Мультфильмы − современный инструмент образования

2019-06-18T18:32:29.194Z
3 0

Современный учебный процесс невозможно представить без цифровых технологий. Мы привыкли, что любая информация подкрепляется визуально. Например, доклад сопровождается презентацией, исследования – графиками, диаграммами и таблицами. В противном случае все прослушанное вряд ли запомнится. Значимость образовательных мультфильмов возрастает. 

Образовательные технологии в медиаиндустрии

На международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» директор образовательных программ «Союзмультфильма» Анна Токарева рассказала о том, как использовать мультипликацию в образовательных целях, и поделилась опытом киностудии в создании образовательного контента для детей от 4 до 15 лет.  

В этом году при поддержке департамента образования и науки Москвы «Союзмультфильм» сделал два больших проекта, в которых были применены две образовательные технологии. Одна – социально-коммуникативное развитие дошкольного образования – в мультфильме «Простоквашино». Вторая – развитие эмоционального интеллекта – в мультике «Монсики»

В прошлом году на киностудии “Союзмультфильм” был создан департамент образовательных программ. За это время было сделано некоторое количество шагов, но исходили мы, собственно, из той проблематики, которую видели аниматоры, продюсеры, сотрудники компании, – отметила Анна Токарева. − И эти проблемы, думаю, ни для кого из вас не являются секретом. Но совокупность этих проблем, их фокусировка – они позволили нам создать некоторую стратегию, по которой “Союзмультфильм” собирается и в дальнейшем двигаться в сторону образовательных программ. 

При создании мультфильмов киностудия опирается на результаты различных исследований крупных международных компаний. Например, недавно исследовательский центр Ipsos Comcon провел для «Союзмультфильма» обширное изучение потребления и стиля жизни детей и подростков от 4 до 15 лет. Компания выяснила, какие образы и персонажи сегодня особенно любимы детьми.

Выборка – 3200 детей/год и 3200 мам/год, проживающих в городах-миллионниках России. Метод – онлайн-анкеты для детей от 5 до 15 лет и для мам детей 4–6 и 7–15 лет. Рассмотрено более 90 лицензионных персонажей.

Любимые герои (спонтанно)Знание героев и любимые герои (по списку)
Детям в возрасте от 4 до 15 лет нравятся такие персонажи, как Человек-паук (11 %), Маша и Медведь (9 %), Фиксики (8 %), Лунтик (7 %) и Смешарики (7 %).Детям в возрасте от 4 до 15 лет лучше всего известны такие лицензионные персонажи, как Маша и Медведь (82 %), Лунтик (79 %) и герои «Ну, погоди!» (78 %).
Среди героев «Союзмультфильма» в топ-15, спонтанно упоминаемых детьми, входят персонажи «Простоквашино» (5 %).В качестве самых любимых дети выбрали Машу и Медведя (29 %), Фиксиков (28 %) и персонажей мультфильма «Гадкий я» (27 %).
Человек-паук – лидер спонтанных симпатий мальчиков 7–15 лет. Для ребят от 4 до 6 лет на первом месте – герои мультфильма «Щенячий патруль».Предпочтения мальчиков различаются в зависимости от возраста: ребята от 4 до 6 лет хотели бы иметь товары с героями из мультфильма «Тачки» (40 %), от 7 до 15 – с Человеком-пауком (от 29 до 48 %).
Предпочтения девочек с возрастом меняются: мультфильм «Маша и Медведь» больше нравится в возрасте от 4 до 6 лет, «Школа волшебниц» – от 7 до 9. Герои «Ледникового периода» остаются кумирами в 10–12 лет, в 13–15 ярко-выраженных кумиров у девочек нет.Девочки в возрасте от 4 до 9 лет хотели бы иметь товары с героями из франшизы «Олаф и холодное приключение», от 10 до 12 лет – с Рапунцель.
Любимыми персонажей из «Союзмультфильма» чаще всего спонтанно называют дети более старшего возраста.Девочки-подростки в возрасте от 13 до 15 лет обозначают любимым героем Гарри Поттера.

По мнению Анны Токаревой, результаты исследования «не слишком радостные для российского сообщества». Дети предпочитают западных героев отечественным. И чем старше ребенок, тем его интерес выше. По этой причине «Союзмультфильм» ставит перед собой цели – занять те ниши, в которых сейчас находятся персонажи западных мультфильмов.

Задача киностудий, кинокомпаний, творческих объединений не в том, чтобы создавать учебные фильмы или мультфильмы про математику или окружающий мир, а в том, чтобы разрабатывать инструменты, полезные для образовательных организаций. Главный стратегический принцип – работа над визуальным материалом вместе с педагогами и родителями. 

Дети XXI века

Патрик Гриффин, профессор Мельнбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века, выделил актуальные для детей нашего времени навыки:

  • эмоциональный интеллект;
  • виртуальное сотрудничество;
  • осмысленное принятие решений;
  • дизайнерское мышление;
  • трансдисциплинарность;
  • цифровое мышление; 
  • нестандартное мышление;
  • управление вниманием;
  • грамотность в области новых медиа;
  • межкультурная компетентность.

«Дети XXI века» – уже устойчивое выражение. Его, как правило, используют, когда хотят подчеркнуть степень «продвинутости» человека в цифровых технологиях. Этих детей характеризует следующее:

  • очень высокий уровень естественной компьютерной грамотности: современные информационные технологии для детей не инновации, а повседневность;
  • общение в интернете важнее личных встреч – переход социума и социализации из «двора» в Сеть;
  • аудиовизуальная информация воспринимается лучше текстовой – эмотиконы, фото и клипы вытесняют тексты. Дети в основном читают поверхностно, выборочно, «по ключевым словам»;
  • интеллектуальное развитие опережает социальное. Навыки трансляции знаний и социального взаимодействия формируются существенно хуже и медленнее навыков манипуляции с символами и вещами;
  • число детей с так называемыми дефицитами, ограничениями здоровья (ОВЗ), обучающихся по программе инклюзии в обычных школах, увеличилось;
  • далеко не все дети, обучающиеся в школах в России, считают русский язык своим родным языком.

Актуальность формата «мультфильм» в образовании и воспитании

Цифровые технологии уже давно пришли на смену привычным образовательным методам. Современная российская мультипликация – это инструмент, с помощью которого можно не только разнообразить процесс обучения, но и помочь детям и подросткам развить навыки коммуникации, социализации, критического и медиамышления. 

Вот в чем ценность мультипликации с этой точки зрения: 

  • наглядность – возможность превратить любую задачу или сюжет в наблюдаемое событие, в игровую реальность;
  • эмоциональная мотивация – включение эмоционального интеллекта и естественное воздействие на психоэмоциональную сферу за счет погружения учащегося в клиповую «реальность»;
  • интерактивность – создание привлекательных анимированных персонажей и программ обучения с обратной связью, взаимодействующих с учащимися (анимированные подсказки, проверочные задания, пояснения к решению задачи и т. д.);
  • воспитательный эффект – возможность эффективного дополнения образовательного содержания воспитательным, начиная с используемой в мультфильмах визуальной символики (например, государственного флага) и заканчивая характерами персонажей. Здесь образовательный эффект выше;
  • межпоколенческая трансмиссия социокультурных норм и ценностей. Персонажи, любимые педагогами и родителями, становятся проводниками современных детей в процессе обучения и воспитания.

Образовательная анимация способна помочь научить детей управлять своими эмоциями в повседневной жизни. При этом именно мультфильмы (об этом говорит многомиллионная аудитория каналов «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» и других в Youtube) нравятся детям.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-06-18T18:32:29.194Z
3 0

Мультфильмы − современный инструмент образования


Современный учебный процесс невозможно представить без цифровых технологий. Мы привыкли, что любая информация подкрепляется визуально. Например, доклад сопровождается презентацией, исследования – графиками, диаграммами и таблицами. В противном случае все прослушанное вряд ли запомнится. Значимость образовательных мультфильмов возрастает. 

Образовательные технологии в медиаиндустрии

На международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» директор образовательных программ «Союзмультфильма» Анна Токарева рассказала о том, как использовать мультипликацию в образовательных целях, и поделилась опытом киностудии в создании образовательного контента для детей от 4 до 15 лет.  

В этом году при поддержке департамента образования и науки Москвы «Союзмультфильм» сделал два больших проекта, в которых были применены две образовательные технологии. Одна – социально-коммуникативное развитие дошкольного образования – в мультфильме «Простоквашино». Вторая – развитие эмоционального интеллекта – в мультике «Монсики»

В прошлом году на киностудии “Союзмультфильм” был создан департамент образовательных программ. За это время было сделано некоторое количество шагов, но исходили мы, собственно, из той проблематики, которую видели аниматоры, продюсеры, сотрудники компании, – отметила Анна Токарева. − И эти проблемы, думаю, ни для кого из вас не являются секретом. Но совокупность этих проблем, их фокусировка – они позволили нам создать некоторую стратегию, по которой “Союзмультфильм” собирается и в дальнейшем двигаться в сторону образовательных программ. 

При создании мультфильмов киностудия опирается на результаты различных исследований крупных международных компаний. Например, недавно исследовательский центр Ipsos Comcon провел для «Союзмультфильма» обширное изучение потребления и стиля жизни детей и подростков от 4 до 15 лет. Компания выяснила, какие образы и персонажи сегодня особенно любимы детьми.

Выборка – 3200 детей/год и 3200 мам/год, проживающих в городах-миллионниках России. Метод – онлайн-анкеты для детей от 5 до 15 лет и для мам детей 4–6 и 7–15 лет. Рассмотрено более 90 лицензионных персонажей.

Любимые герои (спонтанно)Знание героев и любимые герои (по списку)
Детям в возрасте от 4 до 15 лет нравятся такие персонажи, как Человек-паук (11 %), Маша и Медведь (9 %), Фиксики (8 %), Лунтик (7 %) и Смешарики (7 %).Детям в возрасте от 4 до 15 лет лучше всего известны такие лицензионные персонажи, как Маша и Медведь (82 %), Лунтик (79 %) и герои «Ну, погоди!» (78 %).
Среди героев «Союзмультфильма» в топ-15, спонтанно упоминаемых детьми, входят персонажи «Простоквашино» (5 %).В качестве самых любимых дети выбрали Машу и Медведя (29 %), Фиксиков (28 %) и персонажей мультфильма «Гадкий я» (27 %).
Человек-паук – лидер спонтанных симпатий мальчиков 7–15 лет. Для ребят от 4 до 6 лет на первом месте – герои мультфильма «Щенячий патруль».Предпочтения мальчиков различаются в зависимости от возраста: ребята от 4 до 6 лет хотели бы иметь товары с героями из мультфильма «Тачки» (40 %), от 7 до 15 – с Человеком-пауком (от 29 до 48 %).
Предпочтения девочек с возрастом меняются: мультфильм «Маша и Медведь» больше нравится в возрасте от 4 до 6 лет, «Школа волшебниц» – от 7 до 9. Герои «Ледникового периода» остаются кумирами в 10–12 лет, в 13–15 ярко-выраженных кумиров у девочек нет.Девочки в возрасте от 4 до 9 лет хотели бы иметь товары с героями из франшизы «Олаф и холодное приключение», от 10 до 12 лет – с Рапунцель.
Любимыми персонажей из «Союзмультфильма» чаще всего спонтанно называют дети более старшего возраста.Девочки-подростки в возрасте от 13 до 15 лет обозначают любимым героем Гарри Поттера.

По мнению Анны Токаревой, результаты исследования «не слишком радостные для российского сообщества». Дети предпочитают западных героев отечественным. И чем старше ребенок, тем его интерес выше. По этой причине «Союзмультфильм» ставит перед собой цели – занять те ниши, в которых сейчас находятся персонажи западных мультфильмов.

Задача киностудий, кинокомпаний, творческих объединений не в том, чтобы создавать учебные фильмы или мультфильмы про математику или окружающий мир, а в том, чтобы разрабатывать инструменты, полезные для образовательных организаций. Главный стратегический принцип – работа над визуальным материалом вместе с педагогами и родителями. 

Дети XXI века

Патрик Гриффин, профессор Мельнбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века, выделил актуальные для детей нашего времени навыки:

  • эмоциональный интеллект;
  • виртуальное сотрудничество;
  • осмысленное принятие решений;
  • дизайнерское мышление;
  • трансдисциплинарность;
  • цифровое мышление; 
  • нестандартное мышление;
  • управление вниманием;
  • грамотность в области новых медиа;
  • межкультурная компетентность.

«Дети XXI века» – уже устойчивое выражение. Его, как правило, используют, когда хотят подчеркнуть степень «продвинутости» человека в цифровых технологиях. Этих детей характеризует следующее:

  • очень высокий уровень естественной компьютерной грамотности: современные информационные технологии для детей не инновации, а повседневность;
  • общение в интернете важнее личных встреч – переход социума и социализации из «двора» в Сеть;
  • аудиовизуальная информация воспринимается лучше текстовой – эмотиконы, фото и клипы вытесняют тексты. Дети в основном читают поверхностно, выборочно, «по ключевым словам»;
  • интеллектуальное развитие опережает социальное. Навыки трансляции знаний и социального взаимодействия формируются существенно хуже и медленнее навыков манипуляции с символами и вещами;
  • число детей с так называемыми дефицитами, ограничениями здоровья (ОВЗ), обучающихся по программе инклюзии в обычных школах, увеличилось;
  • далеко не все дети, обучающиеся в школах в России, считают русский язык своим родным языком.

Актуальность формата «мультфильм» в образовании и воспитании

Цифровые технологии уже давно пришли на смену привычным образовательным методам. Современная российская мультипликация – это инструмент, с помощью которого можно не только разнообразить процесс обучения, но и помочь детям и подросткам развить навыки коммуникации, социализации, критического и медиамышления. 

Вот в чем ценность мультипликации с этой точки зрения: 

  • наглядность – возможность превратить любую задачу или сюжет в наблюдаемое событие, в игровую реальность;
  • эмоциональная мотивация – включение эмоционального интеллекта и естественное воздействие на психоэмоциональную сферу за счет погружения учащегося в клиповую «реальность»;
  • интерактивность – создание привлекательных анимированных персонажей и программ обучения с обратной связью, взаимодействующих с учащимися (анимированные подсказки, проверочные задания, пояснения к решению задачи и т. д.);
  • воспитательный эффект – возможность эффективного дополнения образовательного содержания воспитательным, начиная с используемой в мультфильмах визуальной символики (например, государственного флага) и заканчивая характерами персонажей. Здесь образовательный эффект выше;
  • межпоколенческая трансмиссия социокультурных норм и ценностей. Персонажи, любимые педагогами и родителями, становятся проводниками современных детей в процессе обучения и воспитания.

Образовательная анимация способна помочь научить детей управлять своими эмоциями в повседневной жизни. При этом именно мультфильмы (об этом говорит многомиллионная аудитория каналов «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» и других в Youtube) нравятся детям.

Читайте также
Комментарии (0)