Какие профессии выбрали выпускники-2018

Mon Sep 24 2018 13:56:50 GMT+0000 (GMT)
4 0 428

Современные вузы и работодатели по-разному смотрят на процесс подготовки высококвалифицированных специалистов. Высшие школы ратуют за получение объемного комплекта знаний, влияющего на всестороннее развитие студента, вторым нужны люди-функции, которые будет жить своей работой и не отвлекаться на другие интересы. В том, как видят свое профессиональное будущее выпускники-2018, нам помог разобраться руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук Кирилл Кузнецов.

Глобальные тенденции и конкретные специальности

Стремительно меняющиеся реалии, развитие мобильных и интернет-ресурсов, блокчейн-технологий являются приоритетным, но не единственным фактором, влияющим на профессиональные предпочтения современных абитуриентов. Многое зависит от места жительства выпускника. Так в Москве, как в крупном торговом городе с невысоким уровнем промышленности, больше половины будущих студентов по-прежнему хотят научиться эффективно выстраивать коммуникации с людьми и развивать бизнес. Статистика Минпросвещения гласит, что в городах-миллиониках 22,3% абитуриентов в этом году выбрали науки об обществе. 

На втором месте по популярности – технология и инженерия, данное направление предпочли 15,6% выпускников. Выбор этих специальностей не зависит от места жительства абитуриентов. Однако с новыми технологичными специальностями, как уточняет Кирилл Кузнецов, связано немало мифов. Например, мода на онлайн-игры среди старшеклассников заставляет многих видеть себя разработчиком подобной продукции для геймеров. Тоже самое с технической организацией майнинга криптовалют: большинство поклонников блокчейн-технологий просто не понимают, что современная система образования не соответствует адресным требованиям работодателей или рынка в этой отрасли. Поэтому скорей всего придется потратить время и силы на смежную специальность, а потом параллельно с практикой получать дополнительное образование.

От технологии и инженерии ненамного отстают математика и естественные науки: выбор в их пользу в этом году сделали 15,5% абитуриентов. Гуманитарные науки будут изучать 11%, обучаться медицине – 10,9%. Аутсайдерами стали такие направления как педагогика (7,8%) и сельское хозяйство (1,9%).

- В стране тридцать-сорок вузов, дипломы которых ценят современные работодатели, – говорит Кирилл Кузнецов. – Но и поступить туда очень сложно, конкурс высокий. Знания, полученные в остальных высших школах, стабильные компании при приеме на работу тщательно проверяют. С выпускниками колледжей в этом смысле дела обстоят проще: многие учебные заведения готовят специалистов адресно, для определенного производства. Крупные холдинги в регионах присутствия набирают представителей конкретных профессий по целевой программе, обеспечивают учащихся практикой. Но в перспективе выпускники вузов занимают более высокие должности, соответственно, и доход у них выше. Поэтому тут главное решить для себя: будешь ли ты ради далекой перспективы самостоятельно искать работодателя, который превратит тебя из теоретика в эксперта своего направления и заплатит за это деньги, или просто вольешься в поток специалистов, которых уже ждут на стабильной, но ограниченной в плане карьерного роста работе.    

Время и абитуриент меняют друг друга

Разный взгляд вузов и работодателей на подготовку высококвалифицированных кадров, по словам Кирилла Кузнецова, приводит к тому, что сегодня молодым специалистам не хватает только профессионального образования. Чтобы соответствовать требованиям крупных компаний, не отставать от трендовых особенностей развития своей отрасли, нынешним выпускникам придется постоянно дополнительно развивать себя, в том числе за деньги. Поэтому так важно понять, какая специальность сделает из тебя успешного человека. Несмотря на плотный график современных школьников, огромное количество всевозможных секций и дополнительных занятий, сделать осознанный выбор профессии подросткам по-прежнему сложно. Как и раньше, многие выпускники вузов работают не специальности – потому что поступили «за компанию» или вняли советам родственников.

Почему точечное развитие талантов на всевозможных кружках не является залогом эффективного использования собственных способностей и интересов? Нынешнее поколение выпускников школ и вузов чувствует себя в состоянии неопределенности намного комфортнее, чем предыдущие. Детальное планирование будущего, мысли о том, как именно в долгосрочной перспективе использовать свои ресурсы, не являются основным условием успешной самореализации, как раньше. Времена меняются, а вместе с ними и требования к абитуриентам. Нынешним выпускникам не достаточно просто анализировать поступающую информацию – ее необходимо эффективно аккумулировать для достижения определенных результатов. Будучи более восприимчивыми к новому, нынешние старшеклассники и студенты в то же время не могут долго сосредотачиваться на одном и том же – особенность современной интернет-эпохи. Систематизация и стратегическое планирование уже не так популярны, как креативность и умение мотивировать окружающих на конкретные цели.

Изменилась и роль учителя в образовательном процессе. Если раньше преподаватель являлся проводником знаний, то сегодня он больше выступает, как мотиватор и специалист по коммуникациям. В интернете легко доступна любые знания, и задача учителя вовлечь школьников в правильные информационные потоки.

Профессия библиотекарь снова в моде

Кирилл Кузнецов уверен, что в течение ближайших десяти лет подход к выбору профессии изменится, станет более системным. Опыт сегодняшних выпускников и возрастающие требования к специалистам со стороны работодателей заставят абитуриентов заранее продумывать возможные варианты развития карьеры. Уже сейчас будущим участникам рынка труда доступно множество эффективных средств для самоопределения. Например акция «Всероссийская профдиагностика» предусматривает не только определение подходящих специальностей: зарегистрировавшись на портале, школьники узнают, как именно смогут развиваться в профессии, насколько будут востребованными среди работодателей, в какое учебное заведение лучше подать документы, чтобы получить соответствующий диплом. 

Что все-таки важней: популярность профессии или личные способности и интересы? Конечно, второе. Рынок труда подстраивается под динамичные реалии, и многие профессии снова возвращаются на передовые позиции. Яркий тому пример – профессия библиотекарь. Сегодня это не просто человек, который раскладывает книги и ведет картотеку за копеечную зарплату. Активное внедрение цифровых технологий сделали библиотекаря специалистом, организующим информационное пространство, и владеющим новыми технологиями, в том числе различной радио-видео аппаратурой. В библиотечном деле даже появились такие специальности, как библиотекарь-программист, библиотекарь-технолог, администратор баз данных и т.д.

То же самое с фермером – мода на ЗОЖ, правильное питание, экологически чистые продукты постепенно превращает бывшего «колхозника» в производителя трендовых товаров. Многие сетевые магазины организовывают целые линейки фермерских продуктов. Популярность набирает и сельский туризм, особенно среди семей с детьми. Оторванность подрастающего поколения от природы вынуждает родителей платить деньги за возможность окунуться в фермерский быт и чистый воздух. 

Современная экономика и высокая конкуренция во всех сферах заставляет представителей любых профессий постоянно самосовершенствоваться. Кирилл Кузнецов, много лет мотивирующий абитуриентов на успешную самореализацию, советует задумываться о выборе профессии заранее – и не только затем, чтобы потом всю жизнь не заниматься нелюбимым делом, а соответственно, не получать высокую зарплату. Обдуманное решение позволит максимально эффективно подготовиться к поступлению, занять бюджетное место и получать стипендию. 

Читайте также
Комментарии (0)
Антонина Изотова
все материалы автора
Журналист, руководитель PR-проектов ООО "БИЗНЕС-ИДЕЯ". Главный консультант по воспитанию и образованию сына и дочки :)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Какие профессии выбрали выпускники-2018

Тенденции и конкректные специальности
4 0 428

Mon Sep 24 2018 13:56:50 GMT+0000 (GMT)

Антонина Изотова
Подписаться

Современные вузы и работодатели по-разному смотрят на процесс подготовки высококвалифицированных специалистов. Высшие школы ратуют за получение объемного комплекта знаний, влияющего на всестороннее развитие студента, вторым нужны люди-функции, которые будет жить своей работой и не отвлекаться на другие интересы. В том, как видят свое профессиональное будущее выпускники-2018, нам помог разобраться руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук Кирилл Кузнецов.

Глобальные тенденции и конкретные специальности

Стремительно меняющиеся реалии, развитие мобильных и интернет-ресурсов, блокчейн-технологий являются приоритетным, но не единственным фактором, влияющим на профессиональные предпочтения современных абитуриентов. Многое зависит от места жительства выпускника. Так в Москве, как в крупном торговом городе с невысоким уровнем промышленности, больше половины будущих студентов по-прежнему хотят научиться эффективно выстраивать коммуникации с людьми и развивать бизнес. Статистика Минпросвещения гласит, что в городах-миллиониках 22,3% абитуриентов в этом году выбрали науки об обществе. 

На втором месте по популярности – технология и инженерия, данное направление предпочли 15,6% выпускников. Выбор этих специальностей не зависит от места жительства абитуриентов. Однако с новыми технологичными специальностями, как уточняет Кирилл Кузнецов, связано немало мифов. Например, мода на онлайн-игры среди старшеклассников заставляет многих видеть себя разработчиком подобной продукции для геймеров. Тоже самое с технической организацией майнинга криптовалют: большинство поклонников блокчейн-технологий просто не понимают, что современная система образования не соответствует адресным требованиям работодателей или рынка в этой отрасли. Поэтому скорей всего придется потратить время и силы на смежную специальность, а потом параллельно с практикой получать дополнительное образование.

От технологии и инженерии ненамного отстают математика и естественные науки: выбор в их пользу в этом году сделали 15,5% абитуриентов. Гуманитарные науки будут изучать 11%, обучаться медицине – 10,9%. Аутсайдерами стали такие направления как педагогика (7,8%) и сельское хозяйство (1,9%).

- В стране тридцать-сорок вузов, дипломы которых ценят современные работодатели, – говорит Кирилл Кузнецов. – Но и поступить туда очень сложно, конкурс высокий. Знания, полученные в остальных высших школах, стабильные компании при приеме на работу тщательно проверяют. С выпускниками колледжей в этом смысле дела обстоят проще: многие учебные заведения готовят специалистов адресно, для определенного производства. Крупные холдинги в регионах присутствия набирают представителей конкретных профессий по целевой программе, обеспечивают учащихся практикой. Но в перспективе выпускники вузов занимают более высокие должности, соответственно, и доход у них выше. Поэтому тут главное решить для себя: будешь ли ты ради далекой перспективы самостоятельно искать работодателя, который превратит тебя из теоретика в эксперта своего направления и заплатит за это деньги, или просто вольешься в поток специалистов, которых уже ждут на стабильной, но ограниченной в плане карьерного роста работе.    

Время и абитуриент меняют друг друга

Разный взгляд вузов и работодателей на подготовку высококвалифицированных кадров, по словам Кирилла Кузнецова, приводит к тому, что сегодня молодым специалистам не хватает только профессионального образования. Чтобы соответствовать требованиям крупных компаний, не отставать от трендовых особенностей развития своей отрасли, нынешним выпускникам придется постоянно дополнительно развивать себя, в том числе за деньги. Поэтому так важно понять, какая специальность сделает из тебя успешного человека. Несмотря на плотный график современных школьников, огромное количество всевозможных секций и дополнительных занятий, сделать осознанный выбор профессии подросткам по-прежнему сложно. Как и раньше, многие выпускники вузов работают не специальности – потому что поступили «за компанию» или вняли советам родственников.

Почему точечное развитие талантов на всевозможных кружках не является залогом эффективного использования собственных способностей и интересов? Нынешнее поколение выпускников школ и вузов чувствует себя в состоянии неопределенности намного комфортнее, чем предыдущие. Детальное планирование будущего, мысли о том, как именно в долгосрочной перспективе использовать свои ресурсы, не являются основным условием успешной самореализации, как раньше. Времена меняются, а вместе с ними и требования к абитуриентам. Нынешним выпускникам не достаточно просто анализировать поступающую информацию – ее необходимо эффективно аккумулировать для достижения определенных результатов. Будучи более восприимчивыми к новому, нынешние старшеклассники и студенты в то же время не могут долго сосредотачиваться на одном и том же – особенность современной интернет-эпохи. Систематизация и стратегическое планирование уже не так популярны, как креативность и умение мотивировать окружающих на конкретные цели.

Изменилась и роль учителя в образовательном процессе. Если раньше преподаватель являлся проводником знаний, то сегодня он больше выступает, как мотиватор и специалист по коммуникациям. В интернете легко доступна любые знания, и задача учителя вовлечь школьников в правильные информационные потоки.

Профессия библиотекарь снова в моде

Кирилл Кузнецов уверен, что в течение ближайших десяти лет подход к выбору профессии изменится, станет более системным. Опыт сегодняшних выпускников и возрастающие требования к специалистам со стороны работодателей заставят абитуриентов заранее продумывать возможные варианты развития карьеры. Уже сейчас будущим участникам рынка труда доступно множество эффективных средств для самоопределения. Например акция «Всероссийская профдиагностика» предусматривает не только определение подходящих специальностей: зарегистрировавшись на портале, школьники узнают, как именно смогут развиваться в профессии, насколько будут востребованными среди работодателей, в какое учебное заведение лучше подать документы, чтобы получить соответствующий диплом. 

Что все-таки важней: популярность профессии или личные способности и интересы? Конечно, второе. Рынок труда подстраивается под динамичные реалии, и многие профессии снова возвращаются на передовые позиции. Яркий тому пример – профессия библиотекарь. Сегодня это не просто человек, который раскладывает книги и ведет картотеку за копеечную зарплату. Активное внедрение цифровых технологий сделали библиотекаря специалистом, организующим информационное пространство, и владеющим новыми технологиями, в том числе различной радио-видео аппаратурой. В библиотечном деле даже появились такие специальности, как библиотекарь-программист, библиотекарь-технолог, администратор баз данных и т.д.

То же самое с фермером – мода на ЗОЖ, правильное питание, экологически чистые продукты постепенно превращает бывшего «колхозника» в производителя трендовых товаров. Многие сетевые магазины организовывают целые линейки фермерских продуктов. Популярность набирает и сельский туризм, особенно среди семей с детьми. Оторванность подрастающего поколения от природы вынуждает родителей платить деньги за возможность окунуться в фермерский быт и чистый воздух. 

Современная экономика и высокая конкуренция во всех сферах заставляет представителей любых профессий постоянно самосовершенствоваться. Кирилл Кузнецов, много лет мотивирующий абитуриентов на успешную самореализацию, советует задумываться о выборе профессии заранее – и не только затем, чтобы потом всю жизнь не заниматься нелюбимым делом, а соответственно, не получать высокую зарплату. Обдуманное решение позволит максимально эффективно подготовиться к поступлению, занять бюджетное место и получать стипендию. 

Читайте также
Комментарии (0)