Работа с одаренными детьми в России: текущая ситуация и перспективы

2019-01-24T14:01:49.977Z
4 0

Талантливые дети: флагманы развития России или заложники реформ Министерства образования? Будущее образования России – первые строчки в международных рейтингах (типа PISA) или хорошее образование – только в частных платных школах, а в государственных – обучение самому минимуму: простой арифметике и навыкам письма и чтения? 

Текущая ситуация

Министр просвещения Ольга Васильева в одном из своих выступлений отметила, что развивать нужно всех учеников: «Что касается второго проекта — "Успех каждого ребенка" — вот здесь цель: гармонично развитая личность» (РИА Новости). 

Что же входит в этот проект: 

  • развитие детских объединений;
  • реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоение онлайн модульных курсов;
  • реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;
  • и еще несколько пунктов по ранней профориентации, вовлечению в работу детей с ОВЗ. 

Как данное направление воплощается в обычной общеобразовательной школе нашей необъятной Родины? 

Для этого обратимся к опыту школ. Так сказать, тех, кто непосредственно занимается реализацией госполитики.

Возьмем обычную среднюю общеобразовательную школу небольшого городка в ХМАО. Интересно же, что творится в далекой Сибири. Информацию берем на сайте школы, наблюдения за работой методиста.

По части работы с одаренными детьми в школе задействованы несколько специалистов: психолог, методист, учитель-предметник. В документах школы отмечается, что «психолог готовит пакет психолого-педагогических диагностик выявления одаренности». 

Видим, что задействованы в развитии своих талантов будут не все. А одаренные. 

Далее отмечается, что организуются консультации для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, совместно с педагогами-предметниками разрабатываются индивидуальные учебные планы, запланированы индивидуальные консультации с родителями одаренных детей.

На сайте школы в открытом доступе даже написано количество одаренных детей в школе: «На данный момент зарегистрировано 40 детей с признаками одаренности. Разработана модель подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников».

Что мы видим? Работа ведется с детьми, кто себя проявил, зарекомендовал. Кто он на деле – одаренный ребенок в школе? Эйнштейн или просто ответственный, дисциплинированный отличник? Скорее всего, второе. 

И что получается? Кто везет, того и погоняют? При анализе работы в «талантливом» направлении этой же школы выясняется, что некоторые дети не смогли участвовать дополнительно в предметных лабораториях, потому что не хватает сил и времени (9-е и 11-е классы). Одни дети существенно перегружены – другие недогружены? Ведь в школе учеников около 800, а одаренных – 40. С другими какая проводится работа в выявлении талантов? Остальными, получается, ведется только освоение общеобразовательной программы. Да, они могут быть задействованы в спортивных секциях, кружках по интересам, но это уже другие области: не образовательные. Тут появляется вопрос: так что же делать другим ученикам? Которые в тесте по выявлению одаренности не набрали высоких баллов? 

Ответ кроется, очевидно, в Конституции РФ. Читаем статью 43 п. 4: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Родители, по закону, ответственны за получение школьного образования. Они же ответственны за воспитание. Так может, поддержка и развитие талантов – это их зона ответственности? А в школе все-таки внимание всем уделять и повышать общий средний уровень? 

Перспективы

Помечтаем, представим идеальное развитие дел в школах. Учителя будут  исходить из позиции, что талантлив каждый ребенок! А не только тот, кто получает пятерки и тихо сидит на уроке. 

Педагог присматривается к каждому ребенку, наблюдает за тем, что у него получается, и дает рекомендации родителям. А те уже решают, как развивать талант ребенка: если ребенок – интеллектуал, то да, можно продолжить активное сотрудничество со школой. Причем не только для тесного сотрудничества ради олимпиадных достижений, но и для психологического сопровождения. Но не выявление степени одаренности детей, а работа с самооценкой ребенка, его стрессоустойчивостью. Ведь ребенку, занятому подготовкой к очередным интеллектуальным боям, некогда много времени проводить со сверстниками, изучать тонкости общения. Чтобы не получилось так: ученик для школы звания и медали зарабатывал (якобы для себя тоже), а во взрослой жизни оказывается, если не можешь себя презентовать, отстоять свою точку зрения, то никто другой это делать не станет. Жизнь – это не олимпиада, организованная по строгим правилам, где ты заранее знаешь ответ.  

Вернемся же к тем, кто не является «одаренным в учебе» ребенком. Если направление его развития художественное, то упор делается на дополнительном образовании. Ребенок проявляет спортивный интерес и способности – отправляется в секции. И так далее.

Отметим, при таком подходе неактуально будет классное руководство. Здесь скорее востребованы будут тьюторы, учителя-наставники. Которые индивидуально с каждым ребенком обсудят его способности, предпочтения, возможности, выстроят индивидуальный образовательный маршрут. Вовлекут в этот процесс родителей. Помогут ребенку адаптироваться к новым реалиям.

Затронем вопрос и о повышении среднего уровня образования. Безусловно, оно должно быть. 21-й век – век интеллектуальных профессий. Но опять же, какими способами это должно достигаться? Ужесточением норм сдачи экзаменов, увеличением количества обязательных экзаменов? Думается, что эти методы не подойдут.

Почему не повысить качество образования за счет той же индивидуализации образования? 

Тьюторами будут выявляться сильные стороны ученика. Потом выбираться предметы, к изучению которых нужно отнестись со всем рвением и умением. Определять степень освоения знаний по остальным предметам: например, нужна ли именно 5 по химии, если ты будешь учиться на юриста? 

Министр просвещения отметила, что и в этом направлении будет вестись работа: часть педагогов будет переучиваться на «учителей-наставников». Как и когда это будет реализовано в обычных школах – неясно, что из этого получится на деле – тоже непонятно. Ведь как-то с трудом представляется организация индивидуального образовательного маршрута в классах с наполняемостью в 25–35 человек…

Как говорится, поживем – увидим. 

Образовательный центр «Сириус» - один из примеров организации, работающей с одаренными детьми

Образовательный центр «Сириус» находится в Сочи. Создан по инициативе самого президента РФ В. В. Путина. Целью работы центра является «раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве» (sochisirius.ru). 

В центре все есть для достижения намеченного: современное оборудование, удобные и яркие помещения для обучения, увлеченные педагоги.

Центр располагает инфраструктурой 4-звёздочного отеля, ледовой ареной, олимпийской тренировочной ареной. Помимо уникальной садово-парковой зоны, для детей подготовлена развитая инфраструктура: бассейны, спортивные площадки и залы.

Ежемесячно в «Сириусе» проходят обучение около 800 детей со всей России. 

Видно, что здесь работа по поддержке талантливой молодежи ведется качественно и разносторонне. Остается надеяться, что опыт данного центра будет активно транслироваться и перениматься другими регионами. Все больше детей увидят, что обучение может быть разноплановым и  увлекательным, а сам ученик может заниматься тем, что у него лучше всего получается. 

И, главное, обретет наставников, которые его направят, поверят в него, покажут его ценность этому миру. Научат справляться с превратностями судьбы и находить выход из самых сложных ситуаций. 

А как на месте: опыт педагога по работе с талантливыми учениками

Педагогов подталкивает к работе с талантами не только интерес, но и материальное поощрение. За призеров и победителей в конкурсах, олимпиадах учителям полагаются выплаты из стимулирующего фонда. 

Но, как выясняется на практике, работа эта не из легких и требует системного подхода. Особенно если педагог нацелен не только на высокий результат, но и думает о состоянии ребенка. Ведь подготовка к олимпиадам – это всегда сверх учебной программы. 

Сама работала в школе учителем, возглавляла школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы, была классным руководителем. Систематически организовывала олимпиады и проводила конкурсы для учеников, поэтому имею непосредственное представление о «талантливом направлении» в школе. 

Мой опыт работы с талантливыми детьми в школе включал в себя несколько этапов.  

Сначала – подготовка к работе с классом в целом. Затем выявляются дети, которые не только могут, но и хотят участвовать в мероприятиях. Основной этап – непосредственная подготовка и участие в конкурсах. 

Подготовительный этап начинается при заочном знакомстве с классом: выясняется успеваемость учеников, направленность их интересов. Если класс, где большинство учеников с высокими средними баллами, то выбирается один учебник для занятий, если большинство учеников с низкими оценками – другой. Делается это не для того, чтобы одним дать больше. А с той целью, чтобы у одних не потерялся интерес к обучению из-за легкости заданий, а у других, наоборот, не пропал он из-за трудностей при освоении учебного материала. 

На своих уроках ученикам предлагаю выполнить задания: заполнить анкету (ребенку предлагается развернуто ответить на ряд вопросов о себе), написать развернутый ответ на вопрос «Для чего хожу в школу?», дописать сказку. Здесь и выявляются дети, которые желают развиваться по направлению предметной области. 

Обязательно объясняю, зачем лично ребенку вся эта работа. Что это и возможность попробовать себя в данной области (выяснить мое/не мое), и приобрести опыт публичных выступлений и выполнения тестовых заданий.  Что пригодится при сдаче обычных экзаменов, при презентации себя на различных мероприятиях. Позволит ребенку лучше узнать самого себя. Основной момент здесь – дать понять, что ребенку нужно самому развитие его талантов. Вся эта работа проводится не только ради грамоты и первых мест, не ради денежного вознаграждения учителя, но и ради него самого, для понимания – что получается лучше всего.

Потом определяются направления, в которых будет развиваться ребенок: интеллектуальное (олимпиады), художественное (театральные конкурсы, конкурсы чтецов) и т. д. Выбираются методы подготовки к мероприятиям. 

Далее следует участие и победы. Ведь такая работа не остается без вознаграждения. 

Правда, в каждой школе существует своя программа по работе с талантливой молодежью. Где-то она успешно реализуется, где-то не очень. Но если поддержка государства будет по работе в данном направлении, то и результаты не заставят себя ждать. Главное – понимать, для чего все это делается. Для детей. Для нашего будущего.

Мои устремления как того, кто непосредственно причастен к работе с детьми, направлены на работу не только с теми, кто талантлив и знает об этом, но и с теми, кто стесняется, кто «педагогически запущен». Ведь здесь трудно угадать, где встретишь, а где потеряешь. 

Читайте также
Комментарии (0)

Работа с одаренными детьми в России: текущая ситуация и перспективы

4 0

2019-01-24T14:01:49.977Z

Екатерина Кузьмина
Подписаться

Талантливые дети: флагманы развития России или заложники реформ Министерства образования? Будущее образования России – первые строчки в международных рейтингах (типа PISA) или хорошее образование – только в частных платных школах, а в государственных – обучение самому минимуму: простой арифметике и навыкам письма и чтения? 

Текущая ситуация

Министр просвещения Ольга Васильева в одном из своих выступлений отметила, что развивать нужно всех учеников: «Что касается второго проекта — "Успех каждого ребенка" — вот здесь цель: гармонично развитая личность» (РИА Новости). 

Что же входит в этот проект: 

  • развитие детских объединений;
  • реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоение онлайн модульных курсов;
  • реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;
  • и еще несколько пунктов по ранней профориентации, вовлечению в работу детей с ОВЗ. 

Как данное направление воплощается в обычной общеобразовательной школе нашей необъятной Родины? 

Для этого обратимся к опыту школ. Так сказать, тех, кто непосредственно занимается реализацией госполитики.

Возьмем обычную среднюю общеобразовательную школу небольшого городка в ХМАО. Интересно же, что творится в далекой Сибири. Информацию берем на сайте школы, наблюдения за работой методиста.

По части работы с одаренными детьми в школе задействованы несколько специалистов: психолог, методист, учитель-предметник. В документах школы отмечается, что «психолог готовит пакет психолого-педагогических диагностик выявления одаренности». 

Видим, что задействованы в развитии своих талантов будут не все. А одаренные. 

Далее отмечается, что организуются консультации для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, совместно с педагогами-предметниками разрабатываются индивидуальные учебные планы, запланированы индивидуальные консультации с родителями одаренных детей.

На сайте школы в открытом доступе даже написано количество одаренных детей в школе: «На данный момент зарегистрировано 40 детей с признаками одаренности. Разработана модель подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников».

Что мы видим? Работа ведется с детьми, кто себя проявил, зарекомендовал. Кто он на деле – одаренный ребенок в школе? Эйнштейн или просто ответственный, дисциплинированный отличник? Скорее всего, второе. 

И что получается? Кто везет, того и погоняют? При анализе работы в «талантливом» направлении этой же школы выясняется, что некоторые дети не смогли участвовать дополнительно в предметных лабораториях, потому что не хватает сил и времени (9-е и 11-е классы). Одни дети существенно перегружены – другие недогружены? Ведь в школе учеников около 800, а одаренных – 40. С другими какая проводится работа в выявлении талантов? Остальными, получается, ведется только освоение общеобразовательной программы. Да, они могут быть задействованы в спортивных секциях, кружках по интересам, но это уже другие области: не образовательные. Тут появляется вопрос: так что же делать другим ученикам? Которые в тесте по выявлению одаренности не набрали высоких баллов? 

Ответ кроется, очевидно, в Конституции РФ. Читаем статью 43 п. 4: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Родители, по закону, ответственны за получение школьного образования. Они же ответственны за воспитание. Так может, поддержка и развитие талантов – это их зона ответственности? А в школе все-таки внимание всем уделять и повышать общий средний уровень? 

Перспективы

Помечтаем, представим идеальное развитие дел в школах. Учителя будут  исходить из позиции, что талантлив каждый ребенок! А не только тот, кто получает пятерки и тихо сидит на уроке. 

Педагог присматривается к каждому ребенку, наблюдает за тем, что у него получается, и дает рекомендации родителям. А те уже решают, как развивать талант ребенка: если ребенок – интеллектуал, то да, можно продолжить активное сотрудничество со школой. Причем не только для тесного сотрудничества ради олимпиадных достижений, но и для психологического сопровождения. Но не выявление степени одаренности детей, а работа с самооценкой ребенка, его стрессоустойчивостью. Ведь ребенку, занятому подготовкой к очередным интеллектуальным боям, некогда много времени проводить со сверстниками, изучать тонкости общения. Чтобы не получилось так: ученик для школы звания и медали зарабатывал (якобы для себя тоже), а во взрослой жизни оказывается, если не можешь себя презентовать, отстоять свою точку зрения, то никто другой это делать не станет. Жизнь – это не олимпиада, организованная по строгим правилам, где ты заранее знаешь ответ.  

Вернемся же к тем, кто не является «одаренным в учебе» ребенком. Если направление его развития художественное, то упор делается на дополнительном образовании. Ребенок проявляет спортивный интерес и способности – отправляется в секции. И так далее.

Отметим, при таком подходе неактуально будет классное руководство. Здесь скорее востребованы будут тьюторы, учителя-наставники. Которые индивидуально с каждым ребенком обсудят его способности, предпочтения, возможности, выстроят индивидуальный образовательный маршрут. Вовлекут в этот процесс родителей. Помогут ребенку адаптироваться к новым реалиям.

Затронем вопрос и о повышении среднего уровня образования. Безусловно, оно должно быть. 21-й век – век интеллектуальных профессий. Но опять же, какими способами это должно достигаться? Ужесточением норм сдачи экзаменов, увеличением количества обязательных экзаменов? Думается, что эти методы не подойдут.

Почему не повысить качество образования за счет той же индивидуализации образования? 

Тьюторами будут выявляться сильные стороны ученика. Потом выбираться предметы, к изучению которых нужно отнестись со всем рвением и умением. Определять степень освоения знаний по остальным предметам: например, нужна ли именно 5 по химии, если ты будешь учиться на юриста? 

Министр просвещения отметила, что и в этом направлении будет вестись работа: часть педагогов будет переучиваться на «учителей-наставников». Как и когда это будет реализовано в обычных школах – неясно, что из этого получится на деле – тоже непонятно. Ведь как-то с трудом представляется организация индивидуального образовательного маршрута в классах с наполняемостью в 25–35 человек…

Как говорится, поживем – увидим. 

Образовательный центр «Сириус» - один из примеров организации, работающей с одаренными детьми

Образовательный центр «Сириус» находится в Сочи. Создан по инициативе самого президента РФ В. В. Путина. Целью работы центра является «раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве» (sochisirius.ru). 

В центре все есть для достижения намеченного: современное оборудование, удобные и яркие помещения для обучения, увлеченные педагоги.

Центр располагает инфраструктурой 4-звёздочного отеля, ледовой ареной, олимпийской тренировочной ареной. Помимо уникальной садово-парковой зоны, для детей подготовлена развитая инфраструктура: бассейны, спортивные площадки и залы.

Ежемесячно в «Сириусе» проходят обучение около 800 детей со всей России. 

Видно, что здесь работа по поддержке талантливой молодежи ведется качественно и разносторонне. Остается надеяться, что опыт данного центра будет активно транслироваться и перениматься другими регионами. Все больше детей увидят, что обучение может быть разноплановым и  увлекательным, а сам ученик может заниматься тем, что у него лучше всего получается. 

И, главное, обретет наставников, которые его направят, поверят в него, покажут его ценность этому миру. Научат справляться с превратностями судьбы и находить выход из самых сложных ситуаций. 

А как на месте: опыт педагога по работе с талантливыми учениками

Педагогов подталкивает к работе с талантами не только интерес, но и материальное поощрение. За призеров и победителей в конкурсах, олимпиадах учителям полагаются выплаты из стимулирующего фонда. 

Но, как выясняется на практике, работа эта не из легких и требует системного подхода. Особенно если педагог нацелен не только на высокий результат, но и думает о состоянии ребенка. Ведь подготовка к олимпиадам – это всегда сверх учебной программы. 

Сама работала в школе учителем, возглавляла школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы, была классным руководителем. Систематически организовывала олимпиады и проводила конкурсы для учеников, поэтому имею непосредственное представление о «талантливом направлении» в школе. 

Мой опыт работы с талантливыми детьми в школе включал в себя несколько этапов.  

Сначала – подготовка к работе с классом в целом. Затем выявляются дети, которые не только могут, но и хотят участвовать в мероприятиях. Основной этап – непосредственная подготовка и участие в конкурсах. 

Подготовительный этап начинается при заочном знакомстве с классом: выясняется успеваемость учеников, направленность их интересов. Если класс, где большинство учеников с высокими средними баллами, то выбирается один учебник для занятий, если большинство учеников с низкими оценками – другой. Делается это не для того, чтобы одним дать больше. А с той целью, чтобы у одних не потерялся интерес к обучению из-за легкости заданий, а у других, наоборот, не пропал он из-за трудностей при освоении учебного материала. 

На своих уроках ученикам предлагаю выполнить задания: заполнить анкету (ребенку предлагается развернуто ответить на ряд вопросов о себе), написать развернутый ответ на вопрос «Для чего хожу в школу?», дописать сказку. Здесь и выявляются дети, которые желают развиваться по направлению предметной области. 

Обязательно объясняю, зачем лично ребенку вся эта работа. Что это и возможность попробовать себя в данной области (выяснить мое/не мое), и приобрести опыт публичных выступлений и выполнения тестовых заданий.  Что пригодится при сдаче обычных экзаменов, при презентации себя на различных мероприятиях. Позволит ребенку лучше узнать самого себя. Основной момент здесь – дать понять, что ребенку нужно самому развитие его талантов. Вся эта работа проводится не только ради грамоты и первых мест, не ради денежного вознаграждения учителя, но и ради него самого, для понимания – что получается лучше всего.

Потом определяются направления, в которых будет развиваться ребенок: интеллектуальное (олимпиады), художественное (театральные конкурсы, конкурсы чтецов) и т. д. Выбираются методы подготовки к мероприятиям. 

Далее следует участие и победы. Ведь такая работа не остается без вознаграждения. 

Правда, в каждой школе существует своя программа по работе с талантливой молодежью. Где-то она успешно реализуется, где-то не очень. Но если поддержка государства будет по работе в данном направлении, то и результаты не заставят себя ждать. Главное – понимать, для чего все это делается. Для детей. Для нашего будущего.

Мои устремления как того, кто непосредственно причастен к работе с детьми, направлены на работу не только с теми, кто талантлив и знает об этом, но и с теми, кто стесняется, кто «педагогически запущен». Ведь здесь трудно угадать, где встретишь, а где потеряешь. 

Читайте также
Комментарии (0)