Конкурс «Учитель года - 2018» и компьютерные технологии. Мнение педагога

Tue Nov 06 2018 13:16:12 GMT+0000 (GMT)

В сентябре в Санкт-Петербурге прошел финал конкурса «Учитель года – 2018». Для нашей страны – это важное событие как по составу участников (были представлены все регионы), так и по уровню предложенных конкурсантам испытаний (последним этапом стал разговор с федеральным министром). Однако не секрет, что в профессиональной среде отношение к «Учителю года» весьма неоднозначное.

Как я оказалась на конкурсе

Участники конкурсного движения, коих за 29 лет набралось немало, являются его ревностными сторонниками. Многие из них продолжают участвовать в конкурсных мероприятиях и дальше, становясь членами жюри или передавая свой опыт новым конкурсантам. Сторонники противоположной точки зрения называют происходящее «шоу-образованием», считая конкурсные уроки мероприятиями, абсолютно оторванными от действительности. [1] В этой ситуации всегда интересно мнение стороннего наблюдателя, коим я являлась в Санкт-Петербурге. На конкурсе я, рядовой учитель истории, оказалась благодаря тому, что преподаватель нашей гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров стал финалистом этих испытаний. Спешу заметить, что Григорий Андреевич вошел в пятерку сильнейших, чем очень помог мне при написании этой статьи. Высказывать критические замечания я могу без оглядки на обвинения в том, что я обижена его низкой оценкой.

Я не являюсь профессиональным методистом, однако уже более десяти лет занимаюсь проблемой внедрения в учебный процесс современных компьютерных технологий. Именно этот аспект и заинтересовал меня, когда я со стороны наблюдала за конкурсными испытаниями.

Вопросы, которые возникли перед конкурсом 

За полторы недели у меня появился ряд вопросов. Главные из них:

  • Стоит ли проводить конкурс в учебном заведении, оснащенном такой современной техникой, которую большинство конкурсантов вряд ли увидит в ближайшее время в своих школах? Спойлер: стоит!
  • Отражают ли конкурсные мероприятия тенденции развития информационных технологий в образовании?
  • Могу ли я, обычный подмосковный учитель, каждый день дающий уроки, воспроизвести на них то, к чему конкурсанты готовились не один месяц, ощущая поддержку целого региона? 
  • Будет ли обозначен по итогам конкурса круг проблем, связанных с внедрением ИКТ, и начато их широкое обсуждение?

Ответ на первый вопрос я нашла для себя достаточно быстро. Современный преподаватель должен ориентироваться на передовые образцы и использовать любую возможность для знакомства с инновационной техникой. Как учитель истории, прибегну к аналогии с Всеобщей декларацией прав человека. Документ, задающий нам стандарты прав и свобод, принимали в послевоенном 1948 году. Его текст не отражал реалии жизни, но служил путеводной звездой, идеалом, к которому надо стремиться. Какие же ориентиры технического оснащения предложила нам академическая гимназия № 56 Санкт-Петербурга? Опишу лишь малую их часть, в противном случае моя статья рискует превратиться в брошюру.

  1. Электронные киоски, то есть компьютеры с горизонтальным экраном, которые стоят сбоку от доски. Их использует ученик, вызванный для прохождения тестирования. Получившуюся картинку можно в любой момент вывести на общий экран и показать всему классу. Это методическое средство позволяет, по моему мнению, на новом уровне реализовать отдельные идеи В.Ф. Шаталова о методах индивидуального контроля знаний.
  2. Интерактивные доски в новом качестве и количестве. В гимназии применяется новый тип интерактивной доски, не требующей проектора. Бывают ситуации, когда это важно. Например, над моим кабинетом располагается актовый зал. Уроки ритмики, детские праздники – все это сбивает настройку проектора. Наличие в кабинете двух, а то и трех досок позволяет одновременно выводить на экраны различную информацию, использовать одну из досок для письма, иметь под рукой открытую страницу с голосованием в соцсетях или Google-презентацию. У конкурсантов, не привыкших к такой роскоши, возникали проблемы с контентом для заполнения двух или трех поверхностей. Справедливости ради надо заметить, что на количество баллов, выставленных жюри, это не влияло. Однако, вторая доска, заполненная статичной (пускай и очень красивой) картинкой, смотрелась странно.
  3. Панорамные доски, занимающие всю стену кабинета, которые на первый взгляд выглядят элементом престижа. Их роль в учебном процессе я смогла оценить только тогда, когда в открытую дверь класса увидела подготовку учителя к уроку всеобщей истории. На стене разворачивалась огромная карта древнего Двуречья, каждая деталь которой была видна с любого места в классе. Очевидно, что для учителя истории читаемая карта – это важнейший методический инструмент формирования пространственных представлений. И как часто мы в больших классах с плохими экранами отказываемся от подробных карт с элементами рельефа и заменяем их картами-схемами или используем только материалы учебника. Я уверена, что представители любой из учительских специальностей найдут для себя тот компонент урока, в сочетании с которым панорамная доска позволяет добиться превосходных результатов. Я понимаю и конкурсантов, которые… отказались проводить свои уроки в кабинете истории, оснащенном панорамной доской. С одной стороны, подобная техника предъявляет особые требования к контенту урока: презентациям, качеству видеофильмов. С другой стороны, работа на двух экранах персонального компьютера предполагает определенную тренировку, на которую у конкурсантов не хватило времени.

Очевидно, что неумение работать не только с панорамной, но и с обычной интерактивной доской – это не вина конкурсантов, а наша общая беда. Отсутствие в школах современной техники заведомо ставит нас, учителей, в неравные условия, сказываясь, опосредованно, на результатах учебного процесса.

Однако ключевое звено эффективного применения информационных технологий в гимназии № 56 — это не панорамная доска и проектор с функцией BYOD, а служба технического обеспечения во главе с заместителем директора по школьной информационной среде В. Б. Акимовым. То, что грамотное IT-сопровождение учителя, особенно поддержка нас, гуманитариев, важнее, чем качество «железа», я смогла убедиться на собственном примере. Практически все, что я видела на конкурсных уроках, мне удается сделать на интерактивной доске самой простой модели, чей возраст превышает десять лет. Надо только, чтобы… она работала. К сожалению, в родном городе мне не повезло столкнуться с такими людьми, как Владимир Борисович, который, как кажется, воспринимает в качестве личного оскорбления тот факт, что технический объект на территории гимназии, от панорамной доски до электронной фоторамки, не работает на благо учебного процесса. Сотрудник IТ-центра города Химки приходит по заявке в лучшем случае через месяц, чтобы сказать сакраментальную фразу: «Вас много, а я один», – и… ничего не сделать. Я думаю, мой частный случай является отражением общей проблемы, когда наличие современной техники не гарантирует того, что она станет важной частью учебного процесса.

Как проходили конкурсные мероприятия

Какие тенденции развития информационных технологий можно было увидеть на конкурсных мероприятиях? [2] Обращает на себя внимание тот факт, что большинство уроков сопровождалось презентацией в формате PowerPoint на одной из досок, висящих в классе. Сложно назвать презентации мультимедийными, что в данном конкретном случае вызывает уважение к конкурсантам. Не стремясь произвести впечатление на жюри внешними эффектами, они сосредоточились на том, что работает на достижение целей урока. С другой стороны, было обидно, что учителя не используют всего потенциала программы Microsoft Office 2016 для создания продукта, позволяющего привлечь внимание учеников к сложным вопросам, способствующего созданию мотивирующей образовательной среды. В качестве положительного примера могу привести мультимедийную презентацию учителя истории из Пскова Ильи Казанцева, разумно сочетающего видео и графику. [3] Интересной, на мой взгляд, получилась презентация учителя истории из Волгограда Андрея Чечукова с использованием авторской инфографики. [4]

Урок Андрея Чечукова

Еще больший интерес вызвало у меня применение участниками конкурса облачных технологий (работа учащихся в открытом, контролируемом информационном пространстве). Максимального эффекта мои коллеги достигали, сочетая работу в сети Интернет и игровые технологии. Например, учитель информатики из Оренбурга Максим Новиков предложил старшеклассникам квест, в ходе которого они в прямом смысле играючи решили целый ряд сложных задач. [5] Все, кто до этого посмотрел запись методического семинара, знали, что это авторская разработка Максима, которой может воспользоваться любой учитель. [6] Еще больший интерес вызвала математическая игра с элементами соревнования, в форме которой провела закрепление материала учитель математики из Карачаево-Черкесии Юлия Капалкина. [7] Весь класс решал задачи, борясь за лидерство в соревновании, и горячая просьба детей: «Не останавливайте, пожалуйста, игру!» – (конкурсный урок строго ограничен по времени и Юлия могла не успеть подвести итоги) отлично характеризует как мастерство учителя при выборе методических приемов, так и потенциал геймификации.

Юлия Капалкина подводит итог урока

Григорий Назаров, учитель истории, с которым мы вместе работаем в гимназии № 9 города Химки, предложил школьникам стать участниками группы ВКонтакте, созданной специально для проведения конкурсного урока (в родной школе такие группы у Григория действуют на постоянной основе) и высказать свое отношение к альтернативам исторического пути России в начале XX века. [8] Учебные материалы (выдержки из документов, задания Всероссийской олимпиады, ссылки на классику кинематографа), которые мой коллега разместил в своей группе, позволили существенно расширить пространство урока. Диалог с одиннадцатым классом в сети ВКонтакте продолжился и после урока. [9] Юлия Капалкина и Григорий Назаров использовали на уроке технологию BYOD, а это значит, что школьники выходили в Интернет с помощью своих планшетных устройств. Однако наиболее виртуозно овладела этим техническим новшеством учитель информатики из Самарской области Екатерина Балькина. Используя возможности проектора с технологией BYOD и собственный телефон, она во время конкурсного урока вывела на экран весь процесс написания скрипта для чат-бота Дуси. [10] Итогом урока стало появление своей Дуси у каждого ученика, сидящего в классе!

Екатерина Балькина показывает алгоритм чат-бота

Насколько такой методический прием отражает реальные школьные практики? Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что с работой в «облаке» может справиться любой учитель-гуманитарий и это существенно повышает эффективность ежедневного учительского труда. Однако и здесь есть ряд нерешенных проблем. В ходе конкурса, особенно при обсуждении такого испытания, как «Методический семинар», неоднократно говорилось об угрозах, таящихся в Интернете, и допустимости использования на уроках личных планшетных устройств. Это связано как с выступлением главы Минпросвещения Ольги Васильевой на общероссийском родительском собрании, так и с позицией подавляющего большинства родителей. [11] 73 процента из них поддерживают запрет использования телефонов в школе – такое число озвучил на своем семинаре Максим Новиков. Замечу, что в своем выступлении министр сделала оговорку, назвав условие, при котором сотовые телефоны могут быть запрещены: «школьникам достаточно планшета с учебными программами и интерактивной классной доски». Что же делать тем школам (в реальности их большинство), в которых планшетов нет, а электронные доски или отсутствуют, или, как в моем кабинете, не работают?

Почему учителя не всегда применяют новые технологии в работе

По данным Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ школьные комплекты индивидуальных компьютеров учащихся используют только 7 % педагогов. [12] Предположу, что такая ситуация возникает, когда в школе их нет (или они находятся в нерабочем состоянии), а применение технологии BYOD мои коллеги считают слишком спорным решением, опираясь на общественное мнение, настроенное негативно по отношению к смартфонам на уроке. Сложившаяся ситуация отразилась на ходе конкурсных мероприятий. Многие участники используют в своей работе возможности сети Интернет: Андрей Чечуков создает со своими учениками новые статьи в Википедии; Дарья Рогова, учитель физики из Ростовской области, издает вместе с детьми электронный научный журнал; Прокопий Батюшкин, учитель истории из Якутии, ведет свой сайт, посвященный событиям Первой мировой войны. Однако мало кто из учителей продемонстрировал работу в Сети в процессе урока, хотя в гимназии № 56 были созданы для этого все условия. Мои коллеги показывали уроки групповой работы, во время которых на столе у школьников стояли ноутбуки с выходом в Интернет. Для меня, учителя, применяющего облачные технологии, было бы логично выкладывать результаты работы группы сразу в Сеть, используя для этого такие сервисы, как Padlet, Google-презентацию или ВКонтакте. Это позволяет вывести итоги работы на общий экран и обсудить совместно то, что получилось. У меня в классе, в отличие от петербургской школы, стоит один компьютер (надо отдать должное администрации города, с широкополосным высокоскоростным интернетом), поэтому ученики выходят в Сеть с помощью личных устройств. Кто прав – рассудит, видимо, только время. Очевидно только, что эта проблема, вскользь поднятая на конкурсе, нуждается в дальнейшем обсуждении и запретами не решается.

Ситуация, сложившаяся с применением облачных технологий, показала, на мой взгляд, интересную тенденцию. В наше время пустить пыль в глаза преподаватель может лишь на уровне красивых картинок в презентации или раздаточного материала в цвете. Ясно ведь, что ни один учитель, работающий в государственной школе, не будет постоянно тратить деньги на цветной картридж. Однако уроки с применением технологии BYOD, работу с виртуальным конструктором и виртуальной лабораторией не сымитируешь. Во-первых, такая деятельность оставляет «цифровой след» (выражение из конкурсного урока Игната Игнатова), который легко проверить. Во-вторых, достичь реальных результатов можно лишь применяя технологии постоянно. Вести урок, взаимодействовать с учениками, контролировать их работу в виртуальной реальности, дистанционно управлять экраном нужно одновременно. Неопытность на таком уроке будет видна невооруженным глазом. Посмотрите видео Екатерины Балькиной или урок учителя информатики из Москвы Игната Игнатова, и вам станет понятно, что они работают с интерактивной доской постоянно. [13]

Урок Игната Игнатова

Очевидно, что конкурс «Учитель года – 2018» отражает реальные тенденции развития информационных технологий в образовании: как позитивные, так и негативные. К последним я бы отнесла невостребованность виртуальных конструкторов и лабораторий. На экраны ноутбуков перенесли свои опыты только двое коллег: учитель химии из Брянска Юрий Клюев и Владимир Скрипкин, учитель физики из Рязанской области; лишь двое конкурсантов упомянули материалы Российской электронной школы, ни один не воспользовался электронными учебниками! [14, 15] Мне трудно с позиций рядового учителя ответить на вопрос, почему так происходит. Может быть, это показатель невостребованности таких электронных ресурсов современными преподавателями; может, они просто не подходят по своему формату под конкурсные испытания. Однако замечу, что преподаватели создают собственные разработки, пользуются популярными сервисами в Интернете, но игнорируют тот контент, в который государство вложило немалые бюджетные деньги.

Итого

Подводя итог моим размышлениям, могу констатировать, что ответы на большинство вопросов я получила. Объять необъятное, то есть использовать все наработки, заинтересовавшие меня на конкурсе, я не смогу, но многое из опыта коллег мне по силам. Особенно если у меня будет хотя бы малая толика технической поддержки и оснащения, увиденных мной в академической гимназии № 56. Увы! Проблема методического, технического, ресурсного обеспечения если и была обозначена на конкурсе, мы, рядовые учителя, об этом не узнали. После очередного испытания все конкурсанты, жюри и журналисты уехали в Москву, а там разговор с министром вели лишь пятеро финалистов, для которых это было конкурсным испытанием. Не лучший, я думаю, формат для серьезного разговора о проблемах современного образования. Так что ответа на последний, и самый главный, вопрос я так и не получила. Вот почему ровно через год я не буду расстраиваться, зная, что конкурсные испытания проходят без меня. Надеюсь, что в это время я буду находиться на конференции #EdCrunch и участвовать в дискуссиях, которые там разворачиваются.

P.S. Но я обязательно посмотрю в сети Интернет запись конкурсных испытаний.             

Литература и источники

  1. И.В. Крутова, Р.В. Пазин, Э.Н. Абдулаев. Методические квесты современного урока//ПИШ М., 2018 №4
  2. Видео всех конкурсных мероприятий размещены по адресу https://teacher-of-russia.ru/
  3. Урок Ильи Казанцева https://www.youtube.com/watch?v=JyO9B-LF_9Y&t=7s
  4. Урок Андрея Чечукова https://www.youtube.com/watch?v=YcV1AJj6f-s
  5. Урок Максима Новикова https://www.youtube.com/watch?v=4ys2BsZ38OU 
  6. learnis.ru 
  7. Урок Юлии Капалкиной https://www.youtube.com/watch?v=u9lvssgh6rM 
  8. Урок Григория Назарова https://www.youtube.com/watch?v=SRc5vcji14k 
  9. https://vk.com/club171947749
  10. Урок Екатерины Балькиной https://www.youtube.com/watch?v=wys9jMhgXVw
  11. Васильева назвала отказ от мобильных телефонов в школах правильным решением. [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://ria.ru/society/20180831/1527577831.html
  12. Эксперты оценили уровень обеспеченности российских школ компьютерной техникой. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ug.ru/news/21287
  13. Урок Игната Игнатова https://www.youtube.com/watch?v=qrDlLiNa8Ng
  14. Урок Юрия Клюева https://www.youtube.com/watch?v=fcy5wPWPREo 
  15. Урок Владимира Скрипкина https://www.youtube.com/watch?v=LNHax9M4Ijs
Читайте также
Комментарии (0)
Марина Виноградова
все материалы автора
Кандидат социологических наук. Почётный работник общего образования РФ. Победитель ПНПО – 2008. Почти 30 лет проработала в школе, почти 20 лет в Гимназии №9 города Химки, почти поняла, как надо учить детей… Но окончательный ответ никак не даётся, поэтому продолжаю его искать, используя новые технологии и совершенствуя старые.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Конкурс «Учитель года - 2018» и компьютерные технологии. Мнение педагога

Взгляд учителя на внедрение интерактивных досок и других современных устройств в учебный процесс
Tue Nov 06 2018 13:16:12 GMT+0000 (GMT)

Марина Виноградова
Подписаться

В сентябре в Санкт-Петербурге прошел финал конкурса «Учитель года – 2018». Для нашей страны – это важное событие как по составу участников (были представлены все регионы), так и по уровню предложенных конкурсантам испытаний (последним этапом стал разговор с федеральным министром). Однако не секрет, что в профессиональной среде отношение к «Учителю года» весьма неоднозначное.

Как я оказалась на конкурсе

Участники конкурсного движения, коих за 29 лет набралось немало, являются его ревностными сторонниками. Многие из них продолжают участвовать в конкурсных мероприятиях и дальше, становясь членами жюри или передавая свой опыт новым конкурсантам. Сторонники противоположной точки зрения называют происходящее «шоу-образованием», считая конкурсные уроки мероприятиями, абсолютно оторванными от действительности. [1] В этой ситуации всегда интересно мнение стороннего наблюдателя, коим я являлась в Санкт-Петербурге. На конкурсе я, рядовой учитель истории, оказалась благодаря тому, что преподаватель нашей гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров стал финалистом этих испытаний. Спешу заметить, что Григорий Андреевич вошел в пятерку сильнейших, чем очень помог мне при написании этой статьи. Высказывать критические замечания я могу без оглядки на обвинения в том, что я обижена его низкой оценкой.

Я не являюсь профессиональным методистом, однако уже более десяти лет занимаюсь проблемой внедрения в учебный процесс современных компьютерных технологий. Именно этот аспект и заинтересовал меня, когда я со стороны наблюдала за конкурсными испытаниями.

Вопросы, которые возникли перед конкурсом 

За полторы недели у меня появился ряд вопросов. Главные из них:

  • Стоит ли проводить конкурс в учебном заведении, оснащенном такой современной техникой, которую большинство конкурсантов вряд ли увидит в ближайшее время в своих школах? Спойлер: стоит!
  • Отражают ли конкурсные мероприятия тенденции развития информационных технологий в образовании?
  • Могу ли я, обычный подмосковный учитель, каждый день дающий уроки, воспроизвести на них то, к чему конкурсанты готовились не один месяц, ощущая поддержку целого региона? 
  • Будет ли обозначен по итогам конкурса круг проблем, связанных с внедрением ИКТ, и начато их широкое обсуждение?

Ответ на первый вопрос я нашла для себя достаточно быстро. Современный преподаватель должен ориентироваться на передовые образцы и использовать любую возможность для знакомства с инновационной техникой. Как учитель истории, прибегну к аналогии с Всеобщей декларацией прав человека. Документ, задающий нам стандарты прав и свобод, принимали в послевоенном 1948 году. Его текст не отражал реалии жизни, но служил путеводной звездой, идеалом, к которому надо стремиться. Какие же ориентиры технического оснащения предложила нам академическая гимназия № 56 Санкт-Петербурга? Опишу лишь малую их часть, в противном случае моя статья рискует превратиться в брошюру.

  1. Электронные киоски, то есть компьютеры с горизонтальным экраном, которые стоят сбоку от доски. Их использует ученик, вызванный для прохождения тестирования. Получившуюся картинку можно в любой момент вывести на общий экран и показать всему классу. Это методическое средство позволяет, по моему мнению, на новом уровне реализовать отдельные идеи В.Ф. Шаталова о методах индивидуального контроля знаний.
  2. Интерактивные доски в новом качестве и количестве. В гимназии применяется новый тип интерактивной доски, не требующей проектора. Бывают ситуации, когда это важно. Например, над моим кабинетом располагается актовый зал. Уроки ритмики, детские праздники – все это сбивает настройку проектора. Наличие в кабинете двух, а то и трех досок позволяет одновременно выводить на экраны различную информацию, использовать одну из досок для письма, иметь под рукой открытую страницу с голосованием в соцсетях или Google-презентацию. У конкурсантов, не привыкших к такой роскоши, возникали проблемы с контентом для заполнения двух или трех поверхностей. Справедливости ради надо заметить, что на количество баллов, выставленных жюри, это не влияло. Однако, вторая доска, заполненная статичной (пускай и очень красивой) картинкой, смотрелась странно.
  3. Панорамные доски, занимающие всю стену кабинета, которые на первый взгляд выглядят элементом престижа. Их роль в учебном процессе я смогла оценить только тогда, когда в открытую дверь класса увидела подготовку учителя к уроку всеобщей истории. На стене разворачивалась огромная карта древнего Двуречья, каждая деталь которой была видна с любого места в классе. Очевидно, что для учителя истории читаемая карта – это важнейший методический инструмент формирования пространственных представлений. И как часто мы в больших классах с плохими экранами отказываемся от подробных карт с элементами рельефа и заменяем их картами-схемами или используем только материалы учебника. Я уверена, что представители любой из учительских специальностей найдут для себя тот компонент урока, в сочетании с которым панорамная доска позволяет добиться превосходных результатов. Я понимаю и конкурсантов, которые… отказались проводить свои уроки в кабинете истории, оснащенном панорамной доской. С одной стороны, подобная техника предъявляет особые требования к контенту урока: презентациям, качеству видеофильмов. С другой стороны, работа на двух экранах персонального компьютера предполагает определенную тренировку, на которую у конкурсантов не хватило времени.

Очевидно, что неумение работать не только с панорамной, но и с обычной интерактивной доской – это не вина конкурсантов, а наша общая беда. Отсутствие в школах современной техники заведомо ставит нас, учителей, в неравные условия, сказываясь, опосредованно, на результатах учебного процесса.

Однако ключевое звено эффективного применения информационных технологий в гимназии № 56 — это не панорамная доска и проектор с функцией BYOD, а служба технического обеспечения во главе с заместителем директора по школьной информационной среде В. Б. Акимовым. То, что грамотное IT-сопровождение учителя, особенно поддержка нас, гуманитариев, важнее, чем качество «железа», я смогла убедиться на собственном примере. Практически все, что я видела на конкурсных уроках, мне удается сделать на интерактивной доске самой простой модели, чей возраст превышает десять лет. Надо только, чтобы… она работала. К сожалению, в родном городе мне не повезло столкнуться с такими людьми, как Владимир Борисович, который, как кажется, воспринимает в качестве личного оскорбления тот факт, что технический объект на территории гимназии, от панорамной доски до электронной фоторамки, не работает на благо учебного процесса. Сотрудник IТ-центра города Химки приходит по заявке в лучшем случае через месяц, чтобы сказать сакраментальную фразу: «Вас много, а я один», – и… ничего не сделать. Я думаю, мой частный случай является отражением общей проблемы, когда наличие современной техники не гарантирует того, что она станет важной частью учебного процесса.

Как проходили конкурсные мероприятия

Какие тенденции развития информационных технологий можно было увидеть на конкурсных мероприятиях? [2] Обращает на себя внимание тот факт, что большинство уроков сопровождалось презентацией в формате PowerPoint на одной из досок, висящих в классе. Сложно назвать презентации мультимедийными, что в данном конкретном случае вызывает уважение к конкурсантам. Не стремясь произвести впечатление на жюри внешними эффектами, они сосредоточились на том, что работает на достижение целей урока. С другой стороны, было обидно, что учителя не используют всего потенциала программы Microsoft Office 2016 для создания продукта, позволяющего привлечь внимание учеников к сложным вопросам, способствующего созданию мотивирующей образовательной среды. В качестве положительного примера могу привести мультимедийную презентацию учителя истории из Пскова Ильи Казанцева, разумно сочетающего видео и графику. [3] Интересной, на мой взгляд, получилась презентация учителя истории из Волгограда Андрея Чечукова с использованием авторской инфографики. [4]

Урок Андрея Чечукова

Еще больший интерес вызвало у меня применение участниками конкурса облачных технологий (работа учащихся в открытом, контролируемом информационном пространстве). Максимального эффекта мои коллеги достигали, сочетая работу в сети Интернет и игровые технологии. Например, учитель информатики из Оренбурга Максим Новиков предложил старшеклассникам квест, в ходе которого они в прямом смысле играючи решили целый ряд сложных задач. [5] Все, кто до этого посмотрел запись методического семинара, знали, что это авторская разработка Максима, которой может воспользоваться любой учитель. [6] Еще больший интерес вызвала математическая игра с элементами соревнования, в форме которой провела закрепление материала учитель математики из Карачаево-Черкесии Юлия Капалкина. [7] Весь класс решал задачи, борясь за лидерство в соревновании, и горячая просьба детей: «Не останавливайте, пожалуйста, игру!» – (конкурсный урок строго ограничен по времени и Юлия могла не успеть подвести итоги) отлично характеризует как мастерство учителя при выборе методических приемов, так и потенциал геймификации.

Юлия Капалкина подводит итог урока

Григорий Назаров, учитель истории, с которым мы вместе работаем в гимназии № 9 города Химки, предложил школьникам стать участниками группы ВКонтакте, созданной специально для проведения конкурсного урока (в родной школе такие группы у Григория действуют на постоянной основе) и высказать свое отношение к альтернативам исторического пути России в начале XX века. [8] Учебные материалы (выдержки из документов, задания Всероссийской олимпиады, ссылки на классику кинематографа), которые мой коллега разместил в своей группе, позволили существенно расширить пространство урока. Диалог с одиннадцатым классом в сети ВКонтакте продолжился и после урока. [9] Юлия Капалкина и Григорий Назаров использовали на уроке технологию BYOD, а это значит, что школьники выходили в Интернет с помощью своих планшетных устройств. Однако наиболее виртуозно овладела этим техническим новшеством учитель информатики из Самарской области Екатерина Балькина. Используя возможности проектора с технологией BYOD и собственный телефон, она во время конкурсного урока вывела на экран весь процесс написания скрипта для чат-бота Дуси. [10] Итогом урока стало появление своей Дуси у каждого ученика, сидящего в классе!

Екатерина Балькина показывает алгоритм чат-бота

Насколько такой методический прием отражает реальные школьные практики? Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что с работой в «облаке» может справиться любой учитель-гуманитарий и это существенно повышает эффективность ежедневного учительского труда. Однако и здесь есть ряд нерешенных проблем. В ходе конкурса, особенно при обсуждении такого испытания, как «Методический семинар», неоднократно говорилось об угрозах, таящихся в Интернете, и допустимости использования на уроках личных планшетных устройств. Это связано как с выступлением главы Минпросвещения Ольги Васильевой на общероссийском родительском собрании, так и с позицией подавляющего большинства родителей. [11] 73 процента из них поддерживают запрет использования телефонов в школе – такое число озвучил на своем семинаре Максим Новиков. Замечу, что в своем выступлении министр сделала оговорку, назвав условие, при котором сотовые телефоны могут быть запрещены: «школьникам достаточно планшета с учебными программами и интерактивной классной доски». Что же делать тем школам (в реальности их большинство), в которых планшетов нет, а электронные доски или отсутствуют, или, как в моем кабинете, не работают?

Почему учителя не всегда применяют новые технологии в работе

По данным Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ школьные комплекты индивидуальных компьютеров учащихся используют только 7 % педагогов. [12] Предположу, что такая ситуация возникает, когда в школе их нет (или они находятся в нерабочем состоянии), а применение технологии BYOD мои коллеги считают слишком спорным решением, опираясь на общественное мнение, настроенное негативно по отношению к смартфонам на уроке. Сложившаяся ситуация отразилась на ходе конкурсных мероприятий. Многие участники используют в своей работе возможности сети Интернет: Андрей Чечуков создает со своими учениками новые статьи в Википедии; Дарья Рогова, учитель физики из Ростовской области, издает вместе с детьми электронный научный журнал; Прокопий Батюшкин, учитель истории из Якутии, ведет свой сайт, посвященный событиям Первой мировой войны. Однако мало кто из учителей продемонстрировал работу в Сети в процессе урока, хотя в гимназии № 56 были созданы для этого все условия. Мои коллеги показывали уроки групповой работы, во время которых на столе у школьников стояли ноутбуки с выходом в Интернет. Для меня, учителя, применяющего облачные технологии, было бы логично выкладывать результаты работы группы сразу в Сеть, используя для этого такие сервисы, как Padlet, Google-презентацию или ВКонтакте. Это позволяет вывести итоги работы на общий экран и обсудить совместно то, что получилось. У меня в классе, в отличие от петербургской школы, стоит один компьютер (надо отдать должное администрации города, с широкополосным высокоскоростным интернетом), поэтому ученики выходят в Сеть с помощью личных устройств. Кто прав – рассудит, видимо, только время. Очевидно только, что эта проблема, вскользь поднятая на конкурсе, нуждается в дальнейшем обсуждении и запретами не решается.

Ситуация, сложившаяся с применением облачных технологий, показала, на мой взгляд, интересную тенденцию. В наше время пустить пыль в глаза преподаватель может лишь на уровне красивых картинок в презентации или раздаточного материала в цвете. Ясно ведь, что ни один учитель, работающий в государственной школе, не будет постоянно тратить деньги на цветной картридж. Однако уроки с применением технологии BYOD, работу с виртуальным конструктором и виртуальной лабораторией не сымитируешь. Во-первых, такая деятельность оставляет «цифровой след» (выражение из конкурсного урока Игната Игнатова), который легко проверить. Во-вторых, достичь реальных результатов можно лишь применяя технологии постоянно. Вести урок, взаимодействовать с учениками, контролировать их работу в виртуальной реальности, дистанционно управлять экраном нужно одновременно. Неопытность на таком уроке будет видна невооруженным глазом. Посмотрите видео Екатерины Балькиной или урок учителя информатики из Москвы Игната Игнатова, и вам станет понятно, что они работают с интерактивной доской постоянно. [13]

Урок Игната Игнатова

Очевидно, что конкурс «Учитель года – 2018» отражает реальные тенденции развития информационных технологий в образовании: как позитивные, так и негативные. К последним я бы отнесла невостребованность виртуальных конструкторов и лабораторий. На экраны ноутбуков перенесли свои опыты только двое коллег: учитель химии из Брянска Юрий Клюев и Владимир Скрипкин, учитель физики из Рязанской области; лишь двое конкурсантов упомянули материалы Российской электронной школы, ни один не воспользовался электронными учебниками! [14, 15] Мне трудно с позиций рядового учителя ответить на вопрос, почему так происходит. Может быть, это показатель невостребованности таких электронных ресурсов современными преподавателями; может, они просто не подходят по своему формату под конкурсные испытания. Однако замечу, что преподаватели создают собственные разработки, пользуются популярными сервисами в Интернете, но игнорируют тот контент, в который государство вложило немалые бюджетные деньги.

Итого

Подводя итог моим размышлениям, могу констатировать, что ответы на большинство вопросов я получила. Объять необъятное, то есть использовать все наработки, заинтересовавшие меня на конкурсе, я не смогу, но многое из опыта коллег мне по силам. Особенно если у меня будет хотя бы малая толика технической поддержки и оснащения, увиденных мной в академической гимназии № 56. Увы! Проблема методического, технического, ресурсного обеспечения если и была обозначена на конкурсе, мы, рядовые учителя, об этом не узнали. После очередного испытания все конкурсанты, жюри и журналисты уехали в Москву, а там разговор с министром вели лишь пятеро финалистов, для которых это было конкурсным испытанием. Не лучший, я думаю, формат для серьезного разговора о проблемах современного образования. Так что ответа на последний, и самый главный, вопрос я так и не получила. Вот почему ровно через год я не буду расстраиваться, зная, что конкурсные испытания проходят без меня. Надеюсь, что в это время я буду находиться на конференции #EdCrunch и участвовать в дискуссиях, которые там разворачиваются.

P.S. Но я обязательно посмотрю в сети Интернет запись конкурсных испытаний.             

Литература и источники

  1. И.В. Крутова, Р.В. Пазин, Э.Н. Абдулаев. Методические квесты современного урока//ПИШ М., 2018 №4
  2. Видео всех конкурсных мероприятий размещены по адресу https://teacher-of-russia.ru/
  3. Урок Ильи Казанцева https://www.youtube.com/watch?v=JyO9B-LF_9Y&t=7s
  4. Урок Андрея Чечукова https://www.youtube.com/watch?v=YcV1AJj6f-s
  5. Урок Максима Новикова https://www.youtube.com/watch?v=4ys2BsZ38OU 
  6. learnis.ru 
  7. Урок Юлии Капалкиной https://www.youtube.com/watch?v=u9lvssgh6rM 
  8. Урок Григория Назарова https://www.youtube.com/watch?v=SRc5vcji14k 
  9. https://vk.com/club171947749
  10. Урок Екатерины Балькиной https://www.youtube.com/watch?v=wys9jMhgXVw
  11. Васильева назвала отказ от мобильных телефонов в школах правильным решением. [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://ria.ru/society/20180831/1527577831.html
  12. Эксперты оценили уровень обеспеченности российских школ компьютерной техникой. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ug.ru/news/21287
  13. Урок Игната Игнатова https://www.youtube.com/watch?v=qrDlLiNa8Ng
  14. Урок Юрия Клюева https://www.youtube.com/watch?v=fcy5wPWPREo 
  15. Урок Владимира Скрипкина https://www.youtube.com/watch?v=LNHax9M4Ijs
Читайте также
Комментарии (0)