Профессиональное выгорание: почти 40% учителей находятся в острой фазе



Редакция ActivityEdu уделяет пристальное внимание проблеме профессионального выгорания педагогов: в наших публикациях мы не раз делились практическими советами, рассказывали о методических пособиях и профилактике. Осенью 2020 года в рамках программы по развитию педагогов «Я Учитель» было проведено исследование профессионального выгорания. В тестировании приняли участие 38 тысяч педагогов. Что приводит школьных учителей к выгоранию и какие подходы и инструменты могут помочь с ним справиться – читайте в нашей статье.

Профессиональное выгорание

Кратко об исследовании

В исследовании, о котором идет речь, использовался тест FADE (Fatigue and Detachment Questionnaire) – инструмент оценки профессионального выгорания от ECOPSY Technologies. Тест позволяет не только оценить компоненты выгорания, но и установить его причины.

Топ-10 регионов по количеству учителей, участвовавших в исследовании: Москва, Московская область, Кабардино-Балкарская Республика, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Камчатский край.

Профессиональное выгорание – это хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой. Уровень выгорания педагогов оценивался по четырем компонентам:

Профессиональное выгорание

Главный результат исследования

У 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе, то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать.

Профессиональное выгорание

Юрий Шатров, эксперт по профессиональному выгоранию и руководитель практики Digital Assessment в ECOPSY Technologies, так оценил результаты исследования:

По данным наших исследований, среди сотрудников бизнес-структур показатель выгорания равен примерно 50%, то есть у педагогов он значительно выше. Высокий уровень выгорания свойственен и представителям других помогающих профессий, например, врачам и психологам.

Эксперты считают, что выгоранию учителей способствует ряд факторов: большой объем коммуникации, необходимость проявлять эмпатию и одновременно с этим держать свои эмоции под контролем, влияние родителей, руководства и общества в целом. Больше трети учителей находятся в острой фазе профессионального выгорания, которая характеризуется следующими признаками:

Профессиональное выгорание

Влияет ли стаж на уровень выгорания

Результаты исследования показывают, что стаж работы практически не влияет на уровень профессионального выгорания: в среднем в каждой группе доля выгоревших составила 75%. Из педагогов, проработавших в школе менее трех лет, 74% уже столкнулись с выгоранием.

Профессиональное выгорание
Уровень выгорания педагогов в зависимости от стажа

Исследователи проверили, как соотносятся опыт работы и четыре базовых компонента профессионального выгорания. Стаж не влияет на уровень эмоциональной усталости, степень отстраненности от организации и склонность к формальному отношению к задачам, а вот неудовлетворенность условиями труда по мере увеличения опыта заметно возрастает.

Профессиональное выгорание
Выраженность компонентов профессионального выгорания в зависимости от стажа

Какие потребности не удовлетворены

В ходе исследования было установлено, что на выгорание педагогов сильнее всего влияют недовольство условиями работы, нехватка сложных, амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице.

Уровни взаимосвязи между неудовлетворенными потребностями и выгоранием оценивались по значению модулей коэффициентов корреляции: чем выше их значение, тем сильнее связь.

Профессиональное выгорание
Уровни взаимосвязи удовлетворения потребностей педагога и его профессионального выгорания

Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения сервиса Яндекс.Учебник, так прокомментировала результаты исследования:

В образовательной системе не очень много карьерных лифтов, а работа зачастую носит однообразный характер. Отсюда – недовольство карьерными перспективами. Учителям может не хватать чувства новизны, которое дают новые сложные задачи или новая должность. Учителя многое отдают школе и в ответ ждут справедливого отношения к себе, но не всегда его получают.

Как справиться с выгоранием

Учителя, принимавшие участие в исследовании, отметили, что с выгоранием редко работают централизованно и системно, чаще всего педагогам приходится искать собственные, подходящие лично им способы справиться с этой проблемой.

Константин Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины, подчеркивает, что возможность системно работать с выгоранием во многом зависит от наличия ресурсов – материальных, временных, эмоциональных – как у администраций школ, так и у самих педагогов, но самое важное – это персональная мотивация к изменениям и развитию:

Важно помнить, что выгорание – вещь разносторонняя, а не просто хроническая усталость или тревога из-за работы. Это в некотором смысле экзистенциальная проблема – перед человеком встает вопрос: «На своем ли я месте или создан для чего-то другого?»

Программа развития педагогов «Я Учитель» дает советы по профилактике выгорания и знакомит учителей с техниками саморегуляции, эффективными при выгорании.

Нельзя игнорировать размер зарплаты

Подобные исследования, на наш взгляд, чрезвычайно важны. Не секрет, что в конечном счете выгорание часто заканчивается уходом из профессии, поэтому результаты, полученные в ходе исследования, непременно должны стать поводом для изменений.

В то же время считаем необходимым обратить внимание на некоторые пробелы в проведенном исследовании. Так, например, для более глубокого понимания проблемы было бы полезно сравнить долю педагогов с признаками выгорания в столичных школах и в образовательных организациях, расположенных в небольших городах в глубинке России.

Кроме того, в исследовании фактически не прозвучала тема низких зарплат учителей при высокой учебной нагрузке. Низкую зарплату, конечно, можно отнести к условиям работы, но в прямом виде она в опросах не фигурировала, речь шла об «удобном рабочем месте» и «комфортных условиях работы».

«Отсутствие возможности реализовывать сложные, амбициозные задачи», вне всякого сомнения, влияет на уровень выгорания, но все же стоит обратить внимание на тот факт, что учителя по всей стране устраивают флешмоб не об отсутствии у них сложных задач, а о недопустимо низкой зарплате при высокой нагрузке. Вполне возможно, гарантированное получение каждым педагогом, работающим на одну ставку, зарплаты, соответствующей средней зарплате по региону, существенно снизило бы уровень выгорания. Жаль, что в исследовании этот чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности остался без внимания.

В статье использованы иллюстрации из отчета о результатах всероссийского исследования «Профессиональное выгорание школьных учителей» программы «Я Учитель».

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)