Рекомендации к графику контрольных. Хотели, как лучше, а получилось…




Несколько дней назад Рособрнадзор и Минпросвещения России направили в регионы «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам по формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 году». Следуя букве пресс-релиза Рособрнадзора, они «позволят минимизировать нагрузку на учеников и педагогов в новом учебном году». Безусловно, любые попытки упорядочить контрольные работы, а тем более снизить их количество, могут только приветствоваться, но это ли было целью министерства и Рособрнадзора и что скрывается в рекомендациях? Анализируем документ.

1

О формате документа

Для начала хочется задать вопрос чиновникам: если вы ставите перед собой такие прекрасные и благородные цели, то почему выпускаете их в формате рекомендаций? Не приказа, распоряжения, а тем более закона, а именно рекомендаций, которые, как всем известно, не очень обязательны для исполнения, а если более точно, то обязательны для школ, но не для департаментов образования, министерств и ведомств? Это первая проблема: руководители образовательных организаций сейчас будут обязаны следовать рекомендациям, но для других участников образовательного процесса, а также всех желающих поучаствовать в управлении им, они ничего не будут значить. А вот головной боли у директоров и завучей, вероятно, только прибавится. И вот почему...

О сути рекомендаций

Главная идея документа – оптимизация количества оценочных и диагностических процедур всех уровней. Для этого была создана межведомственная рабочая группа (Минпрос и Рособрнадзор), итогом многодневной и усиленной работы которой и была выработка рекомендаций по составлению графика проведения оценочных работ в общеобразовательных организациях РФ.

Во вводной части документа даются определения всех возможных форм оценочных процедур: контрольные, диагностические и проверочные работы; нормативно-правовые обоснования уровней оценочных процедур (федеральные, региональные и проводимые общеобразовательной организацией). Сразу заметим, что никакой оптимизации в этой части документа не обнаружено, все уровни и формы сохранены.


Далее собственно рекомендации, то есть посылы к практическим действиям. Федеральные и региональные требования сводятся к тому, что информация о них должна быть опубликована на момент начала учебного года или полугодия, а значит, в течение года могут быть изменения. Вся работа по планированию переносится на уровень общеобразовательной организации, которая обязана составить график, ювелирно вписывающийся во все графики, составленные на вышестоящих уровнях. 

При этом необходимо выполнить п. 2.1 рекомендаций. Этот пункт можно даже не комментировать, давайте просто вычленим из него основные мысли.

Во-первых, образовательной организации, а проще – школе, рекомендуется проводить оценочные процедуры по каждому предмету в одной параллели не чаще 1 раза в 2,5 недели.

Во-вторых, общий объем времени, потраченного на контрольные по предмету, не должен превышать 10% времени на его изучение в учебном году.

В-третьих, не рекомендуется проводить контрольную работу на первом и последнем уроках.

В-четвертых, нельзя проводить для класса более одной контрольной работы в день.

В-пятых, не рекомендуется проведение предварительных контрольных работ и натаскивание, осуществляемое путем работы учеников с однотипными заданиями.

В-шестых, нельзя использовать при проведении контрольных работ материалы, полученные из копира, – только распечатанные.

Перечисленные выше требования пункта 2.1 представляют собой странную компиляцию общих рекомендаций к графику контрольных (большинство из них и сейчас используются в школах без всяких документов из Министерства), требований к материалам, используемым при проведении оценки знаний, а равно особенностям подготовки к контрольным. Получился монстр, которого слепили из того, что было.


Но если говорить серьезно, подобная «оптимизация» лишь прибавит головной боли администрациям школ в части составления и публикации графика, который при этом может и корректироваться. Да и составить его нужно за первые две недели учебного года или полугодия. Заметим, что ни слова не сказано о том, как действовать в современных условиях, когда в любой момент возможен перевод школ на дистант, а график проведения контрольных работ может быть скорректирован в связи с эпидемиологической ситуацией.

Получается очередной циркуляр общего характера, усложняющий и так непростую жизнь школьного учителя и администрации школы. Непонятно также, в чем и благодаря чему улучшится положение ученика, ведь все проверки, диагностики и контрольные сохраняются.

О том, как оно у других

Возможно, чиновникам Рособрнадзора и Минпроса неплохо было бы поучиться у наших «китайских товарищей». Ведь практически одновременно с рекомендациями в Китае был опубликован программный документ о реформировании образования и снижении нагрузки как на учеников, так и на родителей. Подробно мы рассказывали о нем в этой статье. Более того, если в Поднебесной решили кардинально изменить ситуацию с учебной нагрузкой на детей и расходами родителей на образование, то в России просто приняли очередные ни к чему не приводящие рекомендации.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)