России нужна сборная страны по математике, а не команда двух столиц



Содержание

  1. Триста три медали
  2. Результаты российских школьников
  3. Непобедимые китайцы
  4. Когда-то мы побеждали китайцев
  5. Почему исчезают математические регионы
  6. Что делать

62-я Международная математическая олимпиада (IMO-2021), состоявшаяся в июле этого года, подтвердила, что процесс отбора и подготовки талантливых юных математиков отлажен в России отлично: пять золотых медалей и одна серебряная, второе место десятиклассника Максима Туревского в индивидуальном зачете, второе место нашей сборной в командном зачете – результат, безусловно, прекрасный. О любопытных фактах и цифрах IMO-2021, а также о тех временах, когда российские школьники опережали непобедимых ныне китайцев как в личном, так и командном зачете, читайте в статье нашего обозревателя.

Триста три медали

62-я Международная математическая олимпиада проходила с 14 по 24 июля 2021 года в дистанционном формате. Организаторами выступили Минпросвещения, правительство Санкт-Петербурга и Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

В итоговом протоколе зафиксированы результаты 619 участников из 107 стран. Каждая страна-участница имела право выставить команду из 6 школьников.

Участникам за два соревновательных дня – 19 и 20 июля – предстояло решить 6 задач, за каждую из которых можно было получить 7 баллов, то есть максимум 42 балла.


Один участник – школьник из Шанхая Ван Ичуань (Yichuan Wang) – набрал максимально возможные 42 балла. 87 участников олимпиады не смогли набрать даже одного балла.

По итогам соревнований организаторы вручили 303 медали: 52 золотые (всем, кто набрал 24 балла и больше), 103 серебряные (от 19 баллов) и 148 бронзовых (от 12 баллов).

Результаты российских школьников

Россию на IMO-2021 представляли десятиклассники Иван Бахарев и Максим Туревский (оба – Президентский физико-математический лицей №239, Санкт-Петербург) и одиннадцатиклассники Айдар Ибрагимов (СУНЦ – школа-интернат имени А. Н. Колмогорова МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва), Матвей Исупов (Лицей №41, Ижевск), Данил Сибгатуллин (Школа №1589, Москва) и Андрей Шевцов (Лицей «Вторая школа», Москва).

Наши школьники завоевали пять золотых медалей и одну серебряную: Максим Туревский, набрав 39 баллов, уступил лишь абсолютному победителю олимпиады китайцу Ван Ичуаню; у Айдара Ибрагимова 33 балла и 13-14-е места в индивидуальном зачете; Иван Бахарев и Матвей Исупов набрали по 30 баллов и расположились на 20-23-м местах; Данил Сибгатуллин с 29 баллами – на местах с 24-го по 31-е; Андрей Шевцов, наш единственный серебряный медалист, набрал 22 балла (места с 63-го по 104-е).

Страны-лидеры командного зачета по сумме баллов всех участников команды представлены в таблице:

МестоСтранаСумма балловМедали
ЗолотоСереброБронза
1Китай208600
2Россия183510
3Республика Корея172510
4США165420
5Канада151330
6Украина149321
7Израиль139321
8Италия139141
9Великобритания131230
10Тайвань131132

Непобедимые китайцы

Впечатляют результаты китайских школьников. В последние годы китайцы лишь изредка уступали первое место в командном зачете американцам или корейцам. В 2020 и 2021 годах их преимущество выглядит подавляющим: в прошлом году представители сборной Китая заняли четыре первых места в индивидуальном зачете, в этом году все шесть членов китайской команды вошли в двадцатку сильнейших. В десяти последних международных математических олимпиадах на счету китайцев пять побед в индивидуальном зачете.

Еще один показатель высочайшего уровня юных китайских математиков: на IMO-2021 все участники китайской сборной идеально, на 7 баллов, решили четыре задачи из шести, в то время как у занявших второе и третье места сборных России и Республики Корея в активе лишь по одной задаче, с которой полностью справились все участники.

Когда-то мы побеждали китайцев

Сборная России в последние годы выступает с переменным успехом: в 2018, 2020 и 2021 годах российские школьники занимали 2-е место в командном зачете, в 2019-м – 6-е, в 2016-м – 7-е, а в 2017-м опустились даже на непривычное 11-е место.

Последнее триумфальное выступление сборной России случилось 14 лет назад во Вьетнаме: в июле 2007 года в Ханое сборная России стала лучшей среди 93 стран-участниц, а омский школьник Константин Матвеев завоевал звание абсолютного победителя среди 520 лучших юных математиков мира.

Сейчас такое сложно даже представить: в той замечательной команде было три участника не из Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо омича Константина Матвеева, в состав сборной России входили Алексей Есин из станицы Старонижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края и Иван Митрофанов из подмосковной Коломны.

Годом ранее, на IMO-2006 в словенской Любляне, три участника олимпиады, набрав максимально возможные 42 балла, стали абсолютными победителями. Один из них – ярославский школьник Александр Магазинов. В 2005 году среди абсолютных победителей Международной математической олимпиады оказался Андрей Гаврилюк из подмосковного Долгопрудного, а в 2002-м – Андрей Халявин из Кирова.


По названиям городов, которые делегировали представителей на крупнейшее международное состязание юных математиков, можно было изучать географию России. В те годы участие в Международных математических олимпиадах школьников из Челябинска и Кирова, Ростова-на-Дону и Ярославля, Омска и Барнаула было обыденным делом. Не удивляло появление в сборной России талантливых математиков даже из относительно небольших населенных пунктов: из Волгодонска (Ростовская область), Рыбинска (Ярославская область), Снежинска (Челябинская область) или уже упомянутой станицы Старонижестеблиевской (Краснодарский край).

В последние же годы ситуация изменилась: как правило, из шести членов сборной России четыре или пять человек представляют школы Москвы и Санкт-Петербурга.

В статье «Школы для победителей международных олимпиад: сейчас и 20 лет назад» было показано, что рост концентрации талантов в столицах – это негативная тенденция, которая приводит к снижению результатов страны на международной арене.

Почему исчезают математические регионы

Нагляднее всего нынешнюю чрезмерную концентрацию талантливых математиков в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных городах можно показать на примере заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) этого года по математике.

В апреле 2021 года в Тюмени состязались 516 сильнейших юных математиков России, 202 из них получили дипломы победителей и призеров. На долю школьников из двух регионов – Москвы и Санкт-Петербурга – пришлось 62% всех дипломов (125 из 202), а школьники из десяти регионов (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Ярославская, Кировская, Тюменская, Московская и Ульяновская области, Удмуртская Республика) завоевали 87% всех дипломов (176 из 202).

С «математической карты» страны постепенно исчезают города и даже целые регионы. В качестве примера рассмотрим Омск. В 2007 году в Ханое омич Константин Матвеев стал абсолютным победителем Международной математической олимпиады, пятью годами ранее Олег Стырт привез из шотландского Глазго в Омск золотую медаль IMO-2002, а за последние четыре года в активе школьников из Омской области нет ни одного диплома ВсОШ по математике. Что же привело к столь негативным изменениям?

Не будет преувеличением утверждение, что самые яркие победы омских школьников на математических олимпиадах неразрывно связаны с именем талантливого омского преподавателя Александра Штерна. Тысячи школьников и студентов, открывших для себя удивительный мир математики, в том числе многочисленные победители сначала всесоюзных, а затем всероссийских и международных олимпиад, – это плоды педагогической деятельности Александра Савельевича. В 2017 году Александр Штерн переехал в Москву: сейчас он трудится на факультете математики ВШЭ, в Центре педагогического мастерства, в Школе «Летово», ведет занятия математических смен Образовательного центра «Сириус».

На вопросы, почему люди уезжают из регионов, в том числе из Омска, в столицы и чего Омску не хватает, Александр Савельевич отвечает так: «Не хватает продуманной региональной политики на федеральном и местном уровне».

Пример Омска и Александра Штерна, безусловно, частный. В каждом городе и регионе, исчезнувшем с «математической карты» страны, своя история, но в целом слова педагога удивительно точны: из-за отсутствия продуманной политики по развитию регионов в Москву, Санкт-Петербург, Московскую область за последний десяток лет переехало огромное число способных и мотивированных школьников, студентов, молодых и опытных специалистов, в том числе и педагогов.

Что делать

Как же остановить постепенное превращение сборной России в сборную Москвы и Санкт-Петербурга?

Разумеется, не может быть и речи о каких-то искусственных ограничениях и квотах. В сборной должны выступать сильнейшие – это аксиома. Лучшие на сегодняшний момент математические школы страны – Президентский физико-математический лицей №239 (ФМЛ 239) и Лицей «Вторая школа» (Л2Ш) – не виноваты в том, что число самобытных математических центров в регионах с каждым годом уменьшается. Как раз ФМЛ 239 и Л2Ш свою работу делают замечательно.

К счастью, и в регионах продолжают работать очень сильные математические школы: Физико-математическая школа в Тюмени; Кировский физико-математический лицей; Средняя школа №33 им. К. Маркса в Ярославле; Лицей №3 в Чебоксарах; Лицей №41 и Экономико-математический лицей №29 в Ижевске; Средняя общеобразовательная школа №146 в Перми; Многопрофильный лицей №20 в Ульяновске; Лицей №131, Лицей имени Н. И. Лобачевского КФУ и Лицей-интернат №2 в Казани; Физико-математический лицей №31 в Челябинске; Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске; Лицей №153 и Физико-математический лицей №93 в Уфе; Вологодский многопрофильный лицей; Лицей №33 в Иваново; СУНЦ и Гимназия №9 в Екатеринбурге; СУНЦ, Образовательный центр – гимназия №6 «Горностай» и Лицей №130 имени академика М. А. Лаврентьева в Новосибирске; Губернский лицей в Пензе; Республиканский лицей-интернат в Якутске.


Кто-то воскликнет: смотрите, сколько школ! Может показаться, что продуманная региональная политика и не нужна вовсе. Напротив, очень даже нужна, потому что на всю нашу огромную страну этих отличных школ недостаточно. Еще 10-15 лет назад можно было без труда назвать гораздо больше сильных математических школ, городов и регионов, чем сейчас.

Мне очень импонирует идея, прозвучавшая на проходившем в середине августа в образовательном центре «Сириус» Всероссийском съезде учителей математики: акцент должен смещаться с поддержки отдельных одаренных детей в сторону обучения всех, то есть массового качественного математического образования. Вот только, как это часто бывает в нашей стране, до претворения в жизнь этой идеи может и не дойти. 25-30% двоек на ОГЭ по математике в некоторых регионах в этом году многое говорят о качестве нынешнего массового математического образования.

Родившийся и проживший 60 лет в Омске Александр Савельевич Штерн, отвечая на вопрос, можно ли представить, что он вернется жить и работать в родной город, говорит: «Представить можно все что угодно. Видимых предпосылок нет». Сказано точно: мы слышим от чиновников много красивых слов о развитии страны, но реальных дел, направленных на создание в регионах комфортной среды для жизни, работы и учебы, практически не видим.


Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)