследования PISA-2018 показывают, что на финансовую грамотность 15-летнего школьника оказывают влияние многие факторы: пол учащегося и его социально-экономический статус, размер населенного пункта, в котором он проживает, изучение финансовых вопросов на школьных уроках, общение с родителями на эти темы, возможность самостоятельного принятия финансовых решений.

В России, как и в других странах, принявших участие в исследовании, прослеживается сильная взаимосвязь финансовой грамотности с уровнями читательской и математической грамотности. Степень сформированности математических и/или читательских компетенций объясняет 77,5% результатов по финансовой грамотности. Это означает, что учащиеся, независимо от территории проживания, будь то сельская местность или город, при высоком уровне читательской и математической грамотности обладают и высоким уровнем финансовой грамотности. С другой стороны, 22,5% результатов не связаны с математической и читательской грамотностью, то есть высокий уровень финансовой грамотности могут показать и подростки с невысокими уровнями читательской и/или математической грамотности.

Отбросим пол, размер населенного пункта и социально-экономический статус, изменить которые невозможно или сложно, и обратим внимание на оставшиеся факторы.

Значительную роль, как и во многих других вопросах, играет семья: 8 из 10 школьников обсуждают с родителями денежные вопросы, при этом значимо более высокие результаты финансовой грамотности показывают подростки, которые делают это часто.

Рассмотрение финансовых вопросов в рамках школьных предметов также позитивно сказывается на результатах исследования. Большинство российских школьников сообщили, что соответствующие темы затрагивались на уроках математики. Финансовое образование в школе повышает уверенность подростков при совершении финансовых операций (в среднем +17%) – больше, чем общение с родителями (+13%). В странах ОЭСР, напротив, разговоры с родителями оказывают на уверенность подростков чуть большее влияние, чем занятия в школе. 

Кроме того, во всех странах, принявших участие в исследовании, возможность самостоятельного принятия финансовых решений оказалась фактором, который однозначно связан с уровнем финансовой грамотности. В России она в среднем на 41 балл выше у тех подростков, которые считают себя самостоятельными в принятии финансовых решений. Более низкие баллы оказались у тех, кто должен спрашивать разрешения родителей при каждой покупке на свои деньги.

Необходимые меры

В одной из наших статей мы рассказывали о том, как в России обучают финансовой грамотности, а также сообщали о презентации Минфином новых учебников для учащихся российских школ.

Для развития финансовой грамотности подростков большое значение имеет их собственная активность в финансовой сфере, причем важно не столько владение определенными банковскими продуктами, сколько возможность самостоятельно распоряжаться собственными деньгами и ощущение уверенности при совершении денежных операций.

На уверенность российских школьников при выполнении финансовых операций значимое влияние оказывают уроки финансовой грамотности в школе. В этой связи, предлагается в отчете Рособрнадзора, целесообразно рассмотреть возможность корректировки примерных общеобразовательных программ и включения в них соответствующего содержания. Наиболее эффективным с точки зрения учебного плана может быть дополнение программ по математике соответствующими задачами. В то же время распространение знаний о финансовых продуктах и профилактика финансового мошенничества может осуществляться в рамках системы дополнительного образования.

Кроме того, Министерству финансов необходимо продолжать проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Читайте также
Комментарии (0)