Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

2019-03-12T14:23:10.170Z
9 0

Система образования пытается рассортировать детей – как часть системы – на хорошистов и троечников, на ответственных и проблемных, на одаренных и не очень… 

Если дифференциация – общая отличительная черта для большинства образовательных организаций во всем мире, то методика выявления одаренных в России и за рубежом, как и само понятие «одаренность», отличается. В то время как в нашей стране до сих пор считается, что гениальность возможно идентифицировать посредством одноразового тестирования или конкурсного мероприятия, в США, например, делают упор на лонгитюдное исследование (анализируют, как развивается отдельный человек в течение долгого времени). 

Системный подход к индивидуальным особенностям

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена президентом РФ 3 апреля 2012 года. Инициативу подхватили во всех регионах страны – в каждом из них сейчас реализуется своя соответствующая программа. Теперь степень особенности каждого школьника пытаются определить с помощью различных мероприятий, зависящих от региональных и муниципальных особенностей области. И пока непонятно, пытаются ли подогнать систему под индивидуальность или наоборот. Самые распространенные формы сортировки детей на одаренных и «так себе» – профильные олимпиады, учебно-тренировочные сборы, двух- или трехнедельные проектные программы, творческие конкурсы. 

Таким образом, несколько десятков школьников, «заточенных» под конкретные олимпиады или викторины в их городе, признают более одаренными, чем их сверстники, их заносят в заветные таблицы со сводными данными талантливых детей. Подводя финишную черту очередного этапа реализации целевой программы, остальных детей автоматически причисляют к массе «менее одаренных» юных жителей страны. 

В методических материалах, прилагающихся к программам по работе с одаренными детьми в различных регионах, приводят статистические данные, выведенные неизвестными психологами. Мол, процент одаренных детей с возрастом резко снижается: если среди третьеклашек доля талантливых ребят составляет примерно 60–70 %, то к семнадцати годам каким-либо дарованием могут похвастаться лишь 15–20 % ребят. Некоторые авторы региональных концепций по выявлению и развитию гениев вообще уверены, что число «высоко одаренных» детей составляет примерно 1–3 %, зато школьников со скрытыми талантами примерно 20 % от общего числа учащихся.  

«Одаренность наших школьников должна быть форматной – только в этом случае система признает их исключительность, – рассказывает методист калужской школы Людмила Савельева. – Одаренность в бюрократическом смысле, в контексте целевых программ, подразумевает конкретный результат на конкретных демонстрационных и конкурсных мероприятиях. И это оправданно: государственные программы преследуют масштабные стратегические цели. Предполагается, что более способные дети в будущем будут выполнять определенные функции в экономике, промышленности, инженерии и т. д., то есть работать во благо страны. Учитывать индивидуальные особенности развития и проявления талантов каждого ребенка в масштабах федеральных программ сложно. Тем более что многое зависит от социальных и других субъективных факторов: насколько хорошим человеком и специалистом окажется его преподаватель, от отношений с родителями. Ожидать от системы адресного, а не системного подхода, особенно в таком деликатном вопросе, недальновидно».

Методика выявления одаренных детей. Мнение педагога

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

Мария Покровская, учитель английского, г. Санкт-Петербург:

Нужно четко разграничивать одаренность как проявление феноменальных способностей, данных ребенку от природы, по факту его рождения, и результаты, которых ученик добился на различных олимпиадах и турнирах. Итоги подобных конкурсных мероприятий не могут объективно отразить, насколько действительно способны дети в той или иной школе или в регионе. Лично я, исходя из своего опыта, расцениваю подобные показатели как стечение обстоятельств. На успех участника (или потенциального участника) олимпиады в том числе повлияет степень благополучия семьи школьника, насколько конструктивны взаимоотношения между ним и преподавателем, какие существуют особенности участия образовательного учреждения в турнире или другом конкурсе. К тому же не нужно забывать, что преподаватели финансово заинтересованы в том, чтобы подготовить олимпийских призеров. Конечно, многое зависит от директора, но, как правило, учебное заведение поощряет педагогов за то, что у школы есть свои, официально признанные, чемпионы. 

На моей практике, например, был случай, когда третьекласснику, демонстрировавшему успехи в математике, дали олимпиадные задания четвертого класса – он справился без труда, а в программе для пятиклассников вообще нашел ошибку! Ситуация сложилась неоднозначная, вмешались родители, на олимпиаду тот ученик так и не попал, а значит, и на формальную статистику талантливых детей не повлиял. Объективно это несправедливо, но и субъективные факторы никто не отменял. Система не может функционировать совершенно, без сбоев, так как слишком зависима от внешних условий. Сейчас я имею в виду не только процесс подготовки детей, но и формирование заданий для турниров и олимпиад. 

Как я выявляю одаренных детей? Они сами обнаруживаются, если создать комфортные для всех – без исключения! – учеников условия. Тогда талант может найтись там, где меньше всего его ждешь. Например, в моем предмете многое зависит от темперамента ребенка. У меня был ученик с признаками легкого аутизма, который очень агрессивно реагировал на любые попытки вовлечь его в коллективную устную работу, зато был гениален в грамматике и переводах. То есть ему нравилось в одиночку заниматься монотонной работой, а для выявления этой степени одаренности не достаточно стандартных тестов. Таким образом, все, что от меня требуется, – помочь освоить учебную программу, делая упор на то, что ему нравится, что получается. Развивать и совершенствовать лучшее, что в нем есть. 

Допускаю, что не в любом предмете ученики могут позволить себе выбирать «свое» и «мне это не пригодится», в этом случае нужно оценивать ребенка более глобально. Например, мой коллега, преподаватель алгебры и геометрии, возрастной мужчина старой советской закалки ставил авансом четверки талантливым гуманитариям. Его коронная фраза: «Не полезешь осквернять технический вуз? Хорошо, тогда дай почитать сочинение». Преподаватель договаривался с любителями литературы и истории, что они будут совершенствовать свои таланты, а он не станет их сильно кошмарить по своим предметам. Конечно, делал он это по договоренности с коллегами, литераторами и историками. Возможно, кому-то это покажется возмутительным, но, на мой взгляд, когда ты видишь, что ребенок не совместим с твоим предметом, лучшее, что можешь сделать, – отойти в сторону и оставить ученику время и силы для развития в своей стезе. Но при этом ты должен четко понимать, ради совершенствования каких именно талантов отходишь в сторону. Лишать школьника ощущения комфорта, уверенности в себе, когда он может в школе расправить крылья, – худший вариант развития событий. 

Выпустив не одну сотню учеников, я могу вывести свою закономерность одаренности. Как правило, способные дети талантливы в нескольких предметах. Чаще, если ребенок хорошо идет по математике и русскому, значит, и в английском будут успехи. А вот историки и биологи – не мои «клиенты».   

Как выявляют одаренных детей в США

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

И у нас, и за рубежом, несмотря на возражения исследователей, многие до сих пор считают, что одаренные дети – это прежде всего отличники. В контексте данного опыта педагоги делают ставку на обученность, а психологи – на обучаемость. 

Современные зарубежные исследователи пришли к выводу, что успехи, демонстрируемые в процессе обучения, вовсе не гарант высоких умственных способностей. Специалисты сошлись во мнении, что необходимо искать новый стандарт личностной характеристики – некое понятие общей интеллектуальной характеристики, которое ляжет в основу современной тестологии (междисциплинарной науки о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. – Прим. ред.). 

Итак, в США степень способностей детей не пытаются измерить шаблонным стандартом. Их плавающий показатель исключительности ребенка в какой-то области призван привести конкретную учебную программу в максимальное соответствие с потребностями определенной группы учеников. 

Системная работа по выявлению талантов подрастающего поколения в США начинается не накануне районной или областной олимпиады, а с раннего детства, независимо от того, будет ли участвовать дошкольник в мероприятии, влияющем на официальную статистику, или нет. Американские исследователи отдают предпочтение лонгитюдным исследованиям, которые – в отличие от олимпиады или тестирования – практически исключают ошибки в прогнозировании будущих успехов и неудач конкретного ребенка. 

Для наблюдения за непрерывным, поэтапным развитием способностей детей в дошкольных (так же, как и в школьных) учебных заведениях организуют специальные группы (классы) подопечных, состав которых регулярно изменяется в зависимости от того, как со временем изменяется степень исключительности детей. Если дошкольник не добивается заметных успехов в предлагаемой программе и его уровень заинтересованности оставляет желать лучшего, его переводят в другую группу или класс, в большей степени отвечающий его потребностям и способностям. Большую ценность в этом процессе имеют даже не комплект знаний, который входит в учебную программу (хотя это тоже немаловажно), а развитие индивидуальных способностей и лидерских качеств.  

Среди дошкольников также популярны тесты, в задачу которых входит вовсе не оценка интеллектуальной развитости ребенка по сравнению с результатами специальной выборки сверстников (то есть с тем, что он должен знать и уметь в своем возрасте). С помощью этого способа пытаются определить индивидуальный уровень овладения определенными понятиями и навыками. Это является отправной точкой в наблюдении за его динамикой развития и в выборе подходящей учебной программы.  

Упор на право ребенка развиваться индивидуально исключает деление дошкольников и школьников в рамках одного учебного заведения на одаренных и не очень. Дифференцированные группы и классы не носят оценочные характеристики «экспериментальные» и «компенсирующие». Например, в штатах Калифорния, Филадельфия и Флорида для выявления и развития склонностей детей используют метод турникета. Этот принцип подразумевает охват большого количества детей, независимо от их предыдущих статистических показателей успешности. В разное время школьники присоединяются и выходят из программы, в зависимости от их интересов и успехов. Однако прежде чем ребенок покинет программу, пройдет не один год – составители этого метода отчитываются за обоснованность включения, развития и отчисления. Ребенок оказался по другую сторону «турникета» не потому, что является менее одаренным по сравнению со сверстниками, а из-за того, что ему подобрали более подходящий учебный план. «Для каждого ученика необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям, включая возможность повторения и индивидуальную помощь» – один из главных принципов педагогов и психологов, задействованных в разработке методик развития способностей подрастающих американцев.

Читайте также
Комментарии (0)

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

9 0

2019-03-12T14:23:10.170Z

Антонина Изотова
Подписаться

Система образования пытается рассортировать детей – как часть системы – на хорошистов и троечников, на ответственных и проблемных, на одаренных и не очень… 

Если дифференциация – общая отличительная черта для большинства образовательных организаций во всем мире, то методика выявления одаренных в России и за рубежом, как и само понятие «одаренность», отличается. В то время как в нашей стране до сих пор считается, что гениальность возможно идентифицировать посредством одноразового тестирования или конкурсного мероприятия, в США, например, делают упор на лонгитюдное исследование (анализируют, как развивается отдельный человек в течение долгого времени). 

Системный подход к индивидуальным особенностям

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена президентом РФ 3 апреля 2012 года. Инициативу подхватили во всех регионах страны – в каждом из них сейчас реализуется своя соответствующая программа. Теперь степень особенности каждого школьника пытаются определить с помощью различных мероприятий, зависящих от региональных и муниципальных особенностей области. И пока непонятно, пытаются ли подогнать систему под индивидуальность или наоборот. Самые распространенные формы сортировки детей на одаренных и «так себе» – профильные олимпиады, учебно-тренировочные сборы, двух- или трехнедельные проектные программы, творческие конкурсы. 

Таким образом, несколько десятков школьников, «заточенных» под конкретные олимпиады или викторины в их городе, признают более одаренными, чем их сверстники, их заносят в заветные таблицы со сводными данными талантливых детей. Подводя финишную черту очередного этапа реализации целевой программы, остальных детей автоматически причисляют к массе «менее одаренных» юных жителей страны. 

В методических материалах, прилагающихся к программам по работе с одаренными детьми в различных регионах, приводят статистические данные, выведенные неизвестными психологами. Мол, процент одаренных детей с возрастом резко снижается: если среди третьеклашек доля талантливых ребят составляет примерно 60–70 %, то к семнадцати годам каким-либо дарованием могут похвастаться лишь 15–20 % ребят. Некоторые авторы региональных концепций по выявлению и развитию гениев вообще уверены, что число «высоко одаренных» детей составляет примерно 1–3 %, зато школьников со скрытыми талантами примерно 20 % от общего числа учащихся.  

«Одаренность наших школьников должна быть форматной – только в этом случае система признает их исключительность, – рассказывает методист калужской школы Людмила Савельева. – Одаренность в бюрократическом смысле, в контексте целевых программ, подразумевает конкретный результат на конкретных демонстрационных и конкурсных мероприятиях. И это оправданно: государственные программы преследуют масштабные стратегические цели. Предполагается, что более способные дети в будущем будут выполнять определенные функции в экономике, промышленности, инженерии и т. д., то есть работать во благо страны. Учитывать индивидуальные особенности развития и проявления талантов каждого ребенка в масштабах федеральных программ сложно. Тем более что многое зависит от социальных и других субъективных факторов: насколько хорошим человеком и специалистом окажется его преподаватель, от отношений с родителями. Ожидать от системы адресного, а не системного подхода, особенно в таком деликатном вопросе, недальновидно».

Методика выявления одаренных детей. Мнение педагога

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

Мария Покровская, учитель английского, г. Санкт-Петербург:

Нужно четко разграничивать одаренность как проявление феноменальных способностей, данных ребенку от природы, по факту его рождения, и результаты, которых ученик добился на различных олимпиадах и турнирах. Итоги подобных конкурсных мероприятий не могут объективно отразить, насколько действительно способны дети в той или иной школе или в регионе. Лично я, исходя из своего опыта, расцениваю подобные показатели как стечение обстоятельств. На успех участника (или потенциального участника) олимпиады в том числе повлияет степень благополучия семьи школьника, насколько конструктивны взаимоотношения между ним и преподавателем, какие существуют особенности участия образовательного учреждения в турнире или другом конкурсе. К тому же не нужно забывать, что преподаватели финансово заинтересованы в том, чтобы подготовить олимпийских призеров. Конечно, многое зависит от директора, но, как правило, учебное заведение поощряет педагогов за то, что у школы есть свои, официально признанные, чемпионы. 

На моей практике, например, был случай, когда третьекласснику, демонстрировавшему успехи в математике, дали олимпиадные задания четвертого класса – он справился без труда, а в программе для пятиклассников вообще нашел ошибку! Ситуация сложилась неоднозначная, вмешались родители, на олимпиаду тот ученик так и не попал, а значит, и на формальную статистику талантливых детей не повлиял. Объективно это несправедливо, но и субъективные факторы никто не отменял. Система не может функционировать совершенно, без сбоев, так как слишком зависима от внешних условий. Сейчас я имею в виду не только процесс подготовки детей, но и формирование заданий для турниров и олимпиад. 

Как я выявляю одаренных детей? Они сами обнаруживаются, если создать комфортные для всех – без исключения! – учеников условия. Тогда талант может найтись там, где меньше всего его ждешь. Например, в моем предмете многое зависит от темперамента ребенка. У меня был ученик с признаками легкого аутизма, который очень агрессивно реагировал на любые попытки вовлечь его в коллективную устную работу, зато был гениален в грамматике и переводах. То есть ему нравилось в одиночку заниматься монотонной работой, а для выявления этой степени одаренности не достаточно стандартных тестов. Таким образом, все, что от меня требуется, – помочь освоить учебную программу, делая упор на то, что ему нравится, что получается. Развивать и совершенствовать лучшее, что в нем есть. 

Допускаю, что не в любом предмете ученики могут позволить себе выбирать «свое» и «мне это не пригодится», в этом случае нужно оценивать ребенка более глобально. Например, мой коллега, преподаватель алгебры и геометрии, возрастной мужчина старой советской закалки ставил авансом четверки талантливым гуманитариям. Его коронная фраза: «Не полезешь осквернять технический вуз? Хорошо, тогда дай почитать сочинение». Преподаватель договаривался с любителями литературы и истории, что они будут совершенствовать свои таланты, а он не станет их сильно кошмарить по своим предметам. Конечно, делал он это по договоренности с коллегами, литераторами и историками. Возможно, кому-то это покажется возмутительным, но, на мой взгляд, когда ты видишь, что ребенок не совместим с твоим предметом, лучшее, что можешь сделать, – отойти в сторону и оставить ученику время и силы для развития в своей стезе. Но при этом ты должен четко понимать, ради совершенствования каких именно талантов отходишь в сторону. Лишать школьника ощущения комфорта, уверенности в себе, когда он может в школе расправить крылья, – худший вариант развития событий. 

Выпустив не одну сотню учеников, я могу вывести свою закономерность одаренности. Как правило, способные дети талантливы в нескольких предметах. Чаще, если ребенок хорошо идет по математике и русскому, значит, и в английском будут успехи. А вот историки и биологи – не мои «клиенты».   

Как выявляют одаренных детей в США

Как выявляют одаренных детей. Сравнение России и США

И у нас, и за рубежом, несмотря на возражения исследователей, многие до сих пор считают, что одаренные дети – это прежде всего отличники. В контексте данного опыта педагоги делают ставку на обученность, а психологи – на обучаемость. 

Современные зарубежные исследователи пришли к выводу, что успехи, демонстрируемые в процессе обучения, вовсе не гарант высоких умственных способностей. Специалисты сошлись во мнении, что необходимо искать новый стандарт личностной характеристики – некое понятие общей интеллектуальной характеристики, которое ляжет в основу современной тестологии (междисциплинарной науки о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. – Прим. ред.). 

Итак, в США степень способностей детей не пытаются измерить шаблонным стандартом. Их плавающий показатель исключительности ребенка в какой-то области призван привести конкретную учебную программу в максимальное соответствие с потребностями определенной группы учеников. 

Системная работа по выявлению талантов подрастающего поколения в США начинается не накануне районной или областной олимпиады, а с раннего детства, независимо от того, будет ли участвовать дошкольник в мероприятии, влияющем на официальную статистику, или нет. Американские исследователи отдают предпочтение лонгитюдным исследованиям, которые – в отличие от олимпиады или тестирования – практически исключают ошибки в прогнозировании будущих успехов и неудач конкретного ребенка. 

Для наблюдения за непрерывным, поэтапным развитием способностей детей в дошкольных (так же, как и в школьных) учебных заведениях организуют специальные группы (классы) подопечных, состав которых регулярно изменяется в зависимости от того, как со временем изменяется степень исключительности детей. Если дошкольник не добивается заметных успехов в предлагаемой программе и его уровень заинтересованности оставляет желать лучшего, его переводят в другую группу или класс, в большей степени отвечающий его потребностям и способностям. Большую ценность в этом процессе имеют даже не комплект знаний, который входит в учебную программу (хотя это тоже немаловажно), а развитие индивидуальных способностей и лидерских качеств.  

Среди дошкольников также популярны тесты, в задачу которых входит вовсе не оценка интеллектуальной развитости ребенка по сравнению с результатами специальной выборки сверстников (то есть с тем, что он должен знать и уметь в своем возрасте). С помощью этого способа пытаются определить индивидуальный уровень овладения определенными понятиями и навыками. Это является отправной точкой в наблюдении за его динамикой развития и в выборе подходящей учебной программы.  

Упор на право ребенка развиваться индивидуально исключает деление дошкольников и школьников в рамках одного учебного заведения на одаренных и не очень. Дифференцированные группы и классы не носят оценочные характеристики «экспериментальные» и «компенсирующие». Например, в штатах Калифорния, Филадельфия и Флорида для выявления и развития склонностей детей используют метод турникета. Этот принцип подразумевает охват большого количества детей, независимо от их предыдущих статистических показателей успешности. В разное время школьники присоединяются и выходят из программы, в зависимости от их интересов и успехов. Однако прежде чем ребенок покинет программу, пройдет не один год – составители этого метода отчитываются за обоснованность включения, развития и отчисления. Ребенок оказался по другую сторону «турникета» не потому, что является менее одаренным по сравнению со сверстниками, а из-за того, что ему подобрали более подходящий учебный план. «Для каждого ученика необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям, включая возможность повторения и индивидуальную помощь» – один из главных принципов педагогов и психологов, задействованных в разработке методик развития способностей подрастающих американцев.

Читайте также
Комментарии (0)