Московская электронная школа. Образование будущего?

2018-11-02T13:19:38.507Z
57 0

Современные технологии позволяют перевести обучение в цифровой формат. И Московская электронная школа (МЭШ) — платформа, которая решает именно эту задачу. 

Эксперимент начался в сентябре 2016-го. Тогда в пилотном проекте приняли участие несколько столичных школ. Идеи разработчиков людям, привыкшим к классическому образу школы, могли казаться кадрами из фантастического фильма: меловые доски заменяются на интерактивные панели, вместо обычной парты «умные» столы, в повседневность входят электронные дневники, журналы, планшеты и другие мультимедийные гаджеты; вместо методичек педагогам предлагают базу сценариев для уроков.

С сентября 2017 года в 932 образовательных организациях Москвы учителя, ученики и их родители стали пользователями единого городского электронного дневника и журнала, а также общегородской платформы электронных образовательных материалов — Библиотеки МЭШ.

Сейчас, «после успешной апробации», как сказано на официальном сайте МЭШ, проект внедрен во всех образовательных организациях столицы.

Что такое МЭШ?

Эта аббревиатура обозначает облачную интернет-платформу, которая автоматизирует большинство организационных, методических и педагогических задач современной школы.

Для полноценного использования возможностей платформы необходима инфраструктура: это Wi-Fi-точки доступа с высокоскоростным интернетом, школьные серверы, управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, планшеты и ноутбуки учителей, система видеонаблюдения и турникеты на входе. Вторая составляющая проекта – это сервисы, те самые электронные журнал и дневник, и Библиотека электронных материалов.

Разработчики заявляют, что Московская электронная школа не имеет аналогов.  А «созданная в Москве образовательная платформа уже стала самой масштабной в мире по контентному наполнению». Об этом недавно сообщила директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева.


Источник: официальный сайт Мэра Москвы www.mos.ru 

Кто автор этого проекта?

По официальной информации, создатели электронной школы - учителя, директора и административные команды, а также родители и ученики московских школ. «У проекта нет единоличного автора, в него сделал вклад каждый москвич, для которого важно высокое качество школьного образования», говорится на сайте мэра Москвы.

Очевидно, что именно под патронатом столичного градоначальника реализуется проект «Московская электронная школа». Публичное одобрение Президента России является одним из тиражируемых «козырей» МЭШ: за цифровизацию города Москва получает высокие места в международных рейтингах. А Департаменту информационных технологий (ДИТ) Москвы проект принес Премию Рунета в номинации «Наука и образование».

Однако многие родители московских школьников и часть педагогов утверждают, что МЭШ как раз нельзя считать народной инициативой или коллективным творчеством.

«Продвигающие МЭШ чиновники упорно игнорируют мнение родительского и педагогического сообщества, которое выступает против внедрения гаджетов в среднюю школу», - говорят общественные активисты. А они в свою очередь убеждены, что в МЭШ кроется опасность создания в школе среды, враждебной к детскому здоровью.

Как повлияют на школьников постоянное воздействие сети Wi-fi? Не повредит ли зрению использование планшетного компьютера и электронной стеновой панели? А как на психологическом самочувствии ребенка скажутся тотальный контроль и накопление цифровой информации об успеваемости?

Городскому сообществу не предоставили убедительных результатов проверки нововведений на безопасность. Ни публичных слушаний, ни голосований за внедрение проекта МЭШ на управляющих советах школ изначально не было. И в то же время Правительство декларирует, что к концу 2018 года оборудованием и инфраструктурой для проекта МЭШ будет обеспечена каждая школа Москвы.

Как следствие началась общественная кампания - петицию против внедрения МЭШ подписали более полутора тысяч человек.

Не сМЭШно

Экспериментом на детях назвал внедрение МЭШ учитель информатики из Новой школы, финалист конкурса «Учитель года Москвы» Владимир Погодин. Он подчеркивает, что МЭШ насаждается в школы «сверху».

«Система именно внедряется. За использование МЭШ учителю идет поощрение. Это настораживает, зачем вводить внешний мотив?», - недоумевает Владимир Николаевич. Сам Владимир Погодин с материалами библиотеки электронной школы не работает, потому что, как говорит, «не увидел смысла».

На педагогов с опытом и со стажем финансовые приманки не действуют, потому что их заработная плата и без того удовлетворительная. А вот молодые учителя, которые получают меньше старших коллег, охотнее рассматривают МЭШ, как источник заработка.

Накануне учебного года руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина сообщил, что с 1 сентября снято ограничение на количество учителей, которые получали надбавки за использование «Московской электронной школы». Теперь любой активный пользователь МЭШ будет получать 10 тысяч в месяц «за вклад в ее развитие».

Заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева уточнила, что рассчитывать на доплату за развитие проекта могут педагоги, которые активно используют материалы библиотеки МЭШ на уроках и прикрепляют их к домашним заданиям.

Отдельное вознаграждение обещано тем, кто создает и загружает в систему свои разработки, сценарии уроков, методические пособия.

- То, что Москва платит (то есть это составляет часть заработков педагогов), это очень правильно. Хороший учитель должен иметь возможность свой продукт распространить на других учителей, - полагает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Однако именно у опытных педагогов больше всего скепсиса по отношению к предлагаемой возможности «дополнительного дохода». Они всерьез опасаются, что из-за давления администрации на учителей в МЭШ «хлынет» как раз не самая качественная информация:

 - Главное тут даже не в индивидуальных надбавках, а в дополнительных баллах для рейтинга школы за использование МЭШ, - считает учитель истории Московской гимназии №1543 Леонид Кацва. - Я бы и дал туда материал, не жалко, но, во-первых, модерация ("а судьи кто?"). Во-вторых, они предлагают самые высокие надбавки за пособия, но ведь это же противоречит идее историко-культурного стандарта. Значит, ты им дай, а они, глядишь, отвергнут, потому что пособий по истории "нэ трэба"? И, в-третьих, засада с авторскими правами. Насколько я понял, авторские права переходят к МЭШ и иное использование материала становится невозможным. А мои материалы (лекции, презентации) распространяются давно и принципиально бесплатно.

И такой позиции придерживаются многие признанные педагоги. А значит, в текущей системе стимулирования за работу с МЭШ скрыта угроза, что учителя начнут отдавать в библиотеку контент «для галочки», чтобы не возникало претензий к ним или к школе. А свои наработки продолжат публиковать под собственным именем в других источниках или же продавать, сохраняя авторство.

У молодых учителей, казалось бы, напротив, должен появиться стимул создавать качественные конспекты, делать интерактивные уроки. Но и они натыкаются на не отлаженную еще систему модерации. «Ждать рассмотрения своего материала приходится по полгода, - говорят учителя. -  И зачастую приходит отказ с отпиской «Пожалуйста, скорректируйте свой урок в соответствии с требованиями». Понять, что именно не устроило методиста, бывает трудно. Это могут быть технические огрехи, не заполнение каких-либо полей. Но тратить время на выяснение нюансов – означает отвлекаться от непосредственной работы с детьми. Так и угасает желание педагогов бороться за гранты.

Деньги обещаны тем, чей контент победит по частоте использования. После прохождения модерации материал учителя должны просмотреть как-минимум 500 раз. Сейчас при беглом просмотре библиотеки видно, что максимальное число просмотров материалов за год по многим предметам достигает лишь 300 с небольшим.   

К разработке контента для МЭШ Правительство Москвы приглашает не только учителей, но и предпринимателей, программистов, бизнес-группы с опытом создания веб- и мобильных приложений.

Гранты выделяются из бюджета. Однако пока нет прозрачной схемы, как отследить качество материала, его реальную помощь в работе педагогов. Да и понять, кому именно и за что уже вручались гранты тоже проблематично. 

Дело техники. И другие недостатки МЭШ

Детям по нраву геймификация, 3D-модели и виртуальная реальность в учебном процессе. Сегодняшние школьники – «цифровое поколение», не заставшее жизни без интернета. Поэтому для них естественно то, что можно посетить Лувр, не вставая из-за парты, или надев VR-очки, увидеть в объеме фигуру, параметры которой только что рассчитывали – ее можно приблизить, увеличить, развернуть…

Учителям в отличие от учеников приходится переучиваться. Средний возраст учителя в Москве - 45-52 года. А значит большинству и психологически непривычно видеть школьный класс высокотехнологичным пространством, и технически трудно работать с программами. А интерфейс библиотеки МЭШ - не интуитивный. Об этом говорят и опытные пользователи, и новички.

Выбор предметов в МЭШ

Программная среда не позволяет создавать презентации или править их прямо в системе. Выходит, надо работать еще в нескольких программах. Делать отдельные презентации под каждую задачу урока, и только потом загружать их в МЭШ.

Без сложностей не обходится и поиск в библиотеке нужного материала. В системе можно выбрать предмет, уровень образования (дошкольное, общее, старшая школа) и тему. Сузить поиск до конкретного, например, «Линейные уравнения для 5 класса», не удается. Программа выдаст все материалы по уравнениям для средней школы. Сколько понадобится терпения и времени на отбор подходящего хотя бы по теме? И как понять, что из загруженного коллегами, правда заслуживает внимания? У материалов нет развернутого описания. Видно число просмотров, но это ничего не говорит о качестве информации.

Все это существенно затрудняет работу с библиотекой.


Библиотека в МЭШ

На одном из публичных мероприятий руководитель направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий города Москвы Светлана Романова сказала, что «МЭШ в том виде, в котором она существует сегодня – это в первую очередь возможность. Возможность для учителей использовать ее в том формате, в котором она представлена сейчас, или в дальнейшем развивать на основе оборудования и программных продуктов какие-либо свои подходы к образованию».

Для начала учителя должны получить в свое распоряжение удобный программный продукт, настроенный под их профессиональные потребности. Когда и как это произойдет - основной вопрос, который остается открытым. 


Читайте также
Комментарии (0)
2018-11-02T13:19:38.507Z
57 0

Московская электронная школа. Образование будущего?


Современные технологии позволяют перевести обучение в цифровой формат. И Московская электронная школа (МЭШ) — платформа, которая решает именно эту задачу. 

Эксперимент начался в сентябре 2016-го. Тогда в пилотном проекте приняли участие несколько столичных школ. Идеи разработчиков людям, привыкшим к классическому образу школы, могли казаться кадрами из фантастического фильма: меловые доски заменяются на интерактивные панели, вместо обычной парты «умные» столы, в повседневность входят электронные дневники, журналы, планшеты и другие мультимедийные гаджеты; вместо методичек педагогам предлагают базу сценариев для уроков.

С сентября 2017 года в 932 образовательных организациях Москвы учителя, ученики и их родители стали пользователями единого городского электронного дневника и журнала, а также общегородской платформы электронных образовательных материалов — Библиотеки МЭШ.

Сейчас, «после успешной апробации», как сказано на официальном сайте МЭШ, проект внедрен во всех образовательных организациях столицы.

Что такое МЭШ?

Эта аббревиатура обозначает облачную интернет-платформу, которая автоматизирует большинство организационных, методических и педагогических задач современной школы.

Для полноценного использования возможностей платформы необходима инфраструктура: это Wi-Fi-точки доступа с высокоскоростным интернетом, школьные серверы, управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, планшеты и ноутбуки учителей, система видеонаблюдения и турникеты на входе. Вторая составляющая проекта – это сервисы, те самые электронные журнал и дневник, и Библиотека электронных материалов.

Разработчики заявляют, что Московская электронная школа не имеет аналогов.  А «созданная в Москве образовательная платформа уже стала самой масштабной в мире по контентному наполнению». Об этом недавно сообщила директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева.


Источник: официальный сайт Мэра Москвы www.mos.ru 

Кто автор этого проекта?

По официальной информации, создатели электронной школы - учителя, директора и административные команды, а также родители и ученики московских школ. «У проекта нет единоличного автора, в него сделал вклад каждый москвич, для которого важно высокое качество школьного образования», говорится на сайте мэра Москвы.

Очевидно, что именно под патронатом столичного градоначальника реализуется проект «Московская электронная школа». Публичное одобрение Президента России является одним из тиражируемых «козырей» МЭШ: за цифровизацию города Москва получает высокие места в международных рейтингах. А Департаменту информационных технологий (ДИТ) Москвы проект принес Премию Рунета в номинации «Наука и образование».

Однако многие родители московских школьников и часть педагогов утверждают, что МЭШ как раз нельзя считать народной инициативой или коллективным творчеством.

«Продвигающие МЭШ чиновники упорно игнорируют мнение родительского и педагогического сообщества, которое выступает против внедрения гаджетов в среднюю школу», - говорят общественные активисты. А они в свою очередь убеждены, что в МЭШ кроется опасность создания в школе среды, враждебной к детскому здоровью.

Как повлияют на школьников постоянное воздействие сети Wi-fi? Не повредит ли зрению использование планшетного компьютера и электронной стеновой панели? А как на психологическом самочувствии ребенка скажутся тотальный контроль и накопление цифровой информации об успеваемости?

Городскому сообществу не предоставили убедительных результатов проверки нововведений на безопасность. Ни публичных слушаний, ни голосований за внедрение проекта МЭШ на управляющих советах школ изначально не было. И в то же время Правительство декларирует, что к концу 2018 года оборудованием и инфраструктурой для проекта МЭШ будет обеспечена каждая школа Москвы.

Как следствие началась общественная кампания - петицию против внедрения МЭШ подписали более полутора тысяч человек.

Не сМЭШно

Экспериментом на детях назвал внедрение МЭШ учитель информатики из Новой школы, финалист конкурса «Учитель года Москвы» Владимир Погодин. Он подчеркивает, что МЭШ насаждается в школы «сверху».

«Система именно внедряется. За использование МЭШ учителю идет поощрение. Это настораживает, зачем вводить внешний мотив?», - недоумевает Владимир Николаевич. Сам Владимир Погодин с материалами библиотеки электронной школы не работает, потому что, как говорит, «не увидел смысла».

На педагогов с опытом и со стажем финансовые приманки не действуют, потому что их заработная плата и без того удовлетворительная. А вот молодые учителя, которые получают меньше старших коллег, охотнее рассматривают МЭШ, как источник заработка.

Накануне учебного года руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина сообщил, что с 1 сентября снято ограничение на количество учителей, которые получали надбавки за использование «Московской электронной школы». Теперь любой активный пользователь МЭШ будет получать 10 тысяч в месяц «за вклад в ее развитие».

Заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева уточнила, что рассчитывать на доплату за развитие проекта могут педагоги, которые активно используют материалы библиотеки МЭШ на уроках и прикрепляют их к домашним заданиям.

Отдельное вознаграждение обещано тем, кто создает и загружает в систему свои разработки, сценарии уроков, методические пособия.

- То, что Москва платит (то есть это составляет часть заработков педагогов), это очень правильно. Хороший учитель должен иметь возможность свой продукт распространить на других учителей, - полагает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Однако именно у опытных педагогов больше всего скепсиса по отношению к предлагаемой возможности «дополнительного дохода». Они всерьез опасаются, что из-за давления администрации на учителей в МЭШ «хлынет» как раз не самая качественная информация:

 - Главное тут даже не в индивидуальных надбавках, а в дополнительных баллах для рейтинга школы за использование МЭШ, - считает учитель истории Московской гимназии №1543 Леонид Кацва. - Я бы и дал туда материал, не жалко, но, во-первых, модерация ("а судьи кто?"). Во-вторых, они предлагают самые высокие надбавки за пособия, но ведь это же противоречит идее историко-культурного стандарта. Значит, ты им дай, а они, глядишь, отвергнут, потому что пособий по истории "нэ трэба"? И, в-третьих, засада с авторскими правами. Насколько я понял, авторские права переходят к МЭШ и иное использование материала становится невозможным. А мои материалы (лекции, презентации) распространяются давно и принципиально бесплатно.

И такой позиции придерживаются многие признанные педагоги. А значит, в текущей системе стимулирования за работу с МЭШ скрыта угроза, что учителя начнут отдавать в библиотеку контент «для галочки», чтобы не возникало претензий к ним или к школе. А свои наработки продолжат публиковать под собственным именем в других источниках или же продавать, сохраняя авторство.

У молодых учителей, казалось бы, напротив, должен появиться стимул создавать качественные конспекты, делать интерактивные уроки. Но и они натыкаются на не отлаженную еще систему модерации. «Ждать рассмотрения своего материала приходится по полгода, - говорят учителя. -  И зачастую приходит отказ с отпиской «Пожалуйста, скорректируйте свой урок в соответствии с требованиями». Понять, что именно не устроило методиста, бывает трудно. Это могут быть технические огрехи, не заполнение каких-либо полей. Но тратить время на выяснение нюансов – означает отвлекаться от непосредственной работы с детьми. Так и угасает желание педагогов бороться за гранты.

Деньги обещаны тем, чей контент победит по частоте использования. После прохождения модерации материал учителя должны просмотреть как-минимум 500 раз. Сейчас при беглом просмотре библиотеки видно, что максимальное число просмотров материалов за год по многим предметам достигает лишь 300 с небольшим.   

К разработке контента для МЭШ Правительство Москвы приглашает не только учителей, но и предпринимателей, программистов, бизнес-группы с опытом создания веб- и мобильных приложений.

Гранты выделяются из бюджета. Однако пока нет прозрачной схемы, как отследить качество материала, его реальную помощь в работе педагогов. Да и понять, кому именно и за что уже вручались гранты тоже проблематично. 

Дело техники. И другие недостатки МЭШ

Детям по нраву геймификация, 3D-модели и виртуальная реальность в учебном процессе. Сегодняшние школьники – «цифровое поколение», не заставшее жизни без интернета. Поэтому для них естественно то, что можно посетить Лувр, не вставая из-за парты, или надев VR-очки, увидеть в объеме фигуру, параметры которой только что рассчитывали – ее можно приблизить, увеличить, развернуть…

Учителям в отличие от учеников приходится переучиваться. Средний возраст учителя в Москве - 45-52 года. А значит большинству и психологически непривычно видеть школьный класс высокотехнологичным пространством, и технически трудно работать с программами. А интерфейс библиотеки МЭШ - не интуитивный. Об этом говорят и опытные пользователи, и новички.

Выбор предметов в МЭШ

Программная среда не позволяет создавать презентации или править их прямо в системе. Выходит, надо работать еще в нескольких программах. Делать отдельные презентации под каждую задачу урока, и только потом загружать их в МЭШ.

Без сложностей не обходится и поиск в библиотеке нужного материала. В системе можно выбрать предмет, уровень образования (дошкольное, общее, старшая школа) и тему. Сузить поиск до конкретного, например, «Линейные уравнения для 5 класса», не удается. Программа выдаст все материалы по уравнениям для средней школы. Сколько понадобится терпения и времени на отбор подходящего хотя бы по теме? И как понять, что из загруженного коллегами, правда заслуживает внимания? У материалов нет развернутого описания. Видно число просмотров, но это ничего не говорит о качестве информации.

Все это существенно затрудняет работу с библиотекой.


Библиотека в МЭШ

На одном из публичных мероприятий руководитель направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий города Москвы Светлана Романова сказала, что «МЭШ в том виде, в котором она существует сегодня – это в первую очередь возможность. Возможность для учителей использовать ее в том формате, в котором она представлена сейчас, или в дальнейшем развивать на основе оборудования и программных продуктов какие-либо свои подходы к образованию».

Для начала учителя должны получить в свое распоряжение удобный программный продукт, настроенный под их профессиональные потребности. Когда и как это произойдет - основной вопрос, который остается открытым. 

Читайте также
Комментарии (0)