Какие коррективы привнесла пандемия в школу: результаты исследования



Весной 2020 года сфера образования пережила массовую цифровизацию. Все участники процесса получили трудный опыт действий в условиях неопределенности. Одновременно с выполнением неотложных задач по переходу в онлайн и решением технических вопросов отрасль вплотную подошла к системной переоценке подходов к обучению. Какие перемены будут самыми заметными? В поисках ответа на этот вопрос образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» совместно с агентством Vinci Agency провела первое в своем роде исследование, которое отражает динамику 10 самых актуальных запросов в отношении обучения за последние 3 месяца и дает представление об основных векторах развития отрасли. С основными выводами знакомим читателей в нашей статье.

Проведя исследование «Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии», нам удалось показать, как меняется школьное образование во всех аспектах: от инструментов организации процесса до методик обучения и статуса учителя. Это полезные инсайты для всех, кто имеет отношение к образованию, − утверждает Иван Себедаш, директор по продукту «Учи.ру». 

Исследование содержит описание десяти трендов (актуальных подходов) в школьном образовании, в отношении которых зафиксирован стремительный рост поисковых запросов во время пандемии. Все тренды разбиты на три группы: цифровизация образования, новые или вновь получившие популярность подходы к обучению, новая роль учителя. 

Для каждого направления исследователи рассчитали сводный индекс силы, который демонстрирует интерес целевой аудитории. 

Цифровизация образования

По результатам исследования у этой группы самый высокий средний индекс силы − 82 (далее индексы указаны в скобках). 

Первый тренд здесь − «Zoom для школы» (86), который демонстрирует быстро растущую потребность общества в различных платформах для видеоконференций и совместного обучения. 

Во многих странах разрабатываются единые цифровые системы для онлайн-обучения, и Россия не стала исключением. C переходом школ на дистанционный формат обучения «Учи.ру» запустила «Виртуальный класс» — сервис для видеоуроков, доступный в личном кабинете учителя и позволяющий проводить индивидуальные и групповые онлайн-уроки с видео, демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальные маркер и указку. По итогам мая 2020 года более 110 тысяч учителей провели 810 тысяч уроков с помощью этого сервиса. 

Параллельно набирает популярность еще один тренд — «Массовый открытый онлайн-курс» (77). За последние три месяца пользователи искали в интернете различные МООК чаще, чем за минувшие пять лет. Эта форма дистанционного обучения получила ведущую роль и в России. Только на «Учи.ру» количество зарегистрированных школьников выросло до 8 млн (половина учащихся в стране), а сама платформа по итогам апреля заняла 2-е место в мире среди образовательных проектов и 11-е место по посещаемости среди всех российских сайтов, по данным компании Similarweb.

Новые или вновь получившие популярность подходы к обучению

В топ-3 самых сильных трендов этой группы, получившей средний индекс силы 48, вошли:

  • «Обучение по запросу / Inquiry-based learning» (70);
  • «Мобильное обучение / M-learning» (57);
  • «Гибкое обучение / Flexible learning» (57).

Все эти подходы предполагают более творческую и активную роль ученика и трансформацию учителя из лектора в мотиватора и коммуникатора. 

Также рост в этой группе демонстрируют «Смешанное обучение / Вlended learning» (48), «Перевернутый класс / Flipped classroom» (32) и STEAM-образование (24). 

Новая роль учителя

Третью строчку заняла группа «Новая роль учителя» с индексом 45. Анализ поисковых запросов в этом направлении позволяет сделать вывод, что после пандемии профессия учителя, с одной стороны, сохранит свою актуальность, а с другой − поставит перед педагогами новые задачи по адаптации к цифровому миру. 

Тренд «Цифровой учитель / Digital teacher» (52) говорит о растущем спросе на специалистов сферы образования с хорошей диджитал-подготовкой. В России учителя в целом обладают цифровой грамотностью, при этом в освоении технологических инноваций есть потенциал для роста. 

Еще один тренд этой группы − «Значимость учителей» (40) − показывает рост потребности в педагогах, престижа и статусности профессии. 

По словам сооснователя Vinci Agency Марии Лапук, уникальная методика исследования, состоящая в расчете силы трендов, помогла составить объективную картину перемен в школьном образовании в период пандемии с наглядной демонстрацией изменений в ожиданиях общества.


С исследованием «Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии» можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)