Олимпиадный рейтинг регионов: лидеры и аутсайдеры 2020 года




Неофициальный рейтинг достижений субъектов РФ, подготовленный обозревателем портала ActivityEdu по итогам заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) 2019 года, вызвал колоссальный интерес. По нашим сведениям, публикация рейтинга стала катализатором для разработки мер поддержки талантливых детей в некоторых регионах страны. Не будем скрывать: нам приятен такой эффект. В этом году, необычном во всех отношениях, Минпросвещения отменило проведение заключительных этапов, но итоги ВсОШ-2020 тем не менее подведены: все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходной балл для участия в финале, признаны призерами олимпиады. О традиционно высоких результатах Удмуртии и Мордовии, а также о том, почему 4 диплома Калмыкии весомее 30 дипломов Краснодарского края, читайте в нашей статье.

Методика подсчета рейтинга

Сравнивать субъекты РФ по количеству завоеванных олимпиадных дипломов, на наш взгляд, следует с учетом количества школьников в каждом регионе. В прошлом году для сопоставления олимпиадных достижений был использован универсальный показатель – количество завоеванных дипломов в расчете на 10 тысяч учеников 7–11-х классов.

В этом году из-за эпидемии коронавируса регламент ВсОШ изменился: заключительные этапы по всем 24 предметам Всероса не состоялись, а призерами были объявлены все школьники выпускных классов, предварительно набравшие проходные баллы, дающие право участвовать в финале. В связи с этим претерпела изменения и методика подсчета олимпиадного рейтинга регионов.

В 2020 году показателем успешности субъекта РФ служит количество завоеванных дипломов в расчете на одну тысячу школьников 11-х классов. Изменение регламента ВсОШ и правил выявления обладателей дипломов, безусловно, затруднит сравнение списков 2019 и 2020 годов, но главный принцип рейтинга остался неизменным: учитывается количество школьников региона, которые имеют право бороться за дипломы олимпиады. Такой показатель позволяет оценивать эффективность работы с олимпиадниками, поскольку высоких позиций в рейтинге нельзя достичь за счет размера субъекта РФ.

В активе одиннадцатиклассников из Краснодарского края в этом году 30 дипломов призеров Всероса, в то время как выпускники школ Калмыкии завоевали всего лишь 4. Можно ли на этом основании утверждать, что в Краснодаре с олимпиадниками работают эффективнее, чем в Элисте? Не торопитесь отвечать на этот вопрос утвердительно. Дело в том, что одиннадцатиклассников в Краснодарском крае в 16 с лишним раз больше, чем в Калмыкии.


Данные о количестве одиннадцатиклассников в каждом из субъектов РФ были взяты из сводных отчетов по форме ОО-1 на начало 2019/20 учебного года.

Данные о количестве дипломов, завоеванных представителями субъектов РФ, получены в результате анализа приказа Министерства просвещения №269 от 27 мая 2020 г. «Об утверждении итоговых результатов Всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету».

Рейтинг регионов

Рейтинг представлен в виде таблицы, в которой регионы расположены в порядке убывания количества завоеванных дипломов в расчете на одну тысячу одиннадцатиклассников. На этой странице вы видите 39 регионов, возглавляющих рейтинг, а полный список всех 85 субъектов РФ доступен по ссылке:

Рейтинг регионов Всероссийской олимпиады школьников 2020 года

Рейтинг регионов

Лидеры условно разбиты на три группы: «золотую» – с показателем эффективности больше 5 (5 регионов), «серебряную» – с показателем от 2 до 3,5 (11 регионов), и «бронзовую» – с показателем от 1 до 2 (23 региона).

Комментарии к рейтингу

Состав «золотой» группы по сравнению с прошлым годом не изменился: Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Удмуртия и Мордовия продолжают демонстрировать высочайший уровень работы с олимпиадниками.

В крупных субъектах «золотой» группы – в Москве, Татарстане и Санкт-Петербурге – сконцентрировано большое количество школ, занимающих верхние строчки общенациональных рейтингов по конкурентоспособности выпускников. Достижения относительно небольших регионов – Мордовии и Удмуртии – обусловлены созданием прекрасных условий для всестороннего развития талантливых детей в нескольких школах, среди которых можно отметить Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске и ижевские образовательные организации – экономико-математический лицей №29 и лицей №41.

Рейтинг позволяет отчетливо увидеть разницу в подходах к работе с мотивированными и способными детьми в отдельных регионах. Сравнивал в прошлом году и предлагаю сравнить сейчас достижения двух субъектов – Мордовии и Марий Эл. По количеству школьников 11-х классов они довольно близки, а по завоеванным дипломам – 18 у Мордовии и 1 у Марий Эл – разница очевидна. В итоге у двух республик из Приволжского федерального округа наблюдается впечатляющий разрыв в результатах: Мордовия стабильно входит в пятерку лучших, а Марий Эл в текущем рейтинге занимает 74-е место.


Не могу не напомнить об очень важном для нашей страны моменте: создание губернаторских лицеев и других школ для одаренных детей ни в коем случае не должно происходить за счет остальных образовательных организаций региона, как это иногда случается: в одном из субъектов РФ норматив финансирования в губернаторском лицее – 240 тысяч рублей на ученика в год, в обычной школе – 40 тысяч. Портал ActivityEdu регулярно публикует материалы, в которых объясняет, почему так важно для страны хорошо учить всех детей, а не только способных и мотивированных.

Неприятно удивляют некоторые крупные субъекты РФ, демонстрирующие относительно низкие результаты. Так, например, представители Нижегородской области завоевали 9 дипломов, что принесло региону, в котором расположены сильные школы, крупные вузы и академические институты, лишь 54-е место при весьма скромном показателе – меньше одного диплома на тысячу школьников 11-х классов. Гораздо выше, исходя из имеющегося интеллектуального потенциала, должны располагаться в рейтинге Иркутская (13 дипломов; 45-е место; показатель 0,87) и Саратовская (5; 65-е; 0,46) области, а также Красноярский край (15; 43-е; 0,89).


В нижней части рейтинга расположились 6 регионов, одиннадцатиклассники которых не смогли в этом году завоевать ни одного диплома Всероссийской олимпиады. В этом не слишком почетном списке оказались не только два самых маленьких по количеству школьников субъекта – Ненецкий и Чукотский автономные округа, но и средние по размерам Астраханская и Ивановская области.

Недопустимое расслоение регионов

Российская школьная образовательная система характеризуется значительными разрывами в качестве образования. Из всех одиннадцатиклассников страны в Москве учится примерно каждый двенадцатый (8,6%), но при этом столичные школьники завоевали в этом году более трети дипломов (36,7%). Суммарно в трех лучших по анализируемому показателю субъектах РФ (Москве, Татарстане и Санкт-Петербурге) учится примерно каждый седьмой российский одиннадцатиклассник (14,7%), но представители этих регионов завоевали больше половины (52,5%) всех дипломов Всероса.

Сложившееся колоссальное расслоение, на мой взгляд, невозможно ликвидировать, не принимая кардинальных мер, но руководители региональных органов, которые отвечают за работу с талантливыми детьми, предпочитают показывать красивые цифры, демонстрирующие активное участие школьников в олимпиадах, и не думать об отсутствии результатов.

Выводы и перспективы

Представленный рейтинг регионов, составленный по итогам ВсОШ-2020, не лишен недостатков. С одной стороны, он наглядно показывает эффективность работы с олимпиадниками в субъектах РФ, с другой – подвержен влиянию случайных факторов. Особенно ярко это проявляется в небольших регионах.

Магаданская область, к примеру, завоевала один диплом, что позволило ей расположиться на 37-м месте с показателем 1,09, то есть войти в «бронзовую» группу. При двух завоеванных дипломах эта область, одна из самых маленьких в стране по количеству одиннадцатиклассников, заняла бы почетное место в «серебряной» группе. Но, как правило, один-два диплома на весь регион не могут служить объективным показателем качества работы образовательной системы субъекта РФ с талантливыми детьми. Гораздо чаще это показатель участия родителей и педагогов-энтузиастов в поддержке и развитии способного ребенка. Разумеется, рейтинг не может оценить вклад в олимпиадные достижения именно образовательной системы региона.

В этом году планировалось проанализировать результаты ВсОШ не только интегрально, но и по отдельным профилям – гуманитарному, естественно-научному и спортивно-технологическому (физкультура, ОБЖ, технология), но после отмены заключительных этапов было принято решение отложить эти планы до следующего олимпиадного сезона. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)